Расстройство аутистического спектра: характеристика, симптомы, коррекция и лечение детей с РАС

Причины

Аутистическое расстройство у детей развивается по следующим причинам:

Генетика

По результатам близнецовых исследований, если однояйцевый близнец имеет расстройство, то в 60% случаев его брат или сестра будут страдать тем же нарушением. У двуяйцевых близнецов эта вероятность стремится к 0%. Генетическими методами установлено, что вероятность развития нарушения возрастает, если ближайший член семьи страдает аутизмом.

Нарушения возникают из-за спонтанных генетических мутаций в период развития зигот и гамет. В основе нарушения – удвоение отрезка гена 7q11.23. Наоборот, при полном удалении гена у ребенка развивается противоположная аутизму патология – синдром Уильямса, характеризующийся выраженной социализацией.

Околородовые и материнские факторы

Недостаток витамина D – один из факторов развития болезни. Его дефицит может спровоцировать нарушение развития мозговой ткани у плода. Второй фактор – дефицит гормонов щитовидной железы у матери во время беременности. Также исследователи выявили связь между природными катастрофами, которые пережила мать, и вероятностью аутизма у ребенка.

Шанс развития психического расстройства повышается, если женщина забеременела после 40 лет. То же касается отца: вероятность аутизма возрастает в 5.75 раз, если папа старше 40 лет. Это связано с тем, что у отца в сперматоцитах с возрастом накапливаются генетические ошибки.

Структурный фактор

У 70% аутистов при рождении увеличен головной мозг в течение первых двух лет жизни. Увеличиваются лобные доли и вся префронтальная кора. Аномально увеличены височная доля, теменная область и мозжечок. Это приводит к дисбалансу серого и белого вещества в участках мозга. У подростков объем мозга выравнивается к нормальным показателям.

Факторы центральной нервной системы

Основной клинический признак аутизма – нарушение распознавания эмоций других людей – связан с нарушением работы амигдалы. Это подкорковая структура, которая воспринимает и обрабатывает эмоции. Одни исследователи отмечают ее недостаточную активацию, другие – избыточную активацию.

Физиологические особенности

Hutt и его помощники обнаружили, что мозг ребенка с аутизмом находится в постоянном возбуждении. Клинические особенности (повышенная тревожность, избегание прямого взгляда в глаза, нарушение эмоций) исследователи связывают с нарушением работы симпатической нервной системы.

Особенности иммунной системы

У аутистов в крови снижен уровень киллеров, лимфоцитов и повышен уровень цитокинов. Эти клетки отвечают за реакцию воспаления и ликвидацию патогенных агентов – бактерий, вирусов, грибка.

Исследователи предполагают, что аутизм связан с аутоиммунной реакцией: клетки иммунной системы расценивают белки головного мозга как вражеские агенты и атакуют их. Это приводит к нарушению работы мозга.

Особенности пищеварительного тракта

У пациентов с расстройством аутистического спектра наблюдаются патологии органов пищеварения. В исследованиях указывается, что врожденные нарушения желудочно-кишечного тракта обуславливают симптомы аутизма по кишечно-мозговой оси – системе коммуникации между мозгом и кишечником. Отметилась особенность: чем выраженнее нарушения со стороны пищеварительных органов, тем сильнее тревожность и социальная изоляция.

3 Симптомы

У детей аутизм характеризуется определенной клинической картиной. Аутизм раннего детского возраста – состояние, возникающее в первые три года жизни.

Аутизм – сложное для диагностики заболевание, поэтому ставить данный диагноз вправе только квалифицированный врач-психиатр. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие родителям предположить, что их ребенок страдает аутизмом.

Для данного синдрома характерно четыре основных признака, которые проявляются с различной интенсивностью у разных детей:

Симптом

Описание

Нарушение социального взаимодействия

Эмоциональная составляющая

Эмоции, жесты и мимика малыша не соответствуют текущей ситуации: ребенок не улыбается и не смеется, когда кто-то пытается с ним играть, веселить его и пр. В то же самое время смех может возникнуть без воздействия извне какого-либо раздражителя. Лицо аутиста похоже на маску, на которой время от времени возникают какие-либо гримасы.

Также аутист не способен к пониманию эмоций окружающих людей. Здоровые дети, взглянув на человека, могут понять его настроение: радостное, расстроенное и пр.

Обособление от людей

Малыш не участвует в играх с ровесниками, стремясь к погружению в собственный недостижимый ни для кого мир. Дети постарше склонны к одиночеству и не обращают внимания на окружающих, воспринимая их как неодушевленные предметы

Отсутствие понимания ролей

Дети-аутисты испытывают проблемы в играх, где необходимо принимать ту или иную роль (казаки-разбойники, дочки-матери и пр.). Такие дети могут не воспринимать игрушки как предметы, что-либо олицетворяющие, имеющие какую-либо функцию. Например, взяв в руки игрушечную машинку, аутист часами крутит отдельное колесо, а не катает машинку по полу, как это делают здоровые дети

Ребенок-аутист неадекватно реагирует на контакт с родителями

Некоторое время назад было принято считать, что аутисты не понимают, чем их родители отличаются от незнакомых людей. Это предположение опровергнуто: находясь в компании собственных родителей, дети меньше зацикливаются на выполнении того или иного действия.

Дети младшего возраста проявляют беспокойство, оставаясь одни, хотя попыток найти или вернуть родителей аутист не предпринимает

Нарушение коммуникации

Проявляется задержкой появления речи или ее полным отсутствием. В случае тяжелой формы течения заболевания ребенок не способен владеть речью. Для общения и обозначения собственных потребностей он использует односложные слова: есть, спать и т. д.

Речь аутистов чаще бессвязна, не имеет направленности к окружающим людям. Аутист часто повторяет одну и ту же не имеющую смысла фразу. Часто, говоря о себе, аутисты используют местоимения «он», «она», то есть делают это в третьем лице.

Отвечая на поставленный вопрос, дети повторяют вопрос либо его часть. Если назвать ребенка-аутиста по имени, велик шанс, что он не откликнется. Также такие дети испытывают трудности с приданием предложению правильной интонации, разговаривают слишком громко или напротив – слишком тихо. При общении они не смотрят в глаза

Отсутствие интереса к окружающему миру

В детском возрасте аутисты не испытывают интереса к окружающему миру, не задают родителям вопросов об его устройстве

Стереотипное поведение

Зацикливание

В течение длительного времени ребенок, не отвлекаясь на внешние раздражители, выполняет однотипные действия: сортирует игрушки по цветам, строит башню из кубиков и т. д.

Ритуальность действий

Характеризуется тем, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в случае нахождения в привычной для них окружающей обстановке. Малейшие перемены в привычном течении вещей (небольшая перестановка в их комнате, изменение в рационе и пр.) пугают их, заставляя уйти в себя, либо провоцируют агрессивное поведение.

Для аутистичного поведения характерно выполнение определенных навязчивых действий (хлопания в ладоши, щелкания пальцами и др.) в непривычной обстановке

Страх и агрессия

В непривычной для ребенка ситуации он способен впадать в приступы агрессии либо «уходить в себя», не реагируя на происходящее

Ранние симптомы аутизма

Признаки аутизма возникают достаточно рано. В первые месяцы своей жизни дети-аутисты малоподвижны, проявляют неадекватную реакцию на раздражители извне, обладают скудной мимикой

Важно  Роль неокортекса в восприятии окружающего мира и мышлении

Как происходит процесс социализации таких детей?

Обычно малыши интересуются миром и окружающими их людьми. К тому времени, как они достигают первого года жизни, активное взаимодействие с другими становится особенно заметным, они стараются установить зрительный контакт, повторять действия, слова и жесты других людей (махание ручкой «пока-пока», качание головой). Дети с типичным развитием также проявляют интерес к социальным играм, таким как прятки, ладушки. Но маленькие дети с РАС с трудом могут научиться взаимодействовать с другими людьми. Некоторых из них оно совсем не интересует, а некоторые, возможно, и хотели бы дружить, но не понимают, как установить дружеские отношения. Многим детям с аутизмом трудно соблюдать очередность и делиться. По этой причине дети часто не хотят с ними играть. Также у деток с РАС могут возникнуть проблемы с демонстрацией своих чувств или передачей их словами, они испытывают трудности в распознавании чувств других людей. У большинства аутистов присутствует обостренная чувствительность к прикосновениям, они могут не хотеть, чтобы их обнимали, и даже одевать некоторые виды одежды. Они часто ведут себя необычно: хлопают себя руками, раскачиваются, кружатся на одном месте – это также отдаляет от них других детей. В общем, социализация таких детей представляет собой непростую задачу и требует большого такта, терпения и специального обучения, так как, возможно, без помощи взрослых им не справится.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ и ее партнеры признают необходимость укрепления возможностей стран содействовать оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех лиц с нарушениями аутистического спектра. Усилия сосредоточены на том, чтобы:

  • содействовать укреплению приверженности стран и международной информационно-разъяснительной работе в отношении аутизма;
  • обеспечивать руководящие принципы относительно разработки мер политики и планов действий по решению проблемы РАС в более широких рамках обеспечения психического здоровья и помощи инвалидам;
  • способствовать получению фактических данных об эффективных и масштабируемых стратегиях оценки и лечения РАС и других нарушений развития.

ВОЗ, в консультации с экспертами, ассоциациями родителей и организациями гражданского общества, разработала программу обучения родителей, которая в настоящее время тестируется на местах.

Программа обучения для родителей и других лиц, осуществляющих уход за детьми с нарушениями развития — на английском языке

Источники

(1) Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun; 5(3): 160–179. 

(2) Wakefield’s affair: 12 years of uncertainty whereas no link between autism and MMR vaccine has been proved. Maisonneuve H, Floret D. Presse Med. 2012 Sep; French (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22748860).

(3) Lancet retracts Wakefield’s MMR paper. Dyer C. BMJ 2010;340:c696. 2 February 2010 (https://www.bmj.com/content/340/bmj.c696.long).

Что такое аутизм?

Расстройство аутистического спектра: характеристика, симптомы, коррекция и лечение детей с РАС

Чтобы понять, насколько страшен аутизм, что это за болезнь и как реагировать на такой диагноз, стоит сразу учесть одну важную особенность этого заболевания. Дело в том, что у каждого больного он проявляется по-разному. Имеется в виду, что влияние болезни на качество жизни человека может быть как незначительным, так и существенным.

Общие сведения

️ Современные врачи при постановке диагноза редко ставят диагноз «аутизм», употребляя вместо этого определение расстройство аутистического спектра (РАС). Это связано с уже описанной выше особенностью данного заболевания, которая выражается в разной степени проявления симптомов болезни. Впрочем, РАС и аутизм – это равнозначные синонимы, поэтому употребление любого из этих терминов при постановке диагноза не будет ошибочным.

️ Согласно МКБ-10, аутизм — это психическое заболевание, которое характеризуется нарушенной социализацией и другими расстройствами: эмоциональными нарушениями, задержкой развития и т. д. Последние исследования показали, что аутизм относится к болезням генетического характера, однако точной зависимости между генетикой родителей и вероятностью появления аутизма у детей пока не обнаружено. Известно только какой ген отвечает за появление аутизма, и какие факторы увеличивают вероятность развития этого заболевания. Установлено, что в ряде случаев РАС возникают у детей, не имеющих генетических отклонений.

️ Приведённое определение достаточно сложно. Если же говорить о том, чем опасен аутизм, что это такое простыми словами и как его выявить, можно вывести более простую и ёмкую трактовку данного термина. Итак, аутизм — это в психологии диагноз, который ставят детям, отличающимся от других своим поведением. Такие дети испытывают трудности при общении с другими людьми, чувствуют дискомфорт от прикосновений и нарушения личного пространства, склонны к различным ритуалам и отличаются педантичностью. Заболевание не всегда сказывается на умственных способностях, влияя преимущественно на процесс формирования эмоциональных связей.

️ Первое описание аутизма как заболевания датируется 1938 годом. Однако симптомы этой болезни описывались и ранее в трудах христианских богословов и записках средневековых врачей. Так как проблемой аутизма параллельно занимались такие учёные-психиатры, как Ганс Аспергер и Лео Каннер, расстройства аутического спектра с установленной ими симптоматикой получили названия синдрома Аспергера и синдрома Каннера.

Важно  Психосоматика инсульта — поможет психолог и молитва

Расстройство аутистического спектра: характеристика, симптомы, коррекция и лечение детей с РАС

️ Нужно отметить, что диагноз «аутизм» с каждым годом ставят всё чаще. Если в середине ХХ века количество больных РАС составляло в среднем 0,001%, то сейчас оно увеличилось в 10 раз до 0,01%. По мнению многих учёных, это связано с отрицательным влиянием окружающей среды на беременных женщин. Однако, скорее всего, причиной увеличения количества больных является то, что медицина постоянно развивается и диагностика заболеваний становится более точной. В пользу этого утверждения говорит то, что до 60-х годов ХХ века аутизм считался одним из симптомов психопатии, шизофрении и умственной отсталости. На данный момент точно известно, что это обособленное психическое расстройство, не имеющее отношение к перечисленным заболеваниям.

Кто такие аутисты?

► Аутист — это человек, страдающий от РАС. Многочисленные примеры показывают, что это не приговор, а скорее стиль жизни и образ мышления. Так, многие известные учёные и исследователи были аутистами.

Расстройство аутистического спектра: характеристика, симптомы, коррекция и лечение детей с РАСАнглийский писатель, математик, логик, философ Льюис Кэрролл

► Ребёнок-аутист отличается от сверстников скоростью развития, способом общения, подходом к изучению окружающего мира. Пока обычные малыши активно познают мир через касания, дети-аутисты углубляются в себя и свои переживания.

► С годами разница становится видна и в их отношении к другим людям. Аутистам сложнее знакомиться с новыми людьми, так как их мышление мешает понять, что чувствуют и думают окружающие. Однако это не значит, что аутисты стремятся к одиночеству и не способны искренне привязаться к кому-то. Наоборот, они имеют привычку привыкать к людям, болезненно переживая факт расставания.

Оценка эффективности медикаментозной терапии

Расстройство аутистического спектра: характеристика, симптомы, коррекция и лечение детей с РАС

Во время приёма препарата/-ов ребёнок должен быть под наблюдением не только родителей, ознакомленных с инструкцией средства, но и врача, который назначил лекарство.

Исходно очень желательно составить тщательное описание тех поведенческих реакций, на изменение которых направлено действие препарата. Начните за неделю до приёма и опишите максимально подробно как, когда и как долго длится негативное проявление, а также степень его выраженности.

Одновременно запишите все особенности базовых функций – сна и аппетита в течение всего дня. Так вы наилучшим образом подготовитесь к объективному наблюдению за изменениями в ребёнке на фоне терапии.

Когда ребёнок начал принимать медикамент, постарайтесь какое-то время не менять ничего в привычном режиме, не наращивайте активность других воздействий, не меняйте расписание коррекционной помощи. Тогда вам легче будет понять эффективность терапии, поскольку любые изменения в поведении ребёнка будут, скорее всего, вызваны медикаментом.

Ещё один вариант беспристрастной проверки действия медикамента, проведать кого-то из родственников, приятелей или просто соседей, кто наблюдает ребёнка часто, но не знает, что в последнее время он принимает лекарства. Если этот человек подметит положительные сдвиги – вы получили ещё один голос в пользу эффективности избранного средства.

Частые аутистические черты

Широта характеристик РАС внушительна и весьма варьируется от случая к случаю. При этом выраженность черт и даже их набор может значительно изменяться с течением времени – по ходу взросления или успехов в поведенческой и речевой терапии.

Распространённые черты при РАС:

  • Гиперактивное поведение: когда ребёнку трудно усидеть на месте
  • Тревожность: когда дети сильно волнуются (чаще всего в ожидании опасности или чего-то неизвестного) или боятся многих обыденных ситуаций
  • Навязчивые действия и стереотипии: когда дети снова и снова повторяют одно и то же действие или комплексный ритуал
  • Тики: странные движения с вовлечением разных групп мышц (мигание, гримасы, дёргания рук и плеч)
  • Агрессивные проявления к себе и другим
  • Проблемы со сном
  • Судорожные припадки

Для коррекции перечисленных черт вполне возможно подобрать эффективный медикамент. Выбор препарата будет зависеть от того, какие черты наиболее сильны и сколько вреда наносят обучению ребёнка и его повседневной жизни.

Альтернативная медицина

Поскольку расстройство спектра аутизма невозможно излечить, многие родители ищут альтернативные или дополнительные методы лечения, но эти методы лечения мало или вообще не показывают, чтобы показать, что они эффективны. Вы могли бы непреднамеренно усилить негативное поведение. И некоторые альтернативные методы лечения потенциально опасны.

Поговорите с врачом вашего ребенка о научных доказательствах любой терапии, которую вы рассматриваете для своего ребенка.

Примеры дополнительных и альтернативных методов лечения, которые могут принести некоторую выгоду при использовании в сочетании с методами, основанными на фактических данных, включают:

  • Творческая терапия. Некоторые родители предпочитают дополнять образовательное и медицинское вмешательство арт-терапией или музыкальной терапией, которая фокусируется на снижении чувствительности ребенка к касанию или звуку. Эти методы лечения могут принести пользу при использовании вместе с другими методами лечения.
  • Сенсорная терапия. Эти методы лечения основаны на недоказанной теории, согласно которой люди с расстройством спектра аутизма имеют сенсорное расстройство обработки, которое вызывает проблемы, переносящие или обрабатывающие сенсорную информацию, такую ​​как прикосновение, баланс и слух. Терапевты используют кисти, сжимают игрушки, батуты и другие материалы, чтобы стимулировать эти чувства. Исследования не показали, что эти методы лечения эффективны, но возможно, что они могут принести пользу при использовании вместе с другими методами лечения.
  • Массаж. Хотя массаж может быть расслабляющим, недостаточно данных, чтобы определить, улучшает ли он симптомы расстройства аутистического спектра.
  • Pet или конная терапия. Домашние животные могут обеспечить общение и отдых, но необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, улучшает ли взаимодействие с животными симптомы расстройства аутистического спектра.

Некоторые дополнительные и альтернативные методы лечения не могут быть вредными, но нет никаких доказательств того, что они полезны. Некоторые из них могут также включать значительные финансовые затраты и быть сложными в реализации. Примеры этих методов лечения включают:

  • Специальные диеты. Нет никаких доказательств того, что специальные диеты являются эффективным средством лечения расстройства спектра аутизма. А для растущих детей ограничительные диеты могут привести к дефициту питания. Если вы решите провести ограничительную диету, поработайте с зарегистрированным диетологом, чтобы создать подходящий план питания для вашего ребенка.
  • Витаминные добавки и пробиотики. Хотя это и не является вредным при использовании в нормальных количествах, нет никаких доказательств того, что они полезны для симптомов расстройства спектра аутизма, а добавки могут быть дорогими. Поговорите со своим врачом о витаминах и других добавках и соответствующей дозировке для вашего ребенка.
  • Иглоукалывание. Эта терапия была использована с целью улучшения симптомов нарушения спектра аутизма, но эффективность акупунктуры не подтверждается исследованиями.
Важно  Как часто можно делать МРТ головы — вред и последствия для головного мозга

Некоторые дополнительные и альтернативные методы лечения не имеют доказательств того, что они полезны, и они потенциально опасны. Примеры дополнительных и альтернативных методов лечения, которые не рекомендуются при расстройстве спектра аутизма, включают:

  • Хелатная терапия. Это лечение, как говорят, удаляет ртуть и другие тяжелые металлы из организма, но нет никакой известной связи с расстройством спектра аутизма. Хелатотерапия для расстройства спектра аутизма не подтверждается данными исследований и может быть очень опасной. В некоторых случаях дети, лечившиеся хелаторной терапией, умерли.
  • Гипербарическая обработка кислородом. Гипербарический кислород – это лечение, которое включает дыхание кислорода внутри камеры под давлением. Было показано, что это лечение не является эффективным при лечении симптомов нарушения спектра аутизма и не одобрено Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) для этого использования.
  • Внутривенные иммуноглобулины (ВВИГ) вливания. Нет никаких доказательств того, что использование инфузий IVIG улучшает расстройство спектра аутизма, и FDA не одобряло продукцию иммуноглобулина для этого использования.

Симптомы: на что стоит обратить внимание родителям?

Расстройство аутистического спектра: характеристика, симптомы, коррекция и лечение детей с РАС

Аутистический спектр у детей может проявляться по-разному

На сегодняшний день выделено несколько критериев, на которые нужно обязательно обращать внимание:

  • Основным симптомом аутизма является нарушение социальных взаимодействий. Люди с таким диагнозом не могут распознавать невербальные сигналы, не чувствуют состояния и не различают эмоций окружающих людей, что вызывает трудности в общении. Нередко наблюдаются проблемы со зрительным контактом. Такие дети, даже подрастая, не проявляют особого интереса к новым людям, не участвуют в играх. Несмотря на привязанность к родителям, малышу трудно проявлять свои чувства.
  • Проблемы с речью также присутствуют. Ребенок гораздо позже начинает говорить, или же речь отсутствует вовсе (зависит от разновидности нарушения). Вербальные аутисты часто имеют небольшой словарный запас, путают местоимения, время, окончания слов и т. д. Дети не понимают шуток, сравнений, воспринимают все буквально. Имеет место эхолалия.
  • Аутистический спектр у детей может проявляться нехарактерной жестикуляцией, стереотипическими движениями. В то же время им трудно сочетать разговор с жестами.
  • Характерные особенности детей с расстройствами аутистического спектра — повторяющиеся модели поведения. Например, ребенок быстро привыкает ходить одной дорогой и отказывается свернуть на другую улицу или зайти в новый магазин. Часто формируются так называемые «ритуалы», например, сначала нужно надеть правый носок и лишь затем левый, или сначала нужно бросить в чашку сахар и лишь потом заливать водой, но ни в коем случае не наоборот. Любое отклонение от выработанной ребенком схемы может сопровождаться громким протестом, припадками гнева, агрессией.
  • Ребенок может привязаться к одной игрушке или неигровому предмету. Игры малыша часто лишены сюжета, например, он не разыгрывает бои с игрушечными солдатиками, не строит замки для принцессы, не раскатывает машинки по всему дому.
  • Дети с аутистическими расстройствами могут страдать от гипер- или гипочувствительности. Например, есть дети, которые усиленно реагируют на звук, причем, как отмечают уже взрослые люди с подобным диагнозом, громкие звуки не только их пугали, но вызывали сильную боль. То же может относиться к кинестетической чувствительности — малыш не чувствует холода, или, наоборот, не может пройтись босиком по траве, так как ощущения его пугают.
  • У половины детей с подобным диагнозом наблюдаются особенности пищевого поведения — они категорически отказываются есть какие-то продукты (например, красные), отдают предпочтение какому-то одному блюду.
  • Принято считать, что аутисты обладают некой гениальностью. Это утверждение неверно. У высокофункциональных аутистов уровень интеллекта, как правило, средний или чуть выше нормы. А вот при низкофункциональных расстройствах вполне возможна задержка развития. Лишь 5–10 % людей с подобным диагнозом действительно обладают сверхвысоким уровнем интеллекта.

Дети с аутизмом не обязательно имеют все вышеперечисленные симптомы — у каждого ребенка свой набор нарушений, причем разной степени выраженности.

Другие нюансы, которые следует взвесить и уточнить у врача

Особенность РАС в том, что каждый особый ребёнок индивидуален. Поэтому будьте готовы к нескольким визитам к врачу и к растянутому во времени подбору дозы, наиболее эффективной для вашего ребёнка.
Часто препараты следует принимать по определённой схеме — сразу с несколькими условиями для хорошей эффективности. Узнавайте у врача как, когда и в какой зависимости от еды надо принимать избранный препарат

Здесь важно опираться не только на формальную инструкцию, но и на опыт врача! А инструкцией можно вооружиться для вопросов, если вы заметили какие-то противоречия.
Не прерывайте приём препарата резко! Особенно, если ребёнок пил его длительно. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед отменой.
Многие лекарственные средства исходно производятся для взрослых, и поэтому риски побочных эффектов и детские дозы плохо изучены или не определены.

Оцените статью
Добавить комментарий