Современный взгляд на синдром Аспергера: симптомы, тестирование и лечение

Синдром Каннера и синдром Аспергера

Синдром Каннера и синдром Аспергера – это расстройства, которые возникают из-за нарушений в функционировании головного мозга. По своей симптоматике обе патологии схожи, поэтому их часто путают. Рассмотрим основные характеристики и отличия синдрома Аспергера от аутизма:

Интеллектуальная и познавательная деятельность

Люди с синдромом Каннера производят впечатление умственно отсталых, хотя в большинстве случаев интеллект соответствует норме. Помимо этого пациенты испытывают трудности в процессе общения. Синдром Аспергера имеет менее выраженные симптомы, интеллект нормальный или даже высокий, но возникают проблемы с процессом обучения.

Навыки речи

Пациенты с аутизмом страдают от нарушений вербальной коммуникации. Дети с данным симптомом начинают позже говорить в отличие от своих сверстников. Даже во взрослом возрасте речь остается ограниченной. Люди с синдромом Аспергера не страдают от нарушений речевых навыков. Их речь структурирована, имеет своеобразный ритм, темп и мелодику.

Адаптационные способности

При синдроме Каннера адаптация к внешней среде проходит плохо, а при расстройстве Аспергера пациенты проявляют интерес к окружающему миру.

Поведение

При аутизме поведение ограниченное, больные совершают определенные ритуалы в неизменном и строго установленном порядке. При высокофункциональном расстройстве возможно одновременное сосредоточение на двух и более объектах интереса. Наблюдается высокий уровень компетентности в интересующей области.

Возможность самообслуживания

У пациентов с синдром Каннера навыки самообслуживания развиваются поздно. Больные не всегда самостоятельно могут ухаживать за собой, даже во взрослом возрасте. При синдроме Аспергера возможности самообслуживания развиваются согласно возрасту.

Социальные взаимодействия

Люди с аутизмом страдают переменчивым настроением, они непредсказуемы и непонятны окружающим. Именно это вызывает низкую потребность к взаимодействию с окружающими. При синдроме Аспергера социальное взаимодействие выражено мягче. Таких людей можно охарактеризовать как немного странных или даже своеобразных. Пациенты не способны общаться на уровне эмоций, но способны к интеллектуальному общению.

Согласно вышеописанным характеристикам, симптоматика синдрома Аспергера менее выражена, в отличие от синдрома Каннера. Но оба расстройства затрудняют взаимодействие с окружающими, и возможность устанавливать социальные контакты. Лечение патологий состоит из поведенческой терапии, которая направлена на устранение стресса и прием лекарственных средств для улучшения кровообращения в головном мозге.

[], [],

Подходы к лечению

Лечение заболевания проводится совместно с психиатром и психологом. Задачи терапии: уменьшить выраженность клинических проявлений, обеспечить нормальное обучение и освоение ребенком речевых, моторных и коммуникационных навыков.

Среди немедикаментозных подходов используют следующие методы:

  • обучение социальным навыкам;
  • для управления стрессом и негативными эмоциями проводится когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • при выявлении тревожных расстройств и клинической депрессии необходимы консультации с психиатром и посещение психотерапевта;
  • занятия лечебной физкультурой способствуют освоению моторных навыков.

Лекарственные препараты для лечения используются редко. Существуют исследования, показывающие, что атипичные антипсихотики (рисперидон, оланзапин) уменьшают выраженность симптомов патологии, в том числе, тревожности и агрессии. При выявлении депрессивных расстройств специалисты подбирают антидепрессанты из группы селективных блокаторов обратного захвата серотонина: флуоксетин, сертралин и др. Использовать медикаменты возможно только после обследования у психиатра, так как они имеют побочные эффекты и могут усилить признаки болезни.

Симптомы и первые признаки синдрома Аспергера

Если привести к единому «знаменателю» все признаки синдрома Аспергера, то можно выделить следующие группы симптомов:

коммуникативные сложности.

Уже говорилось, что «аспи» имеют большие трудности с интерпретацией мимики и жестов. Это же относится в распознавании тона голоса. Пациентам трудно инициировать разговор или закончить его, они затрудняются, о чём можно побеседовать, а вот поддерживать беседу им значительно легче.

Несмотря на хорошие когнитивные способности, взрослые пациенты и дети являются «буквалистами», и им трудно, или даже невозможно понять отдаленную метафору, скрытый намек, сарказм или шутку в разговоре. Если в беседе с взрослым человеком вы чувствуете, что вам и ему легче общаться, используя строгий стиль, императивные и категоричные суждения, отсутствия двусмысленности и неопределенности – то это характерный симптом синдрома Аспергера;

затруднения в постройке социальных связей между людьми.

К этому относится поиск единомышленников, друзей и подруг, а также подбор будущей «второй половинки». Для этих людей закрыт неписаный язык социальных норм – например, он может прийти на вечеринку в строгом костюме, не понимая ее раскрепощенного смысла, говорить о неуместных вещах. В том случае, если попытки к общению неудачны – это вызывает замкнутость и отчуждение. Такие пациенты часто одиноки, поскольку после неоднократных попыток к общению, они делают вывод, что весь мир состоит из непредсказуемых людей, которых нужно избегать.

Проблемы с «предугадыванием» и интуицией в общении.

Это часто приводит к затруднениям в общении в коллективе, и часто приводит к тому, что пациент становится «одиночкой». Он может быть прекрасным скрипичным мастером, виртуозным музыкантом или писателем, но в быту он плохо понимает другого человека, не может встать на его точку зрения, и сделать элементарный прогноз, ведь ему недостижима мощная поддержка мимики и языка жестов.

Конечно, все эти дефекты возникают не сразу, и не в один день. Все начинается в детском возрасте. Как можно распознать у ребенка эту патологию?

Особенности проявлений у детей

В детском возрасте понимание у родителей, что с ребенком что – то не так, чаще всего появляются между 4 и 11 годами жизни. Вначале их мало, что настораживает, но затем все отдельные факты «связываются» в одну нить. Так, можно заметить, что:

  • мальчик постоянно ходит в школу, выбирая одну и ту же дорогу, невзирая на то, что на другом пути нет луж;
  • сдвиг школьных предметов, внезапные перемены расписания, и любое отступление от привычки «выбивают» его из колеи;
  • если ребенок привык делать уроки в одно и то же время, то он будет тяготиться даже возможностью пойти в кино в это время;
  • может возникнуть хобби, или страсть, которой ребенок будет отдаваться со всем пылом и жаром, ставя это как сверхценность, причем в ущерб общению;
  • любые сверхсильные раздражители (громкий звук, яркий свет, экзотическая и непривычная пища) могут привести к сильной тревоге. Вот почему для детей, склонных к синдрому Аспергера, поездка с родителями за границу, из снежной зимы в дразнящие тропики могут привести к настоящему нервному расстройству;
  • в некоторых случаях, у детей с синдромом Аспергера возникают трудности с мелкой моторикой, или задержка в речевом развитии, хотя она, в конце концов, разрешается без дефицита.

Таким образом, уже в детском возрасте появляются определенная страсть к порядку в жизни, увлеченность, иногда доходящая до страсти и одержимости, а также невербальные сенсорные трудности, и трудности с мелкой моторикой. Несмотря на это, при обычном течении жизни, дети чувствуют себя в «своей тарелке», несмотря на выраженный дефицит общения со сверстниками.

Они не испытывают радости от переживаний других детей, их способность к сопереживанию очень низкая. Так, они могут не участвовать в групповых играх, не проявлять инициативы в школе, и казаться «троечниками». Но, стоит только появиться на горизонте предмету, который входит в хобби (например, астрономия), то тут же выясняется, что такой ученик все и всегда знает лучше учителя.

Причины

Этиология и патогенез синдрома Аспергера в настоящее время остаются неизвестными. Существуют различные теории и предположения об основных этиопатогенетических факторах патологии, но все они пока остаются недоказанными.

Современный взгляд на синдром Аспергера: симптомы, тестирование и лечение

Наиболее распространенные гипотезы о происхождении синдрома:

  • Наследственная теория считается основной. Она повествует о том, что существует генетическая склонность к патологии. Аспергер наблюдал схожие клинические признаки у членов одной семьи. Некоторые современные ученые считают, что генотип ответственен за развитие синдрома. Родственники больных лиц испытывают подобные проблемы, но в несколько иной форме.
  • Аутоиммунная теория – в результате появления в организме матери антител к собственным клеткам образуются иммунные комплексы, которые повреждают ЦНС плода.
  • Эндокринная теория — причиной недуга является гормональный сбой в организме ребенка, обусловленный резким повышением или понижением количества кортизола или тестостерона в крови.
  • Теория массовой иммунизации — вакцинопрофилактика в соответствии с Национальным календарем перегружает иммунитет ребенка, что приводит к негативныv последствиям.
Важно  Болезни на нервной почве: пятна, сыпь, зуд, аллергия и другие сбои со здоровьем

Факторы, провоцирующие появление патологии:

  1. Недоношенность,
  2. Тератогенное воздействие токсинов на плод в первом триместре беременности,
  3. Вирусы краснухи, герпеса, токсоплазмы, цитомегаловирус,
  4. Травмы, полученные в родах,
  5. ЧМТ,
  6. Психоэмоциональные расстройства — неврозы, психозы, депрессии.

Патогенетические звенья синдрома:

  • Воздействие тератогенных факторов,
  • Нарушение внутриутробного развития головного мозга,
  • Атипичное перемещение эмбриональных клеток во время эмбриогенеза,
  • Дисфункция срединных структур мозга,
  • Нарушение нервно-гуморальной регуляции в организме и функций ЦНС.

Лечение патологического процесса

Лечение синдрома Аспергера предполагает психотерапию и мероприятия по повышению мобильности, адаптивности, социального развития. Препараты используются в крайних случаях. При избыточной тревожности, склонности к необычным страхам и фобиям, повышенной агрессивности на фоне стресса, депрессивных тенденциях прописываются транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты в минимальных дозировках. Это симптоматическая мера, временная.

Основу составляет постоянная групповая психотерапия на протяжении минимум полугода. Группы небольшие, сначала вообще рекомендуется начинать с индивидуальных занятий, чтобы настроиться на нужный лад. В ходе психотерапии моделируются ситуации. Это позволяет снизить интенсивность эмоциональной реакции на определенный случай, научиться социальному взаимодействию.

Затем пациенту рекомендуется постепенно выходить «в большой мир». Нет смысла форсировать события, потому как эффект будет прямо противоположным. Так в течение года или более пациент станет увереннее.

Даже после самого качественного лечения часть симптомов останется. Синдром Аспергера — составная часть личности человека, от нее никуда не деться.

Как проявляется расстройство после лечения — вопрос особенностей личности, качества проведенной терапии, желания изменений у самого страдающего, мотивации и прочих моментов вплоть до возраста. Дети более восприимчивы к влиянию психотерапии.

Особенности лечения

Современный взгляд на синдром Аспергера: симптомы, тестирование и лечение

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

https://youtube.com/watch?v=MNzNvDqxjCw

Лечение

Цель коррекции данного синдрома направлена на смягчение его проявлений и лучшую адаптацию пациента в социуме. Она может проводиться психотерапевтом или психиатром. Тактика лечения всегда избирается строго индивидуально и учитывает личностные особенности больного.

Немедикаментозная терапия

Обучение пациента эмпатии, навыкам и социальной активности является основной целью терапии. Для достижения этих целей врач может назначить следующие методики лечения:

  • тренинги социальных навыков – для получения более прогрессивных взаимодействий с окружающими;
  • эрготерапия и ЛФК – для улучшения сенсорных способностей и координации движений;
  • когнитивно-поведенческая терапия – для устранения страхов, повторяющихся рутин («отмотка назад») и взрывных эмоций;
  • логопедические консультации – для получения навыков вести нормальный диалог;
  • тренинги для родителей и членов семьи «аспи»;
  • лечение неврозов и депрессий.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства при данном синдроме назначаются только при необходимости купирования возникающих на фоне расстройства депрессий или невротических состояний

Они должны применяться с осторожностью, так как при таком нарушении оценить их побочные эффекты бывает сложно

Для устранения невротических и депрессивных состояний могут назначаться:

  • седативные средства;
  • специфические антидепрессанты.

Простыми словами о сложной болезни

Что такое синдром Аспергера простыми словами? Это врожденное психическое расстройство, относящееся к аутизму. Эта болезнь более распространена, чем сам аутизм – она поражает 30-70 человек из 10000, чаще диагностируется у мальчиков. Хотя это, преимущественно, детское заболевание, у многих людей симптомы сохраняются в течение всей жизни. Синдром Аспергера – что это такое, как распознать расстройство? В отличие от аутизма, неспособность к социальному взаимодействию здесь выражена менее. Нарушение проявляется в основном эгоцентризмом, сопровождаемым минимальной или отсутствующей способностью контакта со сверстниками.

Отвечая на вопрос, что такое синдром Аспергера, важно упомянуть типичные для него необычные увлечения, такие как изучение расписаний, телефонных справочников. Другие проявления включают правдивость, моторную неуклюжесть

При этом сохраняется интеллект, иногда выше среднего.

Важно!

Нарушение из-за высокого интеллекта часто диагностируется позже, чем аутизм. Иногда оно остается нераспознанным.

Что это такое?

Синдром Аспергера у ребенка, фото

Синдром Аспергера — это группа функциональных расстройств аутистического спектра (при котором вектор развития как бы направлен не на внешний мир, а внутрь себя). Это приобретенные состояния, которым свойственны такие признаки, как трудности во взаимодействии с другими людьми, в том числе безречевого (невербального) плана, а также достаточно стереотипным и крепко «устоявшимся» перечнем склонностей, занятий и интересов пациента.

Характерной особенностью синдрома является практически полная сохранность речевой коммуникации, а также нормальным мышлением, и даже повышенным уровнем интеллекта. Однако наряду с этим физически в быту эти пациенты могут быть неуклюжими.

Синдром Аспергера и аутизм – это одно и то же, или нет?

Мы знаем, что аутизм «в чистом виде» возникает на фоне недостаточного общения малыша в возрасте до трех лет, когда к нему проявляется мало внимания, а его собственная открытость и способность познавать мир никак не стимулируется взрослыми. Тяжелый аутизм также часто возникает на фоне пренатальных поражений головного мозга, и часто может приводить к инвалидности.

Ханс Аспергер же, во время второй мировой войны продолжал заниматься практикой, и описал случаи нарушений у детей, которые не были аутистами, но несли их некоторые черты. У них были большие трудности к бессловесному общению путем сигналов и жестов, мимики и знаков. Они были неуклюжими, а их способность к эмпатии, то есть подключение к сопереживанию эмоций сверстников была явно недостаточной. Тем не менее, «не хватало» признаков для явного аутизма, и Аспергер нашел выход – выделил это состояние в «аутистическую психопатию».

Все тут же встало на свои места. Уже были известны истероидные формы психопатии, шизоидные и эпилептоидные. Психопаты – не больные люди, и максимум, что им показано – лечение в отделениях неврозов (впрочем, как и многим из нас, которые считают себя здоровыми). Все они вполне отвечают за свои слова и поступки.

Это «мягкое» и «пограничное» расстройство, и, многие женщины, которые по своей природе наделены материнским инстинктом, могут быть счастливы в спокойном и безопасном браке с чудаковатым мужем – ядерным физиком или ботаником, который так неловок в быту, но зато очень прогнозируем в своих поступках. А когда точно знаешь, что может, а что не может «выкинуть» твоя вторая половина, то всегда присутствует элемент спокойствия и баланса в отношениях.

Важно  Современный взгляд на синдром Ангельмана: патогенез, причины, симптомы, лечение

Эпидемиология и распространенность

Сравнивая аутизм и синдром Аспергера, исследователи пришли к выводу, что при самом неблагоприятном фоне, число аутистов среди детей не превышает частоты 1 случая на 500 детей, взятых произвольно, а при этом частота встречаемости синдрома Аспергера как минимум, вдвое выше.

Что касается географии распространения, то и это заболевание, и встречаемость аутизма вообще, как у взрослых, так и у детей, встречалось чаще в наиболее интеллектуальных зонах, например, в «Силиконовой долине», а также вокруг предприятий, изобилующими программистами, и специалистами в области информации – то есть, по сути, работающих наедине. Также наблюдается повышенная частота встречаемости как синдрома Аспергера, так и аутизма всех форм среди родителей с повышенным интеллектом и высоким уровнем образования.

В человеческой популяции характерным маркером распространения синдрома Аспергера является невроз, тревога, и эпизоды длительных и больших депрессий. Как только обнаруживается данная патология, то можно с уверенностью сказать, что там повышенная частота встречаемости синдрома. А симптом синдрома Аспергера у детей является не что иное, как синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Чаще, чем у здоровых людей, синдром встречается у детей с различной неврологической патологией: тиками (болезнью Туретта), экстрапирамидными гиперкинезами. Причем до конца не ясно – или вначале была органическая симптоматика, на которую «наслоился» синдром, либо просто дети, чувствуя свою ущербность, сознательно избегали общения со сверстниками, и это, в конце концов, привело к появлению шизоидной аутистической психопатии.

На что можно рассчитывать людям с синдромом Аспергера – прогностические данные

Полное излечение достигается всего в 5% случаев. В остальных ситуациях сохраняется дефект разной степени тяжести. Неизлечимых в принципе случаев не бывает. Потому прогноз для социализации благоприятный. Инвалидность в результате лечения не встречается.

Многие больные, при формальной возможности поддерживать социальные контакты, не имеют заинтересованности в этом, потому находятся в состоянии добровольной изоляции всю жизнь. Часто это не последствие болезни, а ее отпечаток, особенность личности. Патологией такое поведение уже не считается, тем более после проведенного лечения. Потому как больной осознает свои устремления и делает выбор на основе собственного желания, а не принуждения болезнью.

: Афазия — виды, особенности заболевания, коррекция

https://youtube.com/watch?v=Iiin5et5uUc%27

,Аутизм представляет собой тяжелое психоневрологическое заболевание врожденного или приобретенного характера с вялым течением и,,Дислексия представляет собой нарушение процесса чтения. В отличие от более тяжелой алексии, когда человек,Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной,Парафренный или парафренический синдром — тяжелая форма бреда, которая характеризуется бредовыми идеями, психическим автоматизмом

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

  • Ребёнку трудно наладить контакт с окружением. Несмотря на то что никаких задержек в плане речи у детей с синдромом Аспергера нет, им трудно заводить новые знакомства, всячески взаимодействовать в социуме. В особенности проявляется это при контакте со сверстниками: в садике, школе, во время игр на детской площадке и т. д. Таким детям сложно понять эмоции других детей, их интересы и те правила поведения, которые неизбежно возникают даже в такой маленькой ячейке социума.
  • В разговоре ребёнок то и дело повторяет одни и те же слова, фразы, притом монотонно, почти без интонаций, из-за чего его речь кажется неестественной, как бы механической. Характерны для такого заболевания и повторяющиеся движения, выполняемые будто бы неосознанно: стук пальцев по столу, наматывание на палец пряди волос. Если смотреть на фото с такими детьми, то отмечается некая неуклюжесть позы.
  • Неумение подобрать нужную тему и нужные слова. Часто из-за подобной манеры поведения таких людей считают грубыми и бестактными, но это далеко от истины: просто человек, родившийся с синдромом Аспергера не способен следить за реакцией собеседника и понимать, что тому нравится, а что нет. Также таким людям довольно сложно понимать намёки, шутки и прочее в таком духе: они все понимают в прямом смысле, и это нужно учитывать.
  • Склонность к монологам. В разговоре дети с подобным заболеванием редко следят за реакцией собеседника: ребёнок не смотрит в лицо слушателю, не делает пауз, ожидая отклика на свой рассказ. Они просто выдают скопившуюся информацию. Часто отсутствует зрительный контакт с собеседником, да и вообще какой бы то ни было контакт. Но тем не менее они полностью осознают, что ведут беседу с другим человеком, воспринимают ситуацию абсолютно адекватно.
  • Жестикуляция и мимика почти не выражены. Если со словарным запасом у ребёнка с подобным заболеванием все хорошо (в этом плане они часто даже опережают здоровых детей), то с невербальной частью общения все обстоит несколько иначе: нет размахивания руками, гримас и ужимок, которые обычно характерны для детей. Выражение лица обычно остаётся отстранённым, а взгляд направлен в никуда (это заметно даже на фото). Это делает речь ещё более неестественной, неловкой, будто говорит не человек, а робот.
  • Повторяющиеся действия, склонность к упорядочиванию. Часто у тех, кто родился с синдромом Аспергера, появляется тяга к перфекционизму, то есть к стремлению все упорядочивать. Игрушки выстраиваются по величине, книги складываются в ровную стопочку. Да, у детей старшего возраста подобное явление может свидетельствовать о куда более безобидной тяге к аккуратности, но для ребёнка 3–5 лет подобное стремление к порядку крайне нетипично. Довольно известным стало фото, где совсем ещё маленький ребёнок складывает кубики в идеально ровный столбик. К тому же детям с нарушениями психики свойственно выполнять определённые действия изо дня в день. Такие действия у ещё называют ритуалами.
  • Концентрация на каком-либо одном занятии. Многозадачность при синдроме Аспергера, увы, не характерна: напротив, для таких детей гораздо проще, к примеру, выбрать одну тему разговора и следовать ей. То же самое наблюдается и в отношении хобби, увлечений: человек может отлично разбираться, к примеру, в математике, но при этом не иметь ни малейшего понятия о деятелях изобразительного искусства, фото- и видеотехнике и т. д. Все свободное время, все силы посвящаются любимому занятию, будь-то собирание марок или конструирование моделей самолётов.

Современный взгляд на синдром Аспергера: симптомы, тестирование и лечение
Симптомы синдрома Аспергера

  • Нарушения в отношении сенсорики. Такие проявления заболевания не слишком часты, да и на фото их не обнаружить, но порой можно наблюдать обострённое восприятие слуха, зрения и других чувств. Шум, слишком яркий свет, слишком сильные запахи – все эти вещи, незаметные для обычного человека, становятся пыткой для людей с подобным синдромом.
  • Нарушения сна. Некоторые люди, страдающие данным заболеванием, отмечают, что их часто мучает бессонница, а сон нередко беспокойный, часто появляются кошмары.

Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

Прогнозирование

Если диагноз патологии был поставлен в раннем возрасте, прогноз значительно улучшается. Раннее вмешательство имеет большую пользу и ценность, чем лечение взрослых больных.

Конкретные профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома, не известны современной медицине. Общая профилактика заключается в поддержании своего здоровья на оптимальном уровне, борьбе с вредными привычками, создании благоприятной экологической обстановки, постоянном наблюдении и контроле со стороны специалистов психиатрического профиля.

В настоящее время многие ученые не признают синдром Аспергера тяжелым недугом, а считают его особым стилем мышления. Большинство взрослых лиц с данным синдромом живут полноценной жизнью, довольны ею и не хотят ничего менять. Не смотря на это, им периодически требуется социальная поддержка, спасающая от одиночества.

Причины развития синдрома Аспергера

Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.

Важно  Почему возникает амнестическая афазия и как она проявляется

Влияние на плод токсических веществ

Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.

Аутоиммунная реакция организма матери во время гестации

Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.

Гормональный дисбаланс у ребенка

Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.

Недостаточная выработка дофамина

Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.

Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.

Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.

Передается ли синдром Аспергера по наследству?

Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.

Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.

Взгляд сквозь призму синдрома Аспергера

Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.

Об этой статье

Соавтор(ы):

Лицензированный магистр социальной работы

Соавтор(ы): . Таша Рубе — лицензированный магистр социальной работы из Миссури. Получила магистерскую степень в Университете Миссури в 2014 году. Количество просмотров этой статьи: 23 535.

Категории: Нейрологические нарушения

English:Test for Asperger’s

Español:hacerte una prueba para saber si tienes el síndrome de Asperger

Italiano:Diagnosticare la Sindrome di Asperger

Deutsch:Auf Asperger‐Syndrom testen

Français:détecter le syndrome d’Asperger

Português:Examinar a Síndrome de Asperger

Bahasa Indonesia:Menguji Sindrom Asperger

中文:测试是否患有亚斯伯格症候群

العربية:إجراء اختبار متلازمة أسبرجر

Печать

Симптоматика

Современный взгляд на синдром Аспергера: симптомы, тестирование и лечение

• Трудности интерпретации контекста и неявных аспектов социальных ситуаций. Например, будто все, кроме тебя, понимают, что надеть, когда говорить или промолчать, каким тоном разговаривать.

• Трудности использования тона и громкости голоса, подбора уместных ситуации слов. Например, ты используешь официальный стиль речи в неформальном общении, громко говоришь, когда надо соблюдать тишину, высказываешься ровным тоном, испытывая при этом сильные эмоции.

• Проблемы интерпретации языка тела, тона голоса. Например, тебе улыбается человек, которого ты считаешь привлекательным, зовёт присоединиться к прогулке в компании. Это романтический интерес или дружеское расположение? Тон начальника выражает гнев или сарказм?

• Проблемы поддержания беседы, особенно на темы, которые не входят в круг твоих интересов. Нейротипичные люди обычно легко болтают обо всём: от телешоу до сплетен, даже если почти не интересуются ими. А вот люди с аутизмом предпочитают долго и подробно говорить только о лично им интересных вещах. Порой они не замечают, что их собеседникам скучно.

• Чрезмерная сосредоточенность на интересах. Некоторые взрослые люди с аутизмом настолько поглощены своими интересами, что не в состоянии переключиться на что-то другое. Если твои друзья и коллеги разделяют эти пристрастия, то проблема не особо актуальна. Но если семья и соседи интересуются чем-то другим, то общение существенно осложнится.

• Трудности понимания уместности вопросов (когда и как спросить), высказывания того, что кажется правдой. Например, когда можно сказать начальнику, что его идеи не сработают? Можно ли спросить человека о том, что стало причиной его развода? Людям с аутизмом сложно понять, когда и что говорить, в итоге они замыкаются и молчат.

• Трудности с принятием перемен. Большинство людей с аутизмом предпочитает точно знать, что произойдёт дальше. Многие делают одни и те же вещи одним и тем же образом каждый день, едят одну и ту же пищу, ходят одним и тем же маршрутом и т.д. Но жизнь часто преподносит “сюрпризы”. И аутичным людям трудно быстро приспособиться к переменам без значительных усилий и эмоциональных стрессов.

Сенсорные и поведенческие симптомыСамые последние критерии аутизма включают сенсорные проблемы, являющиеся общими для всех людей в спектре. Сенсорные проблемы (наряду с социальными проблемами, описанными выше) могут привести к неожиданному поведению.

• Чувствительность к свету, звуку, запаху, прикосновениям и вкусу. Как и многие люди с другими расстройствами (такими как мигрень), люди с аутизмом необычайно чувствительны. Большинство из них не может подобно нейротипикам спокойно провести весь день под флуоресцентным светом в шумной обстановке. Также аутичные люди могут сильно реагировать на запах или вкус или испытывать трудности с физической близостью.

• Потребность физического давления для успокоения. Темпл Грандин, лидер аутистов-самоадвокатов, создала “машину для объятий”, чтобы помочь себе сохранять спокойствие в колледже.

• Потребность привычных движений и/или вокализаций. Эта потребность называется “стимминг” и является формой самоуспокоения. Стимминг включает: расхаживание взад-вперёд, покачивание, наматывание волос на палец, долгое издавание гудящих звуков и т.д. Стимминг трудно контролировать, иногда он вызывает неодобрительные взгляды окружающих.

• Аутические срывы (мелтдаун). Некоторые взрослые люди с аутизмом (даже с высоким IQ) временами настолько расстраиваются или испытывают фрустрацию, что не могут контролировать свои слова и действия. Это состояние иногда называют “аутический срыв/мелтдаун”. Обычно взрослые с аутизмом редко ведут себя агрессивно, но даже лишённый элемента насилия мелтдаун может вызвать у окружающих испуг.

Оцените статью
Добавить комментарий