Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Дизартрия причины

Одним из главных факторов возникновения данного заболевания является плохая иннервация речевого аппарата, появляющаяся в результате дефектов мозга человека. Он не может выговорить слова или звуки не потому, что не умеет, а потому, что у него недостаточно подвижен язык, губы или небо.

Дизартрия у взрослых людей далеко не всегда сопровождается распадом речи, то есть не сказывается на восприятии звуков или нарушении письменности. Но заболевание у детей, если не уделить должного внимания его лечению, стает причиной нарушения чтения и письма. Голос ребенка становиться невнятным, характерен сбитый ритм дыхания, несвойственное увеличение или понижение ритма речи и так далее. Те или иные проявления заболевания положены в классификацию форм болезни:

  1. Стертая. Выражение болезни нечеткое, поэтому ее часто путают с другими, например, диспалия. Но от нее дизартрия отличается неврологической симптоматикой.
  2. Выраженная. Речь больного становиться абсолютно непонятной для окружающих, она нечленораздельная. Часто изменяется голос, сбивается интенсивность дыхания.
  3. Анартрия. Человек с данной формой заболевания полностью теряет возможность разговаривать.

Причинами дизартрии называют также те, которые влияют на плод в утробе матери. Это может быть сильный токсикоз, плохое развитие плаценты, вирусные заболевания, нарушение родов, мозговые кровоизлияния и так далее.

Дизартрия может быть легкой и тяжелой. В первом случае незначительно нарушается моторика, произношение звуков. Речь можно распознать, но она является нечеткой. Второй случай является первопричиной развития ДЦП.

У взрослых людей заболевание появляется в результате нарушений сердечно-сосудистой системы, опухолей мозга, болезней генов, нервной системы, склероза и паралича. Иногда дизартрия появляется и при травмах головы, передозировке лекарствами, сильным злоупотреблением алкоголя или наркотиков.

Диагностика дизартрии

При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.

Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.

Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.

Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.

Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.

По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.

С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.

К основным признакам, по которым проводят дифференциальную диагностику, относят:

— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);

— наличие просодических расстройств;

— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);

— замедленность темпа артикуляций;

— трудность удержания артикуляции;

— трудность в переключении артикуляций;

— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.

Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.

При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам. По клинической симптоматике в области мимики и артикуляции данная форма заболевания сходна с бульбарной формой, но вероятность полноценного усвоения звукопроизношения при псевдобульбарной форме существенно выше.

Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.

Важно  Симптом натяжения Ласега: применение и оценка синдрома в неврологии

Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.

Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков. Такие дети, чаще всего, испытывают трудности с произношением таких букв, как: р, ч, ж, ц, ш, а звонкие звуки воспроизводятся без надлежащего участия голоса.

Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.

Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.

Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков. Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.

Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия у детей чаще всего возникает в результате отклонений во время беременности, аномальных родов, асфиксии плода. Пока ребёнок не разговаривает, симптомы проявляются в слабом сосательном инстинкте, отказе брать сосок в рот. К тому же он несколько отстаёт в физическом развитии. Плохо получается захват и удерживание предметов в руке, не любит играться с мелкими игрушками, собирать детали конструктора, рисовать, лепить. У такого ребёнка повышенное слюноотделение, неактивная мимика лица, не получается язык свёртывать в трубочку. Но, в целом, его состояние не вызывает особой озабоченности.

Стертая дизартрия у дошкольников

В дошкольном возрасте становятся заметны отклонения, связанные с общей моторикой. Дети неуклюже ходят, не могут стоять на одной ноге, быстро устают от физических нагрузок, плохо имитируют движения, на музыкальных уроках с опозданием реагируют на смену позиций, темпа и музыкального ритма, слабо держат в руке ручку и не любят рисовать. Таким детям сложно в достаточной степени обслужить себя, застёгивать или расстёгивать пуговицы, завязывать шарф. В 5-6 лет появляются особенности артикуляционного аппарата. При пониженном тонусе мышц нижняя челюсть плохо удерживается в приподнятом состоянии, поэтому рот не закрывается, губы и язык вялые. Спастичность мышц даёт полуулыбку лица, твёрдость их при пальпации. Для них бывает затруднительным долгое время держать одну и ту же позу: надутые щёки, губы трубочкой, высунутый язык, т.к. он через некоторое время начинает дрожать и подёргиваться. Условно погрешности произношения делятся на три группы:

  • с нарушениями произношения звуков и интонационно-выразительной окраски речи (просодики). Такие дети хорошо выговаривают слова, имеют большой словарный запас, но вызывают трудность многосложные слова. Им свойственна плохая пространственная ориентация;
  • к первым нарушениям присоединяется несформированность фонетического слуха. Выражается это в неумении согласовывать различные части речи в предложениях, произносить сложные слова, слабом словарном запасе. Эта группа детей направляется в специальный детский сад;
  • с очевидными нарушениями произношения, просодики, недоразвитием фонетического слуха. Для таких детей организованы специализированные группы в детских садах.

4 Лечение

Терапия этого недуга осуществляется в зависимости от выраженности и вида дизартрии. Длительность реабилитационного курса может составлять 5 лет. Лечить дизартрию рекомендуется комплексно. Такой подход включает медикаментозную терапию и реабилитационные мероприятия (массаж, лечебная физическая культура, физиотерапия, иглорефлексотерапия). Вид лечения определяется врачом-неврологом. Чтобы стабилизировать эмоциональный фон пациента, прибегают к использованию таких методов, как дельфинотерапия, арт-терапия, пескотерапия.

Логопед проводит коррекцию речевых нарушений. Пациентам нужно развивать мелкую моторику с помощью гимнастических упражнений для пальцев, моторику речевого аппарата. Показана дыхательная и голосовая гимнастика, логопедический массаж (для восстановления дыхания и нормализации функционирования голосовых связок). Проводится работа над звукопроизношением и выразительностью речи. Если у пациента отмечаются нарушения фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, то необходимо выполнять коррекцию с целью развития. Логопед должен корректировать или предупреждать появление дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Терапия дизартрии может осуществляться в домашних условиях с использованием большого количества методов коррекции. Дизартрический компонент лечится при помощи ежедневного массажа мышц, которые отвечают за речевые функции. Длительность коррекции зависит от тяжести нарушений.

Основные приемы массажа лица:

  • пощипывание;
  • поглаживание;
  • массаж неба большим пальцем;
  • массирование губ пальцами.

Движения осуществляются по и против часов стрелки, вверх и вниз, вправо-влево. Массаж выполняется перед зеркалом.

Чтобы улучшить артикуляцию, рекомендуется выполнять упражнения для губ:

  • вытянуть губы трубочкой и повторять на протяжении 20-25 секунд букву «у» или слог «ту»;
  • растянуть губы наподобие улыбки и задержать мышцы лица на 15-20 секунд, а затем изобразить воздушный поцелуй;
  • показать оскал злой собаки порычать.
Важно  Термоневроз, как причина субфебрилитета: признаки и лечение

Существуют упражнения для языка (их следует выполнять по 30 секунд):

  • попробовать дотянуться языком до кончика носа;
  • обвести языком зубы со всех сторон, внутреннюю полость щек и верхнее небо, не размыкая губ.

Для развития моторики у детей родителям нужно подключать соответствующие виды занятий. Эффективным упражнением является сбор пазлов, конструкторов и кубиков. Врачами доказано, что в раннем возрасте функции речевого аппарата тесно связаны с моторикой пальцев. Дома можно выполнять гимнастику для пальцев и рук:

  • растирания ладоней тыльной и внутренней стороны;
  • массирование каждого пальца круговыми движениями;
  • разминание и поглаживание пальцев;
  • круговые движения запястьем;
  • сжимание в кулак пальцев, затем одновременное их распрямление;
  • растирание и поглаживание пальцев.

Причины возникновения дизартрии

В первую очередь, нужно рассмотреть первичную дизартрию, которая развилась не на фоне нормальной речи, и не явилась ее частичной утратой. Речь идет о детских формах. Чаще всего, увы, они развиваются не у здоровых детей, а у маленьких пациентов с различными формами ДЦП. Именно этому диагнозу соответствует большая часть всех случаев – в среднем, 70% всей стойкой дизартрии.

Чем тяжелее форма паралича, тем больше шанс поражения речи. Он минимален при нижней параплегии, и часто встречается при гемиплегии. Что касается тетраплегической формы, или двойной гемиплегии, то дизартрия встречается почти всегда.

Если у малыша и нет ДЦП, то к возникновению дизартрии приводят те же причины, что и к ДЦП. Наиболее часто встречаются:

  • патология беременности (токсикоз, гестоз, эклампсия);
  • внутриутробная гипоксия;
  • резус – конфликтная беременность;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • асфиксия в родах и перинатальная травма;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, осложненная ядерной желтухой;
  • инфекционные и воспалительные заболевания, особенно, в первом триместре;
  • олигофрения (врожденное слабоумие).

Кроме беременности, дизартрия речи ребенка может возникнуть в раннем детстве (до 2-летнего возраста): малыш может переболеть эпидемическим менингитом, получить черепно-мозговую травму. Это все приводит либо к задержке речи, либо к появлению различных форм дизартрии. Тяжелая кишечная инфекция и повышенное внутричерепное давление также способствуют возникновению дизартрии.

Может развиться расстройство речи и при хронических длительно текущих заболеваниях центральной нервной системы. Это рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия. При этих заболеваниях поражается ствол головного мозга, в котором проходят волокна черепно-мозговых нервов, «управляющих речью».

Также причина может крыться в болезни Паркинсона (возникает тремор вокальных мышц, что приводит к скандированной речи). Некоторые заболевания, например, атеросклероз и деменция — разрушают корковые анализаторы и двигательные речевые центры. Такие заболевания, как токсоплазмоз, нейросифилис и туберкулез ЦНС также приводят к подобным симптомам. Даже миастения приводит к дизартрии – просто потому, что слабость голосовой мускулатуры не позволяет общаться.

Изучение мимики и артикуляции при дизартрии

На развитие дизартрии у детей могут указывать и некоторые нарушения мимической моторики. Дело в том, что такие детки испытывают трудности с надуванием щек и прижмуриванием, для них затруднительно сморщить носик или поднять бровки.

Для обследования общей мимической и речевой моторики используют тесты Квинта в модификации Гельнитца, которые адаптированы для разных возрастов. Такие диагностические упражнения воспринимаются малышами как игра. Ребенка просят:

  • изобразить удивление, подняв брови вверх,
  • опустить веки, сначала сомкнув их слегка, а затем и плотно, чтобы стало темно,
  • прижмуриться «от яркого солнышка»,
  • сжать губки,
  • вытянуть губки вперед, как будто собрался играть на трубе,
  • слегка приоткрыть рот, открыть как можно сильнее и закрыть,
  • показать, как тот жует, имитируя пережевывание пищи,
  • надуть щеки вместе, а затем попеременно,
  • втянуть щеки внутрь,
  • сжать зубки, выстроив из них «заборчик»,
  • вытянуть губки и подуть «на горячее молоко»,
  • вытянуть «широкий», а затем «узкий» язык, попробовать удержать язык в заданном положении на счет до 5,
  • прикусить кончик языка,
  • высунуть «острый» язычок и подвигать ним от верхней губы к нижней и наоборот,
  • выполнить упражнение «Часы» (ребенок в улыбке должен поочередно двигать языком от одного уголка рта к другому),
  • облизать губки, как будто после вкусного варенья или меда,
  • показать, как кошка лакает языком молочко,
  • выполнить следующие артикуляционные упражнения: оттягивание углов рта при произнесении х звука «и», округление губ для звука «о», вытягивание губок для звука «у».

Каждое из упражнений нужно повторить 3 раза. Для оценки качества их выполнения используется трехбальная шкала:

  • 1 балл – точное выполнение всех заданий в нужном объеме
  • 2 балла – нечеткое выполнение мимических и артикуляционных упражнений или недостаточный объем выполнения вследствие быстрой утомляемости артикуляционного аппарата и сбивчивости дыхания, а также, если не выполнено 6 и менее упражнений
  • 3 балла – невыполнение 7 заданий и более, значительные затруднения при выполнении заданий.

Истории мам

Истории мам, которые столкнулись с подобным нарушением речи, похожи.

В раннем возрасте никто из них не замечал у крох отклонений.

Обильное слюноотделение списывали на прорезывание зубов, а постоянно открытый ротик, на неправильный прикус от соски.

Вы уже обращались к логопеду?

ДаНет

Как и у большинства детей, его речь была поначалу непонятной.

Но в отличие от сверстников, которые со временем начали говорить четче, проблема только усугублялась.

Логопед посоветовала обратиться к невропатологу.

Были проведены необходимые обследования, которые показали, что во время родов у малыша возникло кислородное голодание.

Это отразилось на его мозге и стало причиной дизартрии.

Проблема была обнаружена, когда малышу исполнилось 3 года. После медикаментозного лечения и занятий с логопедом, речь удалось нормализовать. Она стала членораздельной и понятной для окружающих.

Как проявляется дизартрия?

Если сравнить дизартрию с другими разновидностями изменений речи человека, то в данном случае нарушается не произношение человеком определенных звуков, а произносительная сторона речи в целом. У больных, страдающих дизартрией, ограничивается подвижность органов, которые принимают участие в формировании речи (мягкое небо, язык, губы). Вследствие этого затрудняется артикуляция.

У взрослого человека, который страдает дизартрией, не наблюдается нарушений чтения, письма, слухового восприятия речи. У больного ребенка отмечается нарушение произношения слов. Следовательно, возможно не только нарушение чтения и письма, но и общее недоразвитие речи. То есть если дизартрия у взрослого человека только мешает ему нормально говорить, то дизартрия у ребенка препятствует его нормальному развитию.

У людей с дизартрией мимическая и речевая мускулатура имеет ограниченную подвижность. Ребенок с таким симптомом говорит смазано, нечетко. Его голос может быть тихим либо очень резким. Речь не является плавной, нарушается дыхание. В некоторых случаях речь либо замедляется, либо, наоборот, ускоряется. У человека, страдающего дизартрией, отмечаются нарушения голосообразования, может изменяться интонация речи. Проявления дизартрии зависят от того, где именно в ЦНС или в периферической нервной системе локализируется поражение , а также от тяжести нарушения и др.

У детей дизартрия может иметь как легкую, так и тяжелую форму. Дизартрия тяжелой формы, как правило, наблюдается у детей с ДЦП. При легкой форме болезни у ребенка наблюдаются умеренные нарушения артикуляции, вследствие чего его речь понятна окружающим людям, однако при этом она остается нечеткой.

При стертой дизартрии у ребенка может отмечаться плохая дикция, невнятная речь, замена некоторых звуков в сложных для произношения словах. Дети со стертой формой дизартрии очень часто плохо едят, так как им трудно жевать, особенно твердую пищу. Им трудно выполнять некоторые действия, связанные с гигиеническими нормами, например, полоскать рот. Такой ребенок может неуклюже выполнять некоторые действия, особенно те, которые связаны с необходимостью применения мелкой моторики рук.

Однако достаточно часто стертая форма дизартрии остается незамеченной родителями, так как ребенок с этим симптомом не отличается разительно от его сверстников. Тем не менее, таким детям необходима индивидуальная помощь логопеда и продолжительная коррекция. Может диагностироваться стертая дизартрия у детей 3 лет, однако чаще всего такой диагноз устанавливается ребенку уже после пятилетнего возраста, когда симптомы становятся более выраженными

Важно проконсультироваться у некролога, который сообщит, нужно ли проводить медикаментозное лечение, и озвучит прогноз

Лечение

Лечение требует комплексного подхода, так как монотерапия (прием одного медикамента) ничего не даст. Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса. Для этих целей назначаются лекарственные препараты, лечебная физкультура (ЛФК), логопедические занятия.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты подбираются врачом в зависимости от вида патологии. Чаще всего назначаются следующие фармакологические группы:

  • Ноотропы — препараты, предназначенные для повышения умственных способностей и улучшение памяти. К таким лекарствам относится «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон»;
  • Седативные (успокаивающие) — медикаменты, снимающие нервное перенапряжение, обладающие противотревожным воздействием. Наиболее популярные — «Персен» и «Ново-пассит»;
  • Блокаторы кальциевых каналов — нормализуют мозговое кровообращение, работу сосудистой системы, снижают риск развития кислородного голодания клеток головного мозга. Результативными препаратами считаются «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон»;
  • Метаболики — коррекция функций дыхательных функций, улучшение обмена веществ, нормализация мозгового кровообращения. Применяются при различных черепно-мозговых травмах, гипоксии и прочих патологических состояниях. Чаще всего назначают — «Церебролизат» или «Актовегин».

Любое назначение делается врачом после проведения диагностики и постановки точного диагноза. Самолечение недопустимо и приводит к отягчающим последствиям.

Занятия с логопедом

Логопедические процедуры благотворно воздействуют на мышцы артикуляционных органов и развивает мелкую моторику. Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:

  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения, развивающие голос (ортофония);
  • Дыхательная гимнастика;
  • Коррекция выразительности речи;
  • Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
  • Восстановление читательских способностей.

Лечебная гимнастика

Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее

При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать. Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос

Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.

Массаж

Логопедический массаж при дизартрии нужно делать аккуратно, чтобы не причинить пациенту боль. Индивидуальный комплекс мероприятий разрабатывает логопед. Для улучшения артикуляционных способностей специалисты рекомендуют несколько техник массажных упражнений:

Область массирования  Методика 
Язык  Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины.
Губы  Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания.
Нёбо  Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями.

В период реабилитации назначается физиотерапия, иглоукалывание, принятие лечебных ванн, гирудотерапия (лечение пиявками). Немаловажную роль в лечении дизартрии играют дельфинотерапия, арттерапия (лепка из глины, терапия рисунками и прочее), сенсорная терапия. Эффективность лечения зависит от правильности подобранной индивидуальной терапевтической программы.

Специалисты Юсуповской больницы имеют высшие врачебные категории, многолетний опыт по успешному устранению патологии и используют только современное оборудование. Благодаря этому каждому пациенту оказывается квалифицированная помощь и подбирается самая результативная индивидуальная методика для лечения дизартрии.

Оцените статью
Добавить комментарий