Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

Введение

В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг от друга, так как они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является сборным термином для группы заболеваний, которые проявляются в первую очередь нарушениями движений, равновесия и положения тела. Причиной ДЦП является нарушение развития мозга или повреждение одной или нескольких его частей, которые контролируют мышечный тонус и моторную активность (движения). Первые проявления поражения нервной системы могут быть очевидными уже после рождения, а признаки формирования ДЦП могут проявляться еще в грудном возрасте. Дети с церебральными параличами преимущественно отстают в своем моторном развитии и позже достигают таких вех моторного развития как переворачивание, сидение, ползание и хода.

Общими для всех пациентов с ДЦП являются сложности контроля над сознательными движениями и координированием работы мышц. Через это даже простое движение является сложным к выполнению при ДЦП.

По причине актуальности данной проблемы была выбрана тема работы: Характеристика нарушений двигательных функций, нарушений психики и речевых нарушений у детей с ДЦП.

Цель работы: проанализировать основные виды нарушений двигательных функций, нарушений психики и речевых нарушений у детей с ДЦП.

Позитивные эмоции

Социальные педагоги, психологи — это очень хорошо. К их советам нужно прислушиваться и делать выводы. Но также ребенку нужно дать возможность ходить в церковь, где ему будет становиться лучше как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Христианство нельзя рассматривать только как нравственное учение, это — еще и исцеление, как духовное, так и вполне реальное, физическое.

Также очень важно для ребенка расширять свой кругозор. Хорошо, конечно, если дома есть компьютер, и его можно применить как для игр, так и для обучения и работы

Но не нужно забывать, что дети любят играть со сверстниками. Хорошо бы было, если бы у него были друзья, и вполне реальные, а не через социальные сети. Обычный кружок не подойдет, но, возможно, в городе есть возможность проводить время с другими детьми с ДЦП, а еще лучше — со здоровыми детьми. Даже если он не может рисовать, петь, танцевать, иногда достаточно просто посмотреть на других детей со стороны, и будут возникать не просто новые впечатления и эмоции, будет возникать стремление к улучшению собственной жизни.

Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

Походы на выставки, в театры, на представления, танцевальные конкурсы, разные многолюдные мероприятия, городские праздники — это должно присутствовать в жизни на регулярной основе. Но не только одной культурой живет человек. Как бы это не было трудно, но нужно выбираться на природу — рыбалку, пляжный отдых у реки или местного озера. Если есть возможность, организовывать курортный отдых. Конечно, все это проблематично, но нужно учесть, что эти усилия хорошо влияют не только на ребенка, но и на родителей — есть возможность более тесно пообщаться с ребенком, и его позитивные эмоции, его радость перейдет и на отца и мать, которые, заботясь о ребенке, автоматически заботятся и о себе.

Гиперопека и социализация

Оглавление

Конечно, если подходить формально, то прослеживается четкая зависимость развития и особенностей поведения ребенка от степени поражения головного мозга. Но каждый ребенок имеет индивидуальные психологические особенности — одни непоседливы, все время суетятся, легко раздражаются, другие могут быть тихими, застенчивыми, не склонными к активному общению.

Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитиеОдиночество — это ожидание общения

Дети с ДЦП умственно развиты, и в большинстве своем способны самостоятельно передвигаться. И различные психологические проблемы возникают не из-за их внутреннего состояния или физических недостатков, а из-за двух причин — чрезмерной жалости со стороны окружающих и чрезмерной опеке со стороны родителей и близких (конечно, речь не идет о госпитальном синдроме, когда дети начинают умственно отставать из-за безразличия работников учреждений, где воспитываются брошенные родителями дети). Ребенок должен быть склонен к различным эмоциям и иметь волевой характер, а эти качества не дозревают из-за того, что он не способен принимать решения самостоятельным, при слишком большой опеке он может чувствовать себя незащищенным, у него может развиться недостаток самокритичности и сосредоточенности на решении собственных проблем. В случаях неправильного воспитания развивается эгоцентризм, когда ребенок не просто получает опеку, но и требует ее постоянного наличия и продолжения даже при взрослении.

Если у ребенка ограниченное пространство, и к этому добавляется воспитание, которое психологически поощряет отсутствие инициативы и самостоятельности, он может стать бесконтактным, ранимым, способность к коммуникации может пострадать, что в результате приведет к неуверенности во взрослом возрасте. Оторванность от мира, замкнутость может вызвать депрессию. Но, кроме чрезмерной заботы родителей, опасность представляет и отвержение ребенка с ограниченными возможностями со стороны общества — это может привести к раздражительности, жесткости характера, склонности к взрывным истерикам, агрессивному поведению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения…

методическая тема — тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр…

«Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом»

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования…

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

· биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

· социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.11

Важно  Лечение рассеянного склероза народными средствами

Поведение. В психофизиологическом аспекте, поведение животных и человека — это оптимальные программы мышечных сокращений, ответных реакций на внешний раздражитель с минимальными затратами энергии. Например, при гиперкинезах и спастических параличах у детей с ДЦП, наблюдаются неадекватные по затратам энергии мышечные сокращения. Искаженный усиленный беспрерывный сигнал с периферии регистрируется в различных отделах головного мозга, как застойный очаг возбуждения и дает неправильную информацию об окружающей действительности. Такая искаженная информация приводит к неправильному развитию коры головного мозга, как промежуточного звена в циклическом процессе восприятия, анализа и реализации полученной информации. Искаженная информация с периферии приводит к неадекватным

реакциям ребенка. У детей с ДЦП помимо двигательных нарушений наблюдаются различные неадекватные эмоциональные всплески: плаксивость, истеричность, или,наоборот,заторможенность. Генетически детерминированные программы поведенческих реакций ребенка проявляются в виде безусловных рефлексов и инстинктов. Появление условных рефлексов (поведения) в онтогенезе обусловлено изменением факторов внешней среды: воспитанием и импринтингом. Импринтинг (подражание окружающим ребенка людям) выражен у детей в норме до 5-7 лет и убывает с развитием сознания, накоплением личного опыта и критического восприятия окружающей действительности. Основная масса детей с ДЦП отстает в своем развитии и сроки импринтинга у них увеличены в связи с задержкой моторнопсихического развития. Воспитание их происходит в среде, специально созданной для них (специализированные ДДУ и школы), среди таких же детей с ДЦП, поэтому они зачастую имеют отклонения в поведении не только первичного, но и вторичного характера. Они копируют поведение друг друга, так как копировать больше некого. Эти факторы следует учитывать при создании реабилитационных педагогических программ. Добиваясь восстановления адекватной чувствительности, формируя правильные движения у детей с ДЦП, обучая ребенка правилам поведения в среде обычных здоровых детей, можно быстро достичь желаемых результатов.

Причины развития ДЦП

Детский церебральный паралич развивается у ребенка еще в утробе матери, во время родов или в первые недели жизни ребенка. Чаще всего причиной тому являются различные повреждения, неправильное развитие плода или гибель клеток головного мозга. Рассмотрим основные причины, которые провоцируют развитие патологического состояния у детей.Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

  1. Основным толчком для развития ДЦП является гипоксия, именно это заболевание негативно воздействует на те участки головного мозга, которые отвечают за движение, координацию и равновесие. В результате развития подобного процесса ребенок не может нормально двигаться, у него снижается или теряется мышечный тонус, формируется паралич.
  2. Зачастую ДЦП возникает вследствие патологического состояния беременности, например, преждевременной отслойкой плаценты или позднего токсикоза.
  3. На развитие ДЦП могут оказать влияние различные инфекции (герпес, сифилис, краснуха).
  4. Большой вред плоду оказывают соматические заболевания матери, такие как сахарный диабет, гипертония, порок сердца.
  5. Если во время беременности женщина получила серьезную травму, это тоже может отразиться на здоровье малыша.

Особенности личности

В плане умственного развития дети с ДЦП развиваются как вполне здоровые личности, особенно, если форма заболевания мозжечковая. Однако эмоциональная сфера может страдать, например, такие дети могут трудно уживаться в коллективе, ощущать себя ущемленными. Конечно, все зависит от волевых качеств и здесь нельзя всех уравнивать, но все же невозможность полноценно двигаться накладывает некоторые неудобства на жизнь, эти неудобства влияют на эмоциональную сферу.

Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитиеНадежда на лучшее будущее

Ребенок умственно может развиваться вполне нормально, но эмоции могут развиваться с некоторой задержкой. Но это может быть не только недостатком, но и преимуществом — ребенку легче что-нибудь внушить, он лучше слушает родителей, что можно использовать для длительного и эффективного обучения. Некоторая наивность, которая сохраняется дольше, чем у детей без ДЦП, также может помочь направить подростковую энергию в нужное русло. Взросление — это не только возраст, исполненный проблемами, но и возможность основательно подготовиться к взрослой жизни.

Возможны эмоциональные всплески, которые сопровождаются чрезмерной физической активностью, но в целом дети усидчивы в силу своего физического состояния, и это можно использовать для интеллектуального развития. Но и о физическом развитии забывать не нужно — ведь всегда можно улучшить подвижность, координацию с помощью физических упражнений, которыми можно разбавлять умственные занятия. Дети с ДЦП нуждаются не в опеке, а в работе над собой, и это — очередной повод родителям тесно пообщаться с детьми.

К сожалению, часто личность развивается инфантильно (человек психологически не взрослеет), волевые качества недостаточно развиты из-за сильную потребность не в будущем удовлетворении результатом деятельности, а в минималистических сиюминутных желаниях, которые спровоцированы эмоциями удовольствия. При таком подходе к жизни общение с другими людьми затруднено, что может еще больше усилить разрыв с обществом. Может нарастать обида, злоба на окружающий мир, ребенок может ставать агрессивным. Конечно, далеко не все дети развиваются по этому сценарию, но все больные люди в какой-то мере досадные, а дети с ДЦП больны с раннего детства.

Для ребенка очень важен успех в какой-либо сфере, это повышает самооценку и позволяет уверенней взрослеть. Успеха достичь довольно трудно, поскольку дети несколько ограничены в сфере деятельности, поэтому самооценку довольно трудно сформировать. Спастическая диплагия приводит к робкости, ранимости, подверженности разным страхам. Гемипаретический тип ДЦП может приводить к другому типу характера, который сопровождается эмоциональной перевозбужденностью, склонностью к эйфории.

Особенности физического развития

Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
нужно развивать мелкую моторику рук;
необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
важно также стимулировать общение с окружающими;
при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Детям предлагается посмотреть на себя в зеркало и изобразить радость, затем испуг. Представить, как зайчик может испугаться, когда услышит шорох, а затем зайчик увидел, что это сорока и он рассмеялся.

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри» — глазами больного ребенка — и есть лучший способ ее понять.

Литература

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.

3. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.

4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. — М. — СПб., 1998.

Важно  Чем может быть вызвана астения — причины, симптомы и лечение синдрома

5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовай. — М., 2002.

7. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.

Практические рекомендации

  • Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
  • Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию — и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
  • Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен — стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут — не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.

Шишковская Анна, психолог[email protected]

ДЦП – симптомы заболевания

Симптомы ДЦП обычно сложно не заметить, и проявляются они не только в двигательной функции. Часто у ребенка нарушается речь, зрительная функция. Дети не могут нормально ориентироваться в пространстве, начинают по-другому воспринимать окружающий мир, могут формироваться психические расстройства, слабоумие. Порой возникают проблемы с мочевыделительной системой и желудком.

Сложнее всего заметить ДЦП в первые месяцы жизни малыша. Обязательно нужно показать ребенка врачу, если присутствуют следующие симптомы:

  • новорожденный ребенок не моргает при громком звуке;
  • к 4 месяцам малыш не двигает головой, когда слышит голос матери или другие звуки;
  • спустя 6-7 месяцев от рождения ребенок не может самостоятельно сидеть;
  • когда малышу исполнился год, все действия он делает одной рукой, не говорит, не ходит;
  • появились судороги, косоглазие;
  • движения ребенка либо очень медленные, либо наоборот чрезмерно резкие.

Лечение ДЦП и принципы реабилитации

Как бы печально это не звучало, но полностью вылечить ДЦП у ребенка практически невозможно

В ходе лечебных мероприятий важно максимально восстановить двигательную функцию. Ребенок должен научиться самостоятельно себя обслуживать, жить в обществе, общаться с другими людьми, учиться и жить полноценной жизнью

Лечение должно быть направлено на устранение причин, которые привели к его развитию. Кроме этого, нужно заниматься лечением сопутствующих заболеваний, которые вызывают осложнение состояния ребенка. Нужно постоянно заниматься с ребенком лечебной физкультурой, посещать различные процедуры, развивать интеллектуальные способности.

Универсальной методики, которая помогала бы всем избавиться от ДЦПОсобенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

  • прием препаратов для нормализации тонуса мышц, устранения судорог и спазма;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • ортопедическая коррекция;
  • применение специальных костюмов, тренажеров и ходунков.

Реабилитация детей с ДЦП должна состоять из лечебных упражнений, массажа, легкого труда, мануальных процедур и закаливания. Ребенок должен правильно питаться, получать достаточное количество витамин и минералов. Иммунитет ребенка должен быть сильным.

Можно играть с ребенком в активные игры, тем самым стимулируя его к подвижности. Хороший эффект дает плавание, тренировки на равновесие и ориентацию в пространстве. Малыш должен постоянно наблюдаться у специалистов, следовать программе, которую разработает врач индивидуально.

Формы ДЦП и диагностика

В зависимости от степени поражения головного мозга симптомы и формы заболевания могут отличаться. Иногда детский церебральный паралич проявляет себя слабо, но порой патология могут причинять серьезный вред организму.Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

Существует следующие формы заболевания:

  1. Гемипаретическая – поражается лишь одно полушарие мозга, и лишь одна сторона тела не хорошо функционирует. Наиболее распространен паралич правой части тела при этой форме патологии. Среди всех случаев детского церебрального паралича эта форма встречается чаще остальных. Недуг поражает корковые отделы головного мозга.
  2. Гиперкинетическая – болезнь проявляется в виде резких и неконтролируемых движений. Встречается примерно в 25% всех случаев заболевания. Она существенно отличается от всех остальных форм наличием гиперкинезов (непроизвольных сокращений мышц, и, следовательно, движений). Особенность гиперкинетической формы является сильное нарушение мышечного тонуса при незначительном нарушении спихического развития малыша.
  3. Атонически-астатическая – в данной ситуации страдает мозжечок, из-за чего ребенок теряет чувство ориентации и равновесия. Отличием этой формы является не повышение мышечного тонуса, а, напротив, ее понижение. Движения у ребенка сохранены, но плохо скординированы, что не дает ему самостоятельно ходить или стоять. Речь ребенка нарушена в той или иной степени, иногда слова разобрать практически невозможно. В половине всех случаев атонически-астатической формы ДЦП отмечается дебильность или имбецильность.
  4. Спастическая диплегия –поражается именно та часто мозга, которая отвечает за движение, из-за чего формируется частичный или полный паралич конечностей, преимущественно нижних, а верхние сохраняют подвижность. Тонус мышц повышен. Вследствие повреждения нервов в головном мозге у ребенка отмечается косоглазие. Носогубные складки сглажены, а язык, как правило, отклонен в одну из сторон, а, следовательно, нарушена речь. У ребенка страдает психика, но не настолько, как при других формах заболевания.
  5. Двойная гемиплегия – ребенок не может ходить и сидеть, самостоятельно держать голову, стоять. Данная форма ДЦП считается самой тяжелой. Со стороны психического развития ребенка имеют место такие отклонения как дебильность, имбецильность, идиотия.

Уважаемые читатели, если рассматриваемая в статье проблема для вас является актуальной, в дополнение к представленным материалам, мы рекомендуем просмотреть материалы сайта . joyisv.ru Данный ресурс имеет благотворительное направление. На сайт могут обратиться родители тяжелобольных детей с целью разместить фотографию ребёнка и счета, на которые можно отправить финансовую помощь напрямую родителям. Так же функционирует форум для общения родителей. Цель сайта — необходимая финансовая и информационная поддержка родителям тяжелобольных детей.

Методы диагностики заболевания

Каких-либо специальных мероприятий и процедур для выявления ДЦП не существует. Специалист ставит диагноз, опираясь на основные симптомы и признаки ДЦП. Если ребенок не может полноценно двигаться, отстает в развитии, у него наблюдается нарушение мышечного тонуса, его направляют к неврологу для более детального наблюдения и исследования.

С помощью электрофизиологических методов можно выявить, действительно ли у ребенка имеется детский церебральный паралич, или патологические процессы связаны с наследственными невралгическими недугами. МРТ позволяет установить, насколько поражен головной мозг, и какие именно области пострадали.

Как помочь ребенку

Безусловно, в данном случае родители обязаны протянуть руку помощи своему впечатлительному ребенку, но не только в прямом, физическом смысле. А, в первую очередь, постараться раскрыть весь тот природный потенциал, который был заложен в личности первоначально, и максимально приспособить маленького и такого мнительного, легко ранимого, человечка к сложной и, порой, очень жестокой жизни. Ближайшее окружение малыша должны придерживаться следующих принципов:

  1. Центром внимания должен стать ребенок, а не его болезнь: забудьте о беспокойстве по малейшей мелочи, которое только усугубит тревожность чада, развивайте его самостоятельность и активность, не пытаясь все сделать за отпрыска, мотивируя это его слабостью. Будьте счастливым родителем, верьте в него – только тогда вы получите счастливого, мужественного ребенка.
  2. Запомните: если дети с особенностями развития не похожи на других, это еще не значит, что они в чем-то хуже. Формируйте адекватную самооценку своего чада: уважайте и одобряйте, хвалите за конкретные успехи и развивайте чувство достоинства.
  3. Трудитесь вместе постоянно и последовательно, без перерывов, осечек и поблажек в угоду лени. Ставьте каждый день маленькую новую цель, которая через время превратиться в одну большую.
  4. Компенсируйте физические недостатки чем-то другим, заполняйте «пустоты» положительными эмоциями, умственными способностями и нравственными качествами.
  5. Не идите на поводу собственной беспомощности: уступая жалости, вы забираете у ребенка шанс научиться чему-то новому.
  6. Примите ребенка таким, какой он есть. Как бы странно это ни звучало, в основе большинства психологических проблем детей с ДЦП лежит именно отрицание родителями ограниченных возможностей своих отпрысков, как осознанное, так и бессознательное. Не нужно представлять ребенка тем, кем он в принципе быть не может. Да, мотивация должна присутствовать, но с позиции ожидания максимума там, где это возможно.
Важно  Чем заменить дорогой Экседрин — цена на аналоги препарата ниже, эффективность при мигрени та же

Подводя итоги, хочу сказать, что не смотря на знание родителями специфики психологии своего ребенка, в сложных случаях стоит обращаться за квалифицированной помощью специалистов психологов. Родители, как бы умны и внимательны они не были, не могут воспринимать своего ребенка объективно и до конца адекватно. Это и понятно — инстинкты мешают.

А я желаю вам вырастить своих детей самостоятельными, с высокой самооценкой и достоинством!

Чем отличаются дети с ДЦП

Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.

Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.

Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.

Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины – недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.

Работа с детьми с ДЦП

Особенности лечения ДЦП – это ежедневная работа с ребенком. Заниматься с малышом можно в домашних условиях, посещать медицинские учреждения и специальные центры. В процессе реабилитации необходимо делать все возможное, чтобы мышцы ребенка не напрягались, а укреплялись.

Ребенок должен учиться быть выносливым, справляться с большой нагрузкой. Самое главное, чтобы малыш сам желал вылечиться. Дети с подобными диагнозами не должны быть социально изолированными. Наоборот, малыш должен общаться с друзьями, стараться двигаться и развиваться во всех направлениях.

В лечении ребенка нужно задействовать как можно больше врачей, таких как ортопед, хирург, невролог, психолог. Обязательно нужно заниматься с логопедом и тренером по лечебной физкультуре. При возможности нужно как можно чаще посещать специальные центры лечения ДЦП.

Материал (1 класс) по теме: характеристика на пмпк на ученика 1 класса

Эмоциональные реакции адекватны. Наблюдается пассивность в процессе общения с людьми, застенчивость. Может вспылить, обидеться. Проявляет живую эмоциональную реакцию на события.Переживает по поводу неудач в учебном труде. По русскому языку допускает много орфографических и пунктуационных ошибок при написании текста под диктовку, искажает слова, не всегда может подбирать проверочные слова, не применяет на практике изученные орфограммы. Имеет низкий словарный запас, поэтому испытывает сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении.

Наблюдаются трудности при разборе слова по составу. Не различает однокоренные слова и формы одного и того же слова. Затрудняется при определении грамматических признаков различных частей речи.

Испытывает трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова.

Как развивается личность

Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.

Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.

Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители

Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность

Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправить это отклонение — главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента — лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.

Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса. Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире. Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.

ДЦП-личность: особенности, которые нужно знать

Ввиду основного заболевания, особенно при мозжечковой форме, подобные дети, чаще всего, не имеют умственных отклонений. Зато ощутимо страдает их эмоциональная сфера, которая остается недостаточно сформированной. Этот факт и определяет поведение ребенка в разных жизненных ситуациях – неспособность к содействию в коллективе, соотношению своих желаний и потребностей с требованиями и интересами других.

Эмоции таких детей незрелы, не дифференцированы, апатичны и вялы. Личность ребенка с ДЦП как бы задерживается в стадии «детскости», которая имеет свои возрастные особенности и в будущем может превратиться даже в преимущество – разумеется, при грамотной помощи родителей. Ребенок в таком состоянии искренне интересуется игровой деятельностью, легко внушаем. Но при этом абсолютно не умеет прилагать волевые усилия над своим «я», что влечет эмоциональный всплеск, излишнюю суетливость в движениях, ненужную активность, а, значит, повышенную утомляемость.

В большинстве случаев развитие личности происходит по типу психологического инфантилизма, который как раз и выражается в недоразвитии волевой деятельности. Главное для ребенка – эмоция удовольствия, жизнь в этой минуте, настоящем миге, здесь и сейчас, что затрудняет межличностное общение, которое сводит попытки поиска своего места в мире к минимуму. Запущенные состояния подобного рода могут привести к озлобленности и обидчивости на весь мир, протестам и агрессивности.

Следует отметить, что особо важное место в контексте достижения успеха в разных жизненных сферах занимает самооценка, которая у детей ДЦП как бы упрощена и формируется с большими сложностями. Дети со спастической диплегией, как правило, интроверты – ранимые, робкие, излишне подверженные различного рода страхам

При гемипаретической форме заболевания наблюдается обратная картина: беспричинная эйфория, демонстративность, эмоциональная лабильность.

Оцените статью
Добавить комментарий