Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Работа с карточками PECS

Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Например: картинка с конфеткой.  Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.

Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.

Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги.  Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.

Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.

Статья в тему: 6 вопросов о самостоятельности ребенка с аутизмом

Начальные навыки ребенка, необходимые для работы с ВР

Учащийся с РАС, которого планируется обучить использованию визуального графика для ежедневной деятельности, обязательно должен обладать следующими навыками:

  • различение изображений на общем фоне;
  • умение сопоставить похожие предметы;
  • умение сопоставить предмет и картинку.

Кроме того, необходимо, чтобы ребенок позволял педагогу (другому специалисту, родителю) дотрагиваться до себя и использовать «физические подсказки».

Только при наличии всех перечисленных условий можно рассчитывать на успешную работу с визуальным расписанием. Если же какие-то из этих навыков отсутствуют – нужно предварительно обучить подопечного каждому из них по отдельности, а затем уже вводить в его жизнь ВР.

Даже совсем маленького ребенка (2–2,5 года) можно научить ориентироваться в визуальном расписании. Для малышей в него следует включать простые развивающие задачки с пазлами, пирамидками, наклейками, детскими сортерами. А для более взрослых учеников уже можно разнообразить план действий полезными бытовыми заданиями – выполнение примера из учебника, мытье посуды, приготовление салата, развешивание белья, сбор школьного ранца и т. д.

Методика системы PECS в обучении аутистов

В методику включены шесть основных этапов обучения и специальные стратегии для включения в речь ученика различных предметных качеств (цветов, размеров и т. д.).

Этапы PECS таковы:

  1. представление о том, как нужно коммуницировать – ребенок обучается основам общения между людьми;
  2. увеличение дистанции между участниками коммуникации, что способствует повышению самостоятельности ученика;
  3. дифференциация изображений – ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии;
  4. построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику;
  5. обучение ответам на вопрос «что ты хочешь?» с использованием карточек;
  6. обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «что у тебя в тарелке?», «что ты видишь?» и т. д.).

https://www.youtube.com/watch?v=3Cl27NLF8O4

Все перечисленные этапы основываются на определенной области прикладного поведенческого анализа АВА – науке о вербальном (речевом) поведении. Этот раздел изучает все возможные виды вербального поведения – тексты, устную речь и др., а также все формы коммуникационного взаимодействия. Поскольку метод коммуникации PECS представляет собой одну из программ АВА, всестороннее представление о правильном использовании системы дают дистанционные курсы АВА терапии для родителей аутичных детей, а также для специалистов, работающих в сфере РАС.

Карточки для обучения аутистов по системе ПЕКС содержат изображения предметов и действий в виде:

  • цветных или ч/б графических рисунков;
  • цветных или ч/б фото.

Процесс обучения по карточкам вводится с помощью АВА-тераписта, дефектолога, коррекционного педагога или другого специалиста, который сможет определить уровень развития навыков ученика и правильно расставить акценты в дальнейшем обучении.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

На первом этапе вводятся карточки, обозначающие «да» и «нет», выполненные в разных цветах – например, зеленом и красном. Эти карточки необходимы, если ребенок не умеет использовать кивки и отрицательное покачивание головой. Если же ученик способен произнести «да»/«нет» или обозначить их движениями, использовать такие карточки нет необходимости.

Важно  Лечение бессонницы народными средствами: простые и эффективные рецепты и советы

На втором этапе вводится набор карточек с мотивационными предметами (банан, чупа-чупс, мороженое, яблоко, зефир) и конкретными действиями. Как только ученик перестанет смотреть на картинку и начнет называть нужный ему предмет устно – использование соответствующей карточки нужно прекратить. Действия, обозначаемые картинками, используются так же, как и предметы (кататься на качели, прыгать на батуте, играть с мячом и т. д.).

На третьем этапе обучения ПЕКС начинают использовать карточки с обозначением различных событий дня – расписание (умываться, кушать, гулять на улице, учиться и т. д.).

Все необходимые картинки-«пексы» для аутистов можно сделать своими руками, или же приобрести готовые альбомы с наборами изображений для разных этапов обучения. Обучающие карточки PECS для аутистов должны быть максимально наглядными и понятными, так что художественная ценность их гораздо ниже предполагаемой информационной нагрузки.

Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе.

Этапы обучения:

  1. Сначала ребенка необходимо научить брать картинку.
  2. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку.
  3. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение.
  4. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…».
  5. На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
  6. Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.

Назначение PECS

Не стоит преуменьшать назначение метода и сводить его лишь к развитию навыков речевого контакта. Так как выявляемые у детей с аутистическим спектром нарушения выражаются, в том числе, в невозможности осознания ценности и смысла общения и в отсутствии полноценной речи, то приобретение всевозможных навыков для них максимально затруднено. Здесь идет речь не только о навыках взаимодействия в общепризнанных рамках, но и отклонениях в понимании социально-бытовых норм.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистовПример карточек PECS

Объясняется это тем, что все необходимые нормы человек усваивает с младенчества, начиная подражать элементарным проявлениям коммуникации, исходящей от родителя. Если изначально дети подражают мимическим выражениям лица с постепенным усвоением их смысла, то по мере взросления они повторяют более сложные действия по самообслуживанию, ведению бытового хозяйства и поведению в обществе. При нарушениях аутистического спектра наблюдаются полное или частичное отсутствие данного периода развития и соответственно невозможность вести полноценный и самостоятельный образ жизни во взрослом состоянии. То есть коррекции подвергается коммуникативная и речевая составляющая, всесторонне влияющая на жизнь человека.

Здесь также стоит развеять опасения родителей по поводу того, что PECS усугубляет стереотипность поведения и сводит все действия к поддержке картинками. При правильном применении системы наоборот развивается способность ребенка действовать спонтанно.

LetMeTalk

(видео взято в качестве примера, приложение поддерживает русский язык)Преимущества:

  1. Удобный и интуитивно понятный интерфейс, спокойная цветовая гамма.
  2. База данных, включающая более 9000 качественных изображений, размещенных по категориям.
  3. русскоязычная голосовая поддержка (озвучивание) как отдельных изображений, так и составленного предложения.
  4. Возможность создавать и редактировать категории, а также удалять ненужные.
  5. Возможность менять местами категории и картинки, что облегчает использование приложения ребенком с ЗПР.
  6. Возможность захватывать изображения с камеры устройства и добавлять из галереи планшета или смартфона.
  7. Поддержка русского языка: голосовое озвучивание синтезатором речи подписей на русском языке, поиск на русском языке карточек pecs в базе приложения.

Недостатки:

  1. Нет возможности «озвучить» карточки pecs самостоятельно. Хотя озвучивание синтезатором тоже нормальное.

Специфика коррекции детей с РАС и актуальность PECS

Помимо указанных причин для введения коррекционных программ стоит учесть и специфику обучаемости детей с РАС. Дело в том, что их умственные возможности, не являясь изначально заниженными, развиваются в рамках усиленного внимания к деталям и сенсорного восприятия, а также узконаправленных интересов

Зачастую схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для их обучения. Поэтому система коррекции при помощи визуальных картинок является наиболее приемлемой

Как указывалось, ранее, отсутствие подражания и соответственно обучения социально-бытовым нормам объясняется непониманием наполненности коммуникации из-за изначального подражательного сбоя. Происходит это, в том числе, из-за отсутствия мотивации для таких детей. Мотивации в виде родительской радости, а затем и общественного одобрения при соблюдении общепринятых норм. Поэтому для введения обучения при помощи PECS необходим поиск стимулов или действенных поощрений для конкретного ребенка. В данном случае поощрения изначально будут иметь элементарный характер в виде любимой еды, игрушек и т.д., приобретая более сложный уровень в процессе взросления и обучения. Для этого следует периодически проводить оценку подкрепляющих стимулов.

Не стоит думать о том, что мы занимаемся некой дрессурой. Все используемые нами поощрения действенны и применимы родителями в обыденной жизни при полном здоровье ребенка. Мы просто делаем больший акцент для эффективной работы с ребенком.

Как научить ребенка пользоваться расписанием самостоятельно

Для ребенка, изначально владеющего понятием последовательности действий или обученного ему при помощи планшета «Сначала – Потом», можно разработать визуальное расписание на целый день. Чтобы работа с расписанием протекала успешно, и малыш быстрее научился пользоваться им, придерживайтесь такого порядка действий:

Определите перечень занятий, которые попадут в ВР. Необходимо последовательно выстраивать виды деятельности – так, как они происходят в действительности. Деятельность должна перемежаться: среди любимых ребенком действий должны быть и занятия не несущие поощряющих характеристик.

Выберите формат – папка с переплетом или зажимом, плакат с кармашками на стене или на холодильнике и т. д. Последовательно разместите в ВР наглядный материал (фото, картинки, надписи), изображающий запланированные занятия. Пусть ребенок подробно рассмотрит расписание еще до того, как выполнит первое действие по нему

В дальнейшем ВР должно постоянно находиться в пределах видимости ученика.
Когда по ВР наступит время для определенного занятия – дайте подсказку, краткую словесную инструкцию: «Посмотри в расписание» или др., чтобы направить внимание ребенка на предстоящую деятельность. Возможно, в первое время вам понадобятся и физические подсказки – направить ребенка в сторону ВР, мягко держа его за плечи, показать пальчиком на следующее действие в расписании и т

Важно  Бессонница у мужчин — основные причины плохого сна

д. Со временем, когда ваш подопечный станет лучше ориентироваться в графике и пользоваться им более самостоятельно, эти физические подсказки можно будет постепенно сводить на нет.
После выполнения задания снова подскажите ученику свериться с ВР, а затем переходите к следующему действию. Хвалите или награждайте малыша за правильные переходы от занятия к занятию.

Сразу или со временем нужно будет внести в график и элемент импровизации. Для этого придумайте символ, которым будет обозначаться действие, заранее неизвестное ребенку (отметьте его на ВР как «Сюрприз» или др.). Постепенно обучайте малыша этому понятию, сопрягая его с той деятельностью, которая нравится ему больше всего, или же с приятным сюрпризом. Введя этот прием, вы сможете сформировать у ребенка толерантную реакцию на внезапные изменения в ВР.

Методика альтернативной системы PECS

В программу входят несколько этапов обучения и способы введения в речь пациентов предметных свойств (цвета, размеры и др.).

  • понятие о способе взаимодействия (ребенок изучает базовое общение);
  • повышение дистанции между собеседниками (развивает самостоятельность ученика);
  • дифференцирование изображений (способность разделять картинки и выбирать необходимые из нескольких);
  • создание понятных предложений с карточками pecs (нужно закончить письменную фразу «я хочу» картинкой с желаемым изображением);
  • ответы карточками на вопрос «чего ты хочешь?»;
  • комментарии для разных ситуаций (ответы на вопросы «что ты видишь?», «то в тарелке?» и т.п.).

Все названные способы базируются на изучении вербального поведения и типов речевых коммуникаций.

Для чего нужна система РЕСS?

Как ведет себя нормальный ребенок? Он подходит ко взрослому, обращает на себя внимание и просит то, что ему нужно. Аутичные дети не умеют этого делать!. Аутичные дети также довольно часто не могут высказать свою мысль

Зачастую ребенок бегает по комнате и выкрикивает слова, может постараться самостоятельно достать желаемый предмет, но не подойдет ко взрослому и не попросит нужную ему вещь. Не зная, как добиться желаемого, дети-аутисты закатывают истерику. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит, но взрослый не понимает его

Аутичные дети также довольно часто не могут высказать свою мысль. Зачастую ребенок бегает по комнате и выкрикивает слова, может постараться самостоятельно достать желаемый предмет, но не подойдет ко взрослому и не попросит нужную ему вещь. Не зная, как добиться желаемого, дети-аутисты закатывают истерику. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит, но взрослый не понимает его.

Использование РЕСS помогает избежать этих проблем. Понятие коммуникация в данном методе подразумевает общение на доступном ребенку-аутисту языке — с помощью картинок.

Этапы введения

Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет

Родитель привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй родитель может осуществлять подсказки

Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.
Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая еда убирается в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.
Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы).
На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп».
Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:
изучение по ним сезонов года, времени суток;
объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;
развитие способности классификации предметов по признаку;
обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.

Шестой этап должен обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.

Изготовление карточек

Из-за постоянного использования карточек лучше распечатывать их на плотной бумаге либо приклеивать распечатанные (или подготовленные иначе) изображения на картонку. Многие принтеры могут распечатывать изображения на достаточно плотной бумаге. Оптимальный размер для изделий — 5 на 5 сантиметров.

Кроме того, в качестве карточек могут быть использованы различные логотипы и символы. Эффективными карточками могут выступать и реальные фотографии с участием ребенка, отображающие какие-либо действия (необходимость идти обедать, прием ванны и т.д.). Они максимально приближены к реальности, и ребенок воспринимает их легче.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистовКартинки карточек PECS

Для лучшей сохранности карточек и соответственно долговременного использования рекомендуется их заламинировать. Сделать это можно на платной основе в соответствующих организациях (например, в фотосалонах). Услуга достаточно распространена. Альтернативой этому является приобретение собственного ламинатора, так как обучение при помощи карточек может длиться годами.

Если Ваш ребенок занимается при помощи PECS и вне дома на групповых занятиях со специалистом, а карточки при этом недостаточно уникализированы, то можно их подписать.

Как сделать КАРТОЧКИ ПЕКС самому.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

02.02.2015
  Терапия для аутистов

Что такое ПЕКС?

Многие дети с аутизмом имеют задержку в развитии речи.
Если очень кратко, то карточки пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации.

Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения.

Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Описание книги, как и купить книгу — легко можно найти в интернете – достаточно в поисковике задать название.

Более пробно про карточки ПЕКС — можно прочитать здесь Вспомогательный метод коммуникации РЕСS — все «за» и «против»
Там же (внизу) – дополнительные статьи – более подробные шаги…

Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.

Важно  Метастазы в головном мозге — что это значит?

В нашей небольшой статье мы хотим поделиться тем, как можно самому сделать эти карточки.

Практические советы по изготовлению карточек и папки ПЕКС
Что же нужно для того что бы изготовить карточки?

Инструмент:

—  ножницы, линейку, дырокол, клей;

— «липучки», т.е. ленты контактные. Их можно приобрести в магазине;

— бумагу для печати офисную (на которой распечатываются сами карточки).
Есть вариант, когда обычную бумагу заменяли на бумагу этикеточную самоклеющуюся, это уже Вам решать…

— «большая» папка с кольцами и несколько папок из которых будут делаться листы (пластиковые или картонные)

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

1. Картинки

Сами картинки можно в большом количестве найти в интернете – достаточно уделить некоторое время и «погуглить» — наберите в поисковике «картинки PECS скачать» -смотрите только что бы разрешение (отсутствие сильной зернистости при увеличении) было подходящим…

В качестве редактора лучше всего использовать фотошоп, но если не умеете, это не страшно.
Можно воспользоваться и более простым встроенным (интегрированным) в Windows графическим редактором Paint
(кнопка “Пуск | Стандартные | Paint )Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

В крайнем случае для редактирования картинок подойдет даже Word – можно создать таблицу с одинаковым размером ячеек, куда и вставляются нужные (найденные и обработанные) картинки.
После этого распечатываем – желательно на цветном принтере.Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Распечатанный лист наклеиваем на картон и нарезаем на карточки:

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Многие, кто делает карточки своими силами, рекомендуют ламинировать – так долговечнее.
Это решать Вам.
Самое долговечное (и дорогое) решение – использовать ламинатор.
Альтернативный вариант – ручная ламинация широким скотчем

Последнее действие – отрезать кусочки липучей ленты и приклеить их к карточкам с обратной стороны.

2. Папка для карточек ПЕКС

Обложка книги — это папка с широким «корешком» и кольцами – в нее вставляются листы, отверстия для крепления делаются дыроколом.
3. Листы

— пластиковые папки для бумаг (непрозрачные)
Количество определяется так: из каждой папки получится два листа для книги. На каждом листе обычно умещают по 16-20 картинок.
Можно использовать не пластиковые листы а картонные, тогда можно их «ламинировать» цветной бумагой, как на фото :

Листы книги вырезаем по тем же размерам минус 0,5 сантиметра.
Можно сбоку оставлять небольшой кусочек, чтобы удобнее было листать.
Некоторые наклеивают на него название категории карточек на каждом листе.

Теперь аккуратно клеим ленту от липучки на каждую страницу с двух сторон, приклеивая (или прикладывая липучку к двухсторонему скотчу).
Лучше сначала приложить вместе с карточками, чтобы не ошибиться с расстоянием между линиями. Ребенку должно быть удобно снимать карточки с полосок.

Теперь отрезаем кусочек липучки, и разрезаем её пополам в длину.

Результат :Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Вот такое получилось пособие.

Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов

Желаем, что бы эта статья помогла Вам и принесла пользу!
Дополнительные ссылки :

О КАРТОЧКАХ ПЕКС подробнее…
Форумы

Как сделать карточки пекс….

Пособие по альтернативной коммуникации Штягиновой Е. А. http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/al%27ternativnaya%20kommunikatsiya.pdf

Можно купить уже готовые элементы или целые альбомы…

Автор Владимир Вялов.

Что делать, если в начале работы с ВР возникает проблемное поведение

В случае возникновения нежелательного поведения нужно дать подопечному физическую подсказку для завершения текущего задания. Сосредотачивайтесь не на нежелательном поведении, а на задании.

После этого переходите к следующей задаче по ВР. При этом дайте ребенку поощрение или возможность заняться поощряющей деятельностью из расписания, поскольку само по себе ВР акцентируется на выполнении заданий, а не на борьбе с нежелательным поведением.

Если вам кажется, что проблемное поведение может повторяться – изначально вводите ВР только для действий, которые неизменно очень нравятся ребенку, которые он выполняет с охотой.

Для кого подходит обучение PECS?

Обучение по данной методике не имеет возрастных ограничений, благодаря чему может быть предложено как взрослым людям, имеющим когнитивные нарушения, так и маленьким детям, не имеющим таковых. Однако некоторые критерии, необходимые для успешного обучения ПЕКС, все-таки есть, и в первую очередь к ним относится преднамеренная коммуникация. То есть человек должен понимать необходимость в передаче некой информации другому человеку.

Например, если потенциальный ученик, желая получить какой-либо предмет, берет за руку другого человека и подтаскивает его к предмету – можно говорить о том, что он располагает как минимум зачатками преднамеренной коммуникации. Если же он просто хочет получить предмет, не пытаясь при этом каким-либо образом обратиться к другому человеку – возможно, способность к преднамеренной коммуникации у него отсутствует, и перед применением PECS необходимо использовать другой подход, чтобы развить эту способность.

А вот умение различать изображения не относится к факторам, обязательным для обучения ПЕКС, хотя ученики, умеющие различать изображения, закономерно быстрее добиваются успехов на начальных этапах программы, чем ученики, не обладающие этой способностью.

Методика Picture Exchange Communication System применяется преимущественно для обучения «невербальных» учеников, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении людей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).

Суть метода

Используя РЕСS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. РЕСS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Программа РЕСS способствует быстрому приобретению базисных навыков коммуникации.

Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не не тормозит ее, как считают многие родители. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения.

Конечно же метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов, а возможно, что все усилия родителей и врачей не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.

Оцените статью
Добавить комментарий