Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

Причины аграфии

Сложносоставным процессом психики считается письмо, поскольку имеет прямое отношение к процессам психики и восприятию, а помимо этого, задействует двигательную сферу.

Аграфия что это такое? Рассматриваемое отклонение подразумевает дефект письма, обусловленный речевыми отклонениями при сохранности двигательной функции верхних конечностей. Часто встречаемыми факторами, провоцирующими рассматриваемый недуг, считаются дефекты в графической символизации и аномалии в фонематическом восприятии. Как правило, аграфия зарождается у малышей, страдающих несформированностью устной речи, которая часто бывает не явной. Они не могут осознать целостно звуковой ряд слова. Дети воспринимают слово только со стороны смысла. Фонема слова с речевым смыслом у них не соотносится, поэтому, установление буквенно-звуковой ассоциации затруднено.

Главным фактором зарождения рассматриваемого отклонения считается поражение коры, которое вызывают ниже приведенные причины: различные опухолевые процессы, травмирование головы, мозговое кровоизлияние или ишемический инсульт, инфекционно-воспалительные процессы, токсическое отравление.

Кроме перечисленных факторов, признаки аграфии у самых маленьких обитателей планеты могут появиться вследствие родовой травмы. Различают такие вариации травмы, при которых кроха научиться говорить не может, следовательно, и писать он не способен. Другими словами, алалии сопутствует отклонение в письме.

Аграфия у взрослых лиц сопровождается афазией, характеризующейся утратой способности выражать собственные мысли посредством устной речевой функции. При этом более часто описываемый недуг является симптомом иной патологии, а не протекает как отдельное заболевание.

Симптомы аграфии довольно однообразны. Прежде всего, рассматриваемый недуг проявляется отклонениями в письме, выражаемой либо в полной утрате умения, либо в нарушении строения слова, пропуске литер или слогов, неспособности соединять отдельные литеры в слоги или слова. Наряду с этим интеллектуальная функция сохранена, навыки письма сформированы.

Профилактика

Профилактика заключается в проведении речевых упражнений как можно чаще. Родителям рекомендуется следить за тем, как ребенок выражает свои мысли, как связывает слова, а также как развивается его речь. Нельзя упускать из виду любое проявление отставаний или ограничений в речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу для проведения исследования и назначения лечения. Своевременно отреагировав на проблему, родители смогут обеспечить нормальное развитие своего чада и оградить его от многих проблем, которые могут возникнуть в будущем из-за аграфии. Также необходимо следить за тем, чтобы ребенок не травмировался, вовремя проводить лечение воспалительно-инфекционных заболеваний, не допускать интоксикаций, пристально следить за здоровьем своих детей. Взрослым рекомендуется вести здоровый образ жизни, избегать черепно-мозговых травм, заниматься профилактикой нарушения кровообращения в сосудах мозга. Профилактикой врожденного недуга является сознательное отношение к рождению ребенка, что даст возможность предупредить развитие патологии во время беременности и родов.

Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

Классификация

Сложность функциональной системы речи определяет наличие нескольких классификаций афазий. Выделяют неврологическую классификацию, сформулированную Вернике и Лихтгаймом, лингвистическую Хеда и нейропсихологическую Лурия.

Согласно неврологической градации афазии могут быть моторными и сенсорными. Каждый из этих видов расстройств разделяется на следующие варианты:

  • Транскортикальный тип афазий. Ее формирование обусловлено перерывом связей между центром моторной или сенсорной речи и предполагаемой областью восприятия;
  • Корковый вариант. Диагноз устанавливается, если произошло непосредственное повреждение центра Брока (афазия Брока) или центра Вернике (афазия Вернике);
  • Субкортикальный тип афазий. Моторная форма развивается при разрушении связей между центром экспрессивной речи и церебральными структурами, обеспечивающими артикуляционную активность. Сенсорное расстройство речи субкортикального типа возможно при разрыве связей между областью импрессивной речи в извилине Гешля и областями, воспринимающими звуковую информацию;
  • Проводниковая афазия диагностируется при деструкции связей между центрами Брока и Вернике. Поэтому она затрагивает как сенсорный, так и моторный компоненты фазиса.

Грубая патология коры и субкортикальных структур способна привести к полной утрате способности воспроизводить и понимать звуковые символы. При этом возникает тотальная афазия. Чаще при патологических процессах меньшей степени выраженности формируется частичная афазия.

С лингвистической точки зрения патология речи определяет расстройства языковой системы в целом. Согласно классификации Хеда афазии могут быть:

  • Вербального типа. Характеристикой патологии является нарушенное словообразование, имеются дефекты произношения, ограничен лексический запас;
  • Номинального типа. Номинальная афазия делает невозможным восприятие (импрессия) речи и использование слов;
  • Синтаксического типа. Ее особенностью выступает потеря связанности предложений и появление телеграфного стиля;
  • Семантического типа. Искаженное восприятие смысла высказываний сложной грамматической конструкции.

Лечение

Афатические нарушения являются синдромом поражения головного мозга, поэтому в первую очередь лечить начинают основное заболевание, ставшее причиной расстройств фазиса. Используется комплексная терапия, включающая медикаменты, физиотерапию, нейропсихологическую и логопедическую коррекцию. Для лучшего восстановления связей между основными речевыми центрами применяют следующие классы лекарственных средств:

  • антиоксиданты,
  • нейропротекторы,
  • вазоактивные средства;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

Непосредственная коррекция афазий сводится к нейропедагогическому обучению.

Ранние коррекционно-педагогические занятия с лицами, имеющими афатические нарушения, способны стойко восстанавливать утраченные речевые функции.

Нейропсихологическое восстановление речи при афазиях требует общего расторможивания фазиса, нивелирования персевераций и эхолалий, коррекции психической активности, мышления больного и его вербальной активности в целом. План нейропедагогической коррекции разрабатывается на основании классификации афазий и степени выраженности патологии. Используются специальные методики, примерами которых могут служить:

  • приемы сопряженного и отраженного повторения,
  • ритмико-мелодические упражнения,
  • окончание фразы;
  • семантический подбор слов;
  • вербализация собственных действий;
  • рисование, чтение, письмо, счет.

Афатические расстройства – одна из глобальных проблем неврологии, психологии и физиологии. Несмотря на то, что проблемы патогенеза, клиники и лечения афазий подвержены активному изучению, до сих пор они остаются достаточно спорными и неоднозначными. Афазии способны затрагивать различные уровни организации речи, тем самым существенно снижая коммуникативную активность, как взрослых, так и детей. Дезорганизуется вся психическая деятельность, в том числе и мышление, снижается трудоспособность и социальная адаптация индивида. Особенно остро это проявляется при тотальной афазии. Совершенствование комплексной диагностики афатических нарушений и их причин, а также грамотный анализ клинико-нейропсихологических особенностей патологии способны значительно улучшить результаты лечения пациентов с имеющимся речевым дефектом.

Оцените эту статью:

  • 4.35

Всего голосов: 130

Классификация

Обратив внимание на степень нарушения можно выделить 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая – проявляется в смешении, заменах и пропуске букв в соответствии со звуками при устной речи.
  2. Акустическая – имеет связь с проблемами фонематики слуха.
  3. Проблемы с языковым анализом и синтезом.
  4. Аграмматическая – нарушение письменности, выраженной в аграмматизме.
  5. Оптическая – обуславливается в несформированности зрительных процессов.
Важно  Гемикрания — ужасная и непобедимая боль в одной половине головы

Логопеды также выделяют и смешанную форму расстройства:

Особенная письменность

  1. Расстройство письменности:
  • Дисфонологическая – паралалическая и фонематическая
  • Метаязыковая – диспраксическая или моторная, расстройство, возникшее путем нарушений языка
  1. Дизорфография:
  • Связанная с морфологией
  • Связанная с синтаксисами

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи)

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений моторики, координации, баланса, внимания, концентрации, восприятия, а также звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи.

Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения) и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.

Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.

Опытный преподавать может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.

Однако степень выраженности этих проблем и их причины гораздо эффективнее выявит нейропсихолог на нейропсихологической диагностике с помощью специальных проб-тестов и уникальных инновационных приборов.

Дисграфия – это специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ (высших психических функций), принимающих участие в процессе письменной речи.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов и дошкольников поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Это нарушение, которое невозможно «перерасти», оно не «рассосется» само даже во взрослом возрасте человека, оно очень портит и усложняет жизнь, создает много психологических проблем и комплексов.

Это нарушение, которое можно «купировать» только с помощью нейропсихологической коррекции достаточно быстро и результативно – раз и навсегда, остальные методы лишь «подчищают» симптомы, на время облегчая их проявление, но не решают проблему в целом!!!

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:

– звукопроизношения,

– фонематического восприятия,

– лексико-грамматической стороны речи,

– связной речи.

К появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах, к дисграфии могут привести:

– патология беременности,

– родовые травмы,

– асфиксия,

– менингиты

– энцефалиты,

– инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Что такое аграфия?

Аграфия подразумевает некоторое нарушение в развитии письменных навыков, когда ребенок коверкает слова, не может составлять слоги, пропускает слова и пр. Нарушается способность в письменном виде выражать свои мысли.

Аграфия не всегда является врожденной аномалией. Человек может приобрести данную патологию в середине жизни, к примеру, при повреждении сегмента задней части головного мозга. В таком случае может нарушиться функциональность движений руки либо человек просто частично потеряет навык написания текстов.

Аграфия предполагает частичную или полную неспособность человека писать тексты. У детей аграфия часто развивается на фоне:

  1. Алалии – несформированности функций речи.
  2. Поражения мозга.
  3. Речевого расстройства, что связывают с проблемами освоения речи.

У взрослых возникает на фоне афазии – речевой дисфункции.

Диагностика и лечение аграфии

Поскольку нарушения функции написания характеризуются яркими клиническими признаками, часто наблюдаются в совмещении с иной симптоматикой, то диагностировать рассматриваемую патологию довольно просто. Диагноз можно определить непосредственно после проведения тщательного осмотра невропатологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор недуга. Прежде всего, медикам необходимо определить локализацию в мозге аномального очага. После определения места расположения источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.

Процедура диагностирования начинается с подробного опроса взрослой родни больного. Затем проводятся разнообразные неврологические исследования при помощи специфических диагностических методов, таких как: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование циркуляции крови), компьютерная (послойное изучение структуры органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.

Лечение аграфии характеризуется длительностью. Основой коррекционного воздействия считается этиологическая терапия, обусловленная генезом недуга. Кроме того, особое место в успешной терапии занимает психотерапия, тренировки с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика, музыкальная терапия. Фундаментом успеха при нарушениях написания являются: своевременность начала в лечении, его многоэтапность и комплексность.

Лечение аграфии также предполагает регулярные тренировки навыка написания, включающие списывание текста, диктанты. Медикаментозная терапия базируется на назначении фармакопейных средств, воздействующих на улучшение питания мозга, активизации его процессов.

Важно  Противоишемический препарат Нимотоп: показания, инструкция, отзывы

Профилактика аграфии на этапе дошкольного возраста включает разнообразные речевые упражнения, используемые с максимальной частотой.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Диагностика и лечение аграфии

Только специалист может назначить лечение, которое частично или полностью поможет в выздоровлении. Для начала проводится диагностика аграфии, что несложно, поскольку уже при рассмотрении текста, написанным самим больным, становится очевидно его заболевание. Диагностика также проводится путем осмотра и неврологических тестов. Проводится опрос больного и его родителей, если речь идет о ребенке.

Далее нужно выявить причину заболевания. Это сделать намного сложнее, поскольку сам больной не знает, с какого момента у него возникла аграфия, если речь не идет о взрослом человеке. Так, назначается проверка работы головного мозга с целью выявления очага поражения:

  1. МРТ.
  2. КТ.
  3. Рентген.
  4. ЭХО.
  5. Электроэнцефалография.

Лечение проводится путем постановки на учет к невропатологу, который назначает курс лекарств и прописывает специальный курс по восстановлению навыков письма. Пациент проходит как индивидуальные, так и групповые тренировки, что способствует выздоровлению

Прежде чем скорректировать навыки письма, специалисты акцентируют внимание на устной речи, устраняют пробелы в ее развитии, чтобы затем перейти к устранению инертности и пробелов в письме

Также пациент становится на учете у психиатра и логопеда. Логопедические занятия направлены на то, чтобы совершенствовать навыки устной речи, когда человек будет отрабатывать звуки и буквы, приучаться к их произношению и написанию.

Подключается к тренировкам ЛФК, что доказано практическими занятиями, когда физические упражнения способствуют быстрому усвоению знаний. Более того, письмо является частью физической активности. Даже при обучении здоровых детей сначала тренировка происходит на уровне движения мелкой моторики руки. Если постоянно тренировать руку писать буквы, тогда это будет способствовать улучшению навыков.

Музыка и пение также подключаются с целью разработки голосовых связок, восприятия звуков и проговаривания слов. Игра на музыкальных инструментах способствует освоению двигательной активности.

Самым главным в лечении остается настроение родителей, которые должны своевременно обратиться за помощью к врачам, а также поддерживать ребенка на всем пути его выздоровления. Также сами родители должны заниматься с ребенком, а не перекладывать всю работу на специалистов

Здесь важно эмоциональное и устное общение, чтение книг, ведение диалогов с ребенком. Также можно увлечь малыша рисованием, что будет способствовать укреплению и развитию мелкой моторики

Чем больше положительных эмоций ребенок будет получать от устного общения и письменной работы, тем быстрее он всему научится. Этому будет способствовать лечение главной причины, которая кроется в работе головного мозга. Если врачи способны устранить патологию головного мозга, тогда аграфию можно будет вылечить полностью.

перейти

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

Виды расстройства — их особенности

Различают следующие виды аграфии:

  1. Чистая или же амнестическая – в этом случае у пациента случается сбой в письме, когда текст пишется под диктовку или же его пишут со звукового оригинала, а при списывании способность к письму в большей или меньшей степени сохраняется. Часто в своем течении сочетается с синдромом Герстмана, выступая его ярким симптомом, а в тяжелой форме своего течения проявляется в зеркальном написании слов. В последнем случае развивается зеркальный подвид чистой аграфии.
  2. Апраксическая форма патологии – проявляет себя как самостоятельное заболевание или же может быть проявлением идеаторной апраксии. Ребенок просто неспособен понять, как держать ручку, а последующие движения не способствуют правильному написанию букв и слов, их последовательности. Эта форма расстройства диагностируется при любом виде письма, как под устную ему диктовку, так и при самостоятельном списывании текста.
  3. Афатическая форма нарушения формируется при афазии, при которой поражена левая височная кора в строении мозга, что становится причиной проблем со слуховой и речевой памятью, а также фонематической разновидностью слуха.
  4. Конструктивная форма расстройства – развивается при конструктивной разновидности патологических изменений в головном мозгу.

Какие части мозга страдают

При поражении левой височной коры в головном мозге – развивается афатическая форма патологии, что провоцирует нарушение в слухоречевом типе памяти и поражение фонематического типа слуха.

Если нарушения диагностированы в работе задних отделов 2-й лобной извилины, расположенной в доминантном у пациента полушарии, то врачи диагностируют чистую форму аграфии, не связанную с иными патологиями и заболеваниями.

Если пациент пишет в зеркальном порядке – развивается зеркальный подвид нарушения и такую форму патологии чаще всего диагностируют у левшей, у интеллектуально отсталых пациентов, при сбое в процессе взаимодействия между полушариями мозга.

Дисграфия – частный случай аграфии

Дисграфия – это специфическое расстройство письменного вида речи, проявляющее себя в стойких ошибках и возникает в случае нарушения в области высших отделов ЦНС. Причинами патологии могут быть наследственность и болезни, травмы и инфекции ЦНС, перенесенные в младенчестве, неравномерное развитие обоих полушарий головного мозга.Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

В список причин входит и иные неврологические проблемы, чрезмерное увлечение телевизором или же компьютером.

Часто возникновение дисграфии способствует развитию дислексии.

Симптоматика патологии может различаться – она зависит от первопричины развития болезни. Дети, у которых диагностирована дисграфия, – умные, с высоким уровнем интеллекта, могут успевать по другим школьным предметам, но в их тетрадях допускают очень много ошибок, путая написание таких букв как Р и З, Э и Ъ.

Важно  Копролалия — серьезное заболевание или недостаток воспитания?

Симптомы и проявления дисграфии

Установить точный диагноз дисграфии без специалиста сложно. Обычно, о ее наличии становится известно в школьном возрасте, когда ребенок пишет буквы неправильно. Часто это путают с тем, что ребенок просто не понимает грамматику языка, за что учителя снижают оценки, следовательно, ухудшается успеваемость такого ребенка.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype

Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда

Ошибки из-за дисграфии никак не связаны с освоением правил русского языка. Сами ошибки одинаковые, но многочисленные. Чаще всего ребенок допускает ошибки при написании слитных/раздельных слов, имеют место пропуски слогов или букв. Такие симптомы должны стать причиной для тревоги у родителя и преподавателя в школе. Дисграфия у школьников требует специальной коррекционной работы со стороны специалистов, чем быстрее будет начата такая работа, тем быстрее ребенок от нее избавиться.

Дисграфия у школьников также может стать причиной плохого почерка, непонятного для взрослых. Дети с таким расстройством имеют низкую скорость и сильную неровность письма. Высота, ширина букв постоянно меняется, даже в одном слове.

Особенности типов аграфий

Амнестическая аграфия часто сопровождается рядом неврологических расстройств, обусловленные поражениями коры головного мозга. Одним из таки является синдром Герстмана. Апраксическая разновидность возникает вследствие идеаторного типа апраксии. В этом случае пациент не понимает в как должна находится рука при письме, он не понимает, как правильно проводить движения кистью и пальцами.

Также такой ребенок не способен понять последовательность движений, что объясняет неправильность расположения букв, иногда это явления может иметь зеркальное написание слов. При тяжелой степени структура слов может полностью распадаться, ребенок изображает только отдельные фрагменты. Апраксическая аграфия наблюдается во всех видах письма – под диктовку, самостоятельном, списывании. В данном случае нарушается порядок движений, организация, структурирование написания слова или фразы.

Такой тип является следствием поражений угловой и надкраевой извилин, расположенных в левом полушарии. В случае афазии развивается афатическая аграфия. При ней происходит повреждения в височном отделе коры головного мозга в левом полушарии. Наблюдается потеря или ухудшение в фонетическом слухе и слухоречевой памяти. Конструктивная афазии характерная для конструктивной афазии.

Лечение дефектов письма

К устранению письменных дефектов необходимо подойти с должным вниманием и терпением. Ведь этот процесс может занять длительное время, иногда многие месяцы и даже годы

Коррекцию письменных нарушений легче всего проводить у детей, поскольку в более старшем возрасте к данному расстройству прибавляются другие психологические проблемы.

Коррекцию письменных нарушений проводят с помощью специальных упражнений. Они включают задания на распознавание похожих букв, различение элементов сложных букв и картинок, упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания. Если проблема в акустическом распознавании, то с ребёнком проводятся занятия по узнаванию звуков, определению фонем, построению слов, словосочетаний и предложений. При необходимости обучают правильному произнесению звуков.

Существуют упражнения и для тренировки моторики; одно из них – нарисовать линию по лабиринту, не отрывая руку от листа бумаги и не меняя его положение. Другие игры и задания направлены на развитие логики, мышления и словарного запаса: испытуемым предлагается подбирать синонимы или антонимы к словам, называть перечисленные предметы одним словом (объединять их в категорию) или наоборот – называть предметы, входящие в названную группу. Также могут быть загадки, угадывание пословиц, задания типа «закончи предложение или пословицу». Различные игры в слова (называние слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего или на последний слог; собирание слов из частей; поиск маленьких слов в одном большом, составление слов из определённых букв и т. д.).

В качестве профилактики письменных нарушений можно порекомендовать полноценное развитие ребёнка. Необходимо развивать его интеллект, мышление, память, обучать его грамотной речи, повышать его эрудицию; развитию подлежат и моторные навыки, что могут обеспечить занятия по рисованию, игре на музыкальных инструментах, собирание конструктора и т. д.

Даже если нарушение письменных способностей и не удаётся устранить, это не значит, что человек вырастет неполноценным, особенно если приложены достаточные усилия для его общего развития. Достаточно указать, что дисграфиками и дислектиками были десятки мировых знаменитостей, включая учёных и даже писателей. Известно, например, что учителя Альберта Эйнштейна считали его умственно отсталым, поскольку он очень плохо писал и читал; эти особенности не исчезли даже во взрослой жизни, однако не помешали ему написать письмо самому президенту США, в котором он призывал отказаться от испытаний ядерного оружия ввиду его опасности для человечества.

Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый писатель, всю жизнь был человеком, практически не способным к письменной речи. Его безграмотно написанные тексты отказывались принимать работники издательств, часто даже не дочитывая до конца. Однако в конце концов окружающие, включая издателей, научились не обращать внимания на форму и обратились к содержанию, которое оказалось необычайно талантливым.

Абсолютно безграмотной писательницей была и Агата Кристи.
Томас Эдисон – один из гениальнейших изобретателей мира. Этот человек, построивший первый в мире звукозаписывающий аппарат, очень плохо разговаривал и писал, из-за чего его выгнали из школы ещё в детском возрасте.

Расстройствами письменной речи страдали и шведская королева Виктория, и оба Джорджа Буша – отец и сын, что подтверждает возможность передачи расстройства по наследству. Нарушениями письменной речи страдали и православный «святой» Сергий Радонежский, и Леонардо да Винчи, и поэт Антон Дельвиг, и Никита Хрущёв. Список можно продолжать бесконечно. Такое количество знаменитых дисграфиков показывает, что письменная речь – процесс весьма сложный и очень часто «выходит из строя», но способен компенсироваться другими сильными сторонами личности. Главное – не клеймить таких людей и не считать их отсталыми; впрочем, они и сами могут доказать это своими достижениями.

Оцените статью
Добавить комментарий