Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

Эмоциональный аутизм

Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется как способность идентифицировать, оценивать и контролировать эмоции самого себя, других и групп. Интерес и исследования, связанные с EИ, за последнее десятилетие резко возросли.

Существует две конструкции эмоционального интеллекта:

  • способность ЭИ (или когнитивно-эмоциональная способность);
  • черта ЭИ (или эмоциональная самоэффективность).

Они дифференцируются по типу измерения, используемому в процессе операционализации. Например, перспектива возможностей подразумевает ЭИ как форму интеллекта, которая лучше всего оценивается с помощью тестов производительности и имеет более сильные отношения с иерархиями когнитивных способностей.

Таким образом, способность ЭИ относится к индивидуальным различиям в способности обрабатывать и использовать эмоциональную информацию для содействия эффективному функционированию в повседневной жизни.

Определяющей особенностью расстройств аутистического спектра (РАС) является нарушение межличностного общения и контакта. Это включает в себя трудности с:

  • общением;
  • обработкой и интеграцией информации из окружающей среды;
  • установлением и поддержанием взаимных социальных отношений;
  • контактом глаза в глаза;
  • оцениванием интересов других;
  • переходом к новым условиям обучения.

К сожалению, основные особенности РАС не могут уменьшаться с возрастом. Как правило, люди не «перерастают» свои дефициты.

Эмоциональный аутизм может фактически увеличивается по мере того, как социальная среда становится более сложной. Эти трудности могут затем переходить во взрослую жизнь и привести к сопутствующим эмоциональным симптомам. Действительно, высокий стресс, беспокойство и депрессия регулярно присутствуют у лиц с РАС.

РАС включает дефициты, которые имеют непосредственное отношение к созвездию эмоционального самовосприятия, охватываемого признаком ЭИ. Признак эмоционального интеллекта (черта ЭИ) охватывает многие аспекты социально-эмоционального функционирования, которые, как было показано, нарушаются в РАС в форме самовосприятия.

Поведенческие отклонения

К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

  1. Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  2. Частые судороги.
  3. Слабый иммунитет.
  4. Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  5. Нарушение функционирования поджелудочной железы.

Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

  1. Проблемы с речью. До года дети почти не гулят, к двум годам словарный запас не более 15 слов, в три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
  2. Слабый или полностью отсутствующий эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
  3. Сложности в социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты ощущают безотчетный страх или тревожность.
  4. Всплески агрессии. Любое неудовольствие вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
  5. Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
  6. Узкая сфера интересов. Способность достигнуть результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие.
  7. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгому распорядку. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Побороть агрессию в этом случае бывает очень сложно.

Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?

Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  1. Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
  2. Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
  3. Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  4. Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  5. Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.

Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

Характеристики

Высокофункциональный аутизм является нарушением развития нервной системы, основные симптомы которого схожи с симптомами при синдроме Аспергера. Определяющей характеристикой клиницисты чаще всего называют значительную задержку в развитии речи у больных в возрасте до трёх лет, в то время как диагностические критерии синдрома Аспергера исключают общую задержку речи. Однако существует ряд различий между высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, в числе которых следующие:

  • У людей с высокофункциональным аутизмом выше показатель коэффициента интеллекта (IQ);
  • У лиц с синдромом Аспергера (в отличие от высокофункционального аутизма) наблюдается отставание в мелкой моторике;
  • По сравнению с высокофункциональным аутизмом, синдром Аспергера характеризуется значительным дефицитом в невербальных способностях, например, в решении зрительно-пространственных задач и при зрительно-моторной координации;
  • Люди с высокофункциональным аутизмом имеют не такие высокие вербальные способности, как люди с синдром Аспергера;
  • Согласно некоторым исследованиям, синдром Аспергера, в отличие от высокофункционального аутизма, характеризуется нарушением невербального обучения, однако существуют противоречащие данные;
  • Лица с высокофункциональным аутизмом обычно имеют более широкий круг интересов;
  • При высокофункциональном аутизме люди меньше способны к эмпатии;

Лица с расстройствами аутистического спектра, в том числе с высокофункциональным аутизмом, часто подвержены повышенной тревожности.
Встречаются также и другие расстройства, часто сопутствующие высокофункциональному аутизму, например, депрессия, биполярное расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство.

Методы диагностики аутизма

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

То, в каком возрасте диагностируют аутизм, напрямую влияет на успех лечения и дальнейшей социализации ребёнка. Ранняя диагностика аутизма у детей позволяет избежать развития заболевания, своевременно начать терапию и помочь им влиться в общество.

Самостоятельно выявить заболевание родителям достаточно сложно. Обычно дети до года редко вызывают тревогу. Поэтому заметить, что с малышом что-то не так, могут только опытные родители, воспитавшие 2-3 детей.

На участкового педиатра в данном случае тоже надеяться нельзя. Все действия врачей во время ежемесячных осмотров грудничков соответствуют протоколу и не включают в себя проведение диагностики психических расстройств. Поэтому надеяться можно только на детского невролога.

Важно  Успокаивающий чай — целебная сила природы от нервных расстройств

Диагностика аутизма у детей дошкольного возраста при возникновении подозрений включает различные процедуры:

  • Электроэнцефалографию (ЭЭГ), позволяющую оценить работу головного мозга;
  • УЗИ теменной зоны, помогающее выявить повреждения головного мозга;
  • Тестирование ребёнка и наблюдение за его реакциями.

Параллельно с этими процедурами проводятся различные исследования, направленные на исключение заболеваний со схожей симптоматикой. Например, при подозрении на аутизм ребёнка обязательно осматривает отоларинголог (ЛОР), чтобы исключить тугоухость (глухоту).

Диагностика детей с расстройствами аутистического спектра должна проводиться только опытными специалистами, так как схожая симптоматика наблюдается при различных психических заболеваниях и умственных отклонениях. Лучше всего проконсультироваться с несколькими врачами, чтобы исключить неправильную постановку диагноза.

️Чтобы помочь родителям самостоятельно выявить проблему и избежать лишних переживаний, я составила таблицу с симптомами болезни и их причинами.

Симптом, вызывающий беспокойство Причины клинического характера (РАС) Причины, вызванные особенностями характера
Забывчивость и рассеянность, отсутствие концентрации внимания на требованиях взрослых Отсутствие взаимопонимания с родителями, вызванное нарушением социализации Лень, упрямство и нежелание выполнять требования взрослых
Склонность к стереотипности (нежелание узнавать что-то новое, менять обстановку и место жительство), привычка повторять одни и те же действия Болезненная реакция на перемены, вызывающая дискомфорт, стресс, а в отдельных случаях – агрессию или панику Лень, упрямство, нежелание развиваться
Игнорирование других людей (не отзывается на своё имя, не выполняет просьбы, агрессивно реагирует на попытки вовлечения в игру ли беседу) Нарушение социализации, которое приводит к непониманию действий и желаний окружающих Эгоизм и упрямство
Избегает зрительного и тактильного контакта, нервно реагирует на громкие звуки и вспышки света Сенсорная чувствительность Гиперактивность (СДВГ)

Эта таблица составлена для того, чтобы излишне беспокойные родители поняли: не всегда один или несколько симптомов заболевания являются поводом для паники. Диагностикой болезни должен заниматься врач, умеющий отличить признаки аутизма от особенностей характера и развития.

Как проявляет себя высокофункциональный аутизм

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?В одной из классификаций, аутизм подразделяют на низко-, средне- и высокофункциональный. Все эти формы кардинально различаются наличием возможных наборов видов деятельности и особенностями их внешних проявлений.

В отличие от других видов аутизма, высокофункциональный более сложно диагностировать. Развитие младенца мало чем отличается от процесса взросления сверстников. Разве, чуть позднее, у него можно наблюдать задержку речевого развития, которое быстро приходит в норму и некоторые трудности при общении. Многие считают расстройство своеобразной «меткой гениев».

Ежедневные привычные действия для таких людей не вызывают затруднений. Они вполне самостоятельны. Однако новые события иногда ставят их в тупик или приводят в замешательство. Человек с явными признаками высокофункционального аутизма также реагирует на кризисные ситуации, как и обычный аутист. И, порой, чем-то спровоцированные неадекватные действия, вызывают удивление или возмущение окружающих, которые даже не подозревают об особенностях его психики.

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?Высокофункциональные аутисты эмоционально развиты и с трудом переживают моменты собственного фиаско. Из-за сложностей в профессиональной сфере, высоких нервных нагрузок или разногласий с любимым человеком они могут впасть в депрессию.

Причины

Хотя в настоящий момент довольно мало известно о причинах аутизма, недавние исследования выявили структурные аномалии в определённых областях головного мозга. Части мозга, которые задействуются при социальном взаимодействии, включают миндалевидное тело, верхнюю височную борозду и орбитофронтальную кору. Другие аномалии наблюдались в хвостатом ядре, а также в значительном увеличении количества коркового серого вещества и атипичных связях между различными частями мозга.

Существует ошибочное мнение, что некоторые вакцины, например, против кори и паротита, могут вызвать аутизм. Это предубеждение было основано на исследовании, опубликованном Эндрю Уэйкфилдом, результаты которого были позднее признаны сфальсифицированными, однако некоторые родители все же отказались от вакцинации детей. В настоящее время отсутствуют научные доказательства связи аутизма с вакцинацией детей.

Парааутизм: понятие, симптомы

Парааутизм – это условное обозначение схожих между собой психологических феноменов из группы расстройства развития у детей, которые схожи с симптомами РАС или шизофрении.

Приставка «пара» обозначает наличие некоторых отличий от стандартной симптоматики.

Причины возникновения:

  • отсутствие эмоциональной близости между матерью и ребенком (обычно просматривается в неблагополучных семьях);
  • сиротство – дети, лишенные родительской любви и полноценных семейных отношений;
  • отсутствие общения с окружающими за счет патологии: ДЦП, глухота и т.д.;
  • длительный «информационный голод» — удержание насильственно детей в ограниченном пространстве, без доступа к социуму;
  • защитная реакция организма на угрозу или стресс – насилие в семье, постоянные скандалы и т.д.

Симптомы проявления парааутизма:

  • отсутствие эмоциональности (дети не улыбаются, не оказывают никакой реакции на новые игрушки, звуки и т.д.);
  • малыши не проявляют интереса к общению;
  • нет отклика на собственное имя;
  • отсутствие интереса к детским сказкам, играм, сюжетным картинкам;
  • игнорирование домашних питомцев;
  • бедные ориентировочные ответы – без двигательных и речевых реакций, могут только глазами проследить;
  • позже могут возникать проблемы с речью.

Если игнорировать долгий промежуток времени все эти симптомы, с большой вероятностью наступят осложнения (соматизированные):

  • ночные кошмары;
  • экземы;
  • диатезы;
  • энурезы;
  • нейродермиты;
  • вирусные заболевания с сильными осложнениями.

Часто наблюдается депрессивное состояние, замкнутость, плаксивость. Постепенно искажаются когнитивные, эмоциональные и волевые навыки.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики. Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга. Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Статья в тему: Отличие аутизма от шизофрении

Стадии развития аутизма

Аутизм 1-го уровня

Люди с аутизмом начальной (ранней) стадии имеют заметные проблемы с навыком общения с окружающими. Обычно они могут разговаривать, но им трудно поддерживать диалог.

Другим на этом уровне может быть тяжело искать новых друзей.

Симптомы ранней стадии аутизма:

  • снижение интереса к социальным взаимодействиям или деятельности;
  • очевидные признаки сложности общения;
  • проблема адаптации к изменениям в рутине или поведении;
  • в бытовых вопросах делается большой уклон на планирование и организацию.

Прогноз:

Люди с аутизмом начальной стадии часто поддерживают высокое качество жизни с небольшой поведенческой и психоэмоциональной коррекцией. Своевременная коррекция поможет улучшить социальные и коммуникативные навыки.

Аутизм 2-го уровня

Пациенты с легкой стадией аутизма уже нуждаются в серьезной коррекционной поддержке. Симптомы, связанные с этим уровнем, включают более серьезную нехватку словесных и невербальных навыков общения. Это часто затрудняет повседневную деятельность.

Симптомы легкой стадии:

  • существенное отсутствие вербальных и невербальных навыков общения;
  • поведенческие проблемы;
  • необычный или уменьшенный ответ на социальные сигналы, общение или взаимодействие;
  • проблема с адаптацией к изменениям;
  • общение с использованием чрезмерно простых предложений;
  • узкие, конкретные интересы.
Важно  Открытие межполушарной асимметрии мозга

Прогноз:

Люди с аутизмом второго уровня обычно нуждаются в большей поддержке, чем люди с аутизмом уровня 1. Даже при поддержке они могут с трудом адаптироваться к изменениям в своей среде.

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

Может помочь целый ряд методов лечения. Например, сенсорная интеграционная терапия может использоваться на этом уровне. Она помогает научиться справляться с сенсорными данными, такими как: запах, громкие или раздражающие звуки, отвлекающие визуальные изменения, мигающие огни.

Своевременная терапия развивает навыки, необходимые для выполнения повседневных задач, таких как принятие решений или навыки работы.

Аутизм 3-го уровня

Это самая тяжелая стадия аутизма. На ней требуется существенная поддержка. В дополнение к более серьезной нехватке навыков общения люди с аутизмом 3-го уровня также демонстрируют повторяющееся или ограничительное поведение.

Повторяющееся поведение относится к тому, чтобы делать одно и то же снова и снова, независимо от того, является ли это физическим действием или говорение одной и той же фразы.

Ограничительное поведение – человек имеет тенденцию замыкаться в себе и ограждать от общения с окружающим миром. Это может быть связано с невозможностью адаптироваться к изменениям или наличием интересов по очень конкретным темам.

Симптомы тяжелой стадии аутизма:

заметная нехватка словесных и невербальных навыков общения;
ограниченное желание участвовать в социальном взаимодействии;
тяжелые поведенческие нарушения;
ощущение стрессовой ситуации при смене обычного распорядка дня;
отсутствие навыка фокусировать свое внимание.

Прогноз:

Люди с аутизмом 3-го уровня нуждаются в интенсивной терапии, которая фокусируется на различных проблемах, включая общение и поведение.

Часто им назначается и медикаментозное лечение. Хотя нет лекарств, которые специально относятся к аутизму, некоторые препараты могут помочь справиться с определенными симптомами или сопутствующими нарушениями, такими как депрессия или проблемы с концентрацией.

Дети с тяжелой стадией РАС нуждаются в постоянном сопровождении взрослых, которые будут помогать осваивать базовые навыки.

УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ АУТИЗМЕ

У 75% аутистов наблюдаются расстройства умственной деятельности. Диапазон подобных отклонений варьируется в широких пределах.

Особенности интеллекта при аутизме:

  • сложности в сосредоточенности и целенаправленности своих действий;
  • быстрая утрата интереса;
  • отсутствие внимания;
  • проблемы с обобщением информации, ассоциативным мышлением и заданиями на логику.

Наличие подобных признаков у детей не является обязательным критерием отклонения. У некоторых из них отмечаются способности к дисциплинам определенной направленности или глубокие познания в области одной науки. Тем не менее, у 50% детей диагностируют легкую или среднюю умственную отсталость, тяжелая фиксируется в крайне редких случаях.

Специалисты отмечают зависимость между уровнем интеллекта и способностью к адаптации ребенка. Но дети с высоким уровнем IQ также ограничены в социальном общении из-за нестандартности своего мышления.

Несмотря на общее снижение умственных возможностей, дети с аутизмом способны к обучению, нередко они самостоятельно осваивают школьные предметы, обучаются письму и математике. После проявления признаков аутизма на фоне стрессовых ситуаций и заболеваний у них может наблюдаться регресс в интеллектуальной деятельности.

За пределами ярлыков

В исследованиях аутизма словом «высокофункциональный» обычно обозначают человека, у которого результаты теста на коэффициент интеллекта (IQ) выше 70 или 80 баллов. Иногда ученые исключают из исследований людей, которые не соответствуют этому критерию, потому что у них могут быть трудности с пониманием инструкций и сотрудничеством во время исследования.

Однако полагаться на IQ — это слишком грубый подход, считает Питер Сатмари, глава Объединения по детскому и юношескому психическому здоровью при Центре зависимости и психического здоровья в Больнице для больных детей в Торонто, который возглавляет долгосрочное канадское исследование. «Этот тест не определяет уровень функционирования, он измеряет наличие или отсутствие интеллектуальной инвалидности, — говорит он. — Он ничего не говорит о том, насколько успешны дети с аутизмом в реальном мире».

Некоторые исследователи используют в качестве метрики тяжесть симптомов. Например, они считают низкофункциональным ребенка, который часто избегает контактов с другими людьми, много трясет руками или демонстрирует другое повторяющееся поведение и ограниченные интересы.

Тем временем, родители детей с аутизмом обычно судят о функционировании по тому, говорит ли их ребенок, и насколько просто для него или нее участвовать в различных занятиях. По словам Кэтрин Лорд, директора Центра аутизма и развития мозга в Пресвитерианской больнице Нью-Йорка, родители часто говорят слово «низкофункциональный» в качестве простого способа указать, что у их ребенка есть какие-то нарушения, не вдаваясь в подробности, в чем именно эти нарушения состоят. «Иногда в СМИ очень много внимания уделяется людям с аутизмом, которые могут сами о себе рассказывать или которые обладают различными удивительными талантами, так что многие семьи просто хотят подчеркнуть, что это не относится к их детям», — поясняет она.

Однако подобный ярлык часто формирует негативное отношение к таким детям в обществе и ограничивает их дальнейшие возможности. «Термин «низкофункциональный» просто кошмарен, — убеждена Лорд. — Это не значит, что ребенок ничего не может, это просто значит, что ему нужно больше поддержки». (В США диагностическое руководство предусматривает различные степени тяжести аутизма в зависимости от уровня поддержки, которая нужна человеку, а не в зависимости от его способностей).

Но и ярлык «высокофункциональный» тоже не обходится без нежелательных последствий. Любой человек, даже если у него нет аутизма, будет лучше функционировать в одних областях жизни и хуже в других, будь это способность заводить друзей и поддерживать дружбу, учиться новому, запоминать информацию, решать математические задачи или сосредотачиваться. Слово «высокофункциональный» подразумевает, что человек будет одинаково компетентен во всех областях, но это просто неправда, говорит Чарман: «Человек может обладать очень высоким уровнем интеллекта и при этом иметь тяжелые социальные нарушения и огромные проблемы в области отношений, и у него могут быть огромные трудности в повседневных ситуациях из-за сенсорной чувствительности или высокого уровня тревожности».

На деле и тот и другой ярлык очень сильно ограничивает. В результате, одного ребенка могут лишать возможностей, к которым он в реальности готов, а другому ребенку отказывают в помощи, в которой он нуждается.

Однако и полный отказ от любых ярлыков тоже не представляется вероятным. Исследователям нужен какой-то язык, чтобы описать разные проявления аутизма, говорит Лорд. «Проблема в том, что нам, как и всем людям, нравится все классифицировать словами, — говорит Лорд. — Просто желательно придумать что-нибудь получше “высокофункциональных” и “низкофункциональных”».

Диагностика

Атипичный аутизм с умственной отсталостью у детей имеет характерные отличия от классической формы заболевания. Специалисты считают диагностику данного расстройства затрудненной, требующей всестороннего обследования. Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психолога, психиатра, и даже отоларинголога.

Некоторые родители первоначально проблемы поведения своего ребенка списывают на неполноценный слух, так они объясняют отсутствие детской реакции на речь со стороны окружающих. Но консультация специалиста должна опровергнуть эти догадки, и подтвердить наличие у пациента нормального слухового восприятия. То есть ребенок, в какие-то моменты оказывается настолько погруженным в собственное «Я», что звуки извне игнорируются его подсознанием.

Проявление этого вида психического расстройства у детей варьируется разнообразием симптомов и степенью их проявления. Например, при легком течении заболевания диагностировать отклонение способны лишь опытные специалисты. Для того чтобы определить наличие проблем в развитии ребенка, необходимо систематически наблюдать за его поведением, анализировать адаптацию к социуму и проверять имеющиеся у него способности.

Важно  Куклотерапия — метод разрешения психологических проблем у детей и взрослых

Большую часть информации дети берут из своего ближайшего окружения — от родителей и родственников, а те, в свою очередь, первыми могут заметить нарушения в психоэмоциональном развитии своего чада. Поэтому при появлении подозрений на наличие каких-либо отклонений у ребенка, и отсутствии симптомов, характерных для заболевания, необходимо обратиться к специалисту, который на основании определенных жалоб диагностирует атипичный аутизм.

Причины, которые вызывают данную патологию у детей, изучены недостаточно, в связи с чем лечебное воздействие в целом направлено на имеющиеся психические нарушения. Подробнее: Как распознать аутизм и помочь ребенку? →

Диагностика

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.

Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет.  Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.

Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.

Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру

Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира

Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и  рекомендациями по лечению их.

В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).

В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»).  Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.

На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:

  1. Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
  2. Малыш интересуется другими детьми?
  3. Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
  4. Малышу нравятся игры с родителями?
  5. Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
  6. Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
  7. Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
  8. Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  9. Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
  10. Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
  11. Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
  12. Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?

Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.

Про Артема

— Расскажите, когда впервые вы узнали, что у вашего сына аутизм? Как диагностировали расстройство?

— Проблемы в развитии появились, когда Артему исполнилось 10 месяцев. Заметили, что ребенок перестал идти на контакт, избегал смотреть в глаза. Пропали те первые слова, которые он к тому моменту уже умел говорить, а им на смену пришли истерики и бессмысленный лепет. Выработанные за первые месяцы жизни навыки утратились. Артем стал «залипать» на длинные мультфильмы, прекратил как-то общаться с нами, кроме визгов и криков.

Через полгода мы отправились на консультацию к неврологу, где нам ставили ЗПРР (задержка психоречевого развития), прописывали ноотропы, но слова «аутизм» мы не слышали. Это дало нам время на год успокоиться — вдруг рассосется. Не рассосалось.

В итоге через год, когда мы снова пошли в больницу, уже в выписках были слова, указывающие на аутизм («аутичное поведение», «аутистическое расстройство»). Но к этому моменту нам было уже понятно про аутизм у сына. В сети есть хороший скрининговый тест, его результаты явно указывали на проблемы.

При диагностике аутизма невролог сразу отправляет проверять слух. Также мы сделали МРТ, и там были видны органические изменения, которые мешали проводить сигналы по нейронным связям. И уже с этими выписками мы пошли вставать на учет в психоневрологический диспансер.

— То есть симптомы появились почти в год, а диагноз поставили, только когда ребенку было 2,5?

— Эта история не уникальна, и мы совершили ровно ту же ошибку, что и родители большинства других детей с аутизмом: мы упустили время, когда можно было уже формировать поведение ребенка.

Наше общество попросту не готово принимать детей с психическими расстройствами. В итоге многие родители готовы скрывать своих детей ото всех, включая официальную медицину, чтобы не прослыть родителями ненормального ребенка.

— А как вы и жена отреагировали на диагноз ребенка?

— Ушло много времени на принятие, были надежды, что перерастет. Сначала с моей стороны были попытки игнорировать проблемы. Но когда мы шли на обследование, мы уже знали, что у сына аутизм, и хотели помощи. Нельзя сказать, что это разом произошло: было всё нормально, а потом бах, у тебя ребенок с особенностями. Поэтому вся реакция, весь процесс принятия сильно растянут во времени.

Вербальный аутизм

У детей с вербальным аутизмом (ВА) нет проблем с развитием речевых навыков, они имеют широкий словарный запас, могут складывать целые предложения. Основная проблема в данном случае – это нарушения социального и когнитивного спектра.

Дети с диагностированным ВА предпочитают находиться в одиночестве, сложно находят контакт с окружающим миром, не признают увлечения окружающих, зацикливаются на своих интересах.

Высокофункциональный аутизм — что мы знаем о гениях аутичного спектра?

При раннем диагностировании, с подбором технологий коррекции, можно несколько сгладить социальный барьер, приблизить ребенка к «комфортному» социуму.

Мери Линч Барбера предлагает ознакомиться с ее книгой, основанной на методах Фрейда, «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» https://ufreida.com.ua/autizm/524/»>https://ufreida.com.ua/autizm/524/

Оцените статью
Добавить комментарий