У детей
У детей негативизм – это симптом кризиса трех лет, который обычно связан с необходимостью отстаивать собственное «Я». Он начинается с отказа малыша выполнять требования попечителей и приобретать такие основные навыки как самостоятельная еда, одевание, приучение к туалету. Однако, этап вхождения в кризис трех лет обычно вызван реальными трудностями при попытке сосредоточения и подражания, а также параллельно возникающими ощущениями дискомфорта и страха. Помочь в таком случае может только терпеливый и осторожный подход поиска способа обучения и оказания помощи, внушения уверенности, что ребенок справится с поставленными задачами.
Родителям не стоит огорчаться по поводу непослушания, упрямства, истерик, ведь ребенку просто нужно время, чтобы научиться находить выход из конфликтных ситуаций и управлять собой, познать границы дозволенного. Причиной развития негативизма у детей также может быть непосредственное влияние окружающего сенсорного поля – развитие особой зависимости и невозможности «оторваться» от какого-то незавершенного действия либо впечатляющего явления, к примеру, телевизора. Однако, мироощущение и взаимодействия с окружающим миром у детей очень сложные и чрезвычайно динамичные. Весь полученный опыт в дальнейшем становится основой эмоционального, социального, личностного и интеллектуального развития, поэтому огромное значение имеет прохождение всех ступеней развития, приобретение опыта при воздействии различных факторов и требований.
При этом важно понимать, что негативизм проявляется у аутичных детей абсолютно по-другому. Они не протестуют против подавления самостоятельности, а стремятся сохранить такую необходимую для них неизменность окружающей среды и ограниченность форм взаимодействия
Отстаивание собственного «Я» происходит позже и вызвано выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом.
Патогенез
Психологическое состояние у особ с кататонией является противоположным ступору, причем усиливается не только психологическая деятельность, но и двигательные проявления. Сопротивление является защитной реакцией организма. Негативистические тенденции свидетельствуют о некомфортности, крайней обидчивости, враждебности, тревожности, малой социализированности личности, а также недоверии и недовольству к окружающим, выраженной склонности к критицизму и подозрительности. В дальнейшем негативизм может привести к возникновению негативных психопатологических явлений — замкнутости, отрыву от реальности, потери привязанности к близким, что повышает уровень дезадаптации. Это чаще всего обосновано и вызывает тенденцию к развитию жестокости – завуалированной или открытой, либо той и другой одновременно. Кроме того, происходит развитие негативных коммуникативных установок, склонность делать необоснованные обобщения.
Также могут встречаться «ложнонегативные» профили, которые типичны для больных с выраженными психическими дефектами и имеющими явное эмоциональное уплощение.
В основе немотивированного сопротивления обычно лежит неосознаваемое состояние готовности к определенному виду реакций, с помощью которых человек с кататонией «удовлетворяет свои потребности». Повторение «установочных ситуаций» складывает в ряд «фиксированные установки», которые незаметно становятся частью жизненной позиции и способом реагирования в ряде случаев. Установки негативизма чаще всего становятся результатом необоснованных выводов из собственного опыта и усвоенных стереотипов мышления.
Анализы и диагностика
Патопсихологические исследования с использованием методик определения типа функциональных проб позволяет выявить негативные расстройства мышления
Это особенно важно для больных шизофренией, так как имеет огромное значение для диагностики патологического процесса. Наиболее показовыми становятся:
- рисуночные тесты;
- опросники, к примеру, для выявления враждебности — Басса-Дарки, определения эмоционального состояния – Сонди и пр.
Важно также провести оценку результатов психодиагностических исследований с учетом состояния собственных механизмов памяти, влияние мотивационных факторов, которые могут существенным образом модифицировать результаты исследований и имитировать ложнонегативное состояние
Психологическая коррекция детского негативизма
Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.
Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.
Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:
- осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
- предложите встать ребёнку на место другого человека;
- расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
- научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.
Мир подростков — осажденная крепость
Обычно сначала родители вообще никак не связывают подобное поведение подростков с особенностями возраста. Кажется, ребенок просто расшалился, а может быть, потерял границы, и нужно ему напомнить правила нормального общения. В ход могут идти задушевные разговоры или наказания, но обычно они мало помогают. То, что хорошо работало с трехлеткой, не эффективно при налаживании отношений с ребенком в переходный период, чья нервная система сейчас находится в весьма нестабильном положении.
Ведь подростки не просто так на пустом месте «теряют голову». Им тяжело чисто физически, на уровне реакций организма на гормональную перестройку. До сознания могут не доходить непосредственные сигналы о перегрузках, но нервная система работает на износ. Фактически дети в этом возрасте постоянно находятся в состоянии кризиса, выход из которого возможен только через несколько лет. Естественно, при таких условиях сложно всегда сохранять корректность и аккуратность — организм автоматически выбирает ту реакцию, которая требует наименьшее количество ресурсов.
Таким образом, родительские окрики и попытки призвать к порядку только усугубляют ситуацию. Во-первых, они представляют собой дополнительный источник стресса, еще одну критическую ситуацию. А во-вторых, так подростки получают сигнал: родители не на нашей стороне, это не союзники, а противники в этой суровой жизни. Взывать к разуму «я делаю это для твоего же блага, чтобы вернуть тебе социальные навыки» бесполезно: в переходный период решающее значение играет не логика, а гормональный фон.
Негативизм подростков
Негативизм — отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.
Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка — негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм — это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения.
По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит.
Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым — совершает противоположное тому, о чем его просят.
Негативизм у детей, подростков и взрослых
Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция.
Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения.
Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.
В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.
С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов.
Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все».
В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».
С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.
Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.
Негативизм и возраст
Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление.
Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить.
Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.
В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет
Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.
Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста.
Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения.
С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.
В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений.
В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию.
Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.
Зарождение упрямства у детей
Большинство качеств характера ребенка формируется под влиянием родителей. Определенная категория родителей не задумывается о том, какие последствия для ребенка будут иметь их действия по отношению к нему. Это могут быть родители, которые сами страдают от влияния дракона упрямства, либо эгоистичные и не обращающие никакого внимания на чувства своих детей.
Основные причины появления упрямства:
Отсутствие благоприятных условий жизни: грубое обращение с детьми, игнорирование их потребностей .
Выполнение любых требований или капризов ребенка без разбора. В дальнейшем он начнет проявлять упрямство в удовлетворении своих желаний даже в том случае, если ему это не нужно, но окружающие должны выполнить его требование потому, что он это сказал .
Чрезмерная опека родителей над ребенком по любому поводу. Родители отказываются признать самостоятельность ребенка. Вследствие чегоформируется гиперболизированное самолюбие, которое в дальнейшем мешает человеку признавать свои ошибки и уступать в чем-либо .
Родители формируют у ребенка страх перед внезапными переменами
Для маленького ребенка очень важно ощущать защищенность и безопасность. Если родители без предупреждения, просто не считая нужным поставить ребенка в известность, отвозят его в гости, ведут к врачу или меняют детский сад, то такие дети становятся несгибаемыми во взрослой жизни, неспособными согласиться даже на малейшие перемены .
Авторитарный стиль воспитания
Родители полностью лишают ребенка права выбора, в итоге у него формируется молчаливое упрямство. В дальнейшем, будучи взрослым, любой совет со стороны он воспринимает как посягательство на свободу и самостоятельность. Упрямство проявляется во всех жизненных ситуациях и мешает созданию хороших отношений с близкими и коллегами .
Родители принимают важные решения, касающиеся всей семьи, без участия ребенка, забывая, что он имеет свои чувства, мысли и желания. В этом случае ребенок постоянно ощущает, что им пренебрегают и подавляют инициативу. Это приводит к открытому неповиновению и конфронтации с окружающими .
Таким образом, формируются негативные модели поведения в различных ситуациях. Например, сопротивление любому контролю, настаивание на своем во что бы то ни стало. Когда упрямство перерастает в постоянное качество характера, у человека стираются границы восприятия между принуждением и простым предложением со стороны других людей. Он начинает оказывать сопротивление даже самому себе, продолжает действовать в соответствии с принятым решением во вред себе и вопреки здравому смыслу. В итоге упрямство может привести человека к полному одиночеству.
Как негативизм портит жизнь
Негативизм в психологии — поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:
- остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;
- грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;
- скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;
- упрямство и нежелание идти на компромиссы;
- постоянные гнетущие мысли о несовершенстве мира;
- привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа ее решения;
- скрытая или открытая агрессия.
Кажется, что негативистом можно назвать каждого упрямого человека. Но это не совсем верно. Упрямство часто является ответной реакцией на обиду и носит лишь «временный характер». То есть с упрямцем легко договориться, главное — подобрать правильные аргументы. Негативист же убежден в своих личностных установках, он действительно думает, что мир несовершенен и кругом враги. Его поведение порой совершенно не вписывается в рамки общепринятых норм. Он перечит даже тогда, когда в этом нет никакого смысла.
К каким последствиям приводят симптомы негативизма? Это состояние имеет деструктивную силу:
Человек, отрицая все и вся, вступает в конфликт с самим собой. Постепенно он перестает рассуждать здраво — не может понять, что действительно ему нужно и полезно. Такой личности практически невозможно достичь успеха в любом из начинаний.
Негативизм ведет к пассивности. Человек настраивает себя на то, что у него ничего не получится. А если он не верит в собственные силы, то вовсе перестает стараться что-то делать. Такой личности проще пребывать в мрачной меланхолии и бессмысленной рефлексии. Негативист пассивен и в принятии решений, и в достижении своих целей.
Негативист убежден в том, что кругом одни лицемеры и лжецы. Его установки — никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Постепенно он перестает доверять даже ближнему кругу общения. Итог — полная изоляция в желании отгородиться от людей. Но одиночество не спасает, а только развивает многочисленные внутренние страхи и переживания.
Детский негативизм
Чаще детский негативизм – преходящее явление. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
Негативизм Детский — Психологический словарь – dic.academic.ru
Негативизм детский – форма общения – ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности – путем противодействия требованиям окружающих.
Детский негативизм – Психологос – www.psychologos.ru
Помните: от того, как мы будем реагировать на детский негативизм , зависит самое важное – будущая личность, сфера ее отношений, в том числе к людям и к себе
негативизм детский – это Что такое негативизм детский ? – psychology.academic.ru
негативизм детский . — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих.
Детский негативизм : признаки и причины его проявления – CyberLeninka.ru
Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления.
Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским – www.sweli.ru
. Негативизм у детей. В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика. Детское нытье.
Негативизм у детей | Статьи – www.psyportal.net
Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.
Детский негативизм – Игры для детей онлайн. Бесплатные – xn—-8sbajyvfd4a8f2ae.xn--p1ai
Детский негативизм – ситуативное явление, пока это не стало привычной моделью поведения. Не позволяйте ребенку находиться в постоянном эмоциональном напряжении
Детский негативизм – zdravnica.net
Негативизм (от лат. отрицание) — Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.
Негативизм у детей | Статьи | Фазы детского негативизма – www.psyportal.net
Фазы детского негативизма . Детский негативизм , как возрастное явление, имеет свои фазы развития. Первая фаза: 1,5-3 года.
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ – это Что такое НЕГАТИВИЗМ – pedagogicheskaya.academic.ru
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ . (от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям
Негативизм у детей, подростков и взрослых – InDepress.ru
Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.
Негативизм детский – это Что такое Негативизм детский ? – psychology_pedagogy.academic.ru
Негативизм детский . — немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях
Статья Детский негативизм и причины его проявления – infourok.ru
« Детский негативизм : признаки и причины его проявления ». Составил учитель начальных классов. Проданова Анна Владимировна.
Детский негативизм : признаки и причины его проявления – www.nauka-dialog.ru
Ключевые слова: детский негативизм ; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласо-ванный стиль воспитания; ситуативная рефлексия
Коррекция состояния
Чем же можно помочь, если вы столкнулись с подобной ситуацией, то есть явлением негативизма? Не забывайте, что правила касаются не только детей, но и вас. Лучший пример – ваш пример. Почему, скажем, ребёнок не должен курить, если вы сами подвержены этой привычке зная, что она вам вредит.
Поэтому не забывайте вырабатывать общие и понятные правила. Например, обязательно сообщаем во сколько возвращаемся домой, потому что мы все о друг друге переживаем. Не забывайте, что у ребёнка должны быть не только обязанности, но и права.
У ребёнка должно быть право выбора. Пусть оно будет минимальным: скушать суп или щи, скупаться в душе или принять ванную. Но, оно должно быть, как таковое. Сюда же стоит отнести момент выбора хобби и различных кружков. Помните, что перед вами отдельная личность, которая не обязательно жаждет воплотить в жизнь ваши неудавшиеся мечты.
Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории
Различные формы проявления сопротивления
В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям.
Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.
https://youtube.com/watch?v=x1_b5OdOz-M
Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.
Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.
Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований
Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.
Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом
Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:
- упрямство;
- замкнутость;
- грубость.
Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.
Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:
- новорожденный период;
- годовалый возраст;
- 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
- 7-ми летний возраст;
- подростковый возраст (от 11-15 лет).
Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:
- 1 фаза – период 3-х лет;
- 2 фаза – подростковый возраст.
Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля.
Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла.
Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.
Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети.
Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше.
Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках.
Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость.
Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.
Что делать, если это коснулось ваших родных?
Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.
Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия
Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде
Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.
Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» — договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.
Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием
Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки
Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки. Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием
Фрустрация – первый шаг к негативизму
Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.
Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием. Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции
При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу
Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.