Причины, виды, симптомы, лечение психического инфантилизма

Признаки инфантильности

Причины, виды, симптомы, лечение психического инфантилизма

Чтобы понять разницу между взрослым, самостоятельным человеком, и инфантилом, достаточно вспомнить то, как ведут себя дети.

Но если детям такое поведение простительно — они в процессе развития и взросления — то такое же поведение у взрослых людей может выглядеть несколько неуместным. Стоит учитывать, что о психологической инфантильности говорят в различных ситуациях, поэтому разные люди, в том числе и специалисты, наделяют его отличающимися смыслами.

Дети Взрослые
Эмоциональны, капризны и часто плаксивы. Эмоции служат способом общения и способом достижения своих целей Взрослый человек четко понимает свои чувства и умеет их корректно проявлять, а также осознает свою ответственность за любое их выражение
Обвиняют окружающих, вещи и события в своих неудачах, например, винят скамейку в том, что споткнулись об неё Могут брать ответственность за результат своих поступков на себя
Лгут, чтобы избежать неприятностей Готовы столкнуться с последствиями
Делают акцент на внешнем виде или личности другого человека, например, обзываются Делают акцент на поступках и проявлениях личности
Не фильтруют свои мысли и говорят то, что приходит в голову. Они не задумываются о последствиях своих слов Следят за тем, что они говорят и просчитывают последствия своих слов
Стремятся быть в центре внимания и считают, что окружающие обязаны всегда заботиться о них Понимают, что мир не крутится вокруг них
Не думают о чужих границах и часто нарушают их, с трудом переживают отказ, обижаются, если окружающие отказываются выполнять их прихоти Уважают чужие границы и стараются не нарушать их, признают за другими право на отказ в помощи и т. д.
Плохо учатся на своих ошибках и часто делают одно и то же неудачное действие несколько раз Умеют анализировать происходящее и делать из этого выводы
Не умеют планировать и думать на много шагов вперёд Умеют ставить долгосрочные цели и идти к ним
В первую очередь опираются на взрослых (родителей), родители для них — как высшие существа, от которых зависит счастье и благополучие Опираются в первую очередь на себя, видят источник счастья внутри себя

Вот так говорят о себе люди, которые не чувствуют себя взрослыми:

Причины психического инфантилизма

  • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
  • Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
  • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
  • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.
  • Генетическая предрасположенность;
  • Строгое воспитание. Постоянное следование родительским указаниям, нахождение под родительским контролем отбивают у ребенка желание что-то делать самому;
  • Инфантильные люди, будучи детьми, подвергаются постоянной опеке с самого детства. Взрослые «отрезают» ребенка от настоящего мира, решают за него все вопросы, не дают принимать самостоятельные решения. Стойкий дефект личности формируется кгодам и не дает подростку чувствовать себя взрослым;
  • «Любовный» голод. Как ни парадоксально, избыток или же, наоборот, недодача родительской ласки постепенно формируют инфантильную личность;
  • Полное отсутствие контроля над судьбой ребенка в виде недостатка времени. Родителей заменить нельзя, однако в семьях инфантилов часто можно увидеть ребенка, играющего в компьютер или смотрящего телевизор круглые сутки;
  • Инфантильность может представлять собой как отдельное патологическое состояние, так и представлять собой следствие других заболеваний. Так, существует ананкастное расстройство личности, которое проявляется в навязчивом желании что-либо делать, упрямством, перфекционизмом и склонностью к сомнениям. Незрелая личность может обладать сразу несколькими расстройствами, поэтому необходимо выяснить, какое из них является ведущим.

К основным причинам возникновения психического инфантилизма относят:

  • поражения головного мозга вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, гипоксии и асфиксии ребенка в родовых путях, токсическое воздействие на головной мозг, травмы;
  • генетическая и конституциональная предрасположенность человека;
  • особенности воспитания, когда родители чрезмерно опекают детей, не дают им право самостоятельно принимать решения, либо имеет место деспотическое воспитание.

Как определить?

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?

Причины, виды, симптомы, лечение психического инфантилизма

Инфантильность как образ жизни

Инфантильный образ жизни привлекает людей своей простотой, беззаботностью и легкостью. Другими словами, всем тем, что было в детстве.

Важно  Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Обратите внимание! Инфантилы не хотят бороться с трудностями, решать проблемы и добиваться успеха упорной работой. Их цель – взять от жизни все, ничего не отдав взамен

Азарт – одна из главных черт инфантила

На практике так не бывает. Поэтому «взрослые дети» могут довольствоваться только тем, что им доступно. Чаще всего это неправильная компания и сомнительные занятия, а также:

  • азартные игры;
  • беспорядочные половые связи;
  • наркотики;
  • табак;
  • алкоголь.

Инфантильный образ жизни ограничивает человека, не дает ему получить удовольствие от более значимых и возвышенных вещей. Как следствие, «большой ребенок» никогда не сможет жить полной жизнью, потому что детство – это лишь один этап большого жизненного пути, но не вся дорога.

Профилактика

Вылечить инфантилизм гораздо сложнее, чем провести профилактические мероприятия. Родителям необходимо:

  • Регулярно вести с ребенком беседы. Спрашивать о проблемах, делах, интересоваться его мнением;
  • Объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо;
  • Побуждать его к общению с ровесниками;
  • Научить ребенка думать самостоятельно (например, если ему задали сложное домашнее задание, необходимо помочь ему разобраться в этом, а не полностью решить поставленную задачу);
  • Отдать ребенка в спортивную секцию или подобрать вместе с ним хобби.

Для взрослых людей рекомендуется:

  • Принятие себя;
  • Часто выходить из зоны комфорта;
  • Завести питомца;
  • Объяснить близким, в чем кроется Ваша проблема;
  • Начать жизнь с чистого листа.

Диагностика

В международной классификации болезней МКБ-10 не существует диагноза «мозаичная психопатия». МКБ-10 содержит раздел личностные расстройства. Именно здесь имеются возможные диагнозы психопатических расстройств личности.

При мозаичной психопатии диагноз устанавливается при наличии следующих признаков (не менее трех):

  • равнодушное отношение к близким людям;
  • безответственность и пренебрежительное отношение к социальному поведению;
  • неспособность формировать привязанность;
  • низкий порог сдерживания своего агрессивного поведения и короткий период фрустации;
  • отсутствие чувства вины;
  • всевозможное оправдание своего поведения и обвинение других людей.

Если установлено хотя бы три признака, то врач может спокойно поставить диагноз «диссоциальное расстройство личности» или «мозаичная психопатия». Иногда для диагностики просматривают записи школьного психолога о наличии конфликтного поведения. Дополнительным признаком может учитываться эмоциональная нестабильность и раздражительность.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Психические расстройства и расстройства поведения

Но стоит отметить, что оценка поведения каждого пациента учитывается индивидуально. Для этого составляются соотношения религии и закона для формирования антисоциального поведения.

Существует еще ряд критериев введенных Американской психической ассоциацией, наличие которых обязательно для диагноза «мозаичная психопатия»:

  • несоответствие социальным нормам и правилам;
  • лицемерное поведение;
  • отсутствие планирования в повседневной жизни;
  • агрессивное и жесткое поведение;
  • подверженность себя и окружающих неоправданному риску;
  • безответственное поведение на работе и в жизни;
  • отсутствие жалости к окружающим и безразличное поведение.

Диагноз может быть установлен только совершеннолетним людям. При этом следует учитывать проявления психопатии в возрасте до 15 лет.

При наличии сопутствующих психических заболеваний необходимо доказательство наличия антисоциального поведения в периоды благополучия. Например, при маниакально-депрессивном синдроме не учитывается поведение в период маний и депрессий. Для выявления сложных случаев собирается комиссия с проведением психологической экспертизы для выставления заключительного диагноза.

Опасность инфантилизма

Основную опасность для человека, страдающего инфантильностью, представляет, конечно же, социальная дезадаптация. В результате того, что таким людям сложно приспосабливаться к окружающему миру и людям, они часто оказываются в одиночестве, у них может возникать чувство собственной неполноценности, ненужности. Это в итоге может приводить к разного рода неврозам и депрессиям, которые в некоторых случаях заканчиваются самоубийствами.

Для ребёнка, которому в детстве во всём потакали и всячески ограждали от трудностей и неприятностей, фрустрирующим обстоятельством станет то, что во взрослой жизни ему придётся решать всё самому, и никто не будет исполнять его желания по первому требованию. А это опять-таки приведёт к тому, что такой человек будет отвергаться обществом. В результате чего повышается риск развития неврозов и депрессивных состояний со всеми вытекающими последствиями.

Причины, виды, симптомы, лечение психического инфантилизма

В профессиональной деятельности такие люди тоже, как правило, не добиваются значимых успехов. Они не умеют ориентироваться во внештатных, экстремальных ситуациях, зачастую перекладывают решение возникших проблем на плечи коллег. В связи с этим люди-инфантилы редко занимают хорошие должности и их достаточно часто увольняют. Потеря работы для людей с расстройством такого типа тоже является подобием катастрофы. Им очень сложно сориентироваться в произошедшем, адекватно оценить причину увольнения и начать искать новую работу. Они, как правило, винят в своём увольнении работодателя, уходят в свои переживания несправедливости произошедшего. Многие так и не начинают искать работу, погружаются в депрессивные состояния, начинают играть в компьютерные игры, пытаясь таким способом уйти от гнетущей их реальности. Ухудшается финансовое положение, что приводит к тому, что такие люди пытаются найти человека, у которого они могут быть на иждивении.

Для окружающих инфантильные люди опасности как таковой не представляют. Как правило, основные трудности возникают в результате их незрелости и нарушения социальной адаптации. По своей сути они являются большими детьми, и в профессиональной деятельности такие работники неэффективны во многих сферах. Любая трудная ситуация может выбить их из колеи и ухудшить качество работы, что для работодателя является нежелательным. С другой стороны, нарушения социальной адаптации будут приводить к тому, что такому человеку будет сложно влиться в рабочий коллектив и выстроить адекватные взаимоотношения с коллегами. А это приведёт к возникновению производственных конфликтов, что в свою очередь будет весьма нежелательным для работодателя.

Причины, виды, симптомы, лечение психического инфантилизма

Что касается семейной жизни, то, как правило, инфантильные люди боятся брать на себя ответственность и вступать в брак, заводить детей. Но если это всё-таки произошло, то в семейной жизни на таких людей нельзя положиться. Они вряд ли смогут быть главой семьи, вряд ли смогут полностью обеспечивать себя и своих близких, справляться с возникшими трудностями. А кроме того, ребёнок, воспитывающийся в семье, где есть инфантильный родитель, тоже с высокой долей вероятности станет инфантильным. Или же у него сформируется неправильное представление о роли матери или отца в семейной жизни. Девочки, выросшие в семье с инфантильной матерью, с высокой долей вероятности при построении своей семейной жизни будут копировать её инфантильное поведение. Если же инфантильным был отец, то высока вероятность, что такие девочки в будущем будут выбирать инфантильных мужчин, так как такой образец поведения будет для них единственно возможным. То же самое происходит и с мальчиками.

Важно  Нейроглия — строение и функции глиальных клеток

Кроме того, если так сложилось, что оба родителя являются незрелыми личностями, то личностное развитие их ребёнка тоже будет страдать. Практически в ста процентах случаев ребёнок будет в лучшем случае инфантильным. В худшем же, к этому может прибавиться ещё и умственная отсталость или же начнёт проявляться девиантное поведение.

Диагностика инфантилизма

Диагностика психофизических форм болезни включает такие методы:

  • Беседа со специалистом — психиатр задает уточняющие вопросы, по которым оценивает адекватность человека, адаптационные способности, готовность к обучению, эмоционально-поведенческие реакции, способность поддерживать беседу.
  • Рисуночные тесты — используются при обследовании детей дошкольного и школьного возраста. Ребенка просят нарисовать дерево, дом, человека, животное. Больной ребенок не способен придерживаться инструкции, упрощает элементы рисунка.
  • Интерпретация ситуаций — используются различные тесты для школьников, больной ребенок не может объяснить чувства людей на изображениях.
  • Анкеты — опросники для школьников старше 10 лет, позволяющие выявить психоэмоциональную неустойчивость.

Для выявления половых инфантильных расстройств применяют сонографию, антропометрию, анализ на гормоны, гинекологический осмотр.

Целиакия неспецифична в проявлениях, поэтому сложна в диагностике. При обследовании выясняют жалобы, собирают анамнез, проводят лабораторный анализ (иммуноферментный) с определением биомаркеров. Выполняется гастроэнтероскопия, биопсия.

Этиология

Причиной развития Инфантилизма могут быть хронические заболевания в детском возрасте (болезни жел.-киш. тракта, печени, поджелудочной железы, почек, сердечно-сосудистой и кроветворной системы, туберкулез, сифилис, малярия и др.), заболевания и травмы головного мозга (особенно родовая травма). И. может быть проявлением функциональной или органической гипоталамо-гипофизарной недостаточности (тотальной или парциальной). Большое значение имеют хрон, интоксикации у родителей (алкоголизм, наркомания и др.) и плохие материальные условия (недостаточное питание, гипо- и авитаминоз) в раннем детстве. В отдельных случаях И. носит наследственный характер.

Так наз. поздний Инфантилизм (реверсивный, или регрессивный старых авторов), наступающий в постпубертатном периоде, в возрасте 20—40 лет (тиреогенный, половой, гипофизарный) может возникнуть в результате опухолевого, травматического, сосудистого , инфекционно-токсического поражения гипоталамуса или гипофиза, а также аутоагрессивного иммунного процесса, нарушающего функции эндокринных желез. У мужчин половой И. возможен вследствие дисгенезии тестикул и семенных канальцев (см. Клайнфелтера синдром), крипторхизма (см.), в результате повреждения или оперативного вмешательства в области задней части уретры у детей. При оценке генеза позднего полового И. необходимо исключить генетическую патологию.

Инфантильность у взрослых

Инфантилизм у взрослых встречается одинаково часто как у мужчин, так и у женщин. Причины такого состояния одинаковы, а проявления могут немного отличаться. Опять же, инфантильное расстройство личности встречается из-за чрезмерного давления социума. «Мужчина – добытчик, мужчина должен…» и «Женщина – кормилица, женщина должна…» равноценны для обоих полов и заставляют бежать от себя и своей ответственности. Мужской инфантилизм также может быть связан с неблагоприятной экономической обстановкой, постоянными неудачами на любовном фронте, нежеланием принимать решения из-за родителей, которые всегда готовы все сделать сами. Женский инфантилизм иногда имеет более смытые границы. Так, общество в какой-то степени поощряет ребяческое поведение. Причем мужчины, встречающиеся с такими женщинами, зачастую ощущают себя настоящими защитниками и добытчиками, что хорошо играет на руку как девушке, так и ее второй половинке. Инфантильные мужчины ищут себе в избранницы волевых и сильных женщин, которые будут способны делать все по дому и возьмут на себя ответственность в воспитании « большого ребенка». По аналогии с инфантильными женщинами, такие мужчины нередко создают союз с половинками старше себя, опять же, давая своей избраннице то, что она хочет видеть. Если девушка часто обращает внимания на то, что ее парень ведет себя как ребенок, это может говорить о неготовности женщины создавать семью именно с этим человеком, так как, по сути, девушка сама является, в какой-то степени, незрелой личностью и требует серьезного отношения к ней из-за нужды в сильном защитнике.

Диагностика

При диагностике инфантилизма следует обратить внимание на антропометрические данные. Как свидетельствует статистика, у 35% пациенток невысокие показатели физического развития свидетельствуют о недостатке и полового.
При проведении тестов функциональной диагностики выявляется ановуляторный цикл

Экскреция гонадотропинов повышена, но показатели половых стероидов снижены.
Диагноз можно поставить после проведения УЗИ, во время которого удается определить размеры матки, длину шейки и др. Однако для планирования лечения необходимо выполнить еще ряд исследований: рентгеногистерографию, зондирование матки, при необходимости — лапароскопию

Признаки полового инфантилизма

По данным Добробут на ул. Мишуги, различают общий и частичный инфантилизм. Общая форма патологии предусматривает одновременное задержку физиологического, психологического и полового развития человека, а при частичном инфантилизме наблюдается отклонение от нормы одной из систем организма. Наиболее ярко выражен половой инфантилизм, который чаще наблюдаться у женщин, чем у мужчин.

Женский половой инфантилизм может выражаться либо в нарушении формирования исключительно гениталий, либо в определённом недоразвитии всего женского организма. Наиболее часто встречаются патологии репродуктивной функции, связанные с недоразвитием матки. Выделяют три степени данного вида инфантилизма у женщин:

  • 1 степень. Наиболее редкая форма инфантилизма, при которой длина матки составляет не более 3 см, причём размер шейки значительно превышает размер матки. У женщины наблюдается отсутствие менструаций, что делает невозможным зачатие. Восстановление репродуктивной функции в этом случае невозможно.
  • 2 степень. Длина матки превышает 3 см, но её соотношение с шейкой, аналогично детскому возрасту 1:3. Яичники не опущены до нормального уровня, а маточные трубы отличаются чрезмерной длинной и извилистостью. Менструации нерегулярны и болезненны. При данной форме патологии часто наблюдается внематочная беременность из-за специфического строения маточных труб. Восстановление нормальной репродуктивной функции возможно, но требуется длительное лечение.
  • 3 степень. Размер матки близок к нормальным показателям – 6-7 см. Подобная патология обычно возникает после перенесения воспалительных заболеваний половых органов в раннем возрасте. Незначительные отклонения обычно исчезают самостоятельно после того, как женщина начинает жить половой жизнью или беременеет.
Важно  Затылочная доля и ее функции

Половой инфантилизм, врачи клиники Медиком Оболонь, у женщин различают в зависимости от наличия нарушений в работе яичников. При недостаточной выработке эстрогена у женщины нарушается репродуктивная функция, слабо проявляются вторичные половые признаки, снижено сексуальное влечение. Менструации могут отсутствовать вовсе или быть нерегулярными и чрезмерно болезненными. О наличии патологии у таких девушек говорит также их внешний вид: неразвитая грудь, узкий таз, отсутствие или малое количество волос на лобке и в подмышечных впадинах.

Классификация

Виды инфантилизма условно различают по следующим критериям.

По возрасту:

  • детский инфантилизм;
  • подростковый инфантилизм;
  • взрослый.

По этиологии:

  • Психофизический инфантилизм — развивается на фоне тяжелых соматических расстройств, истощающих нервную систему.
  • Психический — незрелость психического развития, при котором поведение не соответствует возрасту.
  • Физиологический инфантилизм — замедление физического развития, соматических органов и систем организма.
  • Органический инфантилизм — развивается на фоне поражения нервной системы, обусловленного ЧМТ, внутриутробной асфиксией, интоксикацией или воздействием инфекции.
  • Психологический инфантилизм — результат изнеженного отношения к ребенку или, наоборот, деспотического влияния. Отличается от психического причинами возникновения.
  • Половой инфантилизм — задержка сексуального формирования, часто сочетающаяся с отставанием в психическом и физическом развитии.
  • Правовой — низкий уровень ответственности при желании получить высокий результат без осознания последствий, но с осознанием своего поведения.
  • Социальный инфантилизм — нарушение социализации (интеграция в социальную систему).

По половой принадлежности:

  • Женский инфантилизм.
  • Мужской инфантилизм.

По степени тяжести:

  • Частичный — физическое развитие ребенка опережает развитие психики, ребенок полностью зависит от родителей.
  • Тотальный — отстает развитие психики и физических данных, внешний вид и поведение соответствуют раннему возрасту.

По локализации:

  • Кишечный инфантилизм — целиакия, недостаточность всасывания полезных веществ (жиров и углеводов) кишечником, относится к пищеварительным расстройствам.
  • Генитальный инфантилизм.
  • Инфантилизм матки — гипоплазия, задержка или остановка развития матки на уровне подростка или маленькой девочки.

Заболевание может быть врожденным и приобретенным.

Причины, виды, симптомы, лечение психического инфантилизмаЦелиакия

1 Особенности детского инфантилизма

Термин «инфантилизм» походит от латинского слова infantilis (детский). Означает отставание в физическом, психическом, духовном развитии личности, присутствие качеств ребенка у взрослого человека. Проявления — эмоционально-волевая незрелость, отсутствие желания принимать личные решения, брать на себя ответственность.

В раннем возрасте инфантилизм определить непросто, поскольку для маленьких детей свойственно зависеть от родителей, принимающих за них решения, опекающих и защищающих. Выявляется психологическая незрелость в 3-5 лет, когда ребенок должен приобретать самостоятельные навыки и умения. Инфантильные дети не способны менять поведение в соответствии с ситуацией, не чувствуют опасности, неосторожны, не понимают надобности подчинения требованиям и запретам.

Их отличает:

  • неспособность концентрироваться на интеллектуальной деятельности;
  • поверхностное ассоциативное мышление;
  • неспособность сохранять длительный интерес к занятиям;
  • резкие смены настроения, кратковременные вспышки раздражения и гнева;
  • желание постоянного внимания со стороны окружающих.

Если в школьном возрасте у ребенка наблюдается склонность к играм в ущерб учебному процессу, он не может приспособиться к школьной дисциплине, возникают сложности в общении с учителями, одноклассниками, подозревают психологический инфантилизм, который бывает:

  1. 1. Простой. Психическое развитие ребенка задерживается на 1-2 года. Это не означает умственную отсталость: малыш любознателен, жизнерадостен, креативен, чувствует музыку и красоту. Но в сферах, требующих самостоятельности, он неразвит, не умеет одеваться, есть, убирать за собой. Его основная деятельность — игры, в которые он старается вовлечь остальных членов семьи. К школьному возрасту такие дети не адаптированы социально, у них возникают трудности в обучении и общении с учителями и одноклассниками. Неумение концентрироваться на учебном процессе и контактировать с окружающими вызывает неврозы, истерики, психические расстройства.
  2. 2. Гармонический. В этом случае психический инфантилизм тесно связан с физиологическим. Ребенок отстает от сверстников в росте, весе, часто болеет, плохо ест, он хрупкий и слабый; его все жалеют, опекают, не отягощают требованиями, делают поблажки. Отставания в умственном развитии не наблюдается, но интеллектуальной работе школьник предпочитает игры. Замечания игнорирует или реагирует обидой, слезами, истерикой.
  3. 3. Психогенный. В отличие от первых двух форм, этот тип полностью формируется воспитанием. Гиперопека, возведение ребенка в ранг «центра вселенной» развивают в нем эгоцентризм, требовательность, капризность, неумение понимать состояние других, завышенную самооценку, неуместное ощущение собственной значимости. Привыкший к обожанию и восхищению в семье, столкнувшийся с реальностью школьник ведет себя подобно малышу: капризничает, перебивает учителя, требует отпустить его домой, отказывается выполнять требования школьного распорядка. Дома ребенок устраивает истерики, отказываясь ходить в школу, выполнять домашние задания, предпочитая игры и просмотр телевизора.

Первые два типа можно лечить правильным воспитанием и своевременной психологической коррекцией. К 10-12-летнему возрасту эмоционально-волевая сфера психики окончательно формируется, и ребенок постепенно адаптируется в социуме, приобретая самостоятельные навыки и применяя их.

Тяжелые формы психогенного инфантилизма требуют когнитивной коррекции, в некоторых случаях — лечения нейролептиками, антидепрессантами, транквилизаторами, ноотропными препаратами.

Оцените статью
Добавить комментарий