Минимальная мозговая дисфункция — полная корзина неврологических диагнозов

Особенности лечения

Лечение проходит с помощью комплексной терапии, которую прописывают психолог, невролог и педагог-воспитатель. Ребенку назначают медикаментозную терапию с применением глицина, настойки седативных трав. Грудничкам рекомендованы ванны с добавлением ромашки и успокоительных сборов.

В семье рекомендуется наладить общение с ребенком и уделять ему достаточно внимания. Обучайте его порционно, чтобы не переутомлять и не заставлять сидеть на месте. Лучшими занятиями считаются те, которые требуют усердного внимания: лепка из пластилина, теста, оригами, рисование. Стоит обучать ребенка дисциплине, контролировать его поведение, но не сильно ругать и не лишать личного пространства.

ММД корректируется совместно врачами, родителями и педагогами. Ребенку требуется больше усилий для обучения и социализации. При спокойной и дружелюбной атмосфере в семье синдром проходит бесследно и не влияет на дальнейшую жизнь.

Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней

Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.

В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.

Среди видов спорта, которые рекомендованы таким гиперактивным детям, можно порекомендовать те, которые требуют сосредоточения на секундном событии, а также улучшающие координацию движений. К таким видам можно отнести лыжный спорт, биатлон, плавание, велосипедный спорт, теннис.

Симптомы

Проблемы начинают проявляться уже в 2-3 года, тогда же возникают и признаки отклонения. Минимальная мозговая дисфункция делает ребёнка неуправляемым.
Он может быстро увлечься чем-то, и так же быстро забросить занятие, становится агрессивным, не может адаптироваться к смене окружающих условий.
Прочие проявления: порывистые, резковатые движения, которые при этом довольно неловки; речевая функция развивается с задержками; ребёнок частенько падает, получает повреждения, ушибы.
Если Вы заметили у своего ребенка хотя бы одно из перечисленных далее симптомов, обратитесь к нашему специалисту за помощью.

Общее понятие

Минимальная мозговая дисфункция — полная корзина неврологических диагнозов

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера.

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом. Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

1. Диагностические критерии

В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией. Согласно этому руководству, диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.

Диагностические критерии СДВГ по
DSM-IV

Измерение
Признак
I. Нарушение внимания

1. Ребёнок не может сосредоточится, делает много ошибок из-за невнимательности.
2

Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4

Не может до конца закончит поставленную задачу.
5. Слушает, но кажется, что не слышит.
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
7. Плохо организован.
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
9. Забывчив.

II. Гиперактивность/ импульсивность

Гиперактивность:
1. Ребёнок суетлив.
2. Не способен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте).
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Всегда нацелен на движение.
6. Болтлив.
Импульсивность:
7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже недослушав вопрос.
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) к окружающим.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

· появляться до 8 лет;

· наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);

· не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно-психических расстройств;

· должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится медико-психологическое обследование.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга. В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

Важно  Что такое ишиас: симптомы и лечение невралгии седалищного нерва

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • неправильное питание;
  • перенесенные внутриутробные заболевания;
  • гемолитическая болезнь у плода (отторжение плода организмом матери);
  • недоношенность и преждевременные роды;
  • асфиксия и гипоксия во время родов;
  • повреждения спинного мозга;
  • токсикоз;
  • порок сердца;
  • сахарный диабет;
  • инфекционные заболевания.

Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях.

Симптомы

Первые признаки появляются еще у новорожденного. Малыш капризничает без повода, плохо спит, не берет грудь, часто срыгивает, усиленно потеет. Более явно патология ощущается в период подготовки к детскому саду или его посещения. Основные симптомы ММД:

  • капризность, истеричность, повышенная агрессивность, нервозность;
  • отсутствие внимания и концентрации, неусидчивость;
  • плохая память;
  • нарушенная речь, маленький словарный запас, проблемы со слуховой информацией.

В школе ребенок плохо справляется с письмом, путает буквы и цифры, почерк корявый и нечеткий. Со сверстниками постоянно возникают конфликты из-за повышенной возбудимости. Общая успеваемость низкая из-за проблем с памятью и неусидчивостью.

1. О возможных причинах минимальной мозговой дисфункции

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин заболевания, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто.

Наличие органического поражения центральной нервной системы (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удаётся установить не у всех больных детей. Как обнаружено в последнее время, развитию заболевания способствуют наследственная предрасположенность и неблагоприятное социальное окружение ребёнка.

Все точки зрения на причину и течение заболевания можно объединить в три большие группы: биологические, психосоциальные и генетические.

Биологические факторы
заболевания по времени их воздействия подразделяют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию. К факторам пренатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

На ещё не родившегося ребёнка могут повлиятьи психосоциальные факторы
: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью, а также нежелание иметь данного ребёнка.

Большое значение имеет возраст родителей. На развитие заболевания влияют осложнения в родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной помимо асфиксии могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые лёгкие смещения шейных позвонков.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних заданий, учёба в школе, выполнение домашних заданий.

6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или поездкой).

7. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

9. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10

Вызывающее поведение вашего ребёнка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам

11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

12. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату

В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету

Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.

13. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2–3 основным.

14. Создайте необходимые условия для работы

У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий

Важно  Нормотимики: показания к применению, список препаратов для стабилизации настроения

15. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

16. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

17. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт ещё к большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

19. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.

20. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.

21. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию

Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то «докой»

Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби

Однако не следует ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятий не испытывает

Воспитание

При воспитании детей и подростков с минимальной мозговой дисфункцией рекомендуется следовать определенным принципам.

Тихое, эмоционально гармоничное семейное окружение

Важно показать ребенку любовь, чтобы он был уверен в ней. Родители должны стараться сохранять спокойствие и уравновешенность в напряженных ситуациях; нервозность родителей передается ребенку, эффект гиперактивности усиливается

Дайте ему понять стабильность родительской поддержки, семейного фона, безопасности, понимания его проблем.

Минимальная мозговая дисфункция — полная корзина неврологических диагнозов

Семейный порядок

Ребенок должен привыкнуть к обычному режиму дня – иногда очень стереотипному. Он должен знать, что ожидается от него в семье. Правила сосуществования должны быть четко определены, чтобы ребенок знал, когда он их пересекает, а когда нет. Детский мир должен быть ясным, хорошо организованным.

Последовательность

Последовательность не означает террор, наоборот

Важно действовать доброжелательно и очень терпеливо. Родительские указания, выполнение или невыполнение задач должно быть адекватно контролировано

Если задание выходит за пределы возможностей ребенка, следует помочь ему, иногда — только поддержать.

Более частый ненасильственный контроль гарантирует, что ребенок автоматизирует необходимые действия, благодаря чему потребность в контроле станет менее существенной.

Унификация воспитания

Если один из родителей последовательный в воспитании, а другой – нет, ребенок использует «более слабого» родителя или не слушает ни одного из них

Поэтому важно объединить воспитание, согласовать точные правила. Непоследовательность в воспитании почти всегда приводит к углублению симптомов церебральной дисфункции ребенка

Сосредоточение на положительных аспектах детской личности

Позвольте ребенку испытать успех. Скорее игнорируйте негативное поведение (если это возможно), хвалите его за правильно сделанные вещи. Помните: запас наказаний быстро исчерпается, ребенок привыкнет к ним, что минимизирует их действие.

Направление деятельности ребенка

Повышенная активность помогает не только сосредоточиться на нескольких задачах одновременно, но и направить энергию в правильном направлении. Поэтому желательно не подавлять активность, а позволять детям «разряжаться», когда это возможно

Важно предоставить ребенку широкие возможности для расслабления. Это можно делать и во время определенной деятельности путем смены занятий, смены позиций и т.д

Большинству детей подходят простые, четко сформулированные, разумные и понятные правила.

Возможные осложнения

Они довольно редки, но это не означает, что на лечение можно смотреть сквозь пальцы. Недосмотр со стороны родителей или же врачебные «промахи» могут вылиться в серьезные последствия вроде:

  • вегето-сосудистой дистонии или усугубления проблем с кровотоком;
  • усложненной адаптации в обществе (ребенок становится нелюдимым);
  • в силу той же причины могут проявляться неуверенность в своих силах или стабильно наблюдаемый пессимизм;
  • передозировка стимуляторов способна вызывать агрессию;
  • неправильный баланс препаратов или же чрезмерные нагрузки только усиливают усталость, тем самым затрудняя освоение учебной программы.

Знаете ли вы?
Каран Сингх попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря своему росту. Уже в 2 года этот мальчик дорос до 130 см (при весе в 42 кг). Во многом это «заслуга» мамы — у нее эта цифра составляет не менее впечатляющие 2,20 м.

К счастью, такие последствия на практике встречаются очень редко, и дети выздоравливают без осложнений.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме

Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Важно  Спазм сосудов головного мозга: причины, симптомы и лечение

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность

Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте

Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Как проходит диагностика

Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.

Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:

  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  • нейросонография, которая проводится в возрасте до 1 года через младенческий родничок;
  • реоэнцефалограмма или «эхо». Ультразвук, проходя через все участки мозга, позволяет выявить изменения в его структуре;
  • компьютерная томограмма либо МРТ, определяющие объемы коры и целостность фронтальных частей мозга;
  • тесты по системе Векслера или Гордона. Эти задания дают полную картину психосоматического состояния ребенка.

Важно!
МРТ назначаются только по необходимости — громкие звуки, издаваемые аппаратурой при обследовании, могут напугать ребенка.

Обязательный атрибут любой поликлиники — общий крови и мочи — в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).

Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.

2. Медицинское обследование

Дети с признаками синдрома проходят общее обследование, в ходе которого врач проводит оценку состояния ребёнка, наличия отклонений в развитии, нарушений восприятия и речи, а также слуха и зрения. При наличии серьёзных отклонений у ребёнка и трудностях в постановке диагноза проводится специальное неврологическое обследование.

Постановка диагноза включает несколько моментов. Во-первых, врач подробно беседует с матерью ребёнка. Его интересует информация о том, как протекали беременность, роды, были ли нарушения, как в дальнейшем развивался ребёнок. Также очень важны сведения о развитии речи, особенностях темперамента, активности в течение дня, характере сна, поведенческих проблемах, взаимоотношениях с друзьями

Обращается внимание на наличие соматических нарушений и заболеваний, в частности, извращённого аппетита, ночного недержания мочи, энкопреза (недержание кала). Не менее важна информация о психосоциальном окружении ребёнка в семье: о состоянии взаимоотношений между родителями, об их отношении к ребёнку, наличии вредных привычек (алкоголизм, наркомания) у членов семьи, психических заболеваниях

Необходимо также иметь сведения о материальном положении семьи. Во-вторых, так как однократное наблюдение за ребёнком в поликлинике не всегда даёт врачу возможность для правильной постановки диагноза, используется специальный вопросник для родителей и педагогов (приложения 1 и 2), а также проводится подробное психологическое обследование.

Оцените статью
Добавить комментарий