Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Что такое семантическая афазия

Люди, страдающие семантической афазией, испытывают большие трудности с пониманием значения слов, поиском названий или наименованием живых и неживых объектов. Со временем люди семантической афазией начинают использовать более общие названия для конкретных вещей.

Например, они могут сказать “животное “вместо “собака”.”По мере того, как их понимание слов ухудшается, они могут в конечном итоге перестать понимать речь окружающих.

Семантическая афазия как отдельный вид афазии впервые описана английским врачом-афазиологом Генри Хэдом. Он предложил психолингвистическую классификацию афазий.

Впоследствии нейропсихологическая концепция учёного разрабатывалась другими исследователями, в том числе нашла отражениев в работах советского психолингвиста А. Р. Лурия, который дал более подробное описание этой патологии.

Она представляет собой нарушение когнитивного характера: отсутствует понимание семантики лексемы в контексте логико-грамматических языковых конструкций.

Характеристика

Особенность акустико-мнестической афазии заключается в том, что человек понимает речь других людей, при этом не может адекватно воспринимать длинные и сложные фразы. Связано это с тем, что гражданин не способен запоминать слова, сказанные всего несколько минут назад. Человеку тяжело поддерживать разговор, а также отвечать на различные вопросы. Также может отсутствовать возможность повторить за врачом несколько слов.

Подобные отклонения имеют прямую связь с нарушениями памяти. В большинстве случаев акустико-мнестическая афазия появляется у человека после перенесённого инсульта или аналогичного нарушения, повреждающего работу височной области головного мозга. Стоит отметить, что человеку сложно повторить цепочку из произнесённых слов. Если назвать ему сразу 5 наименований предметов, то он сможет воспроизвести только первый и последний. При этом остальные названия он забудет.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

При акустико-мнестической афазии человеку будет сложно описать, что именно означает конкретный предмет. Объясняется подобное тем, что пациент неспособен воспроизвести в памяти конкретный образ. Если говорить о речи, то может присутствовать перестановка слов. Также может искажаться структура звуков в конкретных наименованиях. Допустим, вместо слова «дерево» человек станет говорить «деворе». Из-за этого значительно усложняется общение с окружающими людьми, тем более что отклонения могут наблюдаться не только в отдельных словах, но и в целых фразах.

Больному следует понимать, что даже лёгкая форма акустико-мнестической афазии является опасной, потому как отсутствует возможность воспринимать тексты, а также утрачивается способность самостоятельно излагать длинные мысли. Нередко человек заменяет в предложении правильные слова на фразы, которые не подходят по смыслу. Из-за этого его могут перестать понимать даже близкие родственники.

Если говорить о чтении и письме, то данные навыки, как правило, не ухудшаются из-за афазии. В редких случаях человек начинает совершать незначительные ошибки, а также пропускает или заменяет слова на неподходящие по смыслу.

Симптомы и диагностика

Симптомы могут отличаться в каждом отдельном случае и зависеть от типа афазии, то есть от области поражения.

Сенсорный тип расстройства

Человек, который страдает сенсорной афазией, не понимает устную речь и написанный текст. Хотя его ухо различает отдельные слова, но смысл их для человека непонятен.

При это интересно что такой больной может исполнять простые команды врача, такие как просьбы закрыть глаза, встать или сесть.

Все зависит от формы заболевания, то есть при сложной форме сенсорной афазии человек не способен выполнить даже простую односложную команду, при более легкой — человек может выполнять односложные просьбы, но теряется при задачах из нескольких частей.

При сенсорной афазии человек может говорить в некотором роде, но его речь может быть просто набором слов или как иногда говорят, словарной крошкой.

Собственная речь человека может быть обильной и несколько эмоциональной, но при этом он может путать понятия и предметы. Например, говорить о вилке, но показывать на ложку.

Это называется вербальные парафазии, когда происходят словесные замены.

Особенности моторной афазии

При моторной афазии основной проблемой является нарушение речевых способностей больного, то есть он в основном понимает устную речь других людей, но при этом его собственная речь малопонятна.

Симптомами являются нарушение навыков чтения и письма или же полная их утрата, а также неправильное произношение, перестановка букв в словах, замена одних букв, другими схожими по звучанию.

Помимо этого человеку тяжело переключиться с одного слова на другое, а в тяжелых формах этого типа афазии человек сохранил только возможность произносить речевые эмболы, такого типа: «да-да» или же «нет-нет».

В любом случае всех афазиков характеризует то, что их лексикон крайне невелик и беден, поскольку они не используют наречия, сравнения и яркие прилагательные, а также не понимают поговорки, пословицы и крылатые выражения.

Сенсорномотоный вид — самый тяжелый случай

В таком случае симптомы, описанные выше, присутствуют в острой форме. Человек не может выражать свои мысли и что-либо говорить, а также понимать устную речь другого человека.

Такой тип афазии может быть вызван тотальным поражением речевых центров, из-за чего афазия протекает в особо тяжелой форме.

При этом если наблюдаются улучшения, то сначала восстанавливается понимание устной речи других людей.

Амнестическая афазия: в чем она проявляется

Такой тип афазии характерен тем, что человек понимает речь других и может в каком-то роде выражать свои мысли. Его речь достаточно информативна, но лексикон небольшой и крайне бедный.

Для больных характерно забывать конкретные слова, но при этом они могут объяснить их значения. То есть, такой человек не может вспомнить слово «стул», но он объяснит, что это «то, на чем сидят».

При этом таким больным может помочь подсказка первого слога нужного слова.

В таком случае также наблюдаются проблемы с чтением и письмом.

Методы диагностики

Что включает в себя диагностика и обследование человека, начавшего страдать сенсорной афазией:

  1. Анализ самого заболевания, выяснение того как давно появились нарушения подобного рода, а также что способствовало таким нарушениям;
  2. Больного должен осмотреть логопед, который сможет определить каковы нарушения речи, а также наметить приблизительный курс лечения и восстановления;
  3. Стоит пройти такую процедуру как электроэнцефалография — можно увидеть электрическую активность различных участков коры головного мозга;
  4. Компьютерная томография и МРТ — цель этих процедур изучить весь головной мозг человека послойно, помимо этого можно обнаружить кровоизлияния, а также гнойники и воспалительные процессы.
Важно  Вестибулярный нейронит — частая причина головокружений и тошноты

Если подвести итог, то с человеком, у которого наблюдаются расстройства речи, работают логопед и нейропсихолог, которые определяют степень афазии и могут назначить некоторое лечение.

В то же время необходимо определить первичную причину болезни и устранить ее.

В этом помогут МРТ и компьютерная томография.

Классификация

Афазию классифицируют по нескольким критериям.

В зависимости от локализации поражения выделяют такие формы патологии:

  • Афферентная моторная. Происходит поражение нижних отделов постцентральной коры головного мозга. При такой разновидности нарушения человек не может произнести ни слова, поскольку афферентная афазия вызывает разрыв связей между звуковыми выражениями и артикуляционным аппаратом. Вместе с тем больной может непроизвольно проговорить отдельные слова или звуки, но не способен сделать это по просьбе: он не имеет понятия, как нужно сомкнуть или разомкнуть губы и в какое положение поставить язык, чтобы произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Данная форма нарушения обусловлена патологическим процессом в нижних отделах премоторной области. Эта зона отвечает за программирование речи, то есть обуславливает перетекание одного звука или слога в другой, в результате чего образуются слова. Особенность эфферентной формы афазии заключается в том, что человек способен произносить отдельные звуки по собственному желанию либо по просьбе, но не может соединять звуки в слова, чтобы получилось полное слово.
  • Акустико-гностическая или сенсорная. Отклонение связано с поражением верхней части височной области головного мозга. Эта область отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. В результате больной полностью или частично утрачивает способность понимать и анализировать обращенную к нему речь. Вместе с тем у людей с сенсорной афазией не нарушается физический слух, они способны складывать слоги в слова и говорить, с легкостью произносят простые и знакомые слова, но не могут устно воспроизводить незнакомые и сложные. При акустико-гностической афазии у больного очень запутана речь, структура составленного предложения непонятна слушателю.
  • Акустико-мнестическая. Нарушение речи обусловлено поражением средней височной извилины. Отклонение выражается в нарушении слухоречевой памяти. У больного замечают забывчивость: он может точно знать значение какого-либо предмета, но не может назвать его одним словом, при этом «перебирает» всего его характеристики. У больных с акустико-мнестической афазией нет понимания смысла антонимов и синонимов, они не понимают переносный смысл слов, у них наблюдается словарный дефицит, их речь спонтанна, эмоциональна, состоит преимущественно из глаголов. Нарушение памяти приводит к нарушениям письма, понимания читаемого текста.
  • Семантическая. Нарушение развивается в случае поражения задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга. Больной не может сопоставлять время и пространство. Он полноценно понимает речь, правильно разговаривает, но в речевых конструкциях при таком отклонении нарушаются логические связи. Также у больных с семантической афазией наблюдается непонимание переносного смысла слов, поговорок, пословиц.
  • Динамическая. Эта форма афазии связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. У больного нарушается коммуникативная функция речи: его речь скудная, спонтанная, нединамичная. В репликах больного отсутствуют предлоги, глаголы, сложные прилагательные. Слова и их грамматические формы слов не согласуются между собой.

С лингвистической точки зрения различают афазии следующих типов:

  • Вербальный. В этом случае речь идет о нарушениях словообразования, наличии дефектов произношения, ограничении словарного запаса.
  • Номинальный. Афазия такого типа делает невозможным восприятие речи и использование слов.
  • Синтаксический. В данном случае пациент теряет связанность предложений и говорит в телеграфном стиле.
  • Семантический. Пациент, страдающий таким типом афазии, имеет искаженное восприятие смысла высказывания сложной в грамматическом плане конструкции.

В зависимости от степени выраженности нарушения различают тотальную и частичную афазию. В первом случае наблюдается полное нарушение речи больного, во втором – частичное.

Тяжесть речевого расстройства напрямую зависит от месторасположения очага поражения и его размеров.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Диагностика патологии

Диагностировать патологию бывает сложно, так как симптомы часто схожи с клинической картиной других заболеваний. В комплексе для этого используются следующие виды исследований:

У больного берется общий и клинический анализ крови.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

  • Проводится компьютерная томография.
  • Назначается МРТ.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

  • Пункция жидкости спинного мозга.
  • Проводится доплер сосудов головного мозга.
  • Исследования со стороны логопедии.
  • Проведение консультации с психологом.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Выполнение тестовых заданий для того, чтобы определить уровень развития письменной и устной речи у больного.

Выяснить, на какой стадии находятся речевые нарушения можно только при выполнении специальных задач. В связи с этим диагностика часто направлена именно на инструментальные исследования.

Наибольшую ценность для постановки диагноза имеют:

  1. Консультация логопеда — он диагностируют затруднение восприятия высказывания, нарушения воспроизведение слов, исследует слухоречевую памяти, артикуляцию.
  2. Консультация невролога. Она включает в себя сбор анамнеза, определение появления первых признаков заболевания. Обследование неврологом даст возможность определить возможности восстановления рефлексов.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

В связи с тем, что патология очень сложная к диагностированию, самостоятельная постановка диагноза и назначение лечения исключено.

Методы коррекции

Лечение и коррекция начинается в острый период после инсульта. Это объясняется несколькими аргументами. В первые 1-3 дня после сосудистой катастрофы корковые функции восстанавливаются за счет реперфузионной терапии (восстановление кровотока в ишемизированные участки мозга).

В течение первой недели включаются компенсаторные механизмы. Это проявляется вовлечением в работу субдоминантных областей мозга. Например, если после инсульта повредилась область доминантного полушария, отвечающая за понимание сложных структур, то после ее выключения функцию понимания берут области на противоположной стороне мозга. Такая реорганизация функций называется нейропластичностью.

Восстановительная программа составляется с учетом тяжести инсульта и речевых дефектов. Реабилитация состоит из нескольких этапов:

  • Лечение инсульта и восстановление кровообращения головного мозга. Применяется медикаментозная реперфузионная терапия с контролем оксигенации, артериального давления, наличия сознания.
  • Восстановление зрительного восприятия. Врач показывает картинки и просит назвать их наименования. Восстановление понимания математических символов и арифметического счета. Для этого врач предлагает решить простые математические упражнения на сложение и вычитание простых чисел.
  • Восстановление пространственного гнозиса и речевых навыков. Врач показывает пациенту схематическое изображение человека и объектов, просит назвать их составные части, например, показать где левая рука или нижняя правая конечность. Речь восстанавливается занятиями с логопедом.
Важно  Глицин Форте Эвалар — современный вариант известного ноотропа

В течение 2-3 недель при выполнении упражнений тяжелую степень дисфазии можно сметить к средней. Постепенно устраняются зрительные и пространственные дефекты, пациент может выполнять сложение и вычитание чисел. После первого месяца работы пациент начинает понимать речевые обороты средней тяжести. В течение 2-3 месяцев при хорошей пластичности мозга речевые функции и деятельность высших корковых отделов восстанавливается.

Прогноз благоприятный, если пациент молодого возраста, имеет высшее образование, знает 2-3 языка, включая родной, ежедневно упражняется и принимает лечение.

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Симптоматика

Грубая степень переднего аграмматизма

Чаще всего при грубой степени аграмматизма в речи пациентов встречаются максимально упрощённые синтаксические конструкции. Они оформляются в виде «Топик-Коммент», то есть в начале предложения ставится то, о чем будет высказывание, а затем следует раскрытие темы. При этом топик представлен ситуационным контекстом и либо не вербализуется, либо выражается с помощью непродуктивных слов («вот»), а коммент, конкретизирующий содержание топика, выражен существительным. Пример, который приводит в одной из своих работ А. Р. Лурия: «Вот… фронт… И вот… наступление… вот… взрыв… И вот… ничего… Вот операция… Осколок… речь… речь… речь». Таким образом, при грубой степени переднего аграмматизма, когда нарушается работа других уровней синтаксиса, на поверхность выносится внутренняя речевая организация высказывания. Текст может разворачиваться в виде цепочки комментов, отражающих иерархию предикатов: «Ребят два — мальчик, девочка. Маленькие — девочка юбка, мальчик штаны.»

Средняя степень переднего аграмматизма

В речи пациентов со средней степенью ПА появляется глагол. Синтаксические конструкции усложняются и предстают в виде либо «имя-действие», «имя-атрибут», либо «субъект-действие-объект». Для обозначения действия используются личные формы глаголов, инфинитив, отглагольные существительные; возможен пропуск или постпозиция глаголов. Добавляются семантические правила; одно из них присутствует у всех: на первое место в предложении ставится агенс(субъект действия). Становится возможной передача различного смысла через изменение порядка слов . Кроме того, появляются самокоррекции. Пример: «Хлеб — нет… Мама…хлеб…- нет… режет хлеб». Остальные семантические правила используются нерегулярно: например, чаще всего определение ставится после определяемого слова, но необязательно.

Лёгкая степень переднего аграмматизма

Чаще всего пациенты с лёгкой степенью переднего аграмматизма используют синтаксическую конструкцию «субъект-глагол-объект». При построении высказывания чаще всего нарушаются следующие правила конвенционального синтаксиса:

  1. Противопоставление именительного и винительного падежей
  2. Перемещение определения на место перед определяемым словом
  3. Усвоение согласования сказуемого с подлежащим (число, род).

Пример: больного просят повторить: «Слоны живут в жарких странах», он говорит: «Слоны живут в жаркие страны».

Диагностика и лечение

В основе диагностики заболевания лежит обследование мозга с помощью МРТ и анализ полученных результатов. На МРТ можно увидеть количество поврежденных участков и определить степень повреждения.

Также больному назначают допплерографию сосудов головного мозга. Обязательно должна быть проведена оценка речи больного, для этого его просят прочитать отрывок и написать несколько слов или предложений.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

В зависимости от того, в какой степени будет поражение лобной доли головного мозга, будет подбираться медикаментозная терапия. Лечение сенсомоторной афазии должна проводиться комплексное. В комплект входят как медикаменты, так и упражнения логопедического характера. В качестве препаратов применяется:

  • ноотропные препараты;
  • антидепрессанты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц.

Особое внимание уделяется ноотропным препаратом, которые должны улучшать когнитивную функцию и нормализовать обменные процессы в головном мозге

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Лечение должно быть направлено на снижение артериального давления и восстановление клеток головного мозга. В таких случаях назначается гипотензивные препараты. Для снятия отека мозга применяются мочегонные средства. С их помощью можно быстрее вывести жидкость из организма. В редких случаях применяется стволовые клетки. Это универсальный способ замены замены отмерших нейронов. Такой метод считается самым эффективным.

Большую роль в восстановлении речи играют занятия с логопедом. Это один из самых главных врачей при семантической афазии. Часто восстановление речи приходится проходить с нуля. После инсульта восстанавливаться можно в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации обязательно должна быть оказана помощь профессионала.

Логопед работает по следующим методам:

В самом начале заболевания он знакомится с пациентом, устанавливает с ним контактах, оценивает тяжесть поражения

Очень важно, чтобы отношения было доброжелательными, иначе эффекта в лечении не будет достигнуто.
Все занятия с логопедом должны строиться по нарастающей. Весь материал подбирается в зависимости от тяжести патологии.
В самом начале занятия проводится работа по произношению отдельных слов, затем человек должен освоить понимание их в контексте

Затем это закрепляется путем упражнений, например, врач начинает фразу, но не договаривает ее, а предлагает закончить больному.
Все занятия должны быть построены на положительной мотивации. Врач предлагает вспоминать пациенту любимые песни, рассказы, стихи. Больному предлагают рисовать картинки по выбранной темы.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Длительность занятий должна быть не более 15 минут. Только через 2 месяца можно добавлять еще 15 минут и так доводить до полчаса

Важно, чтобы занятия проводились ежедневно. После того, как пройдет острый период, пациент может выполнять комплекс упражнений на дому

Важно  Применение средства Диазепекс в неврологической практике

Дополнительно

При сенсомоторной афазии могут применяться дополнительно следующие методы терапии:

Иглотерапия.

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

  • Физиотерапевтический способ для улучшения мозгового кровообращения. Такой метод полезен для активации работы речевой мускулатуры.
  • В исключительных случаях может быть назначена операция.

Длительность восстановления у пациента будет зависеть от степени поражения и качества оказания первой медицинской помощи. Острый период может длиться до полугода.

Исключение составляет тотальная афазия. До полного восстановления может пройти более трех лет. Шансы на полное восстановление при сенсомоторной афазии зависят от наличия сопутствующих заболеваний у пациента.

Вернуть речевую функцию будет сложнее, если у пациента случилось повторное кровоизлияние, прогрессирует сахарный диабет.

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.

Крайне тяжело восстановить речь у пожилых людей. Но и у молодых людей возникают сложности с реабилитацией, если поражения головного мозга очень значительны

Важно начать лечение при появлении первых симптомов патологии и четко соблюдать все показания врачей.

Афазия после инсульта и не только

Афазия встречается чаще всего у пожилых людей, перенесших инсульт. Однако разрушение речи бывает у молодых и даже у детей, перенесших инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга. Форма афазии зависит от того, какой участок мозга был поражен. А от формы зависит то направление, в котором будут работать специалисты по восстановлению речи.

Диагностика афазии

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Известно, что высшие психические функции человека осуществляются в результате работы коры двух полушарий мозга и его подкорковых структур. К афазии приводит поражение доминантного полушария, правого – у левшей и левого – у правшей.

Так лобные доли коры производят программирование, регуляцию психической деятельности и коррекцию ее результатов. Правая лобная доля осуществляет выполнение неречевых действий, левая – ответственна за движение языка и всего туловища, планирует речемыслительную деятельность, прогнозирует ее воздействие на ситуацию. Височные доли коры отвечают за восприятие на слух и понимание речи. Правая височная доля улавливает и дифференцирует неречевые звуки, левая – в ответе за восприятие, как отдельных звуков языка, так и их синтез в группы слов. Затылочные доли коры выполняют функции сбора и обработки информации посредством зрения, теменные доли – посредством тактильно-кинестетического чувства.

Диагностика активности функций коры головного мозга при афазии проводится по следующим направлениям:

  1. Определение способности к речевому общению – беседа с пациентом, в результате которой выявляется полнота устной речи, понимание речи окружающих, степень речевой активности.

  2. Обследование понимания речи. Проверяют, как больной на слух воспринимает и выполняет многоступенчатые инструкции, задания на поиски нужного предмета, может ли пересказать прослушанный текст, понимает ли смысл высказываний, как выстраивает грамматические конструкции, может ли повторить звуковой ряд.

  3. Изучение активного словаря, знание пословиц и коротких стихов, фонематического слуха, может ли больной повторить слова разной степени сложности, назвать предметы по картинкам, составить фразы и связный рассказ.

  4. Обследование письменной речи, чтения и счета.

  5. Исследование пространственного, артикуляционного и динамического праксиса.

  6. Изучение оптического и акустического гнозиса.

  7. Выявление «рукости» (т. е. тесты на левшество-правшество).

Основные формы афазии

Семантическая афазия: слово есть, а смысла нет

Существует несколько классификаций афазий, в нашей стране широкое распространение получила классификация А.Р. Лурия, за рубежом – классификация Лихтгейма-Вернике. Существует еще упрощенная классификация: афазия задней формы – поражение верхневисочных и нижнетеменных зон мозга, и передней формы – повреждение заднелобных отделов. В классических описаниях исследуются не только поражения речевых зон мозга, но и смежных неречевых участков коры.

Особенности развития афазии различны. В случаях нарушения кровообращения и при травмах мозга расстройство речи наступает резко и сразу. При вялотекущих нарушениях кровообращения и постепенного роста опухоли мозга симптоматика афазии проявляется медленно, по мере охвата мозговых зон.

Разведение понятий переднего и заднего аграмматизма

Нарушения грамматического оформления речи могут встречаться и при повреждениях задних отделов мозга, в рамках акустико-мнестической или семантической афазии. В этих случаях говорят о заднем аграмматизме. Хотя симптомы его отчасти схожи с синтаксической афазией, можно выделить некоторые существенные различия. Прежде всего, если в случае передних левосторонних повреждений изменения затрагивают синтагматические связи, то при заднем аграмматизме нарушаются парадигматические, то есть затрудняется выбор из ряда симультанно обрабатываемых объектов.

Основной дефект при акустико-мнестической афазии выражен сложностями подбора звуковой формы слова, нарушаются модально-специфические процессы связи слуховой и зрительной модальности. Синтаксис, как правило, упрощается, однако могут встречаться и сложные конструкции, понимание речи страдает сильнее порождения. Типичные грамматические ошибки включают в себя замены слов, трудности удержания грамматических обязательств, однако выраженность синтаксических нарушений сильно варьирует (вплоть до отсутствия) в зависимости от степени повреждения. В речи пациентов с акустико-мнестической афазией меньше существительных и больше глаголов, чем при переднем аграмматизме, то есть предикативность не страдает. Кроме того, у них нет связи количества ошибок со степенью сложности конструкции, пациент может правильно употребить косвенную форму местоимений и одновременно ошибиться в прямой форме существительного — при синтаксической афазии это невозможно. Всё это говорит о нестойкости, вторичности синтаксического нарушения.
При семантической афазии первично страдает симультанный квазипространственный анализ и синтез (одновременное мысленное представление нескольких явлений и оценка квазипространственных, то есть отражающих символическое пространство, отношений между ними), что приводит к нарушению категориальных значений слов, а также к трудностям понимания логико-грамматических конструкций.. Сложнее всего такие пациентам даётся понимание обратимых конструкций (Девочка спасена мальчиком — Девочка спасла мальчика — Мальчика спасла девочка и т. д.). Чувствуя затруднение, пациенты могут использовать определённые компенсаторные приёмы, упрощая или самостоятельно перестраивая структуру предложения. Тот факт, что они способны с лёгкостью совершать синтаксические преобразования, уже говорит о сохранности тех операций, которые нарушаются у пациентов с передним аграмматизмом. При этом в построении простых предложений грамматические ошибки не возникают.

Оцените статью
Добавить комментарий