Шизофазия — речевая разорванность, как симптом психологических отклонений

Комплекс провоцирующих факторов

Основными факторами, влияющими на развитие шизофазии, являются:

  1. Наследственность. Среди специалистов это самый признанный фактор, вызывающий шизофазию. Риск заболевания возрастает в несколько раз при наличии в семье больных с этим отклонением. Чем ближе родственные связи, тем выше вероятность проявления болезни.
  2. Развитие и воспитание ребенка. Условия, в которых растут дети, могут существенно повлиять на проявление заболевания в будущем, если к нему имеется склонность. Сюда следует отнести рождение в зимний или весенний период, инфицирование во время родов, отсутствие любви и внимания при воспитании, а также проявление абсолютно разной реакции на один и тот же поступок ребенка. Это все может спровоцировать нарушения в мышлении человека.
  3. Хронический энцефалит . Инфекционное воспаление мозга приводит к тремору конечностей, ознобу, повышенной температуре, параличу, психическим нарушениям, а также проблемам с формулированием своих мыслей.
  4. Социальные факторы. Развитию болезни способствует проживание в городской местности и высокий ритм жизни, социальное положение (мало престижная работа, низкий уровень доходов), плохие условия проживания, расовая дискриминация, постоянные стрессовые ситуации в семье и на работе.
  5. Шизофрения. При диагностировании этого психического расстройства, шизофазия становится одним из симптоматических показателей.
  6. Прием спиртных напитков и психотропных веществ. Человек, находящийся под воздействием запрещенных наркотических препаратов либо алкоголя, перестает нормально формулировать свои мысли.
  7. Перенесенные черепно-мозговые травмы .

В последние годы количество людей, страдающих этим недугом, только увеличивается.

Симптомы

Дефекты произношения при дислалии могут быть выражены заменами, пропусками, а также смешениями и искажениями звуков.

Пропуски звука – имеется в виду его полное отсутствие в начале слова, середине или конце.

Замена звука – один звук говорящий замещает другим, который есть в фонетической системе языка. Ребенок может заменять разные звуки по месту артикуляции либо способу образования, но при этом они будут отличаться по признаку твердости/мягкости или звонкости/глухости.

Смешение звуков – говорящий путает 2 звука, при этом произносит их корректно. Это может быть вызвано неполным усвоением системы фонем.

Искажение звуков – это использование в речи звуков, которых нет в фонетической системе языка (например, межзубное или боковое произнесение звука , велярное или увулярное произнесение и др.). Этот вид дефектов, как правило, встречается при механической дислалии.

В случае функциональной дислалии присутствует нарушенное произнесение одного или нескольких звуков, при механической – сходные по артикуляции группы звуков.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речи формируется в зависимости от возраста: не искажается слоговая структура слов, достаточно широко развит словарный запас, единственное и множественное число, падежные окончания используются корректно, достаточно высоко развита связная речь.

Кроме патологических форм дислалии, в логопедии также выделяют физиологическую форму, физиологические несовершенства речи, возрастное косноязычие или вызванные возрастной несформированностью органы артикуляции. Такого рода особенности произношения, как правило, исчезают сами к наступлению 5 лет.

Классификация

1. В соответствии с причинами нарушения звукопроизношения, можно выделить:

  • механическую (органическую) дислалию – вызвана дефектами строения речевого аппарата;
  • функциональную дислалию – ее причинами являются обратимые нейродинамические нарушения в коре головного мозга или социальные факторы.

Функциональная дислалия может быть:

  • моторной – если она вызвана нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. В этом случае появляются некоторые неточности в движениях губ и языка, которые становятся недифференцированными. Все это приводит к искажению артикуляции звуков (фонетический дефект);
  • сенсорной – вызвана нейродинамическими сдвигами в центре речеслухового анализатора. В данной ситуации затруднена слуховая дифференциация акустически сходных фонем (глухих и звонких, шипящих и свистящих, твердых и мягких). По этой причине заменяются и смешиваются звуки в устной речи (фонематический дефект), также проявляются однотипные замены букв во время письма.

В случае сочетания двух вышеуказанных разновидностей дефектов можно говорить о сенсомоторной дислалии.

В соответствии с несформированностью акустических или артикуляторных звуковых признаков, а также фонетического либо фонематического характера дефекта, выделяют следующие виды дислалии:

  • артикуляторно-фонематическую;
  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

3. В зависимости от количества нарушенных звуков существует 2 формы дислалии:

  • простая – ребенок неправильно произносит от 1 до 4 звуков;
  • сложная – ошибки в произношении более 4 звуков.

4. Также существует мономорфная дислалия – если ребенок некорректно произносит звуки из одной артикуляционной группы (шипящие, свистящие и т.д.), а также полиморфная – дефекты в звуках из разных артикуляционных групп.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Как не навлечь на себя гнев больного?

Как упоминалось выше, общество сторонится людей, страдающих психическими расстройствами, но это невозможно, когда шизофреником является член семьи. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего тщательно ознакомиться с информацией о том, как вести себя с шизофреником. Существует ряд правил:

Не задавать вопросы, направленные на уточнение деталей бредовых высказываний.
Не спорить, пытаясь доказать несостоятельность утверждений больного.
Если больной испытывает слишком сильные переживания (страх, гнев, ненависть, печаль, тревогу), постараться успокоить

Но не забыть вызвать врача.
С большой осторожностью высказывать собственное мнение.
Не насмехаться и не бояться.

Прогноз

Шизофазия — речевая разорванность, как симптом психологических отклонений

Предотвратить появление шизофазии крайне трудно. Если нарушение присутствует у кровных родственников, человеку следует обратиться к специалисту с целью профилактических обследований. В случае возникновения первых признаков отклонения пациенту рекомендуется воздерживаться от спиртосодержащей продукции и наркотиков, избегать эмоционального перенапряжения.

Больному назначаются нейролептики. Подобные средства нужно принимать только под строгим контролем доктора. Эти препараты запрещены пациентам, страдающим серьезными патологиями миокарда, печени и органов мочевыделения. При отсутствии противопоказаний медикаменты необходимо употреблять регулярно, в тех дозировках, которые установил лечащий врач.

Прием назначенных средств, отказ от пагубных пристрастий (алкоголизма и наркомании), избегание стрессовых ситуаций, своевременная терапия сопутствующих психических отклонений и механических повреждений — все эти факторы позволяют предотвратить обострение патологии. В случае несоблюдения указанных условий состояние пациента ухудшается.

Признаки расстройства

Шизофазия — речевая разорванность, как симптом психологических отклонений

Среди симптомов шизофазии можно назвать появление в речи слов и фраз, которые лишены смысла. Манера произношения становится заумной и вычурной. При данной патологии сохраняется нормальная структура речи. Ее темп не нарушается. Больные шизофазией могут выдумывать слова, а фразы, которые они говорят, не сочетаются между собой. Однако пациенты понимают высказывания других людей.

Такие люди не отдают себе отчет в том, что их речь является патологической. В целом их поведение вполне адекватно. Пациенты рассудительны, могут находиться в коллективе, не совершают агрессивных действий.

Лечение и коррекция

Коррекция при рассматриваемой патологии должна затрагивать логопедическую сферу и медицинскую. Задачей нейрохирурга и невролога будет наблюдение пациента и лечение посредством медикаментозной терапии, активной реабилитации и хирургического вмешательства при необходимости.

Занятия с логопедом должны быть направлены на коррекцию, важно поставить перед пациентом цель восстановить и развить активные периферические анализаторы, работать над письмом, чтением, а также импрессивной и экспрессивной сторонами речи

  • динамическую схему произношения слов следует восстанавливать при моторной афазии;
  • на дифференциацию кинестетических признаков фонем работу необходимо направить при афферентной форме болезни;
  • акустико-мнестическая форма требует преодоления дефектов зрительной и слухоречевой памяти;
  • восстановление понимания речи и фонематического слуха является основной целью акустико-гностической афазии;
  • работа логопеда должна быть направлена на преодоление импрессивного аграмматизма при амнестико-семантической форме патологии;
  • динамическая форма требует стимуляции речевой активности и устранения дефектов внутреннего планирования и программирования речи.

Для предотвращения фиксации патологической симптоматики необходимо начать коррекционную работу как можно раньше после получения разрешения от врача.

Длительность такого процесса может составлять 2-3 года, важно заручиться поддержкой не только логопеда, но также родственников пациента, самого больного и его лечащего врача. В молодом возрасте наблюдается лучшая динамика, но возникшая в возрасте 5-7 лет акустико-гностическая форма болезни может стать причиной глубокого нарушения речевого развития или полной потере речи

Заикание является стандартным побочным эффектом при спонтанном выходе из афазии моторного типа

В молодом возрасте наблюдается лучшая динамика, но возникшая в возрасте 5-7 лет акустико-гностическая форма болезни может стать причиной глубокого нарушения речевого развития или полной потере речи. Заикание является стандартным побочным эффектом при спонтанном выходе из афазии моторного типа.

Профилактическая работа должна быть направлена на своевременное устранение опухолевых новообразований мозга, а также предупреждение черепно-мозговых и сосудистых травм. Будьте здоровы!

[править] Шизофазия (каноничный пример)

Вот как это выглядит

Родился на улице Герцена. В гастрономе № 22. Известный экономист. По призванию своему библиотекарь. В народе — колхозник. В магазине — продавец. В экономике, так сказать, необходим. Это, так сказать, система… эээ… в составе 120 единиц. Фотографируйте Мурманский полуостров — и получаете te-le-fun-ken. И бухгалтер работает по другой линии. По линии «Библиотека». Потому что не воздух будет, а академик будет! Ну вот можно сфотографировать Мурманский полуостров. Можно стать воздушным асом. Можно стать воздушной планетой. И будешь уверен, что эту планету примут по учебнику. Значит, на пользу физики пойдет одна планета. Величина — оторванная в область дипломатии — дает свои колебания на всю дипломатию. А Илья Муромец дает колебания только на семью на свою. Спичка в библиотеке работает. В кинохронику ходит и зажигает в кинохронике большой лист. В библиотеке маленький лист разжигает. Агония будет вырабатываться гораздо легче, чем учебник крепкий. А крепкий учебник будет весомей, чем гастроном на улице Герцена. А на улице Герцена будет расщепленный учебник. Тогда учебник будет проходить через улицу Герцена, через гастроном № 22, и замещаться там по формуле экономического единства. Вот в магазине 22 она может расщепиться, экономика! На экономистов, на диспетчеров, на продавцов, на культуру торговли… Так что в эту сторону двигается вся экономика. Библиотека двинется в сторону 120 единиц, которые будут… эээ… предмет укладывать на предмет. 120 единиц — предмет физика. Электрическая лампочка горит от 120 кирпичей, потому что структура у нее, так сказать, похожа у нее на кирпич. Илья Муромец работает на стадионе «Динамо». Илья Муромец работает у себя дома. Вот конкретная дипломатия! «Открытая дипломатия» — то же самое. Ну, берем телевизор, вставляем в Мурманский полуостров, накручиваем, там… эээ… все время черный хлеб… Дак что же, будет Муромец, что ли, вырастать? Илья Муромец, что ли, будет вырастать из этого?

Важно  Таблетки и уколы Пикамилон: инструкция по применению, отзывы, аналоги

Еще один неплохой пример шизофазии можно найти в учебнике А. А. Леонтьева «Основы психолингвистики». Это отрывок из письма шизофреника в Академию наук, датированного аж 1915 годом: «Сила конуса законом властно действует высотным для поднятий горизонтом во полёте стилем вносным». Интересно заметить, что в этой фразе четко соблюдён стихотворный размер — этот пример называется речь рифмованная и тоже является симптомом шизофрении.

3 Лечение

В отношении пациентов, больных шизофренией, медицинская помощь не может ограничиваться только биологической терапией. Лечение неизбежно должно включать психосоциальную терапию, адаптацию и реабилитацию, психотерапию, организационные формы помощи.

Базой фармакотерапии при шизофрении являются антипсихотические препараты. Они применяются как для лечения острых симптомов шизофрении и стабилизации состояния пациента, так и для продолжительной терапии, имеющий целью предотвращение рецидива.

Современные стандарты подразумевают монотерапию при помощи нейролептиков. Но многообразие клинических проявлений заболевания и наличие сопутствующей патологии нередко вынуждают специалистов комбинировать различные препараты, вследствие чего возрастает вероятность развития побочных эффектов.

Из-за высокого риска развития экстрапирамидных нарушений необходимо начинать лечение с минимальной дозы и наращивать ее постепенно, стремясь использовать минимальное количество препарата, которое даст положительный эффект.

По сравнению с лечением хронических больных пациенты с первым эпизодом (приступом, обострением) должны получать более низкие дозировки антипсихотических препаратов.

Медикаментозное лечение при шизофрении осуществляется в три последовательных этапа:

1. Купирующая терапия. Начинается сразу после установления предварительного диагноза шизофрении и продолжается вплоть до установления ремиссии заболевания (до исчезновения признаков психоза). Продолжительность данного этапа — от нескольких недель до нескольких месяцев. Задача купирующей терапии — снижение тяжести психотического состояния, коррекция поведенческих расстройств, купирование сопутствующих симптомов (агрессии, суицидальных намерений, аффекта). Закономерность: чем более острым было начало и проявление психоза, тем эффективнее фармакотерапия.

2. Второй этап — стабилизация (долечивание) — продолжение антипсихотической терапии при помощи препарата, показавшего свою эффективность, вплоть до достижения редукции продуктивных симптомов. Данный этап продолжается от 3 до 9 месяцев, в среднем — полгода от начала острой фазы. В типичных случаях следует постепенно, плавно уменьшать дозу антипсихотических препаратов после установления ремиссии

Крайне важно в этот период систематически наблюдать за больным, поскольку это позволит на ранних стадиях заметить возможность рецидива заболевания и своевременно усилить терапию. При персистировании остаточной симптоматики необходимо ослабление антипсихотической терапии с целью создания условий для проведения психотерапевтической коррекции, налаживания контакта и проведения реабилитации.

3

Противорецидивная терапия. Данный этап является необходимым у большинства пациентов, так как в большинстве случаев шизофрения имеет хроническое рецидивирующее течение. Это продолжительный амбулаторный этап лечения, цель которого — удержание стабильного состояния пациента в состоянии ремиссии и предотвращение новых обострений заболевания. Длительность противорецидивной терапии определяется индивидуально. После двух и более обострений ее продолжительность составляет не менее 1-2 лет. В этот период необходимо поддерживать социальное функционирование пациента на высоком уровне.

При раннем обращении к врачам и своевременно начатом лечении возможно достижение устойчивой ремиссии. Но в запущенных случаях прогноз менее благоприятный: у таких больных симптоматика плохо поддается лечению, и болезнь часто рецидивирует.

Симптомы и течение болезни

Основным признаком афазии, который характерен для всех форм заболевания, является нарушение речи. При этом особенности патологии напрямую зависят от области поражения головного мозга:

  1. Сенсорная афазия характеризуется поражением височной области мозга, причем обычно страдает левая часть. Также могут нарушаться проводящие пути, которые соединяют данный участок с другими составляющими мозга. Данный вид афазии проявляется в виде того, что человек не понимает значения произносимых слов.

Поэтому речь больного теряет связность, его слова становятся несогласованными друг с другом. Еще одним симптомом этого вида афазии является многословность – человек тщетно пытается донести до окружающих свои мысли.

Несмотря на то, что у пациента полностью сохраняется сознание, и он может концентрировать внимание, продуктивный разговор затрудняется по причине речевых нарушений. Нередко такие люди возмущаются, что окружающие их не понимают

Это связано с тем, что они не чувствуют своего дефекта.

  1. Моторная или афазия Брока – для нее характерно нарушение лобной доли или проводящих путей. В результате у человека возникают проблемы при формировании речи. Больной понимает, что хочет сказать, однако испытывает сложности при начале разговора или теряет способность к нормальному связыванию слов.
Важно  Пляска святого Витта, как симптом тяжелых неврологических заболеваний

Для этого вида афазии характерна отрывистая и скудная речь, нередко люди становятся молчаливыми. При начале разговора больным не удается произнести четких слов, однако они понимают свою проблему, а потому стараются молчать.

Это означает, что при моторной афазии человек воспринимает устную речь, однако теряет способность к нормальному построению разговора.

  1. Семантическая афазия – является результатом нарушения работы теменной области мозга или проводящих путей. В этом случае у человека возникают сложности при установлении связей между сложными понятиями. Это означает, что человек может вести беседу, однако не может определить, кем, к примеру, ему приходится брат его отца.
  2. Амнестическая афазия – в этом случае нарушается работа внутренней части височной области мозговой коры. При таком повреждении больной испытывает сложности с называнием предметов. Он может вполне нормально вести беседу, однако не в состоянии назвать предмет, который видит. Такие пациенты могут обозначить предмет лишь в том случае, если собеседник назовет первый слог.

Нарушения речи при шизофрении. Шизофрения речь

Шизофазия — речевая разорванность, как симптом психологических отклонений

В общем, картина получается следующая:

1. Речь логична. Порядок слов нарушен. Подобный прием “речи” можно наблюдать у современных исполнителей “рока” – Янка Дягилева (не особо современнано, но всёже:), Земфира).

2. В некоторых учениях (буддизм, например) изнурительными практиками пытаются достичь “просветления” посредством отказа от собственного “Я”. Человек получил этот “дар”, а теперь просто не знает, что с ним делать. Да и не готов он был к этому. Он пытается возродить своё собсвенное “Я”, не понимая, что это загоняет его в ловушку.

3. Здесь логика противоречит “здравому смыслу”. Человек понимает, что с ним происходит, но не как не может этому противиться? Это странно. Он логичен во всём – он детально знает свои страхи, но всё-же не может им противостоять. Почему?

4-5. Таких людей я встречал много в совей жизни. Не все “психически больны”. Я понял только то, что обе живут прошлыми эмоциями.

Как распознать шизофреника и как жить с ним под одной крышей

Нередко в рабочем коллективе или подъезде можно встретить причудливую или неряшливо одетую личность с нестандартным отношением к окружающим и неадекватным поведением. А причина этих странностей может быть признаком шизофрении – психического расстройства, которое меняет сущность человека.

Термин «шизофрения» образовался из двух греческих слов: «шизо» – раскалываю, «френ» – разум.

Название заболевания придумал профессор психиатрии Поль Эйген Блейлер и заявил, что оно должно сохранять актуальность до тех пор, пока ученые не найдут эффективный способ излечения.

Есть несколько пунктов, по которым можно распознать шизофреника.

Прежде всего это касается речи. Нужно отметить, что в устной речи много вводных слов, предложения сложные и витиеватые, но смысла мало. Но при шизофазии, речь разорванная и спутанная. Возможно и словотворчество, то есть придумывание собственных слов.

Наблюдаются особые ударения и интонация, которая не свойственна обычной «здоровой» речи.

В письменной речи шизофреника также видна бессмыслица и набор слов. Очень трудно дается описание и повествование. Они настолько сжаты, что трудно понять, о чем речь. Могут отсутствовать знаки препинания и падежи.

Это может быть горделивая, величественная поза. Одежда может быть вычурной, даже специально придуманной. В период приступов, поведение особо эмоциональное и яркое. Движения, как и речь, характеризуются бессмысленностью, несвязностью и разорванностью. Среди наиболее ярких и постоянных явлений у шизофреника хоботообразное вытягивание губ, гримасы и импульсивные поступки.

Уже на первых порах заболевания отмечается недостаток живости и яркости эмоций. Но особой чертой, которая ответит на вопрос как распознать шизофреника, это резкие и частые колебания от чувствительности, до полного равнодушия.

Отмечается ослабление сексуального влечения, особая сила которого, проявляется в мыслях и фантазиях, которые чаще всего носят извращенный характер.

В процессе развития болезни чувство такта притупляется, внешний вид стает крайне неопрятным, а в жилище отмечается полный бардак.

В физиологическом плане наблюдается замедленное половое созревание. Глазные яблоки могут быть западающими, малое раскрытие глазных щелей. Кожа часто сальная, усиленное потоотделение. Пониженная трудоспособность и тахикардия – частые явления у шизофреников.

Люди, имеющие такого родственника, часто пребывают в растерянности и не понимают, как существовать с ним под одной крышей.

Чтобы избежать эксцессов, стоит изучить информацию о том, как жить с шизофреником:

Чрезмерная опека способна навредить. На душевнобольных нельзя злиться, кричать, раздражаться. Они не способны перенести критику.

Также необходимо знать признаки приближающейся попытки самоубийства:

Общие высказывания о бессмысленности и бренности существования, греховности людей. Безнадежный пессимизм. Голоса, приказывающие совершить суицид. Убежденность больного в том, что он страдает неизлечимой болезнью. Внезапное успокоение и фатализм.

Следует постараться донести до его разума, что болезнь скоро отойдет в сторону и наступит облегчение. Но делать это нужно мягко и ненавязчиво.

Оцените статью
Добавить комментарий