Психогенный мутизм, как реакция на психологическую травму, стресс и тревогу

Описание и механизм развития реактивного психоза

Психогенный мутизм, как реакция на психологическую травму, стресс и тревогу

В ответ на какой-либо важный фактор в жизни, который представляет собой сильное психическое потрясение, может развиваться реактивный психоз. Таким образом, подсознание реагирует на внешние обстоятельства самым острым способом.

Необходимо подчеркнуть, что далеко не у каждого человека развивается подобный ответ. Для одних людей некая ситуация будет фактически потрясением, а для других — всего лишь событием в жизни. Также важную роль играет психологическая реактивность человека, то есть его способность эмоционально реагировать на важные события.

Предрасположены к этому также люди, у которых имеются другие психические заболевания или расстройства. Они более чувствительны к психологическим и поведенческим моментам в своей жизни.

Фактически самым важным компонентом в патогенезе реактивных психозов выступает психическая астенизация. По своей сути это процесс истощения, которое может провоцироваться психогенными и соматогенными факторами. Человеку буквально не хватает ресурсов, чтобы сформировать правильную реакцию на событие в жизни, и поэтому развивается реактивный психоз.

Для развития бредовой симптоматики важное значение имеют обстановка и условия, в которых пребывает человек. На фоне повышенного стресса начинают формироваться некие идеи, которые не имеют под собой конкретного смысла, но очень остро оцениваются человеком

Кроме того, данные бредовые идеи эмоционально насыщенны и носят конкретный аффективный оттенок — злость, горе, страх.

Как проявляется селективный мутизм?

Чаще всего данное расстройство возникает тогда, когда ребенок начинает посещать коллектив: школу или детский сад. Основная жалоба родителей ребенка с селективным мутизмом чаще всего звучит примерно так: ” мой ребенок очень умный, дома читает книги, рассказывает стихи и сказки, а на занятиях молчит и ото всех отворачивается. Не разговаривает даже с преподавателем!”. Во многих случаях таких детей называют ” застенчивыми”, предлагают им заниматься отдельно и делать только письменные задания, не отвечать публично. С одной стороны, это помогает ребенку уменьшить тревогу, но с другой- поддерживает “порочный круг”. Ребенок знает, что ему не нужно разговаривать, чтобы получить хорошую оценку или одобрение, и даже не пытается начать говорить.

3 Диагностика

Диагностика мутизма осуществляется на основе обследования невролога, психиатра/психотерапевта и логопеда

Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые включают жалобы пациента или рассказ родственников, изучение речевого и двигательного развития с детства и протекания беременности и родов, выяснение причины возникновения недуга. Необходимо провести неврологический осмотр пациента

Используются инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография) и КТ (компьютерная томография ).

Неврологический осмотр пациента заключается в оценке наличия речевой функции и рефлексов, открывания глаз. Больному измеряют артериальное давление, изучают его дыхательный ритм. Следует найти признаки неврологической патологии, которые помогут определить причину появления мутизма (косогласие, асимметрия лица).

С помощью ЭЭГ происходит оценка электрической активности участков головного мозга. Она может меняться при наличии у пациента различных заболеваний мозга. МРТ и КТ показывают строение данного органа. Если присутствуют психические расстройства, то рекомендуется обратиться к врачу-психиатру.

Диагностика элективного мутизма

Для выявления элективного мутизма потребуется посетить невролога, логопеда, психолога. Врачи не только помогут поставить диагноз, но и вылечить патологию.

Могут назначаться следующие процедуры для выявления болезни:

  • Общий сбор информации. Первым делом доктор должен знать, как проходила беременность у матери, и какие болезни она перенесла при вынашивании ребенка. После этого установит реакцию малыша на прививку и проследит за его развитием. Психолог должен посмотреть на диагностику врача и поговорить с ребенком, чтобы он смог рассказать о фобиях. После этого назначается комплексное лечение элективного мутизма.
  • Посещение невролога. Доктор проводит различные исследования, которые включают себя качество речи, ритм дыхания. Ребенку могут мерить артериальное давление, а также анализировать болезни неврологического характера.
  • Краниограмма. Процедура помогает оценить состояние головного мозга.
  • Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография. Процедуры выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но более точными результатами.
  • Электрокардиограмма.
  • Рентгенография грудной клетки.
  • Электроэнцефалография. Без данной процедуры, которая помогает узнать уровень электрофизиологических процессов, нельзя обнаружить болезнь.
  • Анализ крови и мочи. Доктору следует узнать уровень гормонов.
Важно  Опасна ли лакунарная киста: симптомы, лечение и последствия

После того как будет проведена диагностика элективного мутизма, специалист назначает лечение.

Виды невроза

В современной психиатрии выделяют три основных типа неврозов. Каждый из них включает ряд невротических расстройств:

  • Неврастения. Страдающие этим расстройством люди описывают свое состояние как хроническую усталость, недостаток энергии, сниженную работоспособность, сложности с концентрацией внимания, раздражительность. Неврастеникам трудно заснуть, во сне их мучают кошмары. Все это мешает им жить полноценной, активной жизнью и приводит к депрессии.
  • Истерический невроз. Проявляется в виде истерических припадков, резких движений, слабости в мышцах, параличах, тремора рук, головы, дрожании всего тела. Для истерического невроза также характерны временная «симулирующая» потеря слуха, зрения, голоса, обоняния, вкуса. Соматические проявления также не редкость: головные боли, боли в животе, в области сердца, в суставах. Психогенная рвота, ком и спазмы в горле при волнении, одышка, учащенное сердцебиение — эти симптомы также наблюдаются у людей, страдающих истерическим неврозом.
  • Невроз навязчивых состояний. У этого типа невроза есть три разновидности:
    1. Обсессивный. Для него характерны навязчивые мысли (человек постоянно прокручивает в голове какие-то фразы, слова песни, не может выбросить из мыслей какую-то идею);
    2. Компульсивный. Характеризуется навязчивыми действиями (желание постоянно мыть руки, грызть ногти, чесать какую-то часть тела, частое моргание, дерганье головой и т.д.);
    3. Фобический. Сюда относятся все навязчивые страхи (боязнь закрытого пространства, боязнь толпы, боязнь заболеть опасной болезнью и т.д.).

Часто встречаются случаи, когда человек страдает сразу несколькими формами неврозов. Например, у него одновременно присутствуют симптомы неврастении — упадок сил, вялость, раздражительность, и признаки компульсивного невроза.

Более подробно о неврозах и причинах их возникновения я рассказала в этом видео. Обязательно посмотрите его, чтобы детальнее разобраться в этом вопросе и найти нужные ответы.

Проявления невроза

Неврозы настолько многолики, что в психиатрической научной литературе описаниям их проявлений посвящены десятки томов. В этой статье я расскажу о нескольких из них, с которыми чаще всего сталкиваюсь в своей работе. Это тревожность, апатия, хроническая усталость и панические атаки.

Виды

Избирательный

Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

Элективный

Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

https://youtube.com/watch?v=dL74LdOtpRI

У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

  • молчаливость;
  • склонность к изоляции от окружающих;
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
  • тревога при обращении к нему лично;
  • задержка умственного развития;
  • нарушения или дефекты речевого развития;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

https://youtube.com/watch?v=t2mh9zH334k

  • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
  • погружённость « в себя»;
  • отсутствие потребности в общении;
  • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).

Истерический

Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями (энкопрез, энурез).

Сурдомутизм

Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

Акинетический

Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

Апаллический

Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

Важно  Какие успокоительные можно беременным и кормящим мамам при грудном вскармливании

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну. При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога. Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны. Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться. Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве

В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент

Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера. Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика. Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Симптомы мутизма

В медицине и психологии расстройство речи может иметь разные формы проявления, поэтому очень важна точная постановка диагноза для выбора правильной стратегии лечения. Речевой мутизм не считается необратимым отклонением в отличие от афазии, ведь при нем способность идти на социальный контакт и говорить сохраняется. К основным симптомам мутизма можно отнести:

  1. Полное отсутствие речи или отказ от нее при конкретных обстоятельствах. Если речевой аппарат сохранен и возможность произносить звуки не утрачена.
  2. Нарушения поведения, выражающиеся в отказе от любого социального контакта, неадекватных поведенческих реакциях.
  3. Изменения в эмоциональной сфере, при которых может развиваться как агрессия, так и апатия.
  4. Существуют и более специфические симптомы, которые характеризуют каждый конкретный вид недуга в зависимости от причины и факторов его возникновения. Часто такой диагноз сопровождает другие психические и неврологические нарушения.

Однако при наличии перечисленных симптомов у больного:

  1. Сохранено ясное сознание.
  2. Присутствуют эмоциональные реакции на происходящие события в окружении.
  3. Сохранены двигательные реакции и чувствуется боль.

Психогенный мутизм, как реакция на психологическую травму, стресс и тревогу

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Особенности развития болезни

Избирательный мутизм имеет некоторые нюансы:

  1. Чаще патология диагностируется у девочек.
  2. В группу риска входят те дети, у которых в семейном анамнезе есть взрослые с проблемами развития речи.
  3. Появляется болезнь в большинстве случаев в тех семьях, где обстановка неблагополучная.
  4. Практически у всех больных детей наблюдается церебральная патология.
  5. Нарушения мимики, моторики и поведения отсутствуют.
  6. В большинстве случаев у ребенка диагностируется избирательный мутизм. То есть поведение пациента зависит от определенной ситуации.
Важно  Что такое симптомы натяжения: виды, проверка и современная оценка

Эти особенности отличают мутизм у детей от других психических расстройств.

Какая ситуация становится психотравмой

Стрессовая ситуация тогда становится травматичной, то есть приобретает статус психологической (психической) травмы, когда разрушается механизм психологической защиты личности, в результате перегрузки (физической, психической и адаптационной). Для травмы характерны следующие особенности:

  • человек понимает, что именно это событие ухудшило его психологическое состояние;
  • влияние оказали внешние факторы;
  • привычный образ жизни после этого события в понимании человека становится невозможным;
  • событие вызывает у человека ужас, чувство беспомощности и бессилия что-то изменить, хотя бы попытаться.

Для нормально развивающегося человека такой ситуацией является, конечно, что-то выходящее за общепринимаемые нормы жизни, например, ситуация угрозы жизни, насилия, катастрофа, теракт, боевые действия. Но само словосочетание «угроза жизни и безопасности» намекает на определенную долю субъективности вопроса. Потому нельзя однозначно сказать, что именно и для кого станет психотравмирующей ситуацией.

Так, например, в психологии к переносимому человеческому опыту принято относить смерть близкого человека по естественным причинам, конфликты (в том числе семейные), увольнение, болезнь. Преступные действия и сильное влияние природных стихий относится к непереносимым. Но в бытовой жизни смерть – всегда травмирующее событие, болезнь тоже адекватно вынесут не все (смотря еще, что за болезнь).

Причины и особенности нарушения

Добровольная психогенная немота может развиться на фоне психологической травмы при различных обстоятельствах. Это может быть смерть Психогенный мутизм, как реакция на психологическую травму, стресс и тревогу

В отличие от других видов мутизма, при психогенном нарушении человек может сохранить жестикуляцию, кроме того, отмечается повышенная двигательная активность.

При этом больной вполне способен разговаривать, видимых препятствий для этого нет, однако, делать это он отказывается.

Мутизм психогенного типа может сопровождаться различными расстройствами двигательного и эмоционального характера. Эти сопутствующие признаки в значительной степени облегчают диагностику.

Причины психологических травм

Причиной психотравмы может стать любое событие. Единственным классификатором причин психологических травм можно считать возраст пациента (дети и взрослые). Во-первых, психика ребенка более уязвима и восприимчива к негативным эмоциям. Во-вторых, характер травмирующих событий в детском возрасте иной, в сравнении с ситуациями, которые происходят во взрослой жизни.

Психологические травмы детства оказывают наиболее сильное влияние не только на психологическую устойчивость, но и на формирование характера, принципов, мировоззрения ребенка. Наиболее часто психотравмирующий опыт у детей связан с такими событиями:

  • деспотическое воспитание со стороны родителей;
  • унижения, отсутствие веры, насмешки, от родителей;
  • развод родителей;
  • смерть мамы, папы, брата, сестры;
  • неприятие со стороны сверстников (унижения, оскорбления, насмешки и т.д.);
  • физическое и сексуальное насилие, моральное давление;
  • насилие в семье (например, когда отец бьет маму);
  • наличие вредных привычек у родителей (алкоголизм, наркотики, разгульный образ жизни и т.д.);
  • несправедливое поведение по отношению к ребенку;
  • разочарование в «авторитетном» взрослом.

Работа с психологической травмой в детском возрасте обязательно проводится профильным специалистом. Если оставить знаковое негативное событие в жизни ребенка без внимания, то психотравма становится основой жизненного сценария уже взрослого человека. Она формирует раздражительность, нервозность, угнетенные состояния, депрессии, склонность к насилию. Детская психологическая травма во взрослой жизни может стать причиной серьезных психических проблем – невроз, психоз, др.

Во взрослом, сознательном возрасте нарушение адекватности поведения может связываться не только с детскими страхами, обидами, травматическими воспоминаниями. Сильные негативные эмоции провоцируют такие ситуации:

  • внезапная смерть родного человека;
  • бракоразводный процесс;
  • прерывание беременности (особенно в третьем триместре);
  • пережитая автомобильная авария;
  • диагностирование тяжелого заболевания;
  • потеря возможности самостоятельно двигаться, ухаживать за собой;
  • террористические акты, военные действия;
  • переживания за судьбу близкого человека, который подвергся насилию, унижению;
  • сексуальное и физическое насилие;
  • сильные стрессы;
  • и многие другие
Оцените статью
Добавить комментарий