Виды задержки психического развития
- ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
- ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
- ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
- ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.
Эмоционально-волевая сфера
Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:
- постоянные резкие перепады настроения;
- внушаемость, быстро попадает под влияние других;
- частые проявления агрессии, вспышки гнева;
- повышенная тревожность, страх;
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- не желание что-либо сделать;
- неспособность к самостоятельным действиям;
- гиперактивность;
- нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.
В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.
Малыш с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать.
В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.
Особенности учебной деятельности
При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:
- они умеют находить решения соответственно с возрастной нормой;
- они охотно принимают помощь;
- урок нужно максимально разнообразить с помощью дидактических материалов, дополнительных упражнений и физкульт-минуток;
- они лучше понимают сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению;
- они могут уловить сюжет, понять и решить задачу, что-то запомнить.
Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с классом, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.
Дети, у которых выявлена задержка психического развития, могут обучаться в обычной школе, если данное нарушение не приобрело запущенную форму или не вызвано тяжелыми органическими поражениями ЦНС. Поэтому при выборе между обычной школой и коррекционной, родителем необходимо руководствоваться мнением психолога, дефектолога и невролога, которые занимаются лечением ребенка. Если они рекомендуют отдать малыша в спецшколу, расстраиваться не нужно: во-первых, ему там будет действительно лучше, во-вторых, коррекция пойдет быстрее, в-третьих, потом можно перевестись в обычную школу, когда психическое развитие нормализуется.
Обучение
Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:
- проблемы с концентрацией внимания;
- замедленность или реактивность реакции;
- быстро наступающая усталость;
- несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
- сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
- затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
- нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.
Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).
Речевая сфера | Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи | Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций | Малый словарный запас |
Мелкая моторика | Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию | Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики | Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире |
Восприятие | Несформированность графических умений | Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения | Проблемы со всеми видами запоминания |
Познавательная сфера | Затруднения с освоением навыков рисования и письма | Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр | Неспособность выполнять творческие задания |
Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.
Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.
На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:
- могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
- отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
- с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.
Описание личных качеств детей с ЗПР
Дети с задержкой развития — их психологические характеристики:
Главная черта — несформированность внимания, влияющая на процесс обучения
Природа внимания разная: одни способны максимально сосредоточиться вначале работы, затем внимание снижается. Другие переключаются после выполнения какой-либо задачи
Третьи сосредотачиваются и расслабляются периодически.
Низкая продуктивность и устойчивость памяти. С увеличением нагрузок в школе ребенок не справляется, отстает в среднем на 2 года в развитии.
Слабость мыслительной деятельности, неспособность к обоснованию, выводам.
Отсутствие инициативы, познавательной активности, которая присуща нормально развивающимся детям, отсутствие мотивации.
Речевые отклонения, неспособность сформировать логическое предложение из-за плохого понимания смысла. С этим связано плохое запоминание материала и невозможность его воспроизведения.
У детей с ЗПР формируется негативное отношение к школе из-за слабой учебной мотивации. Постоянные неудачи укрепляют отрицательное эмоциональное отношение.
Усугубляют проблему:
- низкий уровень интеллекта и образования родителей, неосознавание ими проблемы;
- недостаточное материальное обеспечение;
- разные подходы к воспитанию у всех членов семьи;
- проживание в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой;
- долгосрочные стрессовые ситуации, в которых ребенок вынужден пребывать.
Сочетание социальных факторов и состояния здоровья дает прогноз, насколько ситуация поддается коррекции.
Психическое развитие детей с ЗПР
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Малыши с ЗПР стараются избегать заданий, в которых нужно прилагать интеллектуальные усилия и преодолевать трудности. Ребенок может частично выполнить задачу, выполнив только простую ее часть. У таких малышей отсутствует мотивация и нацеленность на результат. Они стараются выполнить задание как можно быстрее, а не качественнее, не разобравшись с правилами и инструкциями.
При обучении малыш действует интуитивно. Часто ответ дети с ЗПР дают верный, но объяснить ход решения и собственных мыслей они не способны.
Также малыши не умеют действовать по образцу, кроха не может проанализировать образец, выделить основные части и повторить данную структуру в самостоятельной деятельности.
Интеллектуальные способности с детей с задержкой психического развития не соответствуют возрасту по причине нарушений в формировании памяти, мышления, речи и внимания.
Внимание
Развитие ребенка с задержкой психического развития. Нарушения внимания у детей с ЗПР имеют индивидуальные особенности проявления. У одних малышей наиболее высокая работоспособность и концентрация внимания отмечается в начале деятельности и выполнения заданий, для других более продуктивный период наступает после середины занятия и им нужно больше времени для включения в деятельность.
А бывает и так, что у ребенка на всем протяжении занятия происходят периодические колебания уровня работоспособности и внимания.
В наибольшей степени у детей с ЗПР нарушено произвольное внимание
Память
Память детей с задержкой психического развития имеет важную особенность. Такие малыши обладают отличной наглядной памятью, но плохо запоминают словесную информацию. Поэтому для таких детей особенно важна форма преподнесения новых знаний.
У детей с ЗПР отмечаются проблемы, как с кратковременной памятью, так и с долговременной, при произвольном и непроизвольном запоминании. Логическая память также страдает из-за проблем со смысловой переработкой полученной информации.
Нарушен объем памяти и скорость запоминания.
При коррекции процессов памяти важен соответствующий рацион ребенка. Для развития памяти диетологи советуют включать в меню разнообразные продукты: рыбу, мясо, орехи: грецкие, кедровые и др. Подробную информацию о пользе орехов для детей вы можете прочесть в нашей статье ЗДЕСЬ и в статье
Мышление
На развитие мышления влияют следующие психические процессы:
- уровень восприятия и знаний об окружающем мире, чем он выше и богаче, тем более сложные выводы способен сделать малыш;
- уровень развития внимания;
- степень речевого развития, в особенности словарного запаса.
Особенностью детей с ЗПР является отставание в формировании различных форм мышления. Образное мышление в большинстве случаев отсутствует полностью.
В отличие от детей с умственной отсталостью, у крох с ЗПР сохранена способность принимать помощь взрослых, обобщать, переносить полученные навыки в другие ситуации.
Моторика
В дошкольном периоде у малышей с ЗПР наблюдаются трудности с общей, а в особенности, с мелкой моторикой.
Проблема выражается в следующих проявлениях:
- страдает техника движений;
- сформированы в слабой степени навыки самообслуживания;
- проявляются недостатки психомоторики;
- отсутствуют навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации;
- нарушены двигательные характеристики в виде ловкости, быстроты, точности, координации, быстроты и силы.
Многие дети с ЗПР по причине нарушений моторики не умеют пользоваться ножницами, неправильно держат ручку и карандаш, кисточку, а также не способны контролировать степень нажима на бумагу.
Грубых двигательных патологий у крох с ЗПР нет, но степень развития моторных и физических навыков находится на более низком уровне в сравнении со сверстниками.
Речь
У детей с ЗПР часто наблюдается задержка речевого развития, которая проявляется в следующих нарушениях:
- более позднее появление в речи слогов, слов и предложений;
- проблемы с овладением грамматическим строем;
- нарушения связной речи;
- отсутствие умения планировать собственную деятельность с помощью речи;
- дефекты произношения отдельных звуков и слов;
- переставление слогов в словах;
- нарушения внутренней речи, влияющей на логическое мышление;
- наличие скудного словарного запаса.
Также малыши с ЗПР могут и вовсе не уметь разговаривать.
Для одних детей с ЗПР речевые нарушения проявляется в легкой степени, для других — в более тяжелой, что говорит о сочетании задержки психического и речевого развития.
Классификация задержки развития
В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.
Параметры | Задержка развития из-за психического инфантилизма | ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием |
Причины | Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов | Недостаточная функция нервной системы |
Преобладающие факторы | Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью | Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность |
На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:
- Конституциональное;
- Соматогенное;
- Психогенное;
- Церебральное.
Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.
ЗПР конституционного вида
При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.
Для таких ребят присущи следующие черты:
- Яркие эмоциональные всплески;
- Наивность;
- Желание проводить обучение в игровой форме;
- Легкое внушение;
- Доверчивость.
Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».
ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.
Соматогенная ЗПР
Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.
Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:
- Отсутствие уверенности;
- Капризность;
- Вялость.
Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.
Психогенный вид ЗПР
Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.
Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.
Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий
Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят
Классификация церебральной задержки развития
ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:
- осложненная беременность,
- интоксикация плода в утробе,
- заболевания на 1 году жизни.
Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:
- Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
- Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.
Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.
Памятка для родителей
Для объективного анализа ситуации родителям нужно запомнить несколько фактов:
- В большинстве случаев диагноз ЗПР снимается к 10-14 годам.
- Ребенка не могут принудительно перевести в коррекционное заведение или на индивидуальное обучение. Но отсутствие специальной программы может ухудшить коррекционные перспективы и привести к снижению самооценки ребенка.
- Установить диагноз может только ПМПК, мнения невролога или педиатра недостаточно. Давление со стороны членов комиссии или принуждение к ее прохождению запрещено.
- При проведении комиссии дискомфорт для ребенка должен быть минимизирован. Например, диагностика обязательно проводится в присутствии детского психолога, а диагноз озвучивается без присутствия ребенка.
- Потенциальное развитие ребенка не определяется наличием задержки в раннем возрасте. Дети, которые в течение нескольких лет обучались по индивидуальной программе, способны догнать сверстников.
При своевременной диагностике и коррекции ребенок сможет стать самостоятельным, получить образование и адаптироваться в обществе.
Характеристика детей с задержкой психического развития
Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды симптомы нарушений проявляются по-разному.
В 2 года
В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.
Что должен уметь ребенок в 2 года
Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет положительные эмоции при их появлении.
Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты. Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться самостоятельно.
В 3-4 года
В этом возрасте у малыша начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.
Что должен уметь ребенок в 3 года
Узкий словарный запас и отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.
В 5-6 лет
В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:
Что должен уметь ребенок в 5 лет
- считать до 10;
- уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
- имеет понятия «один» и «много»;
- знает основные цвета;
- называет геометрические фигуры, умеет их различать.
Что должен уметь ребенок в 6 лет
При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей более раннего возраста.
Что должен знать и уметь ребенок перед школой
При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у малыша родители должны обязательно посетить врача.
Коррекционная работа
Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.
Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.
Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере
Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье
Общие требования к программам
Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:
- Вид дефекта,
- Уровень текущего развития,
- Индивидуальные особенности,
- Насколько вовремя применяется коррекция.
Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:
- Диагностику уровня развития основных психических процессов.
- Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
- Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
- Развитие речи, исправление ее дефектов.
- Коммуникации среди сверстников и взрослых.
План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:
Психический процесс
Точка развития при коррекции
Внимание
Увеличение объема внимания и его концентрации.
Распределение между разными типами деятельности и переключение.
Поддержание большей устойчивости за счет мыслительной и творческой работы.
Повышение наблюдательности и произвольности.
Восприятие
Улучшение предметно-исследовательской деятельности.
Формирование целостного восприятия.
Овладение сенсорными эталонами.
Совершенствование мелкой моторики, координации.
Улучшение восприятия пространства и ориентировки в нем.
Память
Развитие образности.
Улучшение словесной произвольной памяти.
Мышление
Формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Освоение сравнения, обобщения.
Развитие понимания причинно-следственных связей.
Речь
Устранение дефектов произношения.
Расширение словарного запаса.
Совершенствование смысловой стороны речи.
Методики коррекционной работы с дошкольниками
Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:
- Эмоционально-волевой сферы.
- Внимания.
- Восприятия.
- Речи и пр.
В качестве примера можно привести упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:
- Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
- Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
- Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных – без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.
Для коррекции сферы воображения:
- Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
- Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
- Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
- Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.
В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр
Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.