Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

Виды эхолалии

Специалисты выделяют немедленную и отсроченную (отложенную) эхолалию.

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

Немедленная эхолалия

При этой форме эхолалии человек повторяет только что услышанное слово или фразу. Например, на вопрос «Хочешь котлету?» ребенок отвечает: «Хочешь котлету».

Функции немедленной эхолалии

  • Поддержание разговора. Ребенок знает, что диалог состоит из обмена репликами, но так как его словарный запас еще недостаточно велик, чтобы понять все, что он слышит, он просто повторяет обращенную к нему фразу, пытаясь таким образом поддержать разговор.
  • Выражение согласия. Некоторые психологи считают, что к эхолалии прибегают дети, которые уже выучили слово «нет», но не знают слова «да». Повторением фразы они как бы дают понять, что согласны с человеком, который ее произнес.
  • Для того, чтобы понять речь взрослого. В этом случае механизм похож на процесс изучения иностранного языка. Чтобы понять иностранное слово, человек повторяет его про себя. То же самое, но только не про себя, а вслух, делает и ребенок, только начинающий осваивать устную речь.

Отсроченная эхолалия

При отсроченной эхолалии человек повторяет слово или фразу, услышанные некоторое время назад. Эта форма эхолалии особенно характерна для аутизма и синдрома Туретта.

Функции отсроченной эхолалии

  • Аутостимуляция или стимминг. Ребенок произносит услышанные слова, потому что получает от этого удовольствие, так же, как например, от повторения некоторых стереотипных движений.
  • Выражение своего настроения. Ребенок повторяет слова, которые связаны с положительными или отрицательными переживаниями, но при этом никак не связаны с текущей ситуацией. Например, когда-то мама рассердилась на него и сказала: «Не дам конфету!». Эта фраза сопровождалась негативными эмоциями со стороны ребенка. Он может повторить ее в другой неприятной ситуации, никак не связанной с конфетами. И когда другой мальчик на детской площадке будет отбирать у него игрушку, ребенок может закричать: «Не дам конфету!».
  • Подведение итогов прошедшего дня. Повторяя вечером фразы, услышанные в течение дня, ребенок как бы обрабатывает и систематезирует новую информацию, которая поступила к нему за день.

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми. При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед

Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Апаллический синдром: симптомы

Бодрствующая кома, как и иные варианты угнетения сознания, имеет специфические клинические признаки, которые на сегодняшний день изучены достаточно хорошо. Типичным признаком апаллического синдрома выступает изменение характеристик со стороны органов зрения. Глаза человека находятся в открытом состоянии. Больной постоянно или с частой периодичностью проводит вращательные движения глазами. Характерный симптом апаллического синдрома – неспособность зафиксировать и удержать взор на каком-то одном объекте.

Классический симптом апаллического синдрома – принятие человеком типичной позы. Его колени незначительно согнуты. Присутствует небольшой сгиб в локтевых суставах. Верхние конечности пациента прочно сжаты в кулаки. Наблюдается подошвенное сгибание голеностопного сустава. У некоторых персон возникают приступы тонических судорог. Реализуется патологический сосательный рефлекс.

Еще одним симптомом бодрствующей комы выступает полная утрата речевой функции. Больной не реагирует на обращения и не выполняет словесные команды. Он не произносит не только никаких логически завершенных речевых конструкций, но и не говорит отдельных слов. При развитии у человека апаллического синдрома установить с ним контакт не представляется возможным.

Типичный симптом бодрствующей комы – полное отсутствие эмоциональных реакций на предъявляемые стимулы. Со стороны кажется, что больной пребывает в «нейтральном» состоянии: его лицо не выражает каких-либо чувств и эмоций. Он никоим образом не реагирует на внешние раздражители.

У некоторых пациентов с диагнозом «апаллический синдром» сохраняется чувствительность к боли. Они демонстрируют ответные реакции при воздействии на болевые рецепторы. Как правило, о восприятии субъектом болезненных воздействий информируют сенсорные, двигательные, вегетативные реакции. При этом аффективный и когнитивный компоненты боли отсутствуют. Некоторые особы проявляют существование у них болевого синдрома путем выкрикивания непонятных нечленораздельных звуков.

Важно  Ментизм — как не потеряться в вихре собственных мыслей

При апаллическом синдроме все основные функции вегетативной нервной системы сохранены. У больного присутствует дыхание, сердцебиение, глотание, выделение естественных экскрементов.

При бодрствующей коме у человека сохраняется цикличность в режиме «сон и бодрствование». Переход из одного состояния в другое не зависит от времени суток. При этом состояние больного существенно различается во время бодрствования и сна.

В бодрствующем состоянии определяется преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим отделом. Фиксируется учащенные сокращения сердечной мышцы. Артериальное давление превышает стандартные показатели для конкретного больного. Может наблюдаться субфебрилитет – незначительное повышение температуры тела больного. Возможно уменьшение потоотделения и снижение количества выделяемой слюны. Характерный симптом апаллического синдрома – синдром беспокойных ног: пациент вытягивает и сгибаетнижние конечности, ворочается в постели. У некоторых больных фиксируется хватательный рефлекс Янишевского-Бехтерева, характеризующийся непроизвольным захватыванием и удержанием предмета. В отдельных случаях, если поднести какой-то предмет близко к лицу человека, тот открывает рот и высовывает язык.

Во время сна у больного фиксируются симптомы, свидетельствующие о преобладании парасимпатического отдела вегетативной нервной системы над симпатическим отделом. Артериальное давление падает ниже показателей нормы. Уменьшается частота сердечных сокращений. Фиксируется усиление выделения пота. Лицо больного приобретает красный оттенок. Могут возникать трудности с функцией дыхания, удушье.

Для подтверждения диагноза «апаллический синдром», требуется выполнение нижеследующих мероприятий:

  • неврологический осмотр;
  • сбор анамнеза больного;
  • оценка соматического состояния пациента;
  • биохимические исследования крови;
  • магниторезонансная томография;
  • электроэнцефалограмма;
  • ультразвуковое исследование сердца и почек;
  • электрокардиограмма.

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

Лечение нарушения развития речи и языка

Коррекция специфических нарушений развития речи требует профессионального подхода с участием логопеда, дефектолога, психолога, психиатра в зависимости от выраженности и типа нарушений, наличия сопутствующих психологических проблем и психопатологических расстройств.

Комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического медикаментозного лечения. В образовательной системе предусмотрены следующие формы оказания помощи данному контингенту детей:

  • логопедические детские сады и дошкольные учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушением речи;
  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с патологией речи («речевые» школы);
  • центры психолого-медико-социального сопровождения.

В системе здравоохранения предусмотрены специализированные детские центры патологии речи в виде структурных подразделений НИИ, крупных больниц и амбулаторных учреждений.

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

О патологии

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

1% случаев заболевания приходится на дошкольный возраст, а именно 3-4 года. В школьный период эти показатели снижаются

Родителям важно понимать, что алалия — это клиническое понятие, используемое в медицине. В логопедии ему соответствует термин “общее недоразвитие речи”

Очень часто между ними происходит путаница, несмотря на то, что оба понятия равнозначны, но используются различными специалистами.

Симптомы алалии характеризуются выраженным нарушением речевой функции. Заболевание связано с органическими изменениями в корковых отделах головного мозга, ответственных за речь. При обследовании ребенка выявляют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов

Важно проводить дифференциальную диагностику с афазией. Алалия характеризуется изначальным речевым дефектом, без наличия предшествующей нормальной речи

В связи с этим, диагноз может быть выставлен в тех случаях, когда наблюдаются симптомы нарушений, которые возникли в результате негативного воздействия во внутриутробном периоде, во время родов или в первые три года жизни пациента.

Классификация

В клинической практике используются различные классификации алалии, основанные на времени воздействия повреждающего фактора, выраженности клинических проявлений и пр. Наибольшее значение имеет подход В.А. Ковшикова, который выделил следующие формы:

  • экспрессивная, характеризующаяся нарушением моторного компонента речи;
  • импрессивная, связанная с изменениями в сенсорном восприятии;
  • сенсомоторная, или смешанная.

Моторная алалия наблюдается у детей, имеющих раннее повреждение корковых отделов в лобной и теменной областях. Малыш хорошо понимает речь окружающих, однако, не может говорить самостоятельно. При этом возможны два варианта патологии: эфферентный и афферентный. При эфферентном подтипе наблюдается поражение центра Брока, ответственного за непосредственный процесс артикуляции. В случае афферентного варианта, поражение наблюдается в теменных отделах полушарий мозга.

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройствРечевые центры головного мозга

Сенсорная алалия ассоциирована с повреждением центра Вернике, расположенного в области височной извилины. У ребенка в процессе обследования выявляют органическую зрелость и сохранение целостности слухового анализатора, однако, он не способен понимать речь окружающих.

Лечение

Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.

Список литературы

Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008

Виды эхолалии

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».
Важно  Амилоносар и его применение в неврологической практике

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации

Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию

Отсроченная форма эхолалии

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Механизм развития синдрома Лайелла

Значительную роль в развитии синдрома Лайелла отводят генетической составляющей, которая обусловлена предрасположенностью к реакциям аллергической природы. Анамнез большинства пациентов имеет указания на различные аллергические заболевания, такие как:

  • поллиноз;
  • экзема;
  • аллергический ринит;
  • контактный дерматит аллергической природы;
  • бронхиальная астма.

У людей, страдающих данным недугом, нарушается процесс обезвреживания различного рода токсических продуктов обмена веществ, в реакцию вступают введенные лекарственные компоненты и белок, содержащийся в эпидермисе. Такое новое образовавшееся вещество называют антигеном, характерным синдрому Лайелла. То есть иммунный ответ организма направляется в ответ не только на введенное вещество, но и на дерму больного. Данный процесс очень схож с реакцией, при которой происходит отторжение трансплантата. Известно, что при такой реакции иммунная система принимает за трансплантат саму кожу пациента.

Основу синдрома Лайелла составляет феномен Шварцмана-Санарелли. Данный феномен — это такая иммунологическая реакция, которая приводит к сбоям в регуляции возможности распада белков, а также к накоплению продуктов данного распада в человеческом организме. Как результат — токсическое поражение органов и систем органов человека. Последнее приводит к нарушению работы органов, которые отвечают за обезвреживание и выведение токсинов, а значит, процесс усугубляется интоксикацией, влечет за собой явные изменения водно-солевого баланса (а также электролитного). Такие процессы приводят к ухудшению состояния пациента в случае синдрома Лайелла. Они могут стать причиной летального исхода.

Симптомы расстройства

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

К признакам проблем с письменностью можно отнести типичные и повторяющиеся ошибки во время письменности, не связывая со знанием правил. Характерные ошибки встречаются в разных видах дисграфии и имеют следующие проявления:

  • Замененные внешне схожие рукописные буквы или схожие фонетически звуки при письме.
  • Искаженность слогов в написании слов.
  • Нарушенная слитность и раздельность в написании слов.
  • Аграмматизм письменности.

При наличии расстройств у ребенка процесс письменности замедляется и почерк становится трудно различимым. Проявляется в виде прыгающих букв, вылезания с прописных строк, замены прописной каллиграфии на печатную. Распознать расстройство письма возможно исключительно после овладеванием ребенком письменности. Приблизительный возраст от 8 лет.

Если человек подвержен письменному расстройству, то у него можно наблюдать неречевую симптоматику:

  • Проблемы с центральной нервной системой.
  • Пониженная трудоспособность.
  • Человек подвержен отвлеканию от основной задачи.
  • Чрезмерная активность и возбудимость.
  • Сниженная память и иные качества.

Артикулярно-акустическая

Ошибки в такой форме связаны с проблемами в звукопроизношении (что слышим, то и пишем). Можно наблюдать замену и пропуск букв при письме и их отсутствие, и замену при произношении. Зачастую наблюдается у детей с присутствующей фонетико-фонематической недоразвитостью речи.

Дифференциально звуковая

Не наблюдается нарушений в звукопроизношении, но имеется недостаточное формирование восприятия звуков в составе слова. Во время письменности наблюдаются ошибки в виде заменяемых букв, связанных со схожестью фонетических звуков.

Нарушение синтеза речи

Наблюдаются нарушения в словах при разделении предложения на слова, а после при делении на слоги. С наличием такой формы наблюдаются повторения, пропуски или переставления букв и слов между собой. Появляются в тексте не нужные буквы или наоборот не дописываются окончания. Часто встречающиеся проблемы у школьников.

Аграмматическая

Проблемы с падежами, родами и числами. Нарушаются согласования слов в предложениях и их построение. Обычно наблюдается при общей недоразвитости речи, обусловленной алалией или дизартрией.

Оптическая

Происходит посредством замены смешения графически похожих букв. При обнаружении проблем с узнаваемостью и воспроизведением изолированных букв, можно говорить об оптической дисграфии. При обнаружении начертаний в буквах – речь идет о вербальных оптических нарушениях. Обычное оптическое расстройство выражается в добавлении лишней символики в буквах или их не дописывании.

Лечение у врача

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств

Эхолалия у детей требует комплексной терапии

Специалист назначает препараты для устранения не самой эхолалии, а ее причины. Обычно малышам рекомендуют такие группы медикаментозных средств:

Нейролептики: назначаются, если причиной эхолалии стала шизофрения. Врач подбирает лекарство и дозировку, исходя из симптоматики и возраста пациента.
Психостимуляторы: способствуют активации психической сферы организма, улучшают когнитивную функцию. Обычно такие препараты назначаются при патологии, вызванной травматическим поражением и нейроинфекциями.
Седативные средства: применяют при расстройстве сна, гиперактивности и беспокойном поведении.
Ноотропы. Лекарства нормализуют тканевый обмен в нервных клетках. Они помогают улучшить работу головного мозга

Спустя несколько месяцев применения ноотропов родители могут заметить изменения в лучшую сторону: повышается речевое внимание, заметно расширяется словарный запас и снижается гиперактивность.

Если препарат не выдает желаемого результата, врач рекомендует его повторный курс после перерыва.

Для лечения эхолалии специалисты подбирают комбинированную методику. Она включает медикаментозную терапию с психотерапевтической и логопедической коррекцией. На занятиях дети осваивают правильное выражение своих эмоций и мыслей, взаимодействовать с остальными малышами.

Характеристика синдрома Паллистера-Киллиама

Синдром Pallister-Killiam (SPK) — это тип мозаичного генетического заболевания. В этом случае изменение хромосомы затрагивает только некоторые клетки организма..

Некоторые учреждения, такие как Genectis Home Reference (2016), классифицируют эту патологию в рамках так называемых нарушений развития.

На общем уровне нарушения развития или нарушения развития в их международном термине, как правило, относятся к широкому набору физических и когнитивных изменений и аномалий. Все это приводит к отклонению или значительной задержке развития относительно нормальных или ожидаемых паттернов (Национальный институт неврологических расстройств и инсульт, 2015).

При синдроме Pallister-Killiam выявлено широкое поражение различных систем организма и организмов (Genectis Home Reference, 2016)

Он в основном характеризуется умственной отсталостью, мышечной гипотонией, развитием отличительных черт лица, изменением пигментации кожи или ростом волос, среди других врожденных изменений (Genectis Home Reference, 2016).

Кроме того, синдром Pallister-Kiliam является редким врожденным заболеванием (Turleau, 2009), которое может получить большое количество имен в медицинской литературе (Национальная организация по редким заболеваниям, 2016):

  • Синдром мозаики Паллистера-Киллиама.
  • Синдром ишромосомы 12р.
  • Синдром Киллиама.
  • Синдром Никола-Тешлера
  • Синдром паллистерной мозаики.
  • Тетрасомия 12р.
  • Синдром Киллиама-Тешелера-Никола.

Это заболевание было впервые описано Паллистером в 1977 году (Толедо-Браво-де-ла-Лагуна и др., 2014).

В первых публикациях указывалось на два случая взрослых пациентов, течение которых характеризовалось различными признаками: судороги, мышечная гипотония, интеллектуальный дефицит, костно-мышечные и органические пороки развития, грубая конфигурация лица и изменения цвета кожи (Méndez et al. al., 2013).

Параллельно Teschler-Nicola и Killiam в 1981 году описали эту же клиническую картину у трехлетней девочки (Méndez et al., 2013).

Поэтому в первых клинических отчетах была сделана общая ссылка на медицинское состояние, характеризующееся сочетанием судорог, умственной отсталости и характерного физического фенотипа (Толедо-Браво-де-ла-Лагуна и др., 2014)..

Кроме того, уже в 1985 году Гильгенкрац смог выявить в первом случае на этапе беременности, что часто встречается в настоящее время благодаря современным методам диагностики (Méndez et al., 2013).

Лечение синдрома Лайелла

Лечение больных с синдромом Лайелла проводят в реанимационном отделении. Лечение включает целый комплекс различных мероприятий неотложной медицины. Врачи учитывают токсико-аллергический характер самого заболевания, прием лекарств должен проводиться строго по учету клинических показаний или противопоказаний.

Терапия синдрома Лайелла производится инъекционным способом — посредством введения значительных доз кортикостероидов. В случае хорошего самочувствия пациента переводят на препарат уже в таблетированной форме с постепенным снижением дозы. Использование метода экстракорпоральной гемокоррекции, включающем гемосорбцию, плазмаферез помогает очистить кровь от возникших токсических веществ. Регулярное проведение инфузионной терапии (гемодез, физический раствор, реополиглюкин) направлены на борьбу с обезвоживанием и нормализацию водно-солевого баланса. Инфузионная терапия проводится исключительно при строгом контроле выделенной мочи.

Для комплексной терапии синдрома Лайелла используют препараты, которые поддерживают работоспособность печени и почек, а также ингибиторы ферментов, способные участвовать в разрушении тканей, всевозможные минеральные вещества (включая магний, калий и кальций), медикаменты, понижающие свертываемость, мочегонные средства и антибиотики широкого спектра.

Почему возникает речевое нарушение

Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
  • Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
  • Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
  • Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
  • Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.

Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.

Палилалия — стойкое нарушение речи на фоне неврологических расстройств
Нарушения речи у детей кроются в недостатке общения с родителями

Оцените статью
Добавить комментарий