Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенка

Диагностика и лечение

Диагностирует заикание команда врачей — терапевт, невролог, логопед, психолог. Необходимо выявить первоначальную причину расстройства речи.

https://youtube.com/watch?v=PCBRLUjPnEw

Алгоритм диагностики психологического заикания (на что обращают внимание):

  • анамнез заболевания;
  • генетический фактор;
  • своевременность развития основных навыков на первом году жизни;
  • начальная точка — в какое время и в каких обстоятельствах впервые проявилось;
  • частоту судорог;
  • особенности речевого развития;
  • сопутствующие отклонения в здоровье и развитии.

Назначают дополнительные обследования у отоларинголога — оценивают фонематический слух.

Невролог рекомендует провести:

  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалограмма;
  • МРТ головы и шейного отдела.

Результаты этих исследований подтвердят или исключат причину возникновения речевого дефекта в следствие заболеваний коры и оболочек головного мозга, ЦНС.

По итогу исследований логопед описывает форму, степень, характер судорог. Исключает у больного тахилалию, дизартрию, спотыкание речи. После специалист назначает одну из индивидуальных схем коррекции. Прогноз благоприятный: уже в течение первого года комплексного лечения наблюдается стойкий результат при соблюдении всех мер и рекомендаций.

Компьютерные программы

Коррекция заикания у детей дошкольного возраста может проводиться с использованием компьютерных программ, действие которых направлено на синхронизацию слухового и речевого центра.

Преодоление заикания происходит за счет того, что ребенок произносит слова в микрофон и слышит их с задержкой, пытаясь, таким образом, под него подстроится. Речь детей становится плавной и непрерывной. Данные упражнения при заикании позволяют заикающемуся малышу тренировать интонации голоса в разных ситуациях: недовольства, гнева, возмущения и др.

Медикаментозное лечение

Если малышу поставлен диагноз профильным специалистом, то лекарство от заикания может стать одним из компонентов общего курса, направленного на устранение заикания у детей младшего школьного возраста.

Чаще всего врачами назначаются препараты, способными нейтрализовать блокирующее действие тех веществ, которые мешают нормальной работе нервных центров. Для достижения максимального эффекта лекарства и народные средства в виде настоев и отваров успокаивающих трав комбинируют.

При правильно подобранных всех составляющих комплекса, лечение заикания у детей в домашних условиях может очень быстро дать положительный результат.

Лечение по Комаровскому

В сети можно найти видео и форум доктора Комаровского, где обсуждается, в том числе и то, как избавиться от заикания и что нужно делать родителям для преодоления заикания у детей младшего дошкольника. Комаровский обращает внимания на то, что должны сделать родители, чтобы в домашних условиях поддержать лечение логопеда и психолога и способствовать тому, чтобы их дети не заикались.

  • Обеспечить точное соблюдение режима дня. Всему должно быть свое время.
  • Никаких стрессов и тяжелых переживаний в течении дня, а перед сном, вечером, только спокойные развлечения, никаких ярких переживаний.
  • Для укрепления нервной системы больше прогулок на свежем воздухе.
  • Выполнение рекомендаций лечащих врачей, направленных на лечение конкретной формы заикания.

И тогда, говорит Комаровский, вполне возможно провести коррекцию и избавиться от заикания.

Согласно отзывов родителей, которые пытались отучить малышей от разных форм заикания, используя современные методики коррекции заикания, исправить речь малыша можно, если не прошло много времени с появления первых симптомов.

Какой врач лечит заикание, определяется в зависимости от причины и формы заикания и чем сильнее проявление заболевания, тем больше вероятность, что придется прибегнуть к более сложной коррекции заикания и дольше исправлять дефект. Если заболевание сильно запущено, то существует шанс, что дефект речи не пройдет, а только сгладиться.

Важно!!! В процессе лечения малыша важна настойчивость и постоянство, главное помнить, что легких путей не бывает. Занятия с логопедом: заикание

Занятия с логопедом: заикание

Степени логоневроза и как его отличить от временных проблем с речью

Однако не всегда проблемы с речью говорят о возникновении заикания. Доктор Антонова рассказала, как можно отличить настоящее заикание от временных проблем с речью.

Как оказалось, у детей дошкольного возраста при становлении речи случаются нарушения плавности речи, но связаны они исключительно с возрастными изменениями. Дело в том, что повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные несовершенством слухового и речедвигательного анализаторов, считаются нормой развития ребенка и проходят без врачебного вмешательства.

Нарушения плавности речи

  • Ребенок повторяет слоги или слова один раз: при-примерно так.
  • Иногда ребенок подбирает слово или пытается следить за звуками в речи, а затем точно так же произносить их.
  • Паузы могут заполняться различными звуками, характеризующими мыслительный процесс.

Плавность речи в таких случаях возвращается уже после пяти лет, и ребенок начинает свободно говорить.

Для сравнения логопед отметила, что у заикания есть несколько степеней и их легко отличить по характерным признакам.

Легкая степень заикания

  • Запинки в речи присутствуют на постоянной основе.
  • Ребенок повторяет слоги или слова более двух раз: при-при-при-примерно так.
  • На лице и мышцах возникает сильное напряжение, которое говорит о беспокойстве и дискомфорте ребенка.
  • Может возникать так называемый ступор — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
  • Голос тоже может меняться: он становится слабым, тихим и зажатым, будто малыш хочет его спрятать.

Тяжелая степень

  • Запинки в речи наблюдаются постоянно и их довольно много.
  • Ребенок говорит с большим напряжением, испытывая дискомфорт. Расслабиться ему помогают определенные движения, которые могут казаться зацикленными.
  • В эмоциональные моменты запинки и проявления прочих дефектов речи резко усиливаются.

Приступаем к лечению

К счастью, в наше время от заикания легко избавиться. В интервью нашему изданию логопед Ирина Антонова рассказала, как правильно лечить заикание у детей. Для начала необходимо показать свое чадо неврологу и логопеду, психологу или психиатру. Так специалист сможет определить природу заикания и назначит правильное лечение. Затем нужно строго придерживаться рекомендаций врача.

Важно!

  • Постарайтесь не задавать много вопросов. Лучшие вопросы — на которые можно ответить коротко «да» и «нет». Играйте в игры-молчанки.
  • Читайте ребенку с удовольствием, ему должно быть интересно. Речь должна быть плавной. По времени читайте столько, сколько ребенок готов слушать. Не переутомляйте.
  • Ежедневно занимайтесь продуктивными видами деятельности (конструкторы, лего, кубики, лепка из пластилина или песка, рисование), сопровождайте действия словами.
  • Посильная помощь по дому (подмести пол, протереть пыль, собрать игрушки, разложить вещи, полить цветы, покормить рыбок, принять участие в приготовлении пищи).
Важно  Принимать ли лекарство Прегабалин: инструкция по применению, отзывы врачей и пациентов, ближайшие аналоги

Обратите внимание на мотивацию к общению и самооценку ребенка. Старайтесь не замечать запинки и во время разговора не просите его остановиться и произнести все заново

Лучше поощрять малыша и отмечать его прогресс: «хорошо, я понял тебя», «мне нравится слушать твой голос», «какое интересное слово», «ты молодец!»

Если же у ребенка возникли сильные трудности в произношении какого-то слова, то обязательно помогите ему. Старайтесь как можно чаще показывать свою радость от общения с ним и говорите с удовольствием, советует врач.

  • Если заметили усиление запинок, то на время ограничьте общение с большим количеством людей. Не посещайте детский сад, торговые центры, не ходите в гости и на зрелищные мероприятия.
  • Не перегружайте ребенка интеллектуально и физически. Исключите просмотр программ ТВ, прослушивание музыки на высокой громкости. Замените все на чтение спокойных сказок и пение с ребенком.
  • Также старайтесь делать малышу приятный расслабляющий массаж, как можно больше времени проводите на свежем воздухе, купайтесь в бассейне и играйте в различные развивающие игры.

Врач посоветовала настроиться на лучшее и понять, что борьба с заиканием — это сложный и трудный процесс. Однако логоневроз излечим, если не медлить и обратиться к специалистам при первых признаках заболевания.

Заикание у дошкольников: причины возникновения

Заикание (дисфемия) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи. Дисфемию вызывают спазмы мышц речевого аппарата.

Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенка

Специалисты выделяют 3 типа спазмов:

  1. Тонические. Наступают во время резкого и непроизвольного повышения тонуса определенных групп мышц. В речи они проявляются протяжными и напряженными звуками, длительными паузами (например, ребенок может говорить “д…(пауза)А (напряженно)..бавить») . Во время тонических судорог у ребенка наблюдаются определенные вегетативные реакции: покраснение или побледнение кожи, выступление капелек пота, общее напряжение.
  2. Клонические. Характеризуются непроизвольным многократным и ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Во время клонических судорог заикающийся многократно повторяет один и тот же слог или звук (например, «дддддддд..обавить»)
  3. Смешанные . Если заикание уже успело закрепиться в речи, как правило, встречаются судороги смешанных видов.

Почему возникает заикание у дошкольников?

Ученые выяснили, что заикание возникает при наличии хотя бы одного из следующих факторов:

  1. Незначительное повреждение центральной нервной системы. Почти у всех заик встречаются незначительные поражения головного мозга. Как правило, они возникают внутриутробно или во время родов. Внешне это никак не проявляется и не влияет на общее развитие ребенка. Однако при внимательном наблюдении у таких детей могут выявляться трудности с тонкими движениями, тревожность и излишняя впечатлительность.
  1. Раннее или слишком позднее (3-4 года) возникновение фразовой речи. Заикание очень часто встречается у малышей, которые рано начали говорить фразами и предложениями. Таким детям есть, что сказать, но физиологически их желание не совпадает с возможностями. Это ведет к частому повторению слогов, слов и словосочетаний. Такая же картина наблюдается и при позднем возникновении фразовой речи (ближе к 4 годам). В этот возрастной период совершенствуется координация мышц артикуляционного аппарата, и активный речевой всплеск может замедлить процесс.   
  1. Надо сказать, что наиболее кризисный период для возникновения заикания – от 2 до 6 лет, когда идет активное развитие речи. Причем у мальчиков риск развития дисфемии в 4 раза выше, чем у девочек, потому что у девочек быстрее развиваются речевые и двигательные механизмы.
  1. Функциональная асимметрия мозга. Замечено, что заикание чаще встречается у левшей. Речь вообще является «слабым» звеном для правополушарных (леворуких) людей. Поэтому если ваш ребенок – левша, рекомендуем ознакомиться с особенностями развития речи у левшей.
  1. Наследственность. Риск развития заикания существенно выше, если в роду были заикающиеся родственники. Очевидно, генетически наследуются определенные «проблемные зоны» центральных речевых механизмов. По статистике, если заикается мужчина, риск рождения детей с дисфемией: 22% – при рождении мальчика, 9% – девочки. Если заикается женщина: 36% – при рождении мальчика, 17% – девочки. К тому же дети часто стремятся подражать заикающимся родственникам, и это тоже может послужить толчком к развитию заикания.

Психологическая травма. Наверняка, вы часто слышали, что ребенок может начать заикаться после сильного испуга или психической травмы.  Действительно, чрезмерная нагрузка на психику (постоянное психологическое напряжение, испуг, даже чрезмерная радость) может запустить развитие дисфемии, но только если ребенок от рождения был к этому предрасположен

 Поэтому очень важно сохранять во что бы то ни стало спокойную психологическую обстановку дома, строить отношения с ребенком и домочадцами на доверии и любви, исключить крики и приказной тон по отношению к маленькому ребенку.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора. При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.
Важно  Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенкаВ группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто. У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства

Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой

Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок

Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Причины

Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное

Причины врожденного заикания у детей:

  1. Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
  2. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
  3. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
  4. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.

Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное

Причины приобретенного заикания у детей:

  1. Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
  2. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
  3. Повышенные требования родителей.
  4. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
  5. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
  6. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
  7. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.
Важно  Геморрагический инсульт — тяжелый удар по мозгу

Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

Общие принципы лечения логоневроза

Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенкаТак как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания

Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

21,754 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Общие понятия

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенка

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Оцените статью
Добавить комментарий