Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Волевые расстройства

Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.

Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о маниакальном состоянии или бредовом расстройстве.

Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории
Спектр волевых качеств

Мягкая коррекция эмоционально-волевых нарушений

Иппотерапия во всем мире получила массу положительных отзывов как при реабилитации взрослых, так и при реабилитации детей. Общение с лошадью доставляет огромное удовольствие детям и их родителям. Данный метод реабилитации помогает сплотить семью, усилить эмоциональную связь между поколениями, построить доверительные отношения.

Благодаря занятиям иппотерапией у взрослых, детей и подростков нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиливается мотивация к достижению поставленных целей, повышается самооценка и жизненный тонус.

С помощью верховой езды каждый наездник может научиться управлять своими эмоциями плавно и без надлома со стороны психики. В процессе занятий постепенно снижается выраженность страхов, появляется уверенность в том, что общение с животным необходимо обоим участникам процесса, повышается собственная значимость у замкнутых лиц.

Обученная и все понимающая лошадь помогает детям и взрослым справляться с поставленными целями, приобрести новые навыки и знания, стать более открытыми для общества. Помимо всего, иппотерапия развивает высшую нервную деятельность: мышление, память, концентрацию внимания.

Постоянное напряжение мышц всего тела и максимальная собранность на уроках верховой езды улучшает равновесие, координацию движений, уверенность в собственных силах даже у тех обучающихся, которые не могут принять ни одного решения без помощи посторонних.

Различные виды иппотерапии помогают снизить тревожность и депрессивное настроение, забыть о негативных переживаниях и повысить бодрость духа. При достижении поставленных целей на занятиях позволяют развивать волю и выносливость и сломать внутренние барьеры своей несостоятельности.

Некоторым ученикам настолько нравиться общение с животным, что они с удовольствием начинают заниматься конным спортом в школе для инвалидов. В процессе тренировок и на соревнованиях отлично развивается волевая сфера. Они становятся более напористыми, целеустремленными, улучшается самоконтроль и выносливость. 

Современный взгляд на коррекцию

Иппотерапию выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура подойдет не только для детей, но и взрослых.

Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.

Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:

  • игротерапию, которая предусматривает применение игры (особенно эффективным такой метод считается для дошкольников);
  • телесно-ориентированную терапию, танцевальную;
  • сказкотерапию;
  • арт-терапию, которая делится на два типа: восприятие готового материала или самостоятельное рисование;
  • музыкотерапию, при котором музыка задействуется в любом виде.

Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:

  • если взрослый или ребенок эмоционально травмирован, то находящиеся рядом, должны быть спокойными, показывать свою доброжелательность;
  • людям необходимо как можно чаще делиться своими переживаниями, чувствами;
  • нужно заниматься физическим трудом или рисовать;
  • следить за режимом дня;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, излишнего переживания.

Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает

В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.

Ведение здорового образа жизни

Специалисты утверждают, что физическая активность снимает стресс. Вот почему работодатель должен озадачиться этим вопросом. Конечно, он не вправе заставлять работников регулярно посещать спортзал. Однако он может создать для этого все условия. Например, некоторые предприятия предоставляют скидку в фитнес-клуб. Это повышает вероятность того, что сотрудники будут посещать занятия, избавляясь от стресса и укрепляя собственное здоровье.

Более того, вы можете ввести программу поощрения для тех, кто занимается спортом. Это необязательно должно быть финансовое вознаграждение. Вы можете предоставить сотруднику дополнительный выходной или преподнести подарок.

Важно  Мощный СИОЗС Серлифт: показания, инструкция, отзывы

Способы коррекции эмоциональных нарушений

Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей. Данные методы принято разделять на 2 основные группы: индивидуальные и групповые, однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.

Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:

  • Смягчение эмоционального дискомфорта,
  • Повышение активной деятельности и самостоятельности
  • Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).
  • Коррекцию самооценки;
  • Формирование эмоциональной устойчивости.

Мировая психология включает в себя 2 основных подхода к психологической коррекции ребенка, а именно:

  • Психодинамический подход. Выступает за создание условий, которые позволяют подавлять внешние социальные преграды, с помощью такие методов как психоанализ, игровая терапия и арттерапия.
  • Поведенческий подход. Данный подход позволяет стимулировать ребенка на усвоение новых реакций, направленных на формирование адаптивных поведенческих форм и наоборот, подавляет неадаптивные формы поведения, если таковые имеются. Включает в себя такие методы воздействия как поведенческие и психорегулирующие тренинги, которые позволяют малышу закрепить усвоенные реакции.

При выборе способа психологической коррекции эмоциональных нарушений следует исходить из специфики нарушения, которое определяет ухудшение эмоционального состояния. В случае если у ребенка отмечаются внутриличностные нарушения, то отличным способом будет применение игровой терапии (не компьютерной), а также хорошо себя зарекомендовал метод семейной психокоррекции.

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Если наблюдается преобладание межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, которая позволяет оптимизировать межличностные отношения. При выборе какого-либо метода обязательно учитывается тяжесть эмоциональной нестабильности ребенка.

Такие методы психологической коррекции как игротерация, сказкотерапия и т.п. эффективно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и врача-терапевта.

Спектр нарушений воли и эмоций

К эмоционально волевым нарушениям относятся:

  • гипербулия;
  • гипобулия;
  • абулия;
  • обсессивное-компульсивное расстройство.

При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для маниакального синдрома. Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят. Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.

Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.

При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.

К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Среди нарушений в сфере эмоционально-волевого выражения личности у взрослых выделяют:

1.Гипобулию – понижение воли. Больные с таким нарушением не имеют абсолютно никакой потребности в общении с окружающими людьми, их раздражает присутствие рядом посторонних, не способны и не хотят поддерживать беседу, часами могут находиться в пустой темной комнате.

2.Гипербулию – повышенное влечение во всех сферах жизнедеятельности человека, чаще это нарушение выражается в усилении аппетита, потребности в постоянном общении и внимании.

3.Абулию – резкое снижение волевых влечений. При шизофрении данное расстройство входит в единый симптомокомплекс «апатико-абулический».

4.Компульсивное влечение – непреодолимая потребность в чем-либо, ком-либо. Данное чувство соизмеримо с животным инстинктом и заставляет человека совершать поступки, которые, в большинстве случаев, уголовно наказуемы.

5.Обсессивное влечение – возникновение навязчивых желаний, которые больной не может самостоятельно контролировать. Не удовлетворенное желание ведет к глубоким страданиям больного, все его мысли заполнены только идеями о его воплощении.

Диагностика нарушений

Для последующей терапии нарушений и ее эффективности, очень важно своевременное диагностика эмоционального развития ребенка и его нарушений. Существует множество специальных методик и тестов, оценивающих развитие и психологическое состояние ребенка с учетом его возрастных особенностей

Диагностика детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Диагностику уровня тревожности и ее оценка;
  • Исследование психоэмоционального состояния;
  • Цветовой тест Люшера;
  • Изучение самооценки и личностных особенностей ребенка;
  • Изучение развития волевых качеств.

Обращение за психологической помощью необходимо, если ребенок испытывает определённые трудности в учебе, общении со сверстниками, поведении или у него имеются определенные фобии.

Поведенческая терапия

Подобная терапия проходит в форме игры. Ребенку предлагается смоделированная ситуация, и он должен показать, как себя будет в ней вести. Игра нацелена на то, чтобы выработать у малыша те чувства, которые должен испытывать любой нормальный индивид в данной ситуации. После проведения игровой ситуации для закрепления материала ведущий должен еще раз объяснить, что именно сейчас моделировалось и как должен в подобной ситуации себя вести пациент. Обязательно следует получить от ребенка обратную связь. Чадо должно объяснить усвоенный материал. Причем нужно добиться от ребенка не только того, чтобы он рассказал, как себя следует вести в ситуации, но и также объяснил, почему такое поведение будет считаться приемлемым.

Важно  Интоксикационный психоз — расстройство психики на фоне отравления ядами

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Подобные терапии нужно проводить раз в неделю. А за остальные 7 дней чадо должно закреплять материал, полученный на занятии. Так как ребенок будет мало заинтересован в собственном развитии, наблюдать за поведением малыша должны родители. И в случае если чадо делает что-то не так, как на тренинге, мама или папа должны повторить со своим ребенком недавно пройденный урок.

По каким причинам происходит сбой?

Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным факторам следует отнести:

  • перенесенное потрясение, стресс;
  • отставание в плане интеллектуального развития;
  • нехватка эмоционального контакта с родными;
  • проблемы социально-бытового характера.

Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.

Нарушения эмоциональной сферы

Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:

  • подавленное, тоскливое настроение, повторяющегося, затяжного характера;
  • постоянная смена эмоций, без серьезных причин;
  • неуправляемые эмоциональные состояния, аффекты;
  • хроническая тревожность;
  • скованность, неуверенность, робость;
  • высокая эмоциональная восприимчивость;
  • фобии.

К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:

Апатия напоминает эмоциональный паралич. Человек полностью безразличен ко всему окружающему

Это сопровождается бездеятельностью.

Гипотимия, при которой настроение снижается, а человек ощущает подавленность, тоску, безысходность, поэтому фиксирует свое внимание только на негативных событиях.
Для депрессии характерна такая триада, как гипотимия, замедление мышления, двигательная заторможенность. При этом у больного меланхолический настрой, он ощущает глубокую печаль, тяжесть в сердце и всем теле

Рано утром самочувствие значительно ухудшается. В этот период существует большая вероятность суицида.
В случае дисфории тоже настроение пониженное, однако оно имеет напряженно-злобный характер. Это отклонение кратковременное. Как правило, бывает у людей, страдающих эпилепсией.
Не затяжной является и дистимия. Она проходит в течение относительно короткого промежутка времени. Для этого состояния характерно расстройство настроения. Человек ощущает уныние, тревогу, гнев.
Противоположностью вышеуказанных отклонений считается гипертимия, при которой человек чрезмерно весел, он рад и бодр, энергичен и переоценивает собственные возможности.
Человек в состоянии эйфории благодушен и беспечен, но при этом отличается пассивностью. Это часто происходит в случае органического заболевания мозга.
Во время экстаза больной погружается в себя, он переживает восторг, необычайное счастье. Иногда это состояние связано со зрительной галлюцинацией положительного содержания.

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Методы коррекции эмоциональных расстройств

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Диагностика

Диагноз может поставить психиатр на основании жалоб самого больного или его родственников.

Но для того, чтобы диагностировать именно эмоциональное расстройство, необходимо, чтобы поведение пациента соответствовало как минимум трем критериям:

  1. Несоответствие когнитивных функций принятым нормам.
  2. Эмоции далеки от адекватности.
  3. Невозможность контролировать влечения и потребности.
  4. Данное поведение распространено на все сферы жизни.
  5. Человек испытывает трудности в социальной адаптации.
  6. Данные нарушения продолжаются довольно долго, как правило, с детского возраста. Или они возникли вследствие какого-то травмирующего события или болезни.
  7. Присутствие органического поражения головного мозга.

Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств

К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:

  • Эмоциональное напряжение. При повышенной эмоциональной напряженности возникает дезорганизация умственной деятельности и снижении активности.
  • Стремительная психическая утомляемость (у ребенка). Выражается тем, что ребенок не способен сосредотачиваться, также характеризуется резкой негативной реакцией на определенные ситуации, где необходима демонстрация своих умственных качеств.
  • Состояние тревоги, которое выражает тем, что человек всячески избегает каких-либо контактов с другими людьми и не стремиться к общению с ними.
  • Повышенная агрессивность. Чаще всего возникает в детском возрасте, когда ребенок демонстративно неповинуется взрослым, испытывает постоянную физическую и вербальную агрессию. Такая агрессия может выражаться не только по отношению к окружающим, но и самому себе, причиняя тем самым вред собственному здоровью.
  • Отсутствие способности чувствовать и осмысливать эмоции других людей, сопереживать. Данный признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью и является причиной психического расстройства и задержки умственного развития.
  • Отсутствие желания преодолевать жизненные трудности. В этом случае ребенок находится в постоянно вялом состоянии, у него отсутствует желание общения с взрослыми. Крайние проявления при данном расстройстве выражаются в полном игнорировании родителей и других взрослых.
  • Отсутствие мотивации к успеху. Главным фактором низкой мотивации является стремление избегать возможных неудач, вследствие чего человек отказывается браться за выполнение новых задач и старается избегать ситуаций, где возникают даже малейшие сомнения в окончательном успехе.
  • Выраженное недоверие к другим людям. Зачастую сопровождается таким признаком как враждебность по отношению к другим.
  • Повышенная импульсивность в детском возрасте. Выражается такими признаками как отсутствие самоконтроля и осознания своих действий.
Важно  Описание сирингобульбии: причины, симптомы, лечение

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Снижение зависимости от работы

Если человек постоянно проверяет электронную почту или думает о работе с момента пробуждения, вероятно, он относится к числу трудоголиков. Это может превратиться в серьезную проблему и, как следствие, — в психическое расстройство.

Если сотрудник возвращается на работу после отпуска по причине психического заболевания, задача руководителя изменить условия труда таким образом, чтобы подобная проблема не возникала снова.

Любопытно, но далеко не всегда причина эмоционального дискомфорта находится на рабочем месте. Возможно, психическое заболевание было спровоцировано иным фактором. В этом случае возвращение к работе помогает человеку вернуться к нормальному ритму. Однако выяснить это невозможно, не обсудив проблему с сотрудником. Только от него удастся узнать, подвергается ли он издевательствам и дискриминации или имеет проблемы за пределами рабочего офиса.

Пара два года ремонтировала дом: сейчас продает его за шесть евро

Полина Гагарина ушла от Дмитрия Исхакова и уволила его с должности директора

6 китайских знаков зодиака в ближайшие 10 лет разбогатеют и заработают состояние

Гештальт-терапия

Подобная терапия позволяет ребенку расширить свои чувства, а точнее развить их. Задача специалиста – трансформировать неадекватные реакции малыша на такие, которые будут приемлемы для общества. Как проходит процесс трансформации? Специалист выдвигает проблему, например излишнюю агрессию, которую ребенок выражает посредством избиения своего противника. Врач должен рассказать малышу, что его способ решить проблему – малоэффективный, и взамен предложить более цивилизованные методы выражения эмоций. Например, словесная форма выражения своего недовольства. Затем нужно с ребенком проиграть ситуацию. После того как малыш выйдет из себя, следует напомнить ему о недавнем разговоре и попросить, чтобы он выражал свои чувства словами.

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Гнев ребенка должен со временем уменьшиться, так как задача поначалу будет казаться слишком сложной. Со временем малыш должен привыкнуть к новой стратегии выражения агрессии. А чтобы усвоенный материал уложился лучше, ребенку необходимо постоянно напоминать о пройденном уроке. И желательно, чтобы малыш видел подобные способы эмоциональной реакции у взрослых. Например, когда папа с мамой будут ругаться, им следует не кричать друг на друга, а спокойно и размеренно выражать недовольство тем или иным проступком супруга.

Эмоциональная сфера ЗПР – особенности развития

В раннем детском возрасте эмоциональная сфера определяется уровнем эмоционального комфорта и полным доверием к окружающим.

В школьном возрасте эмоциональное благополучие характеризуется высокой самооценкой, сформированным самоконтролем, эмоциональным контролем.

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Произведение ритмических стимулов

Характеристика эмоционально-волевой сферы у детей в дошкольном возрасте с диагнозом ЗПР:

  • контрастные перепады настроения;
  • лабильность;
  • эмоциональная неустойчивость.

Такие дети часто то смеются, то резко начинают плакать. Для выхода из эмоционального равновесия им необходимо совсем незначительный повод, и резко из доброжелательных они превращаются в агрессивных и озлобленных.

В 1983 году группа исследователей (В.Г. Петрова, Л.И. Солнцева, Т.В. Розанова, В.И. Лубовский) пришли к выводу, что основная коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть направлена на развитие:

  • познавательной мотивации;
  • произвольного регулирования поведения;
  • моторики и речи;
  • восприятия окружающего мира.

Диагностика эмоциональных нарушений часто проводится в возрасте 2 лет, когда начинают проявляться первые симптомы эмоционально-волевой нестабильности.

Оцените статью
Добавить комментарий