Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Логопедическая работа

Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):

  • с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
  • на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
  • нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
  • на развитие способности к звукоподражанию;
  • на развитие артикуляционного аппарата.

Профилактика ЗРПР

При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.

В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Развивающее занятие для ребенка

Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

Диагностика

Для постановки верного диагноза ребенок нуждается в осмотре несколькими специалистами. Невролог оценивает состояние головного мозга, назначает ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий. С помощью этих исследований устанавливается наличие патологий.

Отоларинголог исключает такие заболевания, как глухота и хронический отит, наличие аденоидов, ведь подобные недуги могут стать причиной ЗРР. Обращение к офтальмологу поможет исключить проблемы со зрением.

Также обследования проводятся логопедом. Он пишет историю болезни, знакомиться с выводами в карте уже пройденных докторов. Определяет настоящее состояние речевого аппарата ребенка, особенности его коммуникации, насколько развиты слуховые и зрительные реакции.

До года поведение ребенка рассматривается при нахождении его в естественной среде и искусственно созданной. Анализу подвергаются доречевые реакции и голосовые проявления.

После года врач проверяет, насколько обширен активный и пассивный словарный запас малыша, его общее речевое поведение, присутствуют ли при разговоре с ним фразы, предложения. Чаще логопеды прибегают к использованию в практике Денверского теста (он показывает психомоторное развитие), шкалам Гриффитса и Бейли. Эти методы помогают провести диагностику психологического и речевого развития малыша.

Профилактика расстройства

Профилактика проблем с речевым и психическим развитием малыша начинается во время благоприятного течения беременности, родов и послеродового периода. Маме следует отказаться от вредных привычек, побольше разговаривать с малышом, включать ему мелодичную красивую музыку, петь песни, читать сказки и стихи.

Проходя все необходимые в связи со здоровьем ребенка обследования, нужно не забывать о проверке остроты его зрения и слуха. Лучше, если игрушки, с которыми играет малыш, будут иметь не только развлекательную, но и развивающую направленность. А информацию, не относящуюся к зоне актуального развития ребенка (телевизор, «непонятные» взрослые разговоры и новости) следует ограничить.

Важно обеспечить здоровые, адекватные семейные отношения. Взрослым следует соблюдать речевую культуру, начинать с себя

Родителям нужно побольше общаться с ребенком, проявлять интерес к его внутреннему миру. Замечено, что малыши, растущие в атмосфере любви и внимания, редко страдают ЗРР. Эффективность коррекционных мероприятий также зависит от совместных усилий врачей, педагогов и родителей. Только их слаженными действиями возможно достижение положительного результата.

Общеизвестно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. К детскому отставанию в речевом развитии это относится в большой степени. Чем раньше будут начаты лечебные и развивающие занятия, тем больше шансов на скорейшее достижение успеха. Как правило, при устранении сопутствующих факторов и правильно организованной коррекции дети с ЗРР уже в младшем школьном возрасте догоняют своих сверстников.

Ребенок левша или правша

Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Не даром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически, но, тем не менее, хотя бы доли секунд необходимы для данной операции. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.

При этом немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.

Любовь Ложникова
мама чудесных погодков Левушки (11.11.01) и Иришки (04.06.03)[email protected]

Нормальное речевое развитие

Задержка речевого развития обусловлена нарушением основных этапов и условных норм речевой развитости детей малого возраста.

При появлении на свет ребёнок издаёт характерный крик, который выступает его первой речевой реакцией в итоге. Для реализации детскому крику необходимо участие голосовых, артикуляционных и дыхательных отделов речевого аппарата. Как правило, крик появляется на первой минуте жизни младенца, а его звучание и громкость могут рассказать о многом специалисту-неонатологу об общем состоянии новорожденного.

Считается, что первый год жизни — это предречевой (подготовительный) период, в процессе которого малыш проходит этапы гуления (1,5-2 месяца), лепета (4-5 месяцев), а также лепетных (7-8,5 месяцев) и первых слов (9-10 месяцев у девочек и на месяц позже у мальчиков – 11-12 месяцев).

Важно  Что такое абсцесс головного мозга и как с ним бороться

Согласно нормам на первом году жизни активный словарь ребёнка насчитывает до десяти терминов, которые состоят из таких открытых слогов, как па-па, ма-ма, дя-дя, ба-ба и прочих. Пассивный словарь маленького ребенка может содержать до 200 выражений, это в основном названия повседневных действий и предметов. До определённых пор пассивный словарь значительно превышает активный, то есть число терминов, смысл которых ребёнку понятен, гораздо выше списка произносимых ребёнком.

В возрасте от 1,6 — 1,8 месяцев у малыша начинается «лексический взрыв», это когда слова из пассивного списка включаются в активный. Некоторые дети переживают затянутый период пассивный речевых навыков включительно до 2 лет, но в целом их психическое и речевое развитие проходит нормально. Чаще всего такие поздние малыши впоследствии не только догоняют рано заговоривших одногодок, но и перегоняют их в речевом развитии.

Специалисты утверждают, что когда словарь активных слов у ребёнка насчитывает порядком 40-60 слов, он способен перейти к произношению фраз. Приблизительно к двум годам жизни ребёнок начинает употреблять простые двухсловные предложения, а его активный словарь увеличивается до 50-100 слов.

В 2,5 малыш уже строит развернутые предложения из 3-4 слов.

В 3-4 года ваше чадо уже может усваивать некоторые грамматические формы, способно говорить предложениями, которые имеют смысловую связь, таким образом, у него формируется связная речь.

Также происходит активное использование местоимений, наречий и прилагательных, изучаются грамматические категории (изменение слов по родам и числам). Запас слов у дитя вырастает до 500-800 терминов в 3 года включительно и до 1000-1500 выражений к 4 годам.

Допускается отклонение нормы в сроках формирования рассматриваемых навыков на несколько месяцев у девочек и на 4-5 месяцев у мальчиков. Только специалисту под силу определить, есть ли запаздывание сроков формирования активной речи или же это всего лишь индивидуальная особенность.

Такими специалистами являются детские неврологи, логопеды, педиатры. Очень важна возможность наблюдать малыша в динамике.

Чтобы понять, насколько плачевна ситуация в каждом конкретном случае, стоит ознакомиться с нормами формирования речевых навыков для разных периодов взросления.

  1. В возрасте до 12 мес. ребенок произносит отдельные слоги и звуки, распознает предметы, которыми ежедневно пользуется. Это может быть стол, ложечка, бутылочка, коляска и т. д. В некоторых случаях наблюдается произношение отдельных слогов, которые можно принять за слова папа или мама.
  2. В возрасте до 15 месяцев малыш подражает взрослым в плане фраз и звуков, произносит первые простые двусложные слова. Наблюдается осознанная реакция на просьбу выполнить простые действия – танцевать, дать игрушку.
  3. Ребенок возрастом до 2 лет имеем словарный запас из 20-30 терминов, выговаривает простые предложения из нескольких слов, распознает часто используемые предметы и указывает на части тела по просьбе взрослых.
  4. Малыш в возрасте 3 лет оперирует словарным запасом из более сотни терминов, общается предложениями из более трех слов, умеет сравнивать предметы по характеристикам темное и светлое, маленькое и большое и т. д.

Диагностика и лечение задержек речевого развития

Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).

В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы

Сроки лечения ЗРР

Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.

Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры — лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно — в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент — чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.

Gnomik.ru

Общепринятые нормы

Для определения степени развития ребенка существуют четкие нормы, которые помогают самостоятельно узнать о наличии проблем с общением:

Важно  Ладонно подбородочный рефлекс Маринеску Радовичи
Возраст Умения
1 год – 1 год 6 месяцев Ребенок понимает, что от него хотят взрослые. Реагирует, когда его зовут. Показывает пальцем на предметы, если его просят родители. Словарный запас примерно 20 слов.
2 года Составляет предложение из двух слов.
2 года 6 месяцев Словарный запас 300 слов.
3 года Малыш может описать, что нарисовано на картинке и рассказать о себе.
4 года – 4 года 5 месяцев Начинает пытаться составлять предложения из четырех слов. Ребенок способен ответить на любой вопрос.
6 – 7 лет Ребенок активно поддерживает беседу. В его распоряжении минимум 1000 слов.

Обращаться за помощью к специалисту следует, если ребенок в 3 года практически не разговаривает и не понимает обращений в свой адрес.

 Загрузка …

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность

Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:  

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Куда обращаться при первых симптомах задержки речи?

Первичное обследование если у ребенка задержка развития речи лучше всего пройти сразу у трех специалистов: психиатра, логопеда и детского невролога, это поможет поставить правильный диагноз и качественно пройти лечение. В первую очередь необходимо выявить причину, в чем она состоит. В этих целях проводится беседа с родителями: как проходила беременность, если не было осложнений во время родов, как малыш развивался первые месяцы жизни.

После разговора с родителями будет проводиться диагностика ребенка, состоящая из нескольких тестов, для выявления соответствия развития малыша его возрасту. Если причина задержки является неврологической, связанная с дисфункцией головного мозга, тогда будет назначено медикаментозное лечение. Ребенку пропишут препараты для повышения и улучшения мозговой активности.

Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда

Специалист подойдет к этому вопросу комплексно, и наряду с развитием у ребенка речи будет вестись работа по развитию над его мышлением, внимание, памятью и воображению. Все эти функции взаимосвязаны между собой, способные привести к активизации друг друга

Наряду с этим логопед проведет занятия для развития фонематического слуха, то есть восприятие звука при разговоре. Дети часто путают похожие при произношении согласные такие как, в и ф, т и д, из- за этого речь искажается, а если над этим не работать тогда она такой и останется.

Налаживания структуры правильного произношения слов и моторики — если малыш при разговоре путает местами, переставляет в словах слоги, тоже логопед сможет помочь.

Также будет уделено внимание пополнению словарного запаса малыша, расширению его кругозора, формированию речевых навыков и артикуляции. Для этого существует ряд занятий и упражнений, разработанные специалистами, которые при комплексном применении приведут к хорошим результатам

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

МКБ

Клинические симптомы ЗРР

Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.

Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
  • Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
  • Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
  • Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Отсутствие реакции на свое имя.
  • Нарушения глотания и жевания.
Важно  Роль восстановительного массажа при инсульте

На заметку! Исходя из вышеперечисленных симптомов, можно сделать вывод о том, как выглядит клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.

Специфические расстройства развития речи и языка

В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Коррекция речевых нарушений

Дополнительные факты о ЗРР

Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим

Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический

Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим

Симптомы ЗРР

Основные признаки, свидетельствующие о ненормальном развитии речевых способностей у детей до 4 лет:

  • отсутствуют проявления формирования речи с 6 месяцев до 1 года;
  • ребенок плохо произносит звуки и не реагирует на речь взрослых в первый год жизни;
  • в полтора года не стремится повторять слова;
  • малыш не выполняет простых просьб родителей в 2 года;
  • после 2 лет не выговаривает отдельных слов;
  • в 2 года 6 месяцев не понимает значение простых слов;
  • в 3 года не разговаривает предложениями, состоящими из 2-3 слов;
  • кроха заменяет слова жестами;
  • звукопроизношение нарушено;
  • ребенок не говорит названия простых предметов;
  • не знает, как позвать родителей;
  • не понимает значение вопросов.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Чтобы исключить или подтвердить диагноз ЗРР необходимо при первом проявлении даже одного симптома обратиться к специалисту за консультацией.

Внутриутробная и родовая гипоксия

Думаю, нет смысла говорить о гипоксии достаточно много, так как о ней можно написать отдельные статьи, труды. Следствием гипоксии зачастую являются определенные нарушения в ЦНС (центральной нервной системе), сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системах (та же дисплазия), гипоксия влияет практически на все органы и системы жизнеобеспечения организма. Проблемы, связанные с ЦНС, могут привести к тому, что ребенок недостаточно усваивает информацию и не вполне может воспроизвести взрослую речь. В таких случаях говорят об анаритрии (как варианты — афазия, дизартрия, дислалия), то есть о неспособности к членораздельной речи, при которой ребенок долго не может произносить простые слова либо выговаривает их с нарушением произношения.

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Наличие определенных болезней у ребенка

В группе риска по ЗРР — дети с явными (и неявными) психическими нарушениями. Чаще всего это дети с заметными физическими признаками слабоумия, больные синдромом Дауна. Зачастую у них встречается тахилилия — ускоренная речь. Болезненные изменения в ЦНС также бывают причиной задержки речи. В этой группе детей определяли иногда признаки перенесенного менинго-энцефалита или остаточных явлений кровоизлияния в мозг при тяжелых или преждевременных родах, реже — вследствие поствакцинальных энцефалитов.

В не меньшей мере аутизм может способствовать тому, что вполне нормально говорящему ребенку приписывают ЗРР из-за его личных особенностей. Хотя он также может и не хотеть разговаривать.

Дети с нарушением эндокринной системы также часто подвержены ЗРР. Это дети с такими заболеваниями, как диабет, ожирение, патологический рост и др.

Заикание также способствует ЗРР. Причем это может быть как наследственная болезнь, так и приобретенная в силу обстоятельств.

Также сюда можно отнести и различные виды шепелявости, такие как межзубная, призубная, боковая, свистящая, небная, носовая, гортанная и некоторые другие, более редкие.

Лично у меня (по маминому роду) межзубная шепелявость. Она практически не заметна, но, иногда, при быстрой речи на моем родном украинском языке, она очень напоминает свистящую, когда звуки «с» и «з» становятся особенно отчетливы. А объясняется просто, у меня между 2 и 3 верхними зубами есть «дырка» в ширину зуба, как раз 3-ки. Причем это наследственная патология, которая есть у очень многих моих родственников по маминой линии.

Наверное, сюда следует также добавить и гнусавость. Которая объясняется физиологией небно-глоточного затвора или органических изменениях в носовых пространствах.

Иногда своего взрослого(!) мужа я не понимаю из-за его гнусавости, которая очень напоминает «французскую» манеру разговора.

Оцените статью
Добавить комментарий