Могут ли нервные клетки восстанавливаться

Альтернативная точка зрения

В последние 10 лет биологи активно занимаются изучением головного мозга. Перед учеными стоит множество задач, они проводят научные эксперименты и выдвигают новые гипотезы.

Группа физиологов не согласна с мнением, установленным большинством консерваторов. А в прессе то и дело появляются сообщения о том, что миф о невозможности восстановления нервной ткани развеян.

В одном из экспериментов лабораторным с поврежденными участками головного мозга удалось восстановить часть нейронов. Они появились из стволовых клеток нервной ткани, хранящихся в запасах.

Процесс образования новых нейронов был назван нейрогенезом. К нему способны только молодые взрослые особи животных. Впоследствии такие зоны были найдены и у людей. Восстановлению подлежат лишь некоторые области мозга, например, отделы, отвечающие за память и обучение.

Способности головного мозга можно развить и долго поддерживать в активном состоянии. Этому способствуют усвоение интеллектуальных знаний и физическая активность. Здоровый образ жизни также дает человеку возможность встретить старость в здравом уме и ясной памяти.

Сильных стрессов нужно, наоборот, избегать. Доброжелательность и спокойствие являются проверенным рецептом активной и долгой жизни. Будущее покажет, может ли мозг восстанавливаться полностью и реально ли продлить человеческую жизнь на десятилетия благодаря нейрогенезу.

Нервная система является самой сложной и мало изученной частью нашего организма. Она состоит из 100 миллиардов клеток – нейронов, и глиальных клеток, которых примерно в 30 раз больше. К нашему времени ученым удалось изучить только 5% нервных клеток. Все остальные пока загадка, которую медики стараются разгадать любыми методами.

# 1: Медитация осознанности: тренировка сосредоточения и внимания

Эта древняя духовная практика в последнее время привлекает к себе много внимания за возможность помочь отойти от стрессов XXI века и улучшить концентрацию.

Осознанность (mindfulness) — психическое состояние, которое достигается путём осознания текущего момента, спокойное признание и принятие своих чувств, мыслей и телесных ощущений, используется в качестве терапевтического метода.

Рональд  Д. Сигел (Ronald D. Siegel) из Гарвардской медицинской школы определяет осознанность как «осознание происходящего с его принятием». Звучит довольно просто, но любой, кто испытывал круговорот своих мыслей, знает, как неуправляем разум, как он легко может переносить нас от одной стрессовой мысли к другой.

В своей статье в Time Magazine в 2013 году Дэниел Гольман (Daniel Goleman) пишет: «Забудьте об отсроченном вознаграждении: всё, что действительно нужно детям — это когнитивный контроль». То же самое можно сказать и о взрослых.

Когнитивный контроль (который также называют исполнительной функцией) это термин, используемый для краткого выражения процесса регулирования многих когнитивных функций, в том числе рассуждения, памяти, внимания, решения проблем и планирования.

Практикуя осознанность

В то время как осознанность является ключевым компонентом древних духовных традиций, таких как буддизм, можно практиковать медитацию осознанности (mindfulness meditation) без обязательного принятия духовной веры.Практика осознанности может представлять собой ежедневный сеанс медитации, во время которого вы сосредоточитесь на чём-то одном, обычно, на дыхании, и мягко, без напряжения будете возвращать ваше внимание обратно к дыханию в тот момент, когда ваши мысли неизбежно попытаются отвлечь вас

Медитация не очищает разум от мыслей, но эта практика позволяет научиться отпускать свои мысли и возвращать внимание к одной точке фокуса. В основе осознанности лежит постоянный возврат к объекту внимания, снова и снова, после того, как неизбежно приходится отвлекаться. Но делать это нужно без осуждения самого себя, что, собственно, и является тренировкой осознанности

В основе осознанности лежит постоянный возврат к объекту внимания, снова и снова, после того, как неизбежно приходится отвлекаться. Но делать это нужно без осуждения самого себя, что, собственно, и является тренировкой осознанности.

Наука медитации

Исследователи обнаружили, что люди, которые прошли медитацию осознанности, имеют лучшее исполнительное внимание по сравнению с немедитирующими. Те же исследователи также отметили, что внимание медитировавших было более гибким и менее склонным к рассеянности — от внешних раздражителей или от собственных мыслей. Медитация и мозг

Медитация и мозг

Исследователи обнаружили, что у людей, которые придерживаются практики медитации, наблюдается увеличение плотности серого вещества в продолговатом мозге, участке мозга рядом с мозжечком, который в значительной степени отвечает за непроизвольные движения мышц.

Ежедневная практика медитации также показывает увеличение нейронных связей между боковой префронтальной корой мозга (центр логики в мозге) и островковой корой (часть мозга, которая интерпретирует телесные ощущения).

У немедитирующих островок и медиальная префронтальная кора обладают более сильными нейронными связями, и эта связь у регулярно медитирующих прерывается.

На практике это означает, что те, кто медитирует, с меньшей вероятностью будут интерпретировать свои телесные ощущения, как признак того, что с ними что-то не так (из-за пробоя связи между островком и медиальной префронтальной корой).

Активнее нейроны гибнут у детей

Рассматривая, восстанавливаются или нет нервные клетки, стоит рассмотреть еще один факт. Нейроны постоянно появляются и гибнут. В детском возрасте процесс разрушения нервных клеток протекает гораздо быстрее. Мы рождаемся на свет с большим запасом нейронов. 70% из них погибает еще до рождения. Это нормально.

В детском возрасте способность к обучению максимальная. Именно поэтому мозг малыша имеет такой огромный резерв нервных клеток. В процессе обучения незадействованные нервные клетки отмирают, снижая нагрузку на организм. Именно такое многообразие открывает перед человеком возможность не только обучаться, но еще до рождения вырабатывать свою индивидуальность.

Функции погибших нейронов берут на себя оставшиеся клетки, образовавшие связи. При этом они увеличиваются в размерах, образуя новые связи. Один живой нейрон способен заменить 9 погибших клеток.

Важно  Современный взгляд на шизотипическое расстройство личности: как снять диагноз

Постепенно у детей процесс гибели клеток замедляется, хотя и не останавливается. Если его не нагружать новой информацией, количество нейронов будет постепенно сокращаться. При этом количество связей с другими клетками будет увеличиваться. Это также вполне нормальный процесс.

Архитектура связей нервной системы оттачивается с годами. У пожилого человека, который пользуется полученным в ходе своей жизни опытом, нейронов меньше, чем у ребенка. Но при этом он может соображать быстрее. В ходе умственной деятельности пожилого человека информация передается быстро и точно именно благодаря правильно отточенной системе нейронных связей.

Чтобы система не деградировала, не разрушалась в старости, человек требует обучения. Он должен тренировать свой мозг. В противном случае начинается процесс свертывания активности. Начинается старение, которое завершается смертью.

Чем меньше интеллектуальная, физическая нагрузка, тем процесс деградации происходит быстрее.

Развитие мозга от зачатия

Как и любой орган, в теле человека созданный создателем с возможностью восстановления, уже логично подводит нас к тому, что мозг способен восстанавливается также. Но это происходит не много иначе, так как клетки мозга устроены по-другому. Развитие мозга происходит еще от зачатия, и это уже весомое доказательство того, что мозг развивается. Исследователи провели аналитику, сравнивая мозг ребенка при рождении с взрослым человеком, и обнаружили, что мозг младенца развит всего лишь на 25%. То есть, остается 75% для развития центрального органа нервной системы, которые приходятся на жизнь человека, вплоть до самой зрелости. Эти факты нам дают основание полагать, что с нервными клетками не так все просто, и поэтому этот процесс нужно исследовать и знать. Фактически развитие мозга делиться на шесть основных периодов:

От зачатия до младенца. Созревание 25% мозга. В этом периоде формируется сотни нейронов и синапсов в секунду.
От 1 до 3 лет идет созревание 90% мозга. Самый ключевой период в формировании, поскольку идет прибавление 65% мозга

Также идет закладка структуры мозга и прибавка огромного числа синапсов.
От 4 до 10 лет уходит в два раза больше энергии на формирование главного органа, чем у взрослого.
От 11 до 13 лет идет фильтрация нервных связей, оставляя только нужное и важное.
От 14 до 18 лет период идеального образования, поскольку импульсы в мозгу проходят в 5 раз быстрее, чем у сформированного мозга.
От 19 до 25 лет приходит окончание для общего развития, где отбрасывается половина детских синапсов из мозга, которые утрачивают смысл.

Это лишь краткий обзор. На самом деле все сложнее и детальнее, но наша цель увидеть, что это особый период для развития, и клетки главного мозга не только восстанавливаются, но и развиваются. Если вам еще нет 25 лет, то не теряйте время – развивайтесь и тренируйте мозг. Теперь давайте посмотрим, что можно делать сегодня, если вам уже больше 25 лет, ведь этот возраст еще не приговор.

Осознанное развитие мозга

Как мы уже выяснили, нервные клетки не только восстановляются, но еще способны развиваться. Запомните это на всю жизнь, потому что от этого будет зависеть качество вашей жизни до конца. Дело в том, что мозг после двадцати пяти лет не перестает развиваться, создавая, новые синапсы и нейронные связи. Но это уже становиться сложнее, поскольку этот процесс создания замедляется из-за возраста. Чтобы развивать мозг эффективно, нужно понимать три вещи:

  1. Развитие мозга не заканчивается до конца жизни. Многие люди после двадцати пяти не хотят развиваться, поскольку некоторые вещи даются сложнее, особенно если это что-то новое.
  2. Ни в коем случае не переставайте учиться. Мозг это как мышца, которая развивается, когда вы ее тренируете, и также атрофируется, если вы не даете ей никаких нагрузок.
  3. Мозг нуждается в тренажере для тренировок. Дряблый мозг, который не может что-то запомнить, не может сфокусироваться и т.д. из-за того, что его не тренируют. Как это делать мы поговорим немного позже.

Очень важно сейчас понять, что у человека нет такой точки, когда бы он перестал развиваться. Не списывайте себя со счета, но ставьте перед собой новые цели и задачи и достигайте их

Где восстанавливаются клетки

В настоящее время «взрослый» нейрогенез изучен на том уровне, который позволяет сделать вывод о том, где он происходит. Существуют две таких области.

  1. Субвентрикулярная зона (находится вокруг мозговых желудочков). Процесс регенерации нейронов в этом отделе совершается непрерывно и обладает некоторыми особенностями. У животных происходит миграция стволовых клеток (так называемых предшественниц) в обонятельную луковицу после их деления и превращения в нейробласты, где они продолжают свою трансформацию в полноценные нейроны. В отделе человеческого головного мозга происходит тот же самый процесс за исключением миграции – что, скорее всего, связано с тем, что для человека функция обоняния не так жизненно необходима, в отличие от животных.
  2. Гиппокамп. Это парный отдел головного мозга, который является ответственным за ориентацию в пространстве, закрепление запоминаний и формирование эмоций. Нейрогенез в этом отделе особенно активен – в сутки здесь появляется около 700 нервных клеток.

Некоторые ученые утверждают, что в человеческом мозге регенерация нейронов может происходить и в других структурах – например, коре больших полушарий.

Ученые в настоящее время пытаются выяснить, что именно способствует восстановлению нейронов. Так, установлено, что астроциты (особые нейроглиальные клетки), которые являются самыми устойчивыми после клеточного повреждения, производят вещества, стимулирующие нейрогенез. Также предполагают, что один из факторов роста – активин А – в сочетании с другими химическими соединениями дает возможность нервным клеткам подавлять воспаление. Это, в свою очередь, способствует их регенерации. Особенности обоих процессов еще недостаточно изучены.

Важно  Лимбическая система больше чем образования на краю мозга

Сегодня установлено наукой, что нервные клетки восстанавливаются и генерируются сразу в трех местах организма человека. Они не возникают в процессе деления (по сравнению с другими органами и тканями), а появляются при нейрогенезе.

Это явление является самым активным в период внутриутробного развития. Оно берет начала с деления предшествующих нейронов (стволовых клеток), впоследствии проходящих миграцию, дифференциацию и в результате образующих в полной мере работающий нейрон. Поэтому на вопрос о том, нервные клетки восстанавливаются или нет, можно ответить, что да.

Отмирание происходит из-за ослабления связи между ними (утончения дендритов). Для того чтобы остановить этот процесс врачи рекомендуют следующее:

  • правильно питаться. Необходимо обогатить свой рацион витаминами и полезными микроэлементами, которые улучшают реакцию и концентрацию;
  • активно заниматься спортом. Легкие физические упражнения помогают наладить процессы кровообращения в организме, улучшают координацию движений и активизируют участки головного мозга;
  • выполнять упражнения для мозга. В этом случае рекомендуется чаще отгадывать кроссворды, решать головоломки или играть в игры, которые способствуют тренировке нервных клеток (шахматы, карты и т.д.);
  • по-больше нагружать мозг новой информацией;
  • избегать стрессов и нервных расстройств.

Обязательно нужно следить за тем, чтобы периоды покоя и активности правильно чередовались (спать не менее 8-9 часов) и всегда иметь позитивный настрой.

Медикаментозное лечение

Многих волнует вопрос, как быстро восстановиться при помощи медикаментов. Лечить депрессивное состояние, неврозы, тревожность нужно комплексно. Бывают такие ситуации, когда без использования специальных препаратов восстановление невозможно, например, когда человека истязают морально на протяжении длительного времени. Психотропные и другие группы лекарств, призваны отрегулировать функционирование ЦНС, поменять восприятие жизни в целом, справиться с непредвиденными ситуациями. Основные группы препаратов для лечения стрессов:

  • нейролептики;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • ноотропы;
  • нормотимические средства;
  • седативные препараты;
  • стимуляторы работы ЦНС.

В каждом конкретном случае врач назначает определенные лекарственные средства. Не стоит забывать, что нужно не только лечить нервную систему, но и поддерживать другие системы органов, страдающие от постоянных переживаний. Большая часть вышеописанных групп лекарственных препаратов применяется в запущенных случаях.

Особенности рассматриваемых клеток

Вся нервная система человека состоит из двух типов клеток:

  • нейронов, которые передают основные импульсы ;
  • глиальные клетки, которые создают оптимальные условия для полноценного функционирования нейронов, защищают их и т.д.

Размеры нейронов варьируются от 4 до 150 мкм. Они состоят из основного тела – дендрита и множества нервны отростков – аксонов. Именно благодаря последним в организме человека передаются импульсы. Дендритов намного больше, чем аксонов, от них отходит импульсная реакция к самому центру нейрона. Процессы формирования нейронов берут свое начало еще в период эмбрионального развития.

Все нейтроны в свою очередь делятся на несколько типов:

  • униполярные. Содержат только один аксон (встречаются только в период эмбрионального развития);
  • биполярные. В эту группу относятся нейроны уха и глаз, они состоят из аксона и дендрита;
  • мультиполярные имеют в своем составе сразу несколько отростков. Именно они являются основными нейронами центральной и периферической НС;
  • псевдоуниполряные располагаются в черепе и спинномозговой части.

Данная клетка покрыта специальной оболочкой – неврилеммой. В ней происходят се обменные процессы и передачи импульсных реакций. Помимо этого каждый нейрон содержит цитоплазму, митохондрии, ядро, аппарат Гольджи, лизосомы, эндоплазматические ретикулум. Среди органелл можно выделить нейрофибрильные.

Данная клетка в организме отвечает за определенные процессы:

  1. Чувствительные нейроны располагаются в ганглиях периферической системы.
  2. Вставочные принимают участие в передаче импульса нейрону.
  3. Двигательные, располагаются в мышечных волокнах и железах внутренней секреции.
  4. Вспомогательные, выступают в роли барьера и защиты для каждой из нервных клеток.

Отмирание происходит из-за ослабления связи между ними (утончения дендритов). Для того чтобы остановить этот процесс врачи рекомендуют следующее:

  • правильно питаться. Необходимо обогатить свой рацион витаминами и полезными микроэлементами, которые улучшают реакцию и концентрацию;
  • активно заниматься спортом. Легкие физические упражнения помогают наладить процессы кровообращения в организме, улучшают координацию движений и активизируют участки головного мозга;
  • выполнять упражнения для мозга. В этом случае рекомендуется чаще отгадывать кроссворды, решать головоломки или играть в игры, которые способствуют тренировке нервных клеток (шахматы, карты и т.д.);
  • по-больше нагружать мозг новой информацией;
  • избегать стрессов и нервных расстройств.

Обязательно нужно следить за тем, чтобы периоды покоя и активности правильно чередовались (спать не менее 8-9 часов) и всегда иметь позитивный настрой.

# 6: Общайтесь для улучшения когнитивных функций

Социальное взаимодействие требует большего, чем просто посещение социальных сетей. Встречаясь лицом к лицу с друзьями, семьей или деловыми партнерами, необходимо использовать целый ряд так называемых «исполнительных функций» ума: в том числе внимание, оперативную память и когнитивный контроль. Социальное взаимодействие также требует, чтобы мы интерпретировали смысл и действия других людей, адаптировались к различной обстановке, оценивали сложные ситуации и выдавали соответствующее поведение

Социальное взаимодействие также требует, чтобы мы интерпретировали смысл и действия других людей, адаптировались к различной обстановке, оценивали сложные ситуации и выдавали соответствующее поведение.

Все это означает, что такой «когнитивный импульс» во время общения может быть добавлен к другим преимуществам поддержания устойчивых социальных связей.

Учёные из университетов Мичигана, Калифорнии и Колорадо недавно опубликовали результаты своих исследований, показывающие, что даже короткие интервалы социального взаимодействия, хотя бы, десятиминутные, могут улучшить общую когнитивную функцию.

Авторы пришли к выводу, что, вероятно, «когда люди социально и психологически взаимодействуют друг с другом, они непосредственно получают соответствующий всплеск когнитивной деятельности. Этот подход может означать то, что любой человек, молодой или пожилой, участвуя в таком естественном процессе как общение, может оставаться когнитивно активным».

Это важный вывод, потому что предыдущие исследования в основном были сосредоточены на важности социализации для поддержания когнитивных функций у пожилых групп населения, но и в тех исследованиях вывод был тот же: социальное взаимодействие поддерживает остроту ума. Чем больше исследований выявляют наличие пластичности у мозга, которая способствует развитию когнитивных функций, тем больше есть оснований для работы в направлении здорового образа жизни

Важно  Лечение бессонницы народными средствами: простые и эффективные рецепты и советы

Чем больше исследований выявляют наличие пластичности у мозга, которая способствует развитию когнитивных функций, тем больше есть оснований для работы в направлении здорового образа жизни.

Высыпайтесь. Ходите на прогулки с друзьями. Сделайте выбор в пользу здоровой пищи. Держите сердце открытым и пробуйте новое, возможно, даже занятия медитацией. Научные исследования в очередной раз подтверждают, что такие основы образа жизни помогают человеку пройти долгий путь в хорошем психическом и физическом здоровье.

Источники

Способы восстановления нервной системы

Могут ли нервные клетки восстанавливаться

Помимо самостоятельного восстановления, необходимо включать некоторые процедуры, позволяющие запустить процессы сохранения и регенерации. Среди них выделяют:

Физические упражнения

Уровень физической активности тесно связан с процессами нейрогенеза. Частота сердечных сокращений и кровоток, изменяющиеся на фоне физических нагрузок, влияют процессы нейрогенеза. Достаточный уровень физической активности вызывает выщелачивание эндорфинов, что приводит к снижению уровня гормона стресса, а также повышению уровня тестостерона. Для того, чтобы предотвратить негативные воздействия на клеточные структуры, необходимо включить в образ жизни физические упражнения, позволяющих сохранить нервные клетки. Для пациента может быть достаточно регулярно ходить в быстром темпе, плавать или танцевать.

Тренировка умственных способностей

Для поддержания достаточного уровня функциональной активности клеток головного мозга требуется регулярно проводить тренировки памяти и интеллекта. Среди данных способов выделяют:

  • Попытки изучения иностранных языков. Обучение иностранному языку заставляет человека не только запоминать большое количество слов, увеличивая словарный запас, но и пытаться точно формулировать необходимые фразы.
  • Регулярные чтения. Чтение не только активирует мыслительные процессы, но также и приводит к стимуляции поиска различных связей, поддержанию воображения и повышению интереса к поиску новой информации.
  • Обучение игре на музыкальных инструментах, прослушивания песен.
    Получение новой информации за счёт путешествий, получения новых интересов и увлечений.
  • Одним из ежедневных и эффективных способов сохранения и тренировки клеток нервной системы является письмо. За счёт ручного письма происходит не только развитие воображения, активация мозговых центров и координации двигательных мышц.

Электростимуляция

Данный не инвазивный метод построен на поддержании клеток нервной системы в определенных центрах. Ее механизм действия построен на проведении токов низкой частоты между электродами, которые закрепляют на различных участках головы пациента. В результате выполнения нескольких курсов данной немедикаментозной терапии происходит стимуляция мозговой активности, а также восстановление нейронов, за счёт избирательной активности защитных механизмов в клетках мозга. Отмечается также и рост уровня эндорфина с серотонином.

Питание

Из-за того, что нервные клетки имеют преимущественно жировой состав, в частности структуры миелиновой оболочки, обеспечивающие передачу нервных импульсов, организму требуется ежедневное употребление данного нутриента. Полезным для клеток мозга и восстановления миелина является употребление полезного жира, который не вызывает воспалительных реакций. Наибольшей пользой обладают омега 3 жирные кислоты. Употребление обезжиренных продуктов ведёт к разрушению структур, входящих в состав нервной системы.

Полностью требуется исключить лишь гидрогенезированный жир, который содержится в большом количестве в маргарине, а также продуктах, которые подвергаются промышленной обработке. Наибольшую пользу проявляют ненасыщенные жиры, которые поступают из яиц, сливочного масла и сыра. Кроме того, для восстановления нервных клеток следует употреблять:

  • Куркуму. Она увеличивает проявления нейропатических факторов, для того, чтобы осуществлять неврологические функции.
  • Чернику. Ее польза достигается за счёт содержащихся флавоноидов, стимулирующих процессы роста новых нейронов.
  • Зелёный чай. Данный продукт вызывает рост новых клеток в головном мозге.

Народные средства

Данные методы позволяют добиться расслабления, снятия усталости и уменьшения стрессовых воздействий, посредством улучшения качества сна. Среди них:

  • Употребление тёплого молока, смешанного с чайной ложкой мёда.
  • Смесь орехов, сухофруктов, мёда и лимона. Данные продукты содержат большое количество полезных жиров, необходимых миелиновой оболочке, кроме того, в них сосредоточен запах питательных веществ, что предотвращает развитие гипогликемии, вызывающей гибель или истощение клеток головного мозга.

В качестве растительных средств широкой популярностью пользуются:

  • Чаи с добавлением мяты, мелиссы, а также валерианы.
  • Ванны, изготовленные на основе отвара березового листа, а также хвои.
  • Настои с боярышником, валерианой, а также пустырником.

Именно соблюдение данных рекомендаций позволяет оценить восстанавливаются ли нервные клетки у женщин и мужчин.

Как проходит восстановление?

Рассматривая вопрос о том, восстанавливаются ли нервные клетки, стоит отметить, что этот процесс протекает с разной скоростью под воздействием разных факторов. Во-первых, на это влияет возраст, а во-вторых, образ жизни человека и его окружающая среда. Нейроны восстанавливаются, но довольно долго.

Могут ли нервные клетки восстанавливаться

Ускорить процесс регенерации можно в определенных условиях. Интеллектуальный труд влияет на это. Какие нервные клетки восстанавливаются? Процессы регенерации происходят только в тех отделах мозга, которые связаны с новыми занятиями и работой мысли. По данным Всемирного конгресса психиатров, который состоялся в 2014 году, ускорить процесс регенерации нейронов можно в следующих ситуациях:

  • решение сложных задач (не обязательно математических);
  • экстремальная ситуация, из которой человек стремится найти выход;
  • планирование, при котором нужно учитывать множество исходных данных;
  • при задействовании памяти, особенно кратковременной;
  • при решении вопросов пространственной ориентации.

Именно в этих случаях человек начинает усиленно думать. Ему нужно найти выход из ситуации, принять сложное решение. В этот момент силы организма направлены на создание новых нейронных сетей. Это стимулирует работу мозга, заставляя нервные клетки регенерироваться быстрее.

С возрастом процесс регенерации может замедлиться. Однако даже в глубокой старости этот процесс не прекращается полностью.

Оцените статью
Добавить комментарий