Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмом

Классификация умственной отсталости

Существуют
разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее
распространенной клинической классификацией является разделение умственной
отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три
степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В
Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная
отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и
подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную
(F71), тяжелую (F72) и глубокую
(F73). Другая клиническая классификация
предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от
глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую
и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы
умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность
психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные
формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками
парциального психического недоразвития.

По
этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы
(Г.Е. Сухарева):

1.состояния, обусловленные наследственными
(генными и хромосомными) заболеваниями
. К этой группе
относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную
микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными
нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические
и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2.состояния, вызванные действием различных
вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии).
Сюда относят
состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа,
паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.),
интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3.состояния, вызванные действием различных
вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни.
Выделяют
умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с
черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Во многих
случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется
возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные
формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют
собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом
и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная
отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений
этих заболеваний.

Терапевтическое воздействие

Люди с данным психическим нарушением, ставятся на пожизненный учет в психоневрологическом диспансере. В той ситуации, когда возникновение болезни связанно с эндокринопатией, имеется необходимость привлечения к процессу лечения специалиста из области эндокринологии

Очень важно, своевременно установить причину возникновения болезни и направить все силы на её устранение. При наличии врожденного сифилиса либо токсоплазмоза, пациенту назначается этиотропная терапия

В случае с эндокринопатией используются гормональные препараты, с целью нормализации гормонального фона. При диагнозе ферментопатия, больной должен соблюдать строгую диету.

Симптоматическое лечение дебильности подразумевает использование психотропных и противосудорожных средств, дегидратационных и нейропротекторных препаратов и иммуностимулирующих медикаментов. При быстром снижении работоспособности, повышенном психоэмоциональном напряжении и астении, больному назначается прием «Галоперидола», «Хлорпромазина» и «Хлордиазепоксида». В состав медикаментозной терапии входит использование:

  1. Психостимулирующих средств – «Пемолин», «Амфетамин».
  2. Метоболитов – «Глютаминовая кислота», витамины из группы В.
  3. Ноотропных медикаментов – «Пирацетам», «Гамма-аминомасляная кислота».

В сочетании с медикаментозными методами лечения дебилизма, применяются корригирующие методики воздействия, которые основываются на логопедической, психологической и педагогической коррекции развития. Главная цель этого метода терапии – психологическая поддержка и прививание норм поведения. Детям в более старшем возрасте, данный способ психологической помощи помогает в освоении точных наук и профессиональных навыков. Помимо этого, корригирующее лечение помогает обучиться самостоятельному бытовому обслуживанию.

Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмом
Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность» https://www.youtube.com/watch?v=8KIpv0xBk_0

Причины возникновения олигофрении

Причины, которые провоцируют заболевание:

  • эндогенные факторы (нарушение внутриутробного развития плода);
  • экзогенные (внешние – травмы, опухоли и т.д.);
  • совокупность причин.

Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмомЭндогенные факторы включают в себя наследственные заболевания, генетические и хромосомные мутации, воздействие на эмбрион химических веществ – лекарства, алкоголь, радиация, сильный стресс матери, инфекционные и вирусные заболевания беременной. Интеллектуальную недостаточность могут спровоцировать и осложнения во время беременности – нарушение плацентарного кровотока, резус-конфликт, гормональные нарушения матери (болезни щитовидной железы, надпочечников и т.д.).

К внешним причинам, которые способны спровоцировать олигофрению, можно отнести – родовую травму, асфиксию и гипоксию плода, серьезные инфекционные болезни – энцефалит, менингит. Также умственную отсталость вызывают тяжелые травмы мозга, опухоли.

Важно помнить, что клиническая картина олигофрении зависит не только от причин, а в основном от развития ребенка в период воздействия факторов. Например, если беременная заболела серьезной инфекционной болезнью в первом триместре – риск нарушений развития плода в несколько раз выше

В то же время, если грипп или ОРВИ настиг ее в третьем триместре – это практически никак не влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Такую же картину получаем при медикаментозном лечении беременной женщины – чаще всего в первые 12 недель препараты опасны для эмбриона.

Важно  Аналоги Фенотропила: анализ и сравнение с препаратами, доступными на рынке

В настоящее время учеными выявлено около 300 болезней, которые имеют в клинической картине олигофрению. В 80% случаев они передаются по наследству. Также доказано, что при мутации Х-хромосом, заболевание протекает в более тяжкой форме. Среди этих болезней примерно 80 – это заболевания обмена веществ.

Клиническая картина заболевания

Для диагностики олигофрении ученые учитывают явные нарушения в трех областях:

Психика человека (память, внимание, воображение, восприятие и т.д.);
Личностные характеристики (восприятие себя, самооценка, самосознание);
Соматическая – строение и конституция тела. Например, дети с синдром Дауна имеют внешние схожие характеристики (раскосые глаза, типичное выражение лица).. В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы

Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи

В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы. Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи.

Характеристика имбецильности

Коэффициент интеллекта (IQ) определяется у имбецилов в пределах 20-50. Международная классификация заболеваний выделяет имбецильность, как резко выраженную, при которой (IQ равен 20-35), а также умеренно выраженную, при которой (IQ равен 35-50).

Страдающие на имбецильность хорошо понимают обращенную к ним речь, способны произнести короткие фразы, однако их речь бедна, а также имеет неточности. Активный словарь состоит из 200-300 слов. Мышление у больных последовательно, конкретно, примитивно, отвлечения для них недоступны, запас сведений имеется крайне узкий. Для таких людей характерно резкое недоразвитие памяти, внимания, воли.

Характеристика имбецильности включает следующие признаки: отсутствие инициативы, инертность, внушаемость, потерянность в новой обстановке. Страдающим имбецильностью возможно привить простейшие трудовые навыки, обучить счету, чтению, письму. Отдельные лица способны обучиться производить простые счетные операции, а также усваивать не сложные трудовые навыки и самостоятельно себя обслуживать. Они способны перематывать нитки, производить уборку двора или помещения, выполнять одну операцию (например, клейку коробок, мытье посуды).

Эмоции у больных более разнообразнее, чем у идиотов. Они реагируют адекватно на порицание и похвалу, имеют сильную привязанность к родным. Страдающие имбецильностью лишены всякой инициативы, инертны, внушаемые, с легкостью теряются в измененной обстановке. Такие люди постоянно нуждаются в надзоре и уходе, а неблагоприятное окружение способно сделать имбецилов асоциальными. У страдающих имбецильностью нет способности к обобщениям, абстрактному мышлению.

Социальная адаптация

При правильном воспитании такие пациенты могут неплохо адаптироваться в социальной среде. Они могут овладевать многими профессиями, не требующими квалификации, например, связанными с ручным трудом. Они неплохо приспосабливаются к бытовой жизни, многие могут во взрослом возрасте жить самостоятельно.

Согласно международной классификации болезней в диагностике легкой умственной отсталости имеет значение не только коэффициент интеллекта, но и наличии нарушений поведения. Последние имеют огромное значение как в плане прогноза течения заболевания, социальной адаптации человека, так и учитываются медико-социальной экспертной комиссией при оценке необходимости предоставления инвалидности.

Если поведенческие нарушения отсутствуют или слабо выражены, то социальная адаптация у таких людей лучше. При значительных нарушениях поведения, нуждающихся в уходе и лечении, социальная адаптация будет значительно хуже, таким пациентам показана инвалидность.

Причины имбецильности

Этиология имбецильности, как и всего ряда олигофрений очень разнообразна. Формирование возможно внутриутробно, при воздействии на перспективную мать неблагоприятных воздействий, нередко это могут быть серьезные инфекции. В этом плане опасны ТОРЧ-инфекции, к которым принадлежат токсоплазма и иные простейшие, цитомегаловирусы, как и вирусы герпеса, а также всем известная детская хворь – краснуха. На мать также не менее ущербно способны воздействовать множество токсинов, а также излучение. В этом плане особенно вредны гамма и рентген лучи, разнообразные йод контрастные исследования, а также многие виды изотопного противоракового облучения. Патологическое ведение жизни, прием токсинов, особенно нарко – или же алкозависимость незамедлительно воздействует на эмбрион через плацентарный барьер. Из лекарств особенно опасны цитостатики, многие гормоны, в частности ГКС, а также антибиотики, противогельминтные, наркозные препараты и НПВС. Токсикомания или отравление тяжелыми металлами – опаснейшие патологии. Неправильное питание, особенно пищевые перегибы, по типу веганства и сыроедения, а также нехватка микро и ультрамикроэлементов способны привести к значительным умственным отклонениям и недоразвитию тела.

Возможна изначальная закладка имбецильности, например, при мутационных процессах и хромосомных аномалиях, особенно с трисомией по определенных хромосомных парах. Они способны выявляться как в соматических хромосомах, так и в интимных, связанных с формированиям пола, что, как правило, дает весьма полиморфную симптоматику с разнообразными включениями. Это своего рода наследственный фактор, не исключена передача по наследству, и как доминантное проявления и чаще как рецессивное.

Важно  Опыт применения Фенотропила: отзывы врачей и реальные истории из жизни

Диагноз имбецильность может проявиться при травмировании интраперитонеально, а иногда и антенатально и интранатально. Поэтому беречь нужно и мать до и во время родов, а малыша потом еще три года. Ведь в это время формирование нервной системы самое чувствительное и способно привести к огромным отклонениям. Особенно опасны травматические акушерские приемы, по типу выдавливания плода, наложение щипцов или применение вакуум экстрактора. Нередко болезнь развивается при разнообразных патологиях акушерства, по типу стремительных родов или плохих схватках. Много патологий после рождения с ферментативной недостаточностью могут привести к умственной отсталости.

Причины умственной отсталости. Как ставят диагноз

Умственная отсталость — это состояние, обусловленное врожденным (генетическим) или приобретенным в раннем возрасте (до трех лет) недоразвитием психики с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Главным критерием для постановки диагноза служит изучение коэффициента интеллекта — IQ. Нормальными считаются значения — более 70 баллов, средними для популяции — 110–150 баллов.

Умственная отсталость разделяется в зависимости от количества баллов на легкую (50–69), умеренную (35–49), тяжелую (20–34) и глубокую (ниже 20).

Раньше применялись термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», которые соответствуют современным: дебильность — легкая и умеренная степень, имбецильность — тяжелая, а идиотия — глубокая.

В наибольшей степени у пациентов с умственной отсталостью страдают интеллект и мышление. Им сложнее дается решение задач, выявление связей между объектами мира, недоступны метафоры и иносказания.

Их мышление более наглядное и практическое, конкретное. У них хуже развита память, скорость переключения и устойчивость внимания. Им сложнее удается контролировать эмоциональное состояние и поведение, эмоции также более приземленные и предметные.

Уровень развития эмоционального реагирования, конечно, зависит от степени умственной отсталости. При глубокой степени эмоции малодифференцированы. При тяжелой — находятся примерно на уровне ребенка возрастом от года до двух лет. При умеренной и легкой спектр эмоций такой же, как у здорового человека, но нарушается возможность управления ими.

Часть форм умственной отсталости сопровождает генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Другие формы являются следствием воздействия неблагоприятных факторов при внутриутробном периоде развития. При этом происходит нарушение формирования многих органов и систем. Часть форм умственной отсталости возникает уже после рождения при прямом поражении головного мозга.

Важным условием предотвращения развития умственной отсталости является ограничение воздействия неблагоприятных факторов на ребенка на всех этапах — до зачатия, во время беременности, после рождения. Большая ответственность лежит на будущих родителях, на том образе жизни, который они ведут, ведь значительная часть генетических нарушений в половых клетках возникает из-за токсического воздействия веществ, находящихся в крови. А уже поврежденный генетический аппарат приведет к неправильному развитию ребенка.

Существует еще одна форма нарушений интеллектуального развития — педагогическая запущенность. Она возникает на фоне полноценных биологических возможностей головного мозга, но отсутствия достаточного воспитания и социализации. Такие проявления могут встречаться в неблагополучных семьях, ведущих маргинальный, асоциальный образ жизни.

В нашем клиническом примере у пациента наблюдалась близкая к умеренной степени умственная отсталость, которая усугубилась после полученной им травмы. У него не было никаких внешних проявлений расстройства, кроме преобладающей на лице улыбки. Вероятнее всего, это связано с неопределенным неблагоприятным воздействием на этапе внутриутробного развития или генетическими нарушениями, не отразившимися на функциях других органов и систем.

При воздействии дополнительных вредных факторов, например, черепно-мозговых травм, степень интеллектуального дефекта может усугубиться. Может быть и улучшение — при хорошей заботе и воспитании пациенты с легкой степенью умственной отсталости приспособлены для ведения полноценной социальной жизни: они заводят семьи, работают и практически неотличимы от других людей. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, к сожалению, мало поддается коррекции, и такие пациенты нуждаются в помощи и уходе со стороны других людей.

Классификация олигофрении

Долгое время врачи выделяли три основные степени олигофрении: дебильность, идиотию и имбецильность. Однако такие формы заболевания считались неверными, и со временем был введен на них запрет. Сегодня существует специальный Медицинский классификатор болезней, согласно которому соответствует определенным уровням проявления умственных нарушений олигофрения.

Заболевание делится на две основные формы:

  • дифференцированную (возможно установить основные признаки развития олигофрении у детей);
  • недефференцированную (установить природу заболевания невозможно).

Существует несколько стадий течения болезни, которые определяются, исходя из основных показателей интеллекта:

  1. При легкой степени тяжести олигофрении ребенок не набирает более 50-70 баллов.
  2. Вторая − не более 50 баллов.
  3. В тяжелых случаях показатель не превышает 30.
  4. В запущенных формах (глубокая олигофрения) интеллект не достигает цифры 20.

На сегодняшний день точной классификации олигофрении не существует. При оценке состояния пациента врач учитывают многие факторы (правильность мышления, особенности характера, насколько сильный интерес к окружающему миру и т.д.).

Лечение олигофрении

Существует три вида лечения данного заболевания: симптоматическое, корригирующее и специфическое.

Симптоматическое лечение олигофрении зависит от происхождения заболевания и может ограничиваться противосудорожной, общеукрепляющей терапией. Кроме того, используются препараты для стимуляции психических процессов.

Корригирующее лечение – специальные методики обучения, психологическая поддержка, помощь больным в социальной адаптации и прочее. Проводится в соответствующих учреждениях. Применяется при легкой и средней степени заболевания.

Важно  Дереализация — ощущение нереальности происходящего вокруг

Специфическое лечение олигофрении назначается специалистом в зависимости от степени тяжести заболевания. Предусматривает использование специальной диеты, заместительной терапии.

Тяжелые формы заболевания сопровождаются необходимостью постоянного ухода и надзора в специальных лечебницах и домах инвалидов.

Лечение назначается специалистом после проведения основательной диагностики. Обычно применяют транквилизаторы, ноотропы, нейролептики, гормоны или медикаменты, содержащие йод.

Народная медицина предлагает заменить ноотропные препараты отварами из женьшеня, лимонника, а также соком алоэ. Все эти лекарственные растения положительно воздействуют на деятельность мозга, активизируя его. Однако без консультации со специалистом принимать их не рекомендуется. Незнание схемы правильного их употребления и дозы может привести к появлению психозов, злобы и агрессии у больного.

Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмомЛечить ребенка при наличии симптомов олигофрении можно начинать с раннего возраста – с момента, как будет поставлен диагноз. Подбирает схему терапии только врач, делается это с учетом особенностей конкретного ребенка. Кроме того, специалист назначает специальный режим питания.

Используемые препараты призваны улучшить обменные процессы в тканях мозга. Помимо медикаментов, назначаются витамины и аминокислоты.

При нарушениях в поведении обязательно выписывают нейролептики или транквилизаторы. Эффективность лечения зависит и от мероприятий, направленных на реабилитацию больного олигофренией. То есть необходимо оказать профессиональную помощь и в коррекции его поведения. Коррекцией поведения и социализацией больных занимаются специализированные школы, где детей обучают школьным знаниям и помогают освоить несложную профессию.

Средняя и тяжелая форма заболевания у детей требует постоянного ухода и наблюдения за состоянием здоровья. При первых же признаках олигофрении у малыша необходимо срочно обратиться за консультацией к специалистам. Полная диагностика поможет определить степень заболевания и назначить эффективную терапию.

Чтобы не упустить момент, родителям необходимо постоянно следить за здоровьем и поведением своего чада. Чем раньше обнаружится заболевание, тем больше шансов на эффективную социализацию  ребенка.

Дифференцированные олигофрении

Что касается времени воздействия, выделяются три основные группы олигофрении:

  • наследственные и семейные;
  • возникшие в результате внутриутробного поражения нервной системы;
  • возникшие в результате родовых травм или воздействия, произошедшего в первые несколько лет жизни.

Патологии, происхождение которых удалось выявить, то есть дифференцированные олигофрении, могут быть разделены на несколько основных групп:

  • умственная отсталость, развившаяся вследствие наличия у человека генетических патологий;
  • умственная отсталость, которая стала следствием поражения плода какими-либо инфекционными или токсическими агентами;
  • умственная отсталость, развившаяся в результате интоксикации или инфекции, поразивших ребенка в первые несколько лет жизни;
  • олигофрения, которая стала результатом воздействия на ребенка различных социальных факторов (неблагополучной семейной обстановки).

Наиболее распространенными являются следующие виды дифференцированных форм умственной отсталости:

  1. Микроцефалия характеризуется недоразвитием черепа и головного мозга, которые имеют меньшие, чем в норме размеры. Обхват черепа не достигает 49 сантиметров (наименьшим зарегистрированным показателем является обхват всего в 22 сантиметра). Вес мозга варьирует в пределах 150-400 граммов. Недоразвиты большие полушария головного мозга.
  2. Токсоплазмоз представляет собой инфекционное паразитарное заболевание, развивающееся в результате воздействия токсоплазм. Источником инфекции в большинстве случаев являются домашние животные. Инфекционные агенты проникают в кровь плода через плаценту матери. Нередко заражение происходит в первые годы и месяцы жизни ребенка.
  3. Фенилпировиноградная форма связана с нарушением обмена веществ. Генетический сбой провоцирует в организме нарушение обмена фениламина, при этом в большом количестве вырабатывается фенилпировиноградная кислота. Присутствие этого вещества определяется в крови, моче и поте больных людей. Фенилкетонурия сопровождается развитием выраженной олигофрении, а также недостаточностью пигментации радужной оболочки глаза и кожных покровов.
  4. Синдром Дауна. Это заболевание возникает из-за того, что у больных имеются сразу три копии 21-й хромосомы. В результате в каждое клетке имеются не 46, а 47 хромосом.
  5. Пилвиадная форма, развивается в организме беременной женщины из-за нехватки витамина А. Особенно велик риск развития заболевания, если недостаточность витамина наблюдалась в первом триместре. Заболевания сопровождается выраженным ихтиозом, у больных происходят эпилептические припадки.
  6. Рубеолярная эмбриопатия может быть вызвана краснухой во время беременности. Умственная отсталость проявляется в весьма выраженной степени, сопровождаясь многочисленными дефектами физического развития, например, пороками сердца, глухонемотой, катарактой.
  7. Умственная отсталость, которая развивается из-за положительного резус-фактора. Такая форма патологии возникает в случае иммунного конфликта между организмами матери и плода. В результате поражается нервная система ребенка. Болезнь сопровождается двигательными нарушениями: парезами, параличами и гиперкинезами.
  8. Резидуальная умственная отсталость встречается наиболее часто. Остановка развития интеллектуальной сферы происходит в этом случае из-за того, что в раннем возрасте ребенок перенес травму или серьезное инфекционное заболевание.
Оцените статью
Добавить комментарий