Современный взгляд на шизотипическое расстройство личности: как снять диагноз

Эмоциональная бедность

Чувственная скупость – главный признак шизотипического разлада. Индивид просто постепенно утрачивает все эмоции. Процесс происходит незаметно для него. Однажды страждущий понимает, что ничего не чувствует. На вопрос врача, как вы характеризуете свое настроение, ответ один – никак.

А начинается процесс с ангедонии – отсутствия возможности получать удовольствие. Болящий как бы утрачивает вкус к жизни. То, что раньше радовало, приносило наслаждение, теперь не имеет значения. Малые и большие радости одинаково безразличны.

Шизотипик отгораживается от окружающего мира. Уходит в себя

Внимание интровертируется, приводя к самокопанию, самобичеванию. Больной начинает находить в себе все больше недостатков, зацикливаясь на собственной никчемности

Характер приобретает черты застенчивости, выраженной скромности, обидчивости. Становится сложно поддерживать нормальные отношения с людьми, активно взаимодействовать с обществом.

Нарастает ригидность – уменьшается скорость реагирования на ситуации. Пластичность сменяется тугоподвижностью. Человеку сложно подстроиться под сменяющиеся обстоятельства, быстро переключаться от одной деятельности к другой. Он как будто застревает в одной ситуации, топчется на месте. То, что раньше исполнялось с легкостью, теперь дается с трудом. Даже автоматичные действия шизотипики выполняют с повышенным самоконтролем.

Эмоциональные изменения заметно трансформируют личность. Сами пациенты отмечают изменения в чувственном реагировании, отличающееся от социально принятых. Переходя дорогу, шизотипик не испытает страха перед несущейся на него машиной. Инстинкт сохранения останется спящим.

Постепенно аффективные дефекты становятся заметны окружающим. Люди могут отмечать, что больной стал нелюдимым, редко отдыхает в компании. Теряет чувственную связь даже с близкими людьми, хотя охотно подпадает под опеку родственников. Так, девушка с шизотипическим расстройством с удовольствием принимала помощь в виде бытовых услуг от престарелой матери.

Личность страждущего приобретает психопатические черты:

  • мнительность;
  • истеричность;
  • тревожность;
  • конформность – подчинение чужому мнению.

Показательным становится неадекватное поведение человека в тех ситуациях, в которых раньше ощущал себя вполне комфортно.

Эмоциональная скупость, ангедонистические установки отвергают возможность самопринятия пациента, поэтому об эмпатии к окружающим и речи не идет. Больной реагирует на чужие чувства молчанием, безразличием, рациональной скупостью.

Налицо признаки шизоидизации:

  • холодность в отношении с родными;
  • отсутствие заинтересованности в социальной жизни;
  • интровертность, фиксированность на своем внутреннем мире;
  • отсутствие эмпатии;
  • снижение социальной активности;
  • утрата работоспособности;
  • заниженный спектр потребностей, удовлетворение примитивных потребностей;
  • повышенная ранимость;
  • ригидность – эмоциональная, интеллектуальная.

Психотипические личности разделяют на два вида.

  1. Неврозоподобный вид. В центре образа – истеричные черты с астенией, навязчивостями. Симптоматика схожа с проявлениями невроза, только конкретная психотравмирующая ситуация отсутствует. Шизотипия проявляется внезапно. Способствует событию фрустрирующее переживание.
  2. Психатоподобный вид. Соответствует проявлением одноименной психопатии. Стремление к одиночеству, черствость, разрыв социальных связей, неустойчивое настроение преобладают в клинике.

Примечания

  1. Смулевич А. Б.
  2. Л. Н. Юрьева. Шизофрения. Клиническое руководство для врачей. — Киев: Новая идеология, 2010. — С. 16. — 244 с. — ISBN 978-966-8050-68-8.
  3. Bleuler E. Dementia praecox oder Gruppe Schizophrenien. — Leipzig-Wien: Deuticke, 1911.
  4. Kronfeld A. Einige Bemerkungen zu Schizophrenia mitis, vornehmlich in psychotherapeutischer Hinsicht // Nervenarzt. — 1928. — № 1.
  5. Розенштейн Л. М., 1933
  6. Каннабих Ю. В. К истории вопроса о мягких формах шизофрении. — Современная невропатология, психиатрия и психогигиена. — 1934.
  7. Stem A. Psychoanalytic therapy in the borderline neuroses // Psychoanalytic Quarterly. — 1945. — № 14.
  8. Hoch P. H., {amp}amp; Polatin P. Pseudoneurotic forms of schizophrenia // Psychiatric Quarterly. — 1949. — № 23.
  9. Озерецковский Д. С. К вопросу о медленно текущих формах шизофрении // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1959. — № 5.
  10. Снежневский А. В., 1963
  11. Мелехов Д. Е., 1963
  12. Наджаров Р. А., 1972
  13. Шмаонова Л. М, 1968
  14. Канторович Н. В., 1964
  15. Simko A. Weitere Beobachtungen zur Psychopathologie «neurotisch geprägter Schizophrenien» // Der Nervenarzt. 1968. — Vol. 39 (6)
  16. Смулевич А. Б. Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния. — М., 1987.
  17. ↑ Ю. В. Попов, В. Д. Вид. Современная клиническая психиатрия. — М.: Экспертное бюро-М, 1997. — С. 114—116. — 496 с. — ISBN 5-86065-32-9 (ошибоч.).
  18. ↑ Garrabé J. Histoire de la schizophrénie. — Paris: Seghers, 1992. — 329 p. — ISBN 2232103897. На русском:
  19. ↑ Oxford Handbook of Psychiatry. — Oxford University Press. — С. 218. — ISBN 978-0-19-969388-7.
  20. ↑ Всемирная организация здравоохранения. // Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
  21. ↑ Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). Часть 1. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 125—126. — ISBN 5-86727-005-8.
  22. Быков Ю. В., Беккер Р. А., Резников М. К. Резистентные депрессии. Практическое руководство. — Киев: Медкнига, 2013. — 400 с. — ISBN 978-966-1597-14-2.
  23. ↑ Американская психиатрическая ассоциация. // Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — Text Revision (DSM-IV-TR). — Washington, DC, 2000. — Vol. 4. — P. 697—701. — ISBN 978-0-89042-025-6. (англ.)
  24. ↑ Американская психиатрическая ассоциация. Schizotypal Personality Disorder // Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5). — Arlington, VA, 2013. — Vol. 5. — P. 655—659. — ISBN 978-0-89042-554-1, 978-0-89042-555-8. (англ.)
  25. ↑ Michael B. First, M.D. DSM-5 Handbook of Differential Diagnosis. — American Psychiatric Publishing, 2014. — С. 287. — ISBN 978-1-58562-462-1.
  26. Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — Т. 1. — С. 247. — 480 с.
  27. Рациональная фармакотерапия в психиатрической практике: руководство для практикующих врачей / Под общ. ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова. — Москва: Литтерра, 2014. — 1080 с. — (Рациональная фармакотерапия). — ISBN 978-5-4235-0134-1.
Важно  Парасомния у детей — что стоит за ночными кошмарами?

Диагностика

Современный взгляд на шизотипическое расстройство личности: как снять диагноз

Диагностика шизотипического расстройства у мужчин и женщин проводится врачом-психиатром с помощью комплекса разнообразных методик.

В первую очередь собирается анамнез. Врач беседует с пациентом, в процессе чего успевает отметить особенности речи, мышления, внимания, эмоций и поведения. Также он опрашивает ближайших родственников или людей, рядом с которыми живет больной. Иногда врач проводит параллели с другими клиническими примерами шизотипического расстройства, чтобы подтвердить свои догадки по поводу диагноза. На основании полученных фактов доктор может сделать предварительные выводы по заболеванию.

Далее проводится диагностика с помощью специальных методик, среди которых:

  • патопсихологическое обследование. Этим занимается психолог, он выясняет особенности личности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. В результате складывается психологический портрет больного, позволяющий уточнить диагноз.
  • Нейропсихологическое обследование позволяет выявить искажения и нарушения когнитивных функций, а также компенсаторные возможности головного мозга.
  • Нейротест проводится для выявления особенностей состояния иммунной системы, которая вовлечена в формирование различных расстройств шизофренического типа, в том числе шизотипического.

Нарушения памяти и мышления

После очередного прохождения батареи тестов от психолога и последующего ознакомления с заключением, которое она написала, я был несколько озадачен. Там был целый абзац о тех нарушениях мышления, которые у меня есть. Это действительно интересный момент — интеллект в плане «соображалки» сохраняется хорошо, но мышление в целом нарушено. Восприятие, переключаемость внимания, память и ассоциации — все работает неправильно.

Под “соображалкой” я понимаю интеллект в привычном значении этого слова. Тот, который к примеру определяется с помощью матриц Равена. Давно уже их не видел, но тут недавно дали этот тест и получилось 130 баллов. Я обычно скептически настроен по отношению к подобным тестам, но полученный результат по крайней мере говорит, что сильных проблем по этой части точно нет.

Иногда возникает ощущение, что я очень забывчив. Даже приходится записывать, что я должен купить из продуктов например. Или можно выйти из метро с четким пониманием, что забыл, как я куда-то приехал. То есть я понимаю куда я приехал, но сам процесс выпадает из памяти. Мысли об этом вызывают сильное напряжение. Кажется, что сходишь с ума, что ты на какой-то период времени был не собой и не уверен, что все это время происходило…

При этом по тестам получается, что с памятью все хорошо. Ну или не очень плохо по крайней мере. В последний раз получилась кривая запоминания слов — 5-7-9-10-9. Отложенно – 6. Запоминание слов с рисованием картинок — 11 из 13 верно и еще одно — близкое по смыслу. А провалы в памяти происходят не из-за проблем с самой памятью, а из-за того, что мозг занят не тем. Он занят философскими размышлениями, навязчивостями или какими-то деталями, не имеющими отношения к основной деятельности

Внимание акцентировано куда-то совершенно не туда. По результатам выполнения какого-то не очень сложного дела можно совершенно не помнить, как его сделал

Ты не можешь доверять самому себе. Появляются разные сомнения, которые не отпускают и не вылезают из головы, и ассоциативные цепочки могут увести очень далеко. Это один из примеров навязчивых размышлений, от которых сложно избавиться, даже понимая, почему они возникли.

Ассоциации работают интересным образом и, насколько я понимаю, связаны с все тем же соскальзыванием на второстепенные детали объектов. Это именно то, что окружающие часто принимают за “творческие” способности. Но дело не в творчестве, просто цепочка мыслей периодически скатывается на какую-то незначительную, малозаметную деталь, и дальше продолжается как ни в чем не бывало. Это помогает делать разные странные вещи, да. Помогает искать закономерности там, где их никто не видит, да. Но при этом вести целенаправленную деятельность не всегда получается. Мозг постоянно куда-то соскакивает. Приходится следить за собой и постоянно возвращать к изначальному ходу мыслей. Но не всегда это получается, конечно. Особенно сложно бывает подбирать нужные слова. Если забыл какое-то слово, то ты вспомнишь кучу всего, но не то слово, которое нужно. Это видимо и является причиной, по которой такие люди, как я, начинают придумывать неологизмы, используют какие-то слова не совсем по назначению, пытаясь передать свои мысли.

Акцентуация внимания на деталях и постоянные соскальзывания хорошо видны в тестах на обобщение картинок — там я сразу делаю обобщения по каким-то совершенно не важным критериям, и только потом, да и то далеко не всегда, могу скорректировать решение на более «общепринятое»

Смываются критерии важности и неважности. При этом самому это диагностировать сложно, я бы даже не подумал, что такие проблемы у меня есть, если бы мне психолог о них не рассказала

Ах да, про детали еще стоит добавить, что периодически начинаются вымораживающие цепочки совпадений, которые мозг сам вычленяет из повседневной жизни. Например когда начинаешь видеть во всех цифровых часах вокруг себя закономерности. Дубли вроде 11:11 или одно и то же количество минут, например 13. И вот ты изо дня в день неосознанно замечаешь это и кажется, что крыша едет. Как будто ты смотришь на часы только тогда, когда там 13 минут.

Нарушения мышления – это интересная тема. Болезнь создает те самые “слепые пятна” и самостоятельно понять, что именно происходит, и происходит ли вообще, очень сложно. Если с апатией все понятно, ее можно у самого себя найти и убедиться, что да, она есть, то с мышлением все не так просто. И тут возникает интересный вопрос: а нужно ли пытаться эти проблемы исправлять, как это пытаются делать некоторые психологи, если они помогают творить, вести какие-то исследования или решать нетривиальные задачки? Но это больше риторический вопрос. Полностью решать проблемы с мышлением пока никто не научился.

Важно  Пентоксифиллин для восстановления циркуляции крови

Дереализация и иллюзии

Окружающее пространство теряет перспективу, звуки приглушаются, насыщенность цветов уменьшается, время замедляется… Ты как-будто спишь и видишь сон. Прекрасно понимая, что вокруг происходит, ты теряешь «чувство реальности». Все какое-то неправильное. Это одно из самых жестких проявлений заболевания. Такой «приход» может случиться где угодно, это состояние ничем не провоцируется, оно само по себе наступает. Длится недолго, но из-за неправильного ощущения времени кажется, что оно никогда не закончится.

Некоторые люди думают, что при дереализации искажаются формы предметов, цвета меняются на противоположные или происходит еще какая-нибудь фигня, которую здоровому человеку сложно представить. Но на самом деле это не так. Основное давление оказывает скорее само ощущение, что все какое-то не такое. Я бы его описал, как ощущение того, что ты спишь и не можешь проснуться. Но при этом ты бодрствуешь. Это очень тяжело переносится.

Иллюзии — это менее пугающие, но тем не менее очень занятные явления восприятия. В отличии от галлюцинаций, иллюзии стоятся на недостатке информации. Идея в том, что мы владеем лишь частью информации и мозг уже сам достраивает недостающую часть. В результате можно в столбе среди кустов увидеть человека, в пакете, летящем через дорогу — кошку, в звуках принтера за стенкой можно услышать отдельные слова и.т.д.

Иногда бывают вкусовые и обонятельные иллюзии. Или галлюцинации, я как-то не очень понимаю где тут проходит граница. Это вообще очень странная штука. Можно просто так почувствовать запах салата с крабовыми палочками, когда ничего такого в квартире нет, или в процессе поедания мясного блюда получить на языке вкус лимонада. Это кратковременное проявление, но заставляет искать какой-то подвох. Мне кажется, что это происходит из-за того, что мозг каким-то образом раскладывает сложные запахи и вкусы на составляющие и в какой-то момент одна из составляющих начинает доминировать и получаются такие эффекты. Хотя вполне вероятно, что тут я ошибаюсь.

Симптомы

Начальные симптомы болезни могут возникнуть в разном возрасте. Именно от него же будет зависеть то, как именно будет проявляться шизофрения

Чаще всего выявлять ее удается у детей школьного возраста, так как в этот период особое внимание уделяется их интеллектуальной деятельности, которая почти всегда страдает при такой болезни

В раннем возрасте

До 3-х лет малыши практически не разговаривают, а их умственные способности остаются весьма ограниченными. Поэтому любые отклонения выявлять в этот период очень трудно. Чаще всего первые симптомы оказывают минимальное влияние на поведение и действия ребенка.

Как проявляется шизофрения у детей раннего возраста:

  • зацикленные действия, раскачивания или ходьба туда-обратно;
  • беспричинные приступы плача или смеха;
  • нарушения сна, бессонница;
  • отсутствие эмоционального ответа на приближение родителей;
  • незаинтересованность при кормлении грудью;
  • излишняя капризность, заметное беспокойство, грусть.

Некоторые врачи при перечислении подобной симптоматики даже не предполагают, что у малыша могла развиться шизофрения. В таких случаях рекомендуется настаивать на проведении полноценного обследования.

В дошкольном возрасте

Ребенок может рождаться и жить первые годы вполне нормально, не подавая никаких признаков наличия отклонений. В таких случаях часто симптоматика резко усиливается в дошкольный период. Особенно заметны изменения в поведении ребенка.

Современный взгляд на шизотипическое расстройство личности: как снять диагноз

Какие симптомы могут беспокоить дошкольника:

  • необоснованные приливы страха, чаще всего они связаны с фантазиями;
  • периодические внезапные приступы смеха или плача;
  • нарушения сна, бессонница в ночное время и сонливость в дневное;
  • отказ смотреть в глаза другим людям;
  • отсутствие какой-либо мотивации или инициативы;
  • проблемы с речью;
  • возникновение галлюцинаций;
  • сумбурность мышления, отсутствие логики;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры с неодушевленными предметами;
  • нежелание играть, потеря эмоций;
  • зацикленность на конкретном объекте;
  • навязчивые состояния с ритуалами поведения;
  • сравнение себя с животным.

Умственные нарушения в этот период проявляются не всегда. При вялотекущей форме возможно внезапное развитие интеллекта, выделяющее ребенка на фоне сверстников. В таких случаях признаки шизофрении у ребенка вскоре ухудшаются, а вместе с ними снижаются его умственные способности.

В подростковом возрасте

Подросток испытывает симптоматику, схожую с течением шизофрении у взрослых людей. При этом уровень его развития может внезапно упасть, из-за чего поведением он будет напоминать маленьких детей.

Современный взгляд на шизотипическое расстройство личности: как снять диагноз

Клинические признаки шизофрении у подростков:

  • галлюцинации слухового, тактильного или зрительного характера;
  • бредовые мысли, уверенность в наличии физических недостатков, развитие анорексии;
  • отказ от правил гигиены, искусственная изоляция от окружающих, замкнутость;
  • паранойя, навязчивое состояние, кататонические симптомы;
  • психопатоподобные наклонности, избыточная сексуальная возбудимость;
  • негатив по отношению к родителям;
  • тяга к употреблению алкоголя или наркотиков;
  • нестандартный интерес к религии или философии при отсутствии знаний о них;
  • раздробленность речи, снижение успеваемости в школе.

Душевная боль у такого ребенка может быть настолько серьезной, что в некоторых случаях возможны попытки суицида. Подобные проявления считаются большой редкостью, но имеют место и требуют особого внимания к детям.

Принципы терапии

Шизотипическое расстройство является хроническим и вялотекущим заболеванием. Если его диагностируют у пациента, то ему может быть присвоена вторая группа инвалидности, однако этот вариант развития событий возможен только в самых тяжелых случаях. Такой ребенок не сможет служить в армии или правоохранительных органах в будущем, также могут возникнуть сложности с получением водительских прав. Но это не значит, что обращаться к специалистам не нужно. Наоборот, чем раньше расстройство будет выявлено, а также будут приняты адекватные меры к коррекции состояния ребенка, тем более высокой будет вероятность того, что он сможет вести нормальную жизнь.

Сложность терапии при шизотипическом расстройстве состоит в том, что больные не признают своей «ненормальности» и эксцентричности. Инициатором лечения обычно выступают родственники пациентов, а те категорически от него отказываются. Работа психотерапевта построена на постоянном общении с больным, которое направлено на коррекцию поведения, снижение агрессивности и обучения общению с родственниками и окружающими людьми.

Важно  Когда МРТ головного мозга назначают детям: подготовка ребенка, как делают с видео

Терапия при шизотипическом расстройстве ведется по нескольким направлениям:

  1. Прием медикаментозных препаратов. На сегодняшний день не существует таблетки от шизофрении или расстройств, схожих с ней. Лекарства применяют для нормализации состояния пациента, снижения тревожности, налаживания режима питания и сна. Кроме того, прием некоторых препаратов делает больных более восприимчивыми к психотерапии.
  2. Психотерапия. Сегодня существует много различных направлений психотерапии, каждый из которых может быть использован при коррекции шизотипического расстройства. Выбор конкретной методики во многом зависит от специализации психотерапевта и состояния пациента. Психотерапия может проводиться индивидуально или в группах, но при работе с маленькими пациентами групповое общение бывает затруднено. Кроме того, психотерапевт работает и с родителями, поскольку они зачастую сами не понимают, как необходимо строить отношения со своим «особенным» ребенком.
  3. Вспомогательные методы. При вялотекущей шизофрении весьма эффективными бывают методики, направленные на расслабление пациента. Чаще всего специалисты используют арт-терапию, полезным будет общение с животным, например, дельфинами, лечение музыкой и т.д.

Программа коррекции патологии будет различной в каждом конкретном случае, и положительная динамика также зависит от индивидуальных особенностей пациента и его состояния.

Современная психиатрия выделяет довольно большое количество состояний, которые называются словами, содержащими приставку «шизо-». Порой разграничить их очень сложно, даже специалистам не всегда это под силу. Но четкого понимания, как они возникают до сих пор не существует. Именно поэтому лечение патологии часто бывает симптоматическим. То есть, у пациента будут лечить апатию и депрессивные состояния, помогут нормализовать сон и избавиться от тревожности, но о полном выздоровлении речь не идет.

Тем не менее, применение современных методов психотерапии позволяет социализировать детей с шизотипическим расстройством. Чтобы избавить их от навязчивых мыслей можно предложить занятие, требующее концентрации и собранности, например, кулинария. Ребенок должен будет выполнить определенные инструкции, порезать продукты и т.д. Приятным бонусом является приготовленная собственными руками вкусная еда. Некоторым пациентам помогает игра на музыкальных инструментах, музицирование также помогает избавиться от тремора рук.

При поддержке родителей ребенок, у которого диагностировали шизотипическое расстройство или вялотекущую шизофрению сможет стать самодостаточном, получить специальность и даже создать семью. Однако это возможно лишь при своевременно начатой терапии.

1 Причины возникновения, развитие и симптомы

Шизотипическое расстройство личности – это эндогенное психическое заболевание шизофренического спектра, проявляющееся невротическими, аффективными и параноидными симптомами. Основной причиной развития патологии считается наследственный фактор. Болезнь на 10%-15% чаще диагностируется при наличии родственника, страдающего шизофренией. Другие факторы, такие как злоупотребление алкогольными и наркотическими веществами, неправильное воспитание, частые стрессовые ситуации, не играют значительной роли. Они способствуют скорому и более выраженному проявлению патологии, но не имеют отношения к механизму ее развития.

Первые признаки психического нарушения проявляются еще в детстве. Ребенок не может правильно выполнять простые действия и следовать нормам поведения. Указы со стороны родителей вызывают у него приступы паники или агрессии, после чего он не общается с ними длительное время, не берет еду или игрушки. Даже в нормальном состоянии у ребенка наблюдается склонность к ритуальным действиям. Он ест и пьет исключительно из одной посуды, берет игрушки или складывает вещи только в определенном порядке, который не должен быть изменен. Такие особенности поведения часто остаются без внимания родителей и прогрессируют до серьезного психического расстройства.

Следующий этап развития шизотипии приходится на переходный возраст, когда организм пребывает в активной стадии роста, сопровождающейся гормональными и эмоциональными всплесками. У подростка начинают проявляться эксцентричность, неадекватность реакций, эгоизм. Особенностью постпубертатного периода является необходимость человека устанавливать социальные контакты со сверстниками, но в случае с шизотипией этого не происходит. Больной сам избегает человеческого общения или общество не воспринимает его из-за неадекватного поведения. Социальная изоляция приводит к усилению негативной симптоматики и развитию у больного враждебного отношения к окружающим людям. Это проявляется вычурностью манеры поведения, эгоцентризмом, эмоциональной холодностью. Факты и логика не принимаются шизотипиком, подвергаясь сомнению и критике.

В редких случаях у него появляются сверхценные идеи, характерные для параноидальной шизофрении, но в целом его мысли и интересы ограничены узким кругом тем, а познания в них не опираются на общепринятые сведения и формулировки и носят индивидуальный характер. Больной склонен следовать собственной диете, одеваться в особой манере и интерпретировать поведение окружающих исходя из внутренних убеждений, не нуждаясь в подтверждении правильности выводов. Чужое мнение не воспринимается, а попытка оспорить собственное вызывает у пациента отрицание и гневную реакцию.

Посторонние могут провоцировать у шизотипика панику и агрессию, независимо от поведения. Причина заключается в том, что взаимодействие больного происходит не столько с реальными людьми, сколько с их образами у него в голове. Он часто обращается к вымышленным персонажам или долго рассказывает какую-то историю абсолютно постороннему человеку, не нуждаясь в обратной связи. Больной шизотипическим расстройством не может четко выполнить поставленную задачу, даже саму простую. Поэтому он часто ведет праздный образ жизни, нигде не работает или выполняет разовую низкоквалифицированную работу.

Из широкого спектра симптомов шизотипии можно выделить следующие:

  • эксцентричное поведение;
  • слабая эмпатия;
  • беспричинные агрессия и вспышки гнева;
  • социальная изоляция;
  • частая смена настроения;
  • подозрительность;
  • узкое детализированное и стереотипное мышление.

У больного, в период обострения болезни могут также наблюдаться деперсонализация, бредовое состояние и галлюцинации.

Оцените статью
Добавить комментарий