Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

Проявление невроза у детей

Психика детей является более уязвимой, в отличие от взрослых людей, поэтому стрессы и полученные психогенные травмы могут вылиться в неврозы достаточно быстро.

Симптомами проявления невроза принято считать:

  1. Нерешительность и патологическую неуверенность.
  2. Затруднение в общении. Это относится не только к детям младшего возраста, но и к подросткам.
  3. Заниженную самооценку.
  4. Плаксивость. Ребенок может расплакаться по любому незначительному поводу, иногда такие приступы способны вытекать в истерики, которые сложно остановить.
  5. Раздражительность и агрессивность. Любая ситуация может вывести ребенка из себя и вызвать слишком бурную реакцию.
  6. Нарушение сна, ночные кошмары и бессонницу.
  7. Проявление излишней обидчивости — дети становятся ранимыми и замкнутыми.
  8. Снижение концентрации памяти — умственные занятия приводят к быстрой утомляемости.
  9. Появление страхов и фобий, постоянное чувство тревоги или ожидание чего-то нехорошего.

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

У детей постарше наблюдаются панические атаки вследствие развития вегетососудистой дистонии.

Параллельно могут проявляться физические недомогания, такие как:

  1. Головокружение, нарушение работы вестибулярного аппарата.
  2. Учащенное сердцебиение, повышенная потливость рук и тела.
  3. Потеря аппетита.
  4. Боли в области живота.
  5. Нарушение стула или учащенное мочеиспускание.

Это перечень достаточно распространенных симптомов проявления невротических состояний у детей разного возраста. В каждом индивидуальном случае могут наблюдаться свои признаки, типичные для неворозов.

Мой опыт

На мой взгляд, имаготерапия особенно эффективна в работе с детьми младшего школьного возраста. Эта технология успешно справляет с задачей коррекции поведения ребят. Я провожу занятия имаготерапией в закрытой группе, где списочный состав участников не меняется на протяжении всего курса. Систематическая работа на протяжении года помогает не только сформировать эффективные модели поведения у детей, но и устранить психосоматические головные боли, снизить ситуативную тревожность. После курса занятий имаготерапией школьникам легче занять высокий социально-психологический статус в коллективе сверстников.

Изменение образа жизни

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

Если вовремя обнаружить проблему, можно обойтись без медикаментозного лечения. Для этого понадобится пересмотреть собственный образ жизни.

  1. Сбалансированное питание – залог крепкого здоровья и нормальной работы всех систем организма. От перекусов на ходу следует отказаться. Необходимо питаться часто, но небольшими порциями. Основу рациона составляют фрукты и овощи, кисломолочные продукты, мясо и рыба, каши.
  2. Отказ от вредных привычек. Курение и злоупотребление алкоголем истощают весь организм. Если хочется быть здоровым, о вредных привычках следует забыть.
  3. Организму нужен режим, только так он сможет своевременно аккумулировать силу для борьбы со стрессами и напряжением. Необходимо ложиться спать и просыпаться ежедневно в одно и то же время. Сон должен составлять не менее восьми часов. Нормализация рабочего графика является важным условием для выздоровления. Рабочий день должен составлять не больше девяти часов с часовым перерывом в обед. Ночные смены и переработки следует отложить до полного восстановления ресурсов организма.
  4. Необходимо ежедневно уделять минимум два часа времени прогулкам на свежем воздухе. Если наблюдаются проблемы со сном, прогулки рекомендуется перенести на вечернее время. Это поможет избавиться от бессонницы.
  5. Физическая нагрузка должна быть регулярной, но без перенапряжения. Лучше отдать предпочтение йоге, пилатесу или плаванью.

Заметив симптомы истощения, следует меньше времени посвящать работе и делам, и выделить необходимое время для собственного здоровья.
Пациенту нужны новые приятные впечатления, спокойствие и размеренность. Если этого не удается добиться в нормированном рабочем графике, рекомендуется взять отпуск и провести его на санаторно-курортном лечении.

Причины заикания

Причинами развития логоневроза у детей могут быть психическими, физическими или социальными.

Физиологические причины заикания

Физиологические причины развития логоневроза у ребенка могут быть связаны с проблемами в работе нервной системы, травмой полученной во время родов, а также плохой наследственностью.

В некоторых случаях, развитие болезни по физиологическим причинам может быть связано с органическими нарушениями отделов мозга находящимися под его корой.

Речевые проблемы могут сопутствоваться наличием заболеваний органов, которые связанны с речью или травмой нервной системы по причине перенесения рахита, тифа или кори.

Психологические причины заикания

Причины психологического характера связаны с эмоциональным состоянием ребенка. Развитием логоневроза могут послужить сильными эмоциональными потрясениями. Во время возбуждения, мозг человека начинает работать быстрее, чем его речевой аппарат.

Развитие заикания может сопутствоваться такими факторами:

  • страх перед громкими звуками;
  • темнота;
  • наказания.
  • потерей близких в раннем возрасте.
  • одиночество.
  • страх перед поведением животных.

Социальные причины заикания

Если взрослые должны образом не участвовали в формировании речи ребенка, то у него могут возникнуть такие проблемы как:

  1. Скороговорение.
  2. Нарушения произношения звуков.
  3. Речь на выдохе.
  4. Чрезмерная строгость родителей во время воспитания.
  5. Непроизвольные подражания заикающимся звукам.
  6. Непроизвольное копирование заикания.

Социальной причиной возникновения болезни может быть изучение 2-3 языков в раннем возрасте.

Типы параподиумов

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств Типы параподиумов

Если для здоровых людей движение есть жизнь, то для сидящих в инвалидном кресле движение есть терапия, самая естественная и потому эффективная. Именно на этой концепции основана методика реабилитации в параподиуме.

Параподиум– техническое средство реабилитации, которое позволяет пациентам принимать вертикальное положение и самостоятельно передвигаться путем легкого балансирования верхней частью туловища.

При мягком балансировании туловищем платформа, на которой стоят ноги пациента, слегка отрывается от пола, и параподиум (а с ним и пациент) совершает «шаг».

Рама параподиума схожа с каркасом ходунков с подмышечной опорой, однако у параподиума гораздо больше фиксирующих компонентов:  ремни, коленоупоры, держатель таза, грудная опора.

Положительный эффект занятий в параподиуме

От постоянного пребывания в положении сидя или лежа страдают все органы и системы организма.Регулярные занятия в параподиуме позволяют нормализовать работу внутренних органови полностью избавиться от «букета неприятностей», сопровождающих инвалидное кресло.

  • Кости, мышцы и суставы получают необходимую нагрузку
  • Нормализуется дыхание  и пищеварение (в том числе кало- и мочевыделение)
  • Снижается спастичность, проходя судороги, снижается риск развития пролежней, мышечных и суставных контрактур
  • Улучшается кровообращение и снижается риск появления тромбов
  • Улучшается эмоциональное состояние, появляется уверенность в себе

Положительный эффект достигается за счет регулярного пребывания в естественном для организма (вертикальном) положении и за счет самостоятельного передвижения без других вспомогательных средств (терапия работой).

Параподиум мобильный Комбо

Комбо параподиум состоит из одного жилета и двух оснований: статического и мобильного. Пациент может чередовать их, используя преимущества каждого. Подходит комбо параподиум и для реабилитационных центров в которых восстанавливаются различные группы пациентов.

Авертикальный параподиум

Функционально авертикальный параподиум является статическим параподиумом (т.е. позволяет пациенту находиться в вертикальном положении), однако он обладает дополнительной функцией плавного перехода в вертикальное положение с возможностью регулировать угол наклона пациента (-10 до +10°).

Пневматический привод

В настоящее время выпускаются также динамические, статические и мобильные параподиумы с пневматическим приводом, существенно облегчающим вертикализацию пациентов с пара- и тетраплегией.

Благодаря пневматическому приводу, пациенты с параплегией могут самостоятельно вставать в параподиум и садиться обратно в коляску, а для вертикализации пациентов с тетраплегией требуется помощь всего одного человека! При этом расширяются и функциональные возможности параподиума:

  • вертикализацию можно проводить в 5-8 этапов с фиксацией в любом положении,
  • вертикализация происходит непосредственно из кресла (без дополнительных усилий),
  • с помощью сопровождающего лица в параподиуме можно выполнять упражнения на сгибание и разгибание коленей (приседания, полуприседания) для разработки коленного сустава и предотвращения появления контрактур.
Важно  Характеристика, симптомы, лечение и коррекция корковой дизартрии

Все типы параподиумов выпускаются в широкой размерной линейке и подходят как для взрослых, так и для детей. При этом параподиум имеет широкий набор регулировок, позволяющих настроить аппарат для конкретного пользователя.

Важно отметить, что параподиум подлежит компенсации по индивидуальной программе реабилитации (ИПР) в соответствии с  Классификатором ТСР, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2011 (Раздел ТСР – Ортезы, № вида ТСР 8-92, вид ТСР “Аппарат на нижние конечности и туловище”, наименование ТСР “Динамический параподиум”)

Прогноз и профилактика

При рациональном и своевременном лечении заболевания у большинства пациентов благоприятный прогноз. В редких случаях диагностируется протекание заболевания в хронической форме. Если причина заболевания устраняется, а лечение проводится своевременно, то пациентам удается полностью избавиться от признаков патологического процесса. пациентам удается вернуться к прежней полноценной жизни.

Патологический процесс может приобретать волнообразное течение. При этом обострение чередуется с облегчением. При воздействии провоцирующих факторов у пациентов наблюдается ухудшение состояния. Именно поэтому при появлении первых признаков болезни нужно сделать все возможное, чтобы у человека не появлялись негативные мысли. Человек должен постоянно находиться в условиях безопасной атмосферы.

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

Во избежание развития патологического процесса рекомендовано своевременно проводить его профилактику, которая заключается в выполнении определенных правил. Профилактические мероприятия рекомендуется начинать проводить сразу же после рождения ребенка. для обеспечения полноценного роста и развития малыша рекомендовано обеспечить спокойную и дружескую атмосферу.

В целях профилактики невроза больному обеспечивают полноценное и рациональное питание. Рацион должен разрабатываться таким образом, чтобы в организм человека постоянно поступали все необходимые витамины и микроэлементы.

С самого детства ребенок должен придерживаться режима дня. В профилактических целях рекомендовано ежедневное выполнение утренней гимнастики. Полноценный ночной сон человека должен составлять не менее 8 часов. Во избежание развития болезни пациенту рекомендуется каждый день гулять на свежем воздухе. Длительность прогулок должна составлять не менее 30 минут.

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

Положительным эффектом характеризуются занятия любым видом спорта. Для того чтобы устранить возможность развития заболеванию пациенту рекомендовано регулярное проведение водных процедур. Взрослые люди должны стараться избегать нервных перенапряжений и стрессовых ситуаций. Человек должен иметь активный отдых.

Невроз, при котором появляются навязчивые движения, является тяжелым патологическим процессом, который негативно отображается на качестве жизни человека. Возникает патология на фоне разнообразных провоцирующих факторов, которые пациенту рекомендовано исключать из своей жизни. Признаки заболевания являются малозаметными. При их обнаружении рекомендовано обратиться за помощью к доктору. Специалист после проведения соответствующей диагностики назначит действенное лечение с применением медикаментозных препаратов и народных средств.

Описание состояния

На самом деле невроз необходимо рассматривать как болезнь, разрушающую психическое здоровье человека. Это психогенное расстройство высшей нервной системы, которое имеет обратимую форму, но достаточно затяжную тенденцию к проявлениям. При неврозе человек испытывает быструю физическую и умственную утомляемость, настроение нестабильное, теряется аппетит, наблюдается бессонница. Человек негативно реагирует на громкие звуки, на резкие запахи и яркий свет, большое скопление людей вызывает раздражение и постоянное недовольство.

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

Симптоматика невротического состояния может по-разному проявляться у людей различного возраста и темперамента. Как правило, неврастения характеризуется изначально угнетенным психическим состоянием, но впоследствии присоединяются психосоматические признаки в виде различных заболеваний.

Факторами, вызывающими это состояние, зачастую выступают стрессы, конфликты, жизненные тяжелые обстоятельства, умственное и эмоциональное перенапряжение. Каждый случай индивидуален и требует детального изучения для установления первопричины, вызывающей столь сильное эмоциональное состояние.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройствВпоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Причины

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).

Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).

Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Народная медицина

Как избавиться от невроза самостоятельно? На помощь придут народные средства, из которых приготавливают настои и отвары. Прежде чем определить, как лечить невроз в домашних условиях, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Специалист подскажет, какие компоненты взять для приготовления лечебных средств, в какой дозировке их принимать и как часто.

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

В большинстве случаев при неврозе используют следующие народные компоненты для приготовления настоев: душицу, валериану, мяту, мелиссу, шишки хмеля, донник. Такие травы способствуют успокоению нервной системы, нормализации давления и режима сна. Приготавливают настои в пропорциях 1 ст.л. сырья на 200 мл воды. Средство настаивают в течение часа, процеживают и принимают внутрь по 50 г трижды в день перед едой.

Нормализовать эмоциональное состояние можно путем приема отваров из таких компонентов:

  1. Калина. Ягоды можно кушать в свежем виде или приготавливать из них отвар. Средство помогает понизить возбудимость, устранить бессонницу. Приготавливают отвар так: 100 г ягод залить полулитром воды, прокипятить на слабом огне на протяжении 10 минут, процедить и принимать внутрь по 200 мл 1 раз в день.
  2. Иван-чай обладает общеукрепляющим и успокаивающим действием. Приготавливают его так: 2 ст.л. травы залить 200 мл воды, проварить в течение 10 минут, процедить и принимать внутрь по 50 мл перед приемом пищи.
  3. Ромашка, корень дягиля. 1 ч.л. травы смешать с таким же объемом дягиля, залить 500 мл воды, прокипятить в течение 10 минут. После процеживания средство принимать внутрь по 200 мл перед едой.
Важно  Ножки среднего мозга — анатомия и функции

Отлично помогает устранить невротическое расстройство компресс, приготовленный из березовых почек: 50 г сырья залить 1 л горячей воды, поставить на водяную баню и протомить в течение 15 минут. После остывания в средстве смачивают отрезок марли и прикладывают ко лбу. Такая процедура, проводимая на протяжении дня, помогает избавиться от головной боли.

Эффективное средство – сироп из меда. Для его приготовления берут 50 г натурального меда, заливают полулитром теплой воды. После растворения меда готовый настой выпивают по 170 мл за раз трижды в день. Такой продукт пчеловодства – общеукрепляющее и успокоительное средство, способствующее восстановлению нормального сна и улучшению самочувствия.

Что такое имаготерапия

В переводе с латинского «imago» – это образ. Происхождением термина объясняется суть того, что происходит при использовании имаготерапии в психокоррекции: клиенту предлагается воспроизвести образ, состоящий из определенной совокупности мыслей, слов и действий. Автором методики является И.Е. Вольперт.

Цель имаготерапии – сформировать у клиента позитивный образ самого себя в процессе проработки негативных переживаний. Формирование в сознании человека позитивного образа самого себя позволяет ему со временем вжиться в этот образ и действительно стать таким, каким ему хочется быть.

Арт-терапия для детей

Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.

Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.

Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.

Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.

Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.

Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т.п.

Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.

Общая характеристика заикания

Понятие

Заикание — дефект речи, выражающийся в нарушениях его темпо-ритмической организации (повторение или продление звуков при произношении). Второе устоявшееся профессиональное понятие – логоневроз.

Формы проявления заикания:

  1. Многократное, вместо однократного, произношение слогов, звуков, слов, фраз.
  2. Удлинение произношения.
  3. Нерешительное, замедленное произношение.
  4. Остановки при произношении.

Логоневроз может носить временный, эпизодический или хронический характер. Для этого недуга характерны периоды ремиссии (временное исчезновение проблем речи). Заболевание имеет обратимый характер, т. е. его можно излечить полностью, без остаточных проявлений.

Виды

Формально выделяют три основных вида логоневроза в зависимости от характера проявления:

  1. Клоническое заикание — непроизвольное повторение нескольких звуков и слов в результате кратковременных, повторяющихся судорог.
  2. Заикание тонического типа — задержка речи или растягивание некоторых звуков при произношении в результате сильного и длительного сокращения мышц.
  3. Смешанный (тоно-клонический) тип — сочетание различных форм сокращения мышц, которое проявляется в одновременном повторении и задержках речи.

https://youtube.com/watch?v=IoZPoLF1C7s

https://youtube.com/watch?v=OJUYLPfUWjA

Причины

Основной причиной развития недуга считается нарушение мышечных сокращений участков аппарата, отвечающего за произношение. Процессы могут развиваться в результате двигательных и звукообразующих нарушений, которые сопровождаются сбоями в функциях головного мозга патологического или близкого к нему характера (неврозоподобная форма).

Сильные мышечные нарушения могут быть спровоцированы стрессовыми ситуациями без функциональных изменений в работе головного мозга (невротическая форма).

Клонический или тонический логоневроз является проявлением одной из форм нарушений. Этот вид заикания не имеет специфических причин возникновения, но может отличаться механизмами протекания, которые зависят от степени воздействия причин, особенностей организма пациента.

Причины развития заикания:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне.
  2. Неврологические факторы — заболевания и нарушения в работе центральной нервной системы.
  3. Сильное переживание — испуг, стресс.
  4. Опережающее развитие речи с накоплением словарного запаса, которое не может «переварить» организм физиологически: мышцы, речевой аппарат, нервная система мозг ещё не предусматривают таких высоких нагрузок.
  5. Отставание в развитии с психоречевой точки зрения: недостаточный словарный запас, нарушения в формировании представлений об окружающем мире, получении знаний.
  6. Патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и общесемейной функциональной составляющей.
  7. Подражание заикающимся родителям.
  8. Перенесённое заболевание в результате поражения инфекцией.

Применение имаготерапии для лечения невротических и психопатологических расстройств

Симптомы

Основной симптом тонического заикания — остановка при произношении.

Симптомы логоневроза:

  1. Кратковременные остановки при произношении.
  2. Неоднократное произношение (вместо однократного) отдельных звуков, слогов, целых фраз (ма-ма-ма-машина, по-по-пошли, пе-рер-ыв и т. д.).
  3. Неестественное растягивание звуков.

Второстепенными симптомами логоневроза любых типов являются следующие проявления:

  • напряжение;
  • тревога;
  • страх перед речью (крайние проявления — социофобия, социальная самоизоляция);
  • неестественные движения, гримасы лица, тики (попытка преодолеть трудности произношения звуков).

Причины невротических расстройств

Мнение врачей касательно катализатора неврозов расходится. Одни полагают, что такое состояние развивается из-за генетической склонности, другие – детских психологических травм. Психика у детей слабая, память цепкая, любые серьезные стрессы, сохраняются надолго. Большинство комплексов, которыми человек страдает во взрослой жизни, возникли у него в детстве. Больше подвержены заболеванию женщины.

Другие причины невротических расстройств:

  • неблагоприятная экология, плохие условия жизни;
  • длительные физические перегрузки в комбинации со стрессом;
  • истощение нервной системы;
  • слишком плотный рабочий график;
  • отсутствие полноценного отдыха;
  • злоупотребление спиртным, наркотиками.
Важно  Эфирные масла для сна с успокаивающим эффектом — лечение бессонницы ароматом

Невротические дисфункции происходят тогда, когда организм истощен.

Что такое арт-терапия: два направления

В буквальном смысле слова арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства

О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис» — очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Катарсис помогает «переработать» собственные отрицательные эмоции и тем самым облегчить душевные страдания, сделать их более возвышенными и светлыми.

Воздействие на сознание, формирование определенного настроения – это вообще одна из важнейших целей искусства, и к ней стремятся все художники, музыканты, писатели и т. д. Чем более талантливо произведение, тем большей силой оно обладает.

В широком понимании арт-терапия включает в себя управление психическими процессами, связанными с восприятием произведений искусства. Это направление психотерапевтической практики активно изучалось в еще первой четверти XX века, в том числе З. Фрейдом, К. Юнгом и отечественным психологом Л. С. Выготским.

В настоящее время в качестве вспомогательного средства в психотерапевтической практике используют, например, музыку для релаксации. Психологи рекомендуют посещение выставок художников и выступлений танцевальных коллективов для создания определенного эмоционального фона, снятия напряжения или, наоборот, пробуждения активности и жизненной силы.

Правильно подобранные произведения искусства способны создать определенное настроение, помочь в борьбе с депрессией, а также стать профилактикой психических и психосоматических заболеваний. Звуки, цвета, слова и ритмы воздействуют не только на сознание, но и на подсознание, вызывая из его глубин воспоминания и образы, которые могут оказывать очень сильное воздействие на сознание человека.

К сожалению, это направление арт-терапии сравнительно мало изучено, так как реакция каждого человека на то или иное произведение искусства очень индивидуальна. Поставленные Л. С

Выготским проблемы так и остались до конца нерешенными, поэтому арт-средства в психотерапии используются с осторожностью. Исключение составляет цветотерапия, которую можно рассматривать как отдельную область арт-терапии

Воздействие различных цветов на наше психическое и физиологическое состояние изучено хорошо и активно используется в психологической практике.

Гораздо большее развитие получило другое направление арт-терапии, которое опирается на практическую деятельность и непосредственную включенность человека в творческий процесс.

Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества

Занятия разными видами творчества в целях психотерапии и просто для удовольствия становятся все более популярными. В книгах, посвященных арт-терапии, и на соответствующих сайтах перечисляется множество разнообразных видов художественного творчества, которые способны оказать благотворное влияние на психику. Среди них не только занятия музыкой, танцами, литературным творчеством и изобразительной деятельностью

Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое настолько разнообразно, что каждый может найти занятие по вкусу: керамика и вышивка, вязание и пэчворк, резьба по дереву и художественная ковка, валяние игрушек из шерсти и многое другое

Занятие этими видами деятельности уже само по себе повышает настроение и самооценку человека, делает жизнь ярче, полнее и позволяет найти друзей и сообщников. Но арт-терапия – это все же психологическая практика, и она принесет больше пользы, если занятия будет проводить специально подготовленный человек – психолог, увлекающийся художественным творчеством, или художник, получивший психологическое образование.

Учитывая разнообразие видов творчества, которое используется в арт-терапии, нет возможности подробно рассказать о каждом из них. Поэтому я остановлюсь на самом распространенном из них – на изо-терапии, основным средством которой является рисунок.

Дыхательные упражнения при неврозах.

Читайте статью «Приведите нервы в порядок», в которой имеется простое дыхательное энергетическое упражнение с успокаивающим лечебным эффектом.

Тело должно быть расслаблено, ум сконцентрирован на внутренних ощущениях с ожиданием конкретной цели – гармонизации организма, снятия напряжения, управления своими эмоциями. Нужно настроиться и испытывать чувство блаженства и наслаждения. 

«Поза сидя на стуле может быть исключительно продуктивной как для пассивной, так и для активной формы дыхательных упражнений

При этом особенно важно не забывать о положении вашего тела. Здесь нет мелочей

Между бедром и голенью должен быть прямой угол. Спина прямая, ненапряженная, руки лежат на бедрах большими пальцами внутрь. Голову держите прямо, спокойно. Эта поза может быть использована для многих дыхательных упражнений».

…Полное ритмичное дыхание может вызвать побочные явления, особенно у людей избыточно раздражительных и страдающих повышенным кровяным давлением. Им рекомендуется дыхание сидя с движением рук. Это успокаивающее упражнение. Поэтому при малейших признаках раздражительности прекращайте все другие упражнения и переходите на это (упражнение сидя с движением рук).

Дыхание сопровождается вялым, расслабленным движением рук. При вдохе они медленно, в ритме дыхания поднимаются примерно до уровня плеч. При выдохе так же медленно опускаются в исходное положение. Причем кисти рук при вдохе движутся несколько иначе, чем при выдохе, что хорошо видно из рисунков. При выдохе они как бы полуоткрыты, при вдохе безвольно опущены».

Исходное положение для успокаивающего дыхательного упражнения сидя с движением рук.

Вдох, руки плавно поднимаются , кисти расслаблены.

Медленный выдох, руки плавно опускаются вниз; кисти полуоткрыты, пальцы слегка раздвинуты.

«Люди легко возбудимые могут бессознательно воспринимать даже простую задержку дыхания при вдохе и, особенно, при выдохе, как самопроизвольное судорожное явление. Это вызовет нежелательный прилив крови, перевозбуждение центральной нервной системы; может также вызвать не только бессонницу, но и более нежелательные последствия. Об этом непременно должны помнить люди, страдающие неврастенией и гипертонией. Им следует воздерживаться от задержки дыхания после выдоха. Первое время, пока здоровье не нормализуется, они должны делать только вдох, задержку после вдоха и выдох».

В книге Г. С. Шаталовой «Выбор пути» дыхательным упражнениям посвящена вся третья глава.

Особенности течения у мужчин

Невроз протекает у всех людей по-разному. У женщин чаще обнаруживается истерическая разновидность. Характерно неустойчивое поведение, драматизация ситуаций, слезы и крики. Симптоматику при лечение у мужчин невроза, нуждающиеся в назначении лечения, несколько отличается. Они реже сталкиваются с диагнозом, но чаще запускают состояние до крайних стадий. У представителей сильного пола диагноз зачастую связан с перенапряжением и трудоголизмом. Распространены такие особенности, как:

  • Агрессия. Реакции на привычные вещи становятся острыми. На будничные события мужчина отвечает гневом.
  • Низкая самооценка. Человек не верит в свои силы, боится начинать новое дело.
  • Сильная самокритичность. К себе предъявляются высокие, а порой и недостижимые требования.
  • Неумение адаптироваться в соответствии с ситуацией. Даже небольшая неудача выбивает мужчину с неврозом из колеи.

Особое значение для представителей сильного пола имеет такое проявление, как снижение либидо. Сексуальная жизнь привлекает все меньше. Кроме того, наблюдается полное или частичное отсутствие эрекции. Это приводит к прогрессированию нервного расстройства и заставляет окончательно замыкаться в себе

Немаловажно, что мужская половина общества всегда отличалась замалчиванием собственных проблем. Сокрытие фактов и отсутствие принятых мер также провоцирует развитие НР у мужчины

Оцените статью
Добавить комментарий