Песочная терапия — лепка и рисование песком для детей и взрослых, обучение сэндплей

Подробное описание обучения по курсу (программе обучения)

. История и современные тенденции песочной терапии.  Целительные и шаманские практики использования песка в разных культурах. 

Фокус смещения с изотерических применений песка к научной психологической основе. Архитипические корни песочной терапии (К.Г. Юнг, М. Ловенфельд – «Техника Мира», Д. Кальфф). Развитие «песочной терапии» в практике современных психологов (Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Сакович Н.А., Эль Г.).Организация работы с песочницей. Форма песочницы, классификация материалов. Коллекция миниатюрных фигур. Символика фигур.  Практикум: — анализ песочных композиций участников; — упражнения: «Я клумба», «Моя мечта», «Моя семья».

​3. Творческий процесс в песочнице. Индивидуальная (диагностическая, терапевтическая, развивающая) работа.  Этапы работы в песке. Создание мира. Знакомство с миром клиента. Варианты инструкций для игр с песком. Этапы строительства мира. Работа с  протоколом. Демонтаж песочницы. Характер песочных  композиций. Энергоинформационное поле песочницы клиента. Название песочной композиции, идея, сюжет. Конфликтное и ресурсное содержание. Символическое поле. Ландшафт. Стадии построения  мира. Пустые места  в песочнице.  Практикум: — анализ песочных композиций участников;  — упражнения «Тень, или обратная сторона луны», «Я и мое тело», «Рождение».

  5. Групповая работа.

Теория групповой работы. Стиль ситуативной коммуникации. Профилактика профессионального и эмоционального выгорания. Игры на песке  по профориентации. Игры на песке в разрешении конфликтов. Диагностика школьной тревожности. Групповая форма работы  с пересказом. Рассказывание историй как проективная техника. Работа  со сновидениями.

 Практикум: — анализ групповой  песочной композиции; — упражнения «Японский коучинг», «Волшебный мост», «Остров решений», «Сказка про зайца».. Модификации  в Sandplay.   

Принцип интеграции и модификации в песочной терапии. Работа с разными формами песочниц: круглой, треугольной, квадратной песочницей (психогеометрия).   

Применение мокрого песка, цветного песка, цветных бортиков. Метафорические ассоциативные карты в песке. Пустая песочница. Световой стол.  

Возможности песочной терапии для гештальт-терапии, психодрамы, психосоматики, сказкотерапии и развивающей психолого-педагогической работы.  

Практикум: — анализ песочных композиций участников;  — упражнения:  «Моя цель», «Внутренняя игра», «Мандала», «Голос коуча в четырех шагах».

4. Работа с семьей: диагностика и консультирование.Семья — как особая система. 

Понятие контейнирования. Техники диагностики и консультирования (агрессивное поведение ребенка, страхи, нежелание ходить в школу, поведение, внимание, контроль, утрата). Работа с семьей в двух песочницах. Модификации рисуночных техник.  . Практикум: — анализ песочных композиций участников;  — упражнения «Герб моей семьи», «Семья для меня — это…», «Что меня радует и что огорчает в семье», «Мои (наши) ценности»

Практикум: — анализ песочных композиций участников;  — упражнения «Герб моей семьи», «Семья для меня — это…», «Что меня радует и что огорчает в семье», «Мои (наши) ценности».

6. Игры на песке в диагностике, развитии и коррекции познавательной сферы детей и подростков.  

Подготовка ребенка к школе  при помощи песочной терапии (развитие  мышления, памяти, внимания, речи, моторики рук). Организация занятий с детьми дошкольного возраста с использованием познавательных игр.Работа с особыми детьми. Одаренные дети.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома, то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день

Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Сеанс пескотерапии

Применяя пескотерапию в работе логопеда или детского психолога, каждый специалист ставит перед собой определенные задачи и формирует процесс занятий. Причем проводится песочная терапия в детском саду целыми группами или индивидуально с детьми.

Стоит отметить, что эффект и отдача от пескотерапии наблюдается уже при первом же сеансе. Суть терапии заключается в том, чтобы человек, используя песок, раскрыл свои тщательно маскируемые проблемы. Зачастую в ходе терапии удается раскрыть переживания и заботы, которые сам человек не осознавал до этого. Задача психолога заключается в том, чтобы выявить эти проблемы и отыскать пути решения.

Опытный психолог, отлично разбирающийся в терапии, может быстро найти проблему, просто посмотрев на фигурки или песочные конструкции, которые создавал пациент. Важный нюанс заключается в том, что специалист не просто находит проблему, но ему также удается разобраться в ее причинах и способах решения.

Пескотерапия проводится в несколько этапов:

Важно  Медицинские стулья: универсальность и максимальная практичность

Работа с песком. Это скорее игра, в ходе которой используются различные фигурки для песочной терапии или статуэтки. Здесь задача психолога только наблюдать за тем, как ведет себя пациент, что он делает.
Обсуждение. Когда игра закончилась, требуется непосредственное общение между психологом и пациентом. Специалист дает пояснения относительно каждой фигурки, которая принимала участие в процессе игры. Психолог может объяснить, что они означали, какую роль играли и насколько сильно влияли на проблему человека. Это позволяет самому пациенту прийти к осознанию проблематики и подсознательно настроиться на ее решение.
Повторная терапия

Крайне важно не останавливаться на достигнутом. Первые сеансы позволяют раскрыть только поверхностные проблемы

Чем больше сеансов будет проведено, тем глубже психологу удастся проникнуть в переживания и скрытые тревоги пациента.

Что такое психологическая песочница:

Терапевтический сеанс с использованием песка проводится в специальной психологической песочнице. Но что это такое?

Песочная терапия — лепка и рисование песком для детей и взрослых, обучение сэндплей

Многие считают, что игры с песком — это метод исключительно для психологических тренингов с детьми. Но сами специалисты в этой сфере утверждают, что при работе со взрослыми удается добиться куда больших результатов, нежели при тренингах с ребенком.

Психологической песочницей называют особую среду, где человек может воплотить все свои мечты, посмотреть на проблемы со стороны и взглянуть на них по-другому. И тут речь идет о самой настоящей песочнице с песком. У психологической песочницы, создаваемой для проведения психологических сеансов, есть три основных составляющих компонента:

Песок. Эксперты советуют применять кварцевый тип песка, фракции которого не превышают значения от 0,1 до 0,3 единиц. Цвет выбирают любой — от желтого или рыжего до бледно-белого

Важно, чтобы песок был мягкий, тактильно приятный и легко струился в руках. Чем мельче песок, тем приятнее с ним работать

При этом в песочницах психологи применяют как сухой, так и влажный песок. Второй тип позволяет создавать фигурки, строить различные конструкции, что очень важно для психологического понимания проблем пациента.
Стол. Есть много магазинов, где можно приобрести готовую песочницу. Хотя многие делают ее своими руками из деревянных досок. В некоторых случаях можно встретить пластиковые варианты. Но их психологи считают не лучшим решением, поскольку древесина превосходно влияет на человека, создает атмосферу тепла, уюта и спокойствия. Пластик подобными свойствами не обладает.
Фигурки. Это могут быть самые разнообразные фигурки, изображающие человека, животных, какие-то бытовые предметы или даже вымышленных героев. Специалисты отмечают, что важно подобрать фигурки из разных материалов — глина, пластик, металл, древесина и пр. Дополнить покупные игрушки можно ракушками, камнями, веточками.

Существуют различные виды игр для психологической песочницы. В зависимости от характера проблемы ребенка или взрослого человека, психолог выбирает оптимальные тренинги. Без соответствующего опыта и знаний в области психологии самостоятельно проанализировать проблемы своего ребенка методом пескотерапии достаточно сложно. Потому лучше подключить к проблеме специалиста.

Песочница — это полезный инструмент для всех, кого беспокоит здоровье и развитие ребенка. Не только психологические проблемы могут стать причиной приобрести такую игрушку. Наличие песочницы стимулирует всестороннее развитие детей. Причем советуем играть вместе с ребенком, рассказывать ему сказки, отображая происходящее в рассказе с помощью песка и фигурок, просто общаться или строить песочные замки. Это создаст великолепную атмосферу, позволит улучшить взаимопонимание, и поможет ребенку в познании самого себя и окружающего мира.

Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay

Песочная терапия — лепка и рисование песком для детей и взрослых, обучение сэндплей

/ Развиваемся и учим / Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского

Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

  • В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  6. Украшения, сувениры.
  7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять.

Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком.

Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а,  напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3.  Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

В чем польза этого занятия

Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.

Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку.

Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:

  • Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.
  • У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.

  • Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.
  • Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.
  • Совершенствуется графомоторика. Школьники развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений.
  • Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.
  • Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
  • Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:

  • Расходные материалы стоят дешево. Песок не обязательно покупать, используйте манку, молотый кофе.
  • Сделать планшет для рисования можно своими руками. Потребуется лампа, оргстекло, деревянная коробка. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода.
  • Научить малыша рисовать песком может любая мама, папа, бабушка. Для занятий не нужно специальное образование, курсы.

    Посмотрите примеры работ в интернете и смело начинайте творить.

Особенности проведения песочной терапии

Сеанс песочной терапии проходит под чутким руководством психотерапевта. Выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба, решение проблемы.

На стадии хаоса, ребенок еще не совсем понимает, как правильно взаимодействовать с новой разновидностью игры. Обычно он бездумно набирает кучу фигурок и перемешивает их с песком.

С диагностической точки зрения, это свидетельствует о расторможенности психических процессов и повышенном уровне эмоциональной тревожности. С психокоррекционной – это процесс выплескивания эмоционального негатива, освобождение от него. Данная стадия может длиться от двух до пяти занятий.

6 способов рисования с ребенком

Стадия борьбы возникает при сложных ситуациях в жизни клиента. В игре отображается войнами и даже убийствами или иным насилием. Это способствует освобождению внутренней агрессии и ее рациональному выходу, без нанесения вреда окружающим. Продолжительность стадии – два, три занятия.

И, наконец, стадия разрешения конфликта возникает в конце курса сеансов песочной терапии. Она отражает решения внутреннего конфликта ребенка и нивелирования последствий негативных переживаний. В игре отображается адекватным взаимодействием между персонажами.

Количество сеансов песочной терапии определяется индивидуально, обычно включает 7-15 занятий, продолжительностью 20-40 мин.

Песочная терапия — лепка и рисование песком для детей и взрослых, обучение сэндплей

Все игры с песком делятся на разновидности:

• Игры для развития тактильной чувствительности и улучшения уровня кинетических ощущений – отпечатки рук, перетирания песка в ладонях, пересыпание, рисование пальчиком, поиск предметов, спрятанных в песок.

• Игры, способствующие развитию речи – заключаются в проигрывании в действующих лицах сказки, стихотворения или рассказа.

• «Песочная грамота» – позволяет усвоить написание букв и цифр в игровой форме.

• Игры с песком психотерапевтического характера – проигрывание реальных ситуаций из жизни ребенка, наведения психологом вариантов решения проблемы в ходе сюжета.

Эти и другие игры очень нравятся детям, особенно дошкольного возраста. Ведь они позволяют усвоить новые знания, умения и навыки в легкой игровой форме.

Как сделать стол для песочной анимации своими руками

Игровая деятельность в кругу семьи гораздо полезнее для малышей раннего возраста, чем групповые занятия в развивающих центрах.

Планшет для рисования песком с подсветкой можно сделать дома из подручных материалов. Папам понадобятся:

  • деревянный ящик;
  • подходящий по размеру кусок оргстекла;
  • гвозди;
  • изолента, скотч;
  • краска по дереву;
  • фонарик, лампа.

Процесс изготовления займет не более 1–2 часов, а детской радости не будет предела. Сделайте столик побольше, чтобы пользоваться всей семьей одновременно. Инструкция состоит из следующих шагов:

  1. Очистите деревянный ящик от лишнего, уменьшите высоту бортов. Средняя глубина пространства – 10–15 сантиметров.
  2. Уберите нижнюю крышку или сделайте прорезь для установки стекла.
  3. Поставьте прозрачную часть на нижнюю половину.
  4. Тщательно закрепите стекло планками снизу.
  5. По бокам сделайте отделения для хранения мелочей (палочек, сита, граблей). Для этого прибейте планки, отступая от края пару сантиметров.
  6. Установите ножки к столику. Высоту выбирайте по росту и возрасту младшего ребенка.
  7. Под стол поставьте яркий фонарь или электрическую лампу с хорошей мощностью.
  8. Рабочее место для маленького художника готово.

Посмотрите видео-инструкцию о том, как сделать световой стол для рисования песком своими руками дома:

Композиции из песка нельзя повесить на стену, оставить на память, чтобы показать друзьям и родственникам. Это единственный минус такого творчества. Но выход есть. Записывайте удачные занятия на камеру, фотографируйте рисунки. Сделайте ролик, наложив на слайды музыку.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Песочная терапия

Песочная терапия — лепка и рисование песком для детей и взрослых, обучение сэндплей

Не смотря на то, что по всему миру метод sandplay, или песочная игра, обретает все большую популярность, русскоговорящим людям это по-прежнему кажется диковинкой.

Песочная терапия для взрослых и детей – это необычайная техника процесса аналитики, в ходе которого вам предстоит построить свой мирок из песка и незамысловатых фигурок. Специалисты утверждают, что данная методика очень перспективна и имеет большое будущее.

Сегодня юнгианская песочная терапия постепенно завоевывает все больше и больше сторонников.

Песочная арт-терапия

Особенностью песочной терапии является то, что человек может выразить все, что спонтанно пришло ему в голову.

Дана полная свобода действий: можно делать горы или равнину, смешивать песок с водой, создавать озера или болота, а также дополнять свои картины фигурками людей, животных, зданий и т.д.

Методика песочной терапии предполагает общение между клиентом и психологом по ходу создания творения, и именно во время этого общения проходит незаметная коррекция проблем клиента – сначала на песочной картине, а постепенно и в психике человека.

Сам факт того, что предстоит покопаться в песке, как правило, радует людей. Они приятен на ощупь, ассоциируется с отдыхом, а главное, используя воду, из него можно создать практически все, что угодно.

Из него можно создавать и ландшафт, и различные реалии обычной жизни, вплоть до трехмерных фигурок.

В ходе терапии человеку на целый час предоставляют поднос с песком, самые разные фигурки, воду и полную свободу творчества и самовыражения. Иногда человек не знает, с чего начать, но потом, втягиваясь в процесс, его мир обрастает все большим и большим количеством деталей, и вместе с ними психотерапевт может выявить и проблемы, решением которых и предстоит заниматься в ходе терапии.

Актуальность песочной терапии для взрослых

Песочная терапия может применяться в самых разных случаях, поскольку она, как и другие виды арт-терапии, позволяет решить внутренние проблемы через внешние каналы. Специалисты рекомендуют ее взрослым в следующих случаях:

  • разного рода возрастные, ценностные и смысловые кризисы, а также периоды кризиса в отношениях с близкими;
  • практически любые проблемы в семейных отношениях или отношениях с любимым человеком;
  • различные психосоматические заболевания;
  • развод, расставание;
  • потеря близких людей, смерть родных;
  • повышенная тревожность, и любые страхи;
  • неврозы разного генезиса;
  • социальные конфликты;
  • внутриличностные конфликты.
Важно  Уколы Мидокалм: показания к применению, инструкция, отзывы пациентов и врачей

Как правило, требуется курс от 7 до 15 сеансов, в ходе которых медленно, но верно удается решить самые разные проблемы и конфликты. Чем сложнее случай, тем больше сеансов понадобится.

Цель песочной терапии

Самые серьезные проблемы бывают подчас сложно осознаваемы, а вот песочная терапия позволяет им обрести внешнюю форму.

Занимаясь творчеством, любой человек бессознательно проявляет свои внутренние проблемы, а любая проблема, после того, как получает такой «выход», становится гораздо более простой и главное – теперь ее можно решить.

Не каждому дано в сложной ситуации суметь выразить все свои эмоции, выплеснуть их, и арт-терапия в таких случаях дает прекрасные результаты.

Практически любой человек является социальным существом. Именно поэтому каждый из нас склонен присоединяться к той или иной группе, разделяющей различные интересы. Так, например, большую популярность сегодня имеют социальные движения. Как они возникают и какую функцию несут – мы расскажем далее. Стадии развития коллектива Любой коллектив подобен живому организму. Но в отличие от живых существ он растет и развивается по своим особенным законам. Чтобы лучше понимать на какой стадии находятся отношения в группе мы решили разобраться как именно происходит это развитие.
Между умом и начитанностью обычно лежит огромная пропасть. Ведь можно закончить престижный вуз, но иметь при этом узкий кругозор. Как его расширить и стать более интеллектуальным человеком? Об этом мы расскажем далее. Социальный статус личности Мы часто слышим, что отношение окружающих к человеку во многом зависит от того, какой социальный статус он занимает. Но что входит в это понятие и почему оно настолько сильно способно сформировать чужое мнение? Давайте попробуем разобраться.

Как появился Sand Art

Рисование песком, сыпучая анимация, техника порошка, песочная фантазия — этот стиль появился в современном искусстве около сорока лет назад.

Однажды художница-мультипликатор Кэролайн Лиф водила руками по песку. Узоры, появляющиеся под её руками, постепенно складывались в историю, которую можно было записать на плёнку. Чтобы реализовать эту идею, Кэролайн использовала стеклянный стол, свет, падающий на поверхность под определённым углом, и кинокамеру, расположенную снизу.

Первый песочный мультфильм «Песок, или Петя и серый волк» был сделан на музыку Прокофьева. Но его появление осталось незамеченным. Зато следующая работа художницы «Сова, которая женилась на утке» стала объектом повышенного внимания как коллег, так и зрителей. За неё Кэролайн Лиф получила множество призов на разных кинофестивалях, и о ней заговорили как о создательнице нового направления в искусстве.

Первый песочный видеоролик снял венгр Ференц Чако. Он рисовал песком, работая над созданием мультфильма, и, чтобы сохранить творческие находки, записывал все свои действия на кинокамеру. Увидев полученный фильм, художник понял, что рисование песком может стать блестящим представлением. Именно Чако стал первым, кто выступил перед публикой с песочно-свето -музыкальными шоу.

Сейчас признанными мастерами мирового уровня в этой области считаются Илана Яхав (Израиль), Артур Кириллов (Россия), Ксения Симонова (Украина), Ева Айбазова (Россия).

Создание динамических картин из песка – сложный, трудоемкий процесс. К этому способу рисования часто обращаются опытные художники. Очень непросто выйти на публику и начать творить на глазах у зрителей. Когда на тебя смотрят сотни, а часто тысячи глаз, у тебя нет права на ошибку. Все движения, все образы и силуэты должны быть совершенными. Поэтому каждое изображение, каждая композиция тщательно продумывается и прорабатывается художником.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Песочная терапия — лепка и рисование песком для детей и взрослых, обучение сэндплей

Игрушки для песочной терапии:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  6. Украшения, сувениры.
  7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Основные преимущества

На самом деле проводимые методами песочной терапии упражнения обладают широкими возможностями в плане развития ребенка в психологическом и физиологическом плане. Пескотерапия имеет внушительный логопедический эффект и часто применяется как альтернатива традиционным методам избавления от дефектов речи.

Многие считают, что занятия с песком несут в себе исключительно психологическую пользу для ребенка, у которого произошла психотравма. На деле же sandplay обладает куда большими возможностями. А именно:

  • возможность соотношения игры и реальной жизни;
  • формирование чувства защищенности и комфорта;
  • развитие мелкой моторики и тактильно-кинетической чувствительности;
  • формирование активности;
  • снятие напряжения в мышцах;
  • усовершенствование зрения;
  • расширение словарного запаса;
  • изучение новых букв, чтения и письма;
  • развитие слуха и лучшего восприятия звуков и пр.

Что же касается психоэмоциональных аспектов, то здесь sandplay также играет важнейшую роль для дошкольников и взрослых людей. Игры и занятия с песком раскрывают ряд важных преимуществ:

  • Что такое песочная терапия? Это один из способов взглянуть на себя со стороны, что в обычной жизни сделать сложно. Определить это может опытный психотерапевт, который наблюдает за тем, как вы располагаете фигурки в песочнице.
  • Моделирование жизненных ситуаций. Создавая определенные ситуации с помощью занятия на песке, человек моделирует происходящее в его реальной жизни. Это могут быть всевозможные трудности и проблемы, имеющие внутренний или внешний характер. В некоторых случаях человек разбирается в этом сам, без помощи психолога.
  • Осознание, что не все потеряно. Построив в процессе игры фигурку из песка, их можно разрушить. При этом человек или даже ребенок приходит к пониманию, что разрушенное можно восстановить, построить заново, сделав его еще больше и лучше. Так и в реальной жизни. Разрушая что-либо, у нас все еще есть возможность исправить ситуацию.
  • Развитие творческой личности. Занятия sandplay позволяют развиваться человеку творчески, раскрывать скрытые таланты, совершенствовать имеющиеся.
  • Безопасность. Метод совершенно безопасен и не имеет каких-либо побочных эффектов. Потому подобная деятельность практикуется в детских дошкольных учреждениях.
Оцените статью
Добавить комментарий