Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

Содержание

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

Синаптическая пластичность

Когда мы учимся или получаем новый опыт, мозг устанавливает серию нейронных связей. Эти нейронные цепи представляют собой пути, по которым нейроны обмениваются между собой информацией. Эти пути формируются в мозге при обучении и практике, как, например, в горах образуется тропа, если по ней ежедневно ходит пастух со своим стадом. Нейроны взаимодействуют между собой посредством соединений, называемых синапсом, и эти коммуникационные пути могут восстанавливаться в течение всей жизни.

Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается.

Улучшение коммуникации между нейронами означает, что электрические сигналы более эффективно передаются на протяжении всего нового пути. Например, когда вы пытаетесь распознать что за птица поёт, между некоторыми нейронами образуются новые связи. Так, нейроны зрительной коры определяют цвет птицы, слуховой коры — её пение, а другие нейроны — название птицы. Таким образом, чтобы идентифицировать птицу, нужно многократно сопоставить её цвет, голос, название. С каждой новой попыткой, при возвращении к нейронной цепи и восстановлении нейронной передачи между вовлечёнными в процесс нейронами, эффективность синаптической трансмиссии повышается. Таким образом, коммуникация между соответствующими нейронами улучшается, и процесс познания с каждым разом происходит быстрее. Синаптическая пластичность является основой пластичности человеческого мозга.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

Изучите новый язык

Вы когда-нибудь думали об изучении другого языка? Возможно, вы думали, что второй (или третий) язык может улучшить ваши карьерные возможности, или вы хотели освоить его просто для развлечения.

В любом случае вы окажете своему мозгу большую услугу. Существует множество доказательств того, что освоение нового языка улучшает когнитивные функции.

Увеличение серого вещества…

В одном исследовании 2012 года ученые наблюдали за 10 студентами по обмену, которые носили английский язык и изучали немецкий язык в Швейцарии. После 5 месяцев интенсивного изучения языка их уровень владения немецким повысился, как и плотность серого вещества в их мозгу.

В сером веществе находится множество важных областей вашего мозга, включая области, связанные с:

язык
внимание
объем памяти
эмоции
двигательные навыки

Повышенная плотность серого вещества может улучшить вашу функцию в этих областях, особенно с возрастом.

На самом деле считается, что двуязычие может дать некоторые защитные преимущества против когнитивного спада. Изучение языка на любом этапе жизни может помочь замедлить будущий спад, связанный с возрастом, включая симптомы деменции.

Другое исследование 2012 года нашло доказательства, подтверждающие идею о том, что освоение нового языка увеличивает плотность серого вещества и нейропластичность.

После 3 месяцев интенсивного изучения новой темы 14 взрослых переводчиков отметили увеличение плотности серого вещества и объема гиппокампа. Гиппокамп играет важную роль в воспроизведении долговременной памяти.

… И белое вещество

В соответствии с 2017 исследование, изучение второго языка в зрелом возрасте также может укрепить белое вещество, что помогает облегчить взаимодействие мозга и связь между различными областями мозга.

Изучение нового языка в любом возрасте может привести к:

  • более сильные навыки решения проблем и творческого мышления
  • улучшенный словарный запас
  • лучшее понимание прочитанного
  • повышенная способность к многозадачности

Возможно, вы слышали об онлайн-программах и приложениях, таких как Rosetta Stone, Babbel и Duolingo, но вы можете изучать языки и другими способами.

Поищите учебники в местном магазине подержанных книг или поищите книги и компакт-диски в своей библиотеке.

Какой бы метод вы ни выбрали, постарайтесь придерживаться его хотя бы несколько месяцев, даже если вы занимаетесь всего 10-15 минут в день.

Как тренировать свой мозг?

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

Не давать застаиваться материалу в нашей голове поможет тренировка. Нейропластичность мозга зависит не только от факторов извне, но и от нас самих.

Итак, несколько способов, которые помогут держать ум в тонусе:

Читайте как можно больше.

Это касается не только художественной литературы, но и познавательной. Очень хорошо, если материал будет малознакомым и заставит вас открыть словарь или Google

Важно  Народные средства для улучшения работы сосудов головного мозга

Важно, чтобы он был актуальным и интересным

Общение с другими людьми.

Любая информация остается в нашем мозге навсегда, будь то чтение, общение, что-то услышанное или увиденное. Мы можем не подозревать об этом до поры до времени, но оно отложилось в нашем подсознании и рано или поздно даст о себе знать.

Общайтесь с людьми, которые лучше вас.

Если по долгу профессии вам приходится контактировать с неблагополучными личностями, то старайтесь максимально контролировать себя в процессе общения и абстрагироваться. Читать полезно, но еще более плодотворное занятие — это письмо.

Не смотрите телевизор и малополезные каналы на Youtube.

СМИ предлагают нам полностью обработанную информацию, которая максимально разжеванная. Она проходит мимо мозга и сразу «глотается». Если уж и выбирать программу, то такую, которая не будет расслаблять.

Применяйте ваши умения в повседневной жизни.

Чаще используйте обе руки одновременно. Работа мозга зависит и от общей физической формы, поэтому нужно заниматься спортом и правильно питаться.

Сон — лучшее средство «перезагрузки» для мозга.

В этот период он очищается от токсинов и перерабатывает накопленную за день информацию, сортирует ее. Недаром говорят, что утро вечера мудренее.

Освойте новый музыкальный инструмент или начните учить новый язык.

Не стоит подтягивать английский, если 10 лет в школе и 5 в институте не дали должных результатов. Возможно, вас учили не так, как бы хотел ваш мозг. Нужно выбрать язык и попытаться осваивать его своими методами. Когда удастся открыть личный алгоритм изучения, сможете благодаря ему собрать остальные рассыпанные знания.

Проверьте, как работает ваш мозг. 

1. Прогуливаясь по супермаркету, например, в чайном отделе, закройте глаза и назовите 10 марок товара. Если удалось вспомнить 7 и более — это хороший результат.

2. Попросите кого-нибудь написать названия 10 разных предметов, изучите список 30 секунд и отложите его. Постарайтесь вспомнить все вещи в указанной последовательности (8 и более — хороший результат).

3.Расшифруйте анаграммы: фетенол, иатраг, демачон, качша.

4. Продолжите закономерность: 1 4 9 16 25 …

5. Уберите три спички так, чтобы получилось 4 ровных квадрата.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

Нейропластичность мозга.

Упражнения.

1. Какого числа нет на этом рисунке?

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

2. Найдите 2 одинаковых изображения.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

3. Решите пример.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

4. Посчитайте все треугольники на картинке.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

5. Какие цифры вы видите?

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

Только постарайтесь решить сами — не смотрите сразу ответы.

Ответы

1. Здесь пропущено число 51.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

2. Достаточно просто!

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

3. Если вы подумали, что верный ответ — 12, то вы ошиблись. После последней единицы в первом и втором ряду нет знака «+». Правильно это считать цифрой 11, которую перенесли на вторую строчку.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

4. Правильный ответ — 35.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

5. Теперь видите? 

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

https://youtube.com/watch?v=XVWXEiUaEbU

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

# 2: Упражнения — способ улучшения памяти

Руководство университетов уже давно установило, что физическая активность связана с лучшей успеваемостью и получение высшего образования зависит от спорта и другой физической активности. Наверняка, многие испытали восстановительную силу упражнений, которая помогает достичь ясности ума во время сверхнагрузок при обучении.

Современные исследования позволяют понять, как физические упражнения помогают поддерживать умственную функцию и какое влияние они оказывают на мозг.

Улучшение кровообращения

С целью улучшить работу мозга у физических упражнений есть много преимуществ, начиная с наиболее очевидного: упражнения усиливают кровообращение.

Согласно сообщению Ассоциации болезни Альцгеймера, с каждым сердечным сокращением от 20 до 25 процентов крови идет в мозг, где она распространяется через разветвлённую сеть кровеносных сосудов. Миллиарды клеток, содержащихся в головном мозге, используют более 20 процентов кислорода и питательных веществ из крови для поддержания нормального функционирования.

Так дайте же крови насытить ваш мозг! Делайте частые перерывы и подвигайтесь, сходите на прогулку — зарядитесь для стабильной продуктивной работы.

Аэробные упражнения и мозг

Исследователи из Университета Британской Колумбии, Канада обнаружили, что регулярные аэробные упражнения увеличивают размер гиппокампа у пожилых женщин с нарушениями памяти.

Гиппокамп расположен в медиальной височной доле головного мозга. Считается, что он играет роль в консолидации кратковременной памяти в долговременную память. Хотя исследование не указывает, как упражнения могут увеличить размер гиппокампа у здоровых лиц, можно предположить, что существует тесная связь между физическими упражнениями,развитием и функциями головного мозга.

Регулярные аэробные упражнения также показывают увеличение производства особого белка, который играет решающую роль в росте и развитии нейронов: нейротрофический фактор мозга способствует развитию головного мозга, выживаемости нейронов, производству синапсов, функциям гиппокампа и процессу обучения.

Исследователи уже начинают давать точное описание биохимическому пути, по которому можно объяснить, почему физические упражнения улучшают обучаемость и когнитивные функции.

Физические упражнения и психическое здоровье

Помимо их влияния на память, физические упражнения также помогают предотвратить стресс, уменьшить вероятность появления тревоги и депрессии, стимулировать хорошее самочувствие.

Это важно для поддержания когнитивных функций, так как известно, что гормон стресса кортизол повреждает ткани мозга. Длительный и чрезмерный стресс из-за высоких уровней кортизола негативно сказывается на функциях мозга. Подтверждено, что физические упражнения и медитация осознанности уменьшают стрессовую реакцию и снижают уровень кортизола. Упражнения также могут уменьшить воспаление, улучшить качество сна и снизить резистентность к инсулину. И это ещё больше поводов к тому, чтобы ежедневно выходить на прогулку!

Упражнения также могут уменьшить воспаление, улучшить качество сна и снизить резистентность к инсулину. И это ещё больше поводов к тому, чтобы ежедневно выходить на прогулку!

Влияние на «шумы»

Так называемые «фоновые шумы», происходящие в мозге, обычно развиваются с возрастом человека. Шумы отвечают за состояние центральной нервной системы и умение человека запоминать информацию.

При появлении «фоновых шумов» в мозге развивается деменция, депрессивное состояние и даже панические атаки от нарушений психоэмоционального состояния.

Ученым удалось доказать, что занятия спортом предотвращают риск появления шумов в головном мозге. При умеренной физической нагрузке на организм подавляется количество сигналов, передаваемых в мозг, что уменьшает вероятность возникновения шумов.

Один из авторов исследования влияния спорта на «фоновые шумы» и нейрофизиолог Нина Краус в интервью сказала, что «мозг атлетов справляется с помехами, подавляя их».

Исследователи сообщают, что для подавления шумов необходимо небольшое количество физических упражнений. Лучше всего подойдет спортивная ходьба. Такой вид активности подходит для любого возраста.

Как работает нейропластичность?

Наш мозг представляет собой целостную энергосистему, в которой большое количество различных лабиринтов и ходов. Некоторые пути хорошо нам известны, мы продвигаемся по ним с определенной регулярностью — это наши привычки.

Нам не стоит труда повторить это действие еще раз, ведь оно доведено до автоматизма и перешло на еще более высокий надсознательный уровень, когда нам не требуется подключения сознания.

Эти автоматические действия, которые мы делаем верно, легко и без усилий, никак не развивают наш мозг.

Например, если музыкант уверенно владеет инструментом, он не смотрит на клавиши, новичку же приходится все время следить за своими пальцами.

Также к знакомым тропам нашего мышления можно отнести методы, к которым мы прибегаем для решения тех или иных задач, наши эмоции и чувства, которые испытываем каждый день. Эта дорога уже истоптана и хорошо известна, нашему мозгу теперь проще преодолевать этот путь.

Как реагирует мозг на новые задания?

Если нам приходится решать ранее не знакомые задачи, испытывать новые эмоции или чувства, наше мышление ведет нас другим путем.

Первый шаг по незнакомым дорогам всегда сложный, можно даже физически почувствовать, как ваши извилины начали работать, может заболеть голова или пульсировать в определенных участках — это включаются в работу те нейроны, которые до недавнего времени спали крепким сном.

Важно  Как проявляется аутизм у взрослых и как живут взрослые аутисты: симптомы, видео, лечение

Это и есть нейропластичность.

Перестраивая мозг, мы можем добиться качественно нового уровня его функционирования. Пока мы осваиваем новые маршруты, а старые не используем, вторые начинают «зарастать мхом».

Мозг пластичен: если не делать над собой усилия и не развивать его, он склонен к деградации; если же тренировать, «бурить» в нем новые «скважины», то нейронных связей становится больше, кроме того, усиливается их прочность.

Уникальность человека в том, что мозг управляет им, но можно научиться самому контролировать коварный орган. Это сложнее, чем вы думаете, но абсолютно реально для всех.

Если мы избавились от вредной привычки и научились мыслить более позитивно — это и есть использование пластичности мозга на практике.

Если вы умете фокусировать внимание на той способности, которую желаете приобрести, вы можете изменить функционирование вашего мозга. Принципы ремоделирования : 

Принципы ремоделирования : 

Мотивация и заинтересованность — лучшие помощники нейропластичности.

Чем больше стараний вы прилагаете, тем заметнее изменения.

Первый результат временный. Чтобы изменения приобрели постоянный характер, нужно убедить мозг в их значимости.

Нейропластичность — это не только положительные изменения, которые происходят благодаря нашим стараниям, но и отрицательные.

Если вы сделали усилие над собой — это шаг вперед, если не сделали, то вы не остались стоять на месте, а сделали два шага назад.

Польза упражнений

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Функционирование и поведение: обучение, опыт и окружение

Мы рассмотрели, что пластичность — это способность мозга изменять свои биологические, химические и физические характеристики. Однако меняется не только мозг — также меняется поведение и функционирование всего организма. За последние годы мы узнали о том, что генетические или синаптические нарушения мозга происходят в результате как старения, так и воздействия огромного количества факторов окружающей среды. Особенно важны открытия о пластичности мозга, а также о его уязвимости в результате различных расстройств.

Мозг учится на протяжении всей нашей жизни — в любой момент и по разным причинам мы получаем новые знания. Например, дети приобретают новые знания в огромных количествах, что провоцирует значительные изменения в мозговых структурах в моменты интенсивного обучения. Новые знания можно получить и в результате пережитой неврологической травмы, например, в результате повреждения или кровоизлияния, когда функции повреждённой части мозга нарушаются, и нужно учиться заново. Есть также люди с жаждой знаний, для которых необходимо постоянно учиться.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

В связи с огромным количеством обстоятельств, при которых может потребоваться новое обучение, мы задаемся вопросом, меняется ли каждый раз при этом мозг?

Исследователи полагают, что это не так. По-видимому, мозг приобретает новые знания и демонстрирует свой потенциал пластичности в том случае, если новые знания помогут улучшить поведение. То есть для физиологических изменений мозга необходимо, чтобы следствием обучения были перемены в поведении. Другими словами, новые знания должны быть нужными. Например, знания о еще одном способе выживания. Вероятно, тут играет роль степень полезности. В частности, развить пластичность мозга помогают интерактивные игры. Было доказано, что такая форма обучения повышает активность префронтальной коры головного мозга (ПФК). Кроме того, полезно играть с положительным подкреплением и вознаграждением, что традиционно используется при обучении детей.

Условия реализации пластичности мозга

Когда, в какой момент жизни мозг наиболее подвержен изменениям под воздействием факторов окружающей среды? По-видимому, пластичность мозга зависит от возраста, и предстоит сделать ещё немало открытий о влиянии на неё окружающей среды в зависимости от возраста субъекта.

Однако нам известно о том, что умственная деятельность как здоровых пожилых людей, так и пожилых людей, страдающих нейродегенеративным заболеванием, положительно влияет на нейропластичность

Важно то, что мозг подвержен как положительным, так и негативным изменениям ещё до рождения человека. Проведённые на животных исследования показали, что если будущие матери находятся в окружении положительных стимулов, у младенцев образуется больше синапсов в определённых областях мозга

И наоборот, при включении яркого света при беременных, который вводил их в состояние стресса, количество нейронов в префронтальной коре головного мозга (ПФК) плода снижалалось. Кроме того, похоже, что ПФК более чувствительна к воздействию окружающей среды, чем остальные области мозга.

Результаты этих экспериментов имеют важное значение в споре «природа против окружения», поскольку демонстрируют, что окружающая среда может менять нейронную экспрессию генов. Как эволюционирует мозговая пластичность со временем и каков результат воздействия на неё окружающей среды? Этот вопрос является важнейшим для терапии

Как эволюционирует мозговая пластичность со временем и каков результат воздействия на неё окружающей среды? Этот вопрос является важнейшим для терапии.

Проведённые генетические исследования животных показали, что некоторые гены меняются даже в результате непродолжительного воздействия, другие — в результате более длительного воздействия, в то время как также существуют гены, на которые не удалось никак повлиять, и даже если удалось, то в результате они всё равно вернулись в своё первоначальное состояние.

Несмотря на то, что термин «пластичность» мозга несёт позитивный оттенок, на самом деле, под пластичностью мы также подразумеваем и негативные изменения мозга, связанные с дисфункциями и расстройствами. Когнитивная тренировка очень полезна для стимулирования положительной пластичности мозга. С помощью систематических упражнений можно создать новые нейронные цепи и улучшить синаптические связи между нейронами. Однако, как мы отметили ранее, мозг не обучается эффективно если учёба не является полезной

Поэтому при обучении важно ставить и достигать свои личные цели. опубликовано econet.ru

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозгаСоедините пальцы вместеНейропластичность — тренировка и самоорганизация мозга

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»
Важно  Правильное питание при рассеянном склерозе: исследования, проверенные диеты и принципы

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозгаКогда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Как реагирует мозг на новые задания?

Если нам приходится решать ранее не знакомые задачи, испытывать новые эмоции или чувства, наше мышление ведет нас другим путем. Первый шаг по незнакомым дорогам всегда сложный, можно даже физически почувствовать, как ваши извилины начали работать, может заболеть голова или пульсировать в определенных участках — это включаются в работу те нейроны, которые до недавнего времени спали крепким сном. Это и есть нейропластичность. Перестраивая мозг, мы можем добиться качественно нового уровня его функционирования.

Пока мы осваиваем новые маршруты, а старые не используем, вторые начинают «зарастать мхом». Мозг пластичен: если не делать над собой усилия и не развивать его, он склонен к деградации; если же тренировать, «бурить» в нем новые «скважины», то нейронных связей становится больше, кроме того, усиливается их прочность.

Уникальность человека в том, что мозг управляет им, но можно научиться самому контролировать коварный орган. Это сложнее, чем вы думаете, но абсолютно реально для всех. Если мы избавились от вредной привычки и научились мыслить более позитивно — это и есть использование пластичности мозга на практике

Если вы умете фокусировать внимание на той способности, которую желаете приобрести, вы можете изменить функционирование вашего мозга

Зависящая от опыта нейропластичность

Мозг постоянно учится, и он устроен таким образом, чтобы меняться под воздействием чувств. Меня поражает такой факт: наши чувства, ощущения, желания и мысли медленно, но неуклонно преобразуют его нейронную структуру.

Когда вы читаете это предложение, в пяти отделах вашего мозга, заполненных похожей на сыр тофу тканью и окруженных триллионом вспомогательных клеток, 80-100 миллиардов нейронов посылают друг другу сигналы. Для этого они используют примерно полквадриллиона соединений, называемых синапсами. Эта удивительно быстрая, сложная и динамичная нейронная активность постоянно меняет ваш мозг.

Активные
синапсы становятся более чувствительными, и в течение нескольких минут начинают расти новые. Загруженные участки получают больше крови, поскольку им нужно больше кислорода и глюкозы для выполнения своей работы. Гены внутри нейронов «включаются» или «выключаются». При этом пассивные синапсы отмирают в процессе, который иногда называют нейронным дарвинизмом: выживают самые активные.

В основе психической активности — изображений и звуков, мыслей и чувств, сознательных и бессознательных процессов — лежит нейронная активность. Ее основная часть происходит в мозге, как рябь на воде. Она не оказывает никакого продолжительного воздействия. Но интенсивная, продолжительная или непрерывная психическая и нейронная активность, особенно осознанная, оставляет прочный след на нейронной структуре. Так постоянный поток воды постепенно меняет русло реки. Как говорят исследователи: нейроны, которые горят вместе, связываются. Психические состояния становятся нейронными чертами. День за днем ваш разум формирует ваш мозг.

Именно это ученые называют зависящей от опыта нейропластичностью. В последнее время эта тема приобрела широкую популярность. Например, выяснилось, что лондонские таксисты, знающие наизусть клубок улиц, похожий на спагетти, уплотнили нейронные слои в гиппокампе — участке мозга, помогающем создавать визуально-пространственные воспоминания.

Словно накачивая мускулы долгими тренировками, эти водители нарастили в нем новую ткань. Другой пример — медитация. Сторонники медитации осознанности увеличили количество серого вещества, то есть нарастили кору мозга, в трех ключевых областях

Речь идет о префронтальной коре, которая находится подо лбом и контролирует внимание, инсуле, которая используется, чтобы настроиться на самих себя и других людей, и
гиппокампе

Ваши ощущения не просто создают новые синапсы, что само по себе удивительно. Каким-то образом они проникают в ваши гены — крошечные ряды атомов в спиралевидных молекулах ДНК внутри ядер нейронов — и изменяют принципы их работы. Так, при регулярной практике расслабления вы повысите активность генов, успокаивающих реакции стресса. Вы сделаете себя более устойчивым в условиях стресса.

Сделайте музыку

Музыка имеет несколько преимуществ для мозга. Это может помочь улучшить ваши:

настроение
способность узнавать и запоминать новую информацию
концентрация и внимание

Музыкальная терапия также помогает замедлить снижение когнитивных функций у пожилых людей.

Исследования 2017 года показывают, что музыка, особенно в сочетании с танцами, искусством, играми и упражнениями, способствует развитию нейропластичности.

Это может улучшить движения и координацию и может помочь укрепить память. Но это не только помогает предотвратить дополнительное снижение когнитивных функций. Это также может помочь облегчить эмоциональный стресс и улучшить качество жизни.

Согласно обзору 2015 года, музыкальные тренировки также имеют преимущества в качестве упражнения на нейропластичность.

Обучение музыке в детстве может помочь защитить от возрастного когнитивного снижения и, например, привести к улучшению когнитивных функций в более старшем возрасте.

Исследовательская работа также предполагает, что у музыкантов часто бывает:

  • лучшее аудио и визуальное восприятие
  • больше внимания и внимания
  • лучшая память
  • лучшая координация движений

Научиться играть на музыкальном инструменте никогда не поздно. Онлайн-руководства могут помочь вам начать работу, особенно если вы не хотите тратить деньги на уроки.

Просмотрите объявления о подержанных инструментах в местных рубриках или попробуйте недорогие варианты, такие как гавайская гитара, губная гармошка или клавишные (в качестве дополнительного бонуса многие люди находят эти инструменты довольно легкими в освоении).

Не очень музыкальный? Все нормально! Даже более регулярное прослушивание музыки может повысить нейропластичность мозга. Так что включите свой любимый плейлист — это полезно для вашего мозга.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозгаЯ мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Нейропластичность — тренировка и самоорганизация мозгаРэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?
Оцените статью
Добавить комментарий