Что такое эрготерапия: принципы, обучение и применение

Виды эрготерапевтических занятий

Занятия с энерготерапевтом чем-то со стороны напоминают детсадовские – и в этом нет ничего странного: инсульт «выключает» некоторые отделы мозга, отвечающие за привычные для взрослого человека действия. Все приходится учиться делать заново – совсем как маленькому ребенку:

  • Рисовать, лепить, вырезать аппликации, наклеивать их на бумагу
  • Завязывать шнурки и застегивать пуговицы, правильно надевать обувь и одежду, выполнять другие бытовые действия
  • Мастерить поделки, работая с деревом, фанерой, металлом, проволокой, тканями
  • Собирать модели из конструкторов
  • Со временем, когда большинство функций восстановилось, приобщаться и к более сложной деятельности – вязанию, шитью, вышивке, посадке цветов в горшочки и уходу за ними
  • Участвовать в играх и других коллективных занятиях

На первом занятии эрготерапевт предлагает сделать что-то очень простое: например, нарисовать квадрат. Цель – оценить исходное состояние пациента: понимает ли человек обращенную к нему речь, помнит ли саму фигуру и ее геометрические свойства, способен ли держать в руке карандаш и рисовать линии.

На основании наблюдений за деятельностью своего подопечного врач делает выводы о степени сохранности памяти, интеллекта, мелкой моторики. Также он может судить о готовности выполнять действия, общем настроении больного человека.

Полученные данные позволяют выяснить, какие именно задачи вызывают наибольшие затруднения, как при этом работают пальцы, какова последовательность выполняемых движений, насколько адекватны эмоции пациента. Это помогает выстроить дальнейшие тренинги так, чтобы постепенно восстановить если не все, то большинство утраченных навыков и вернуть человека к нормальной жизни.

Последующие занятия строятся на главном принципе любой обучающей методики – «от простого – к сложному». Переход от самых простых задач к более сложным и многовекторным происходит только после окончательного формирования предыдущих навыков.

Все успехи и неудачи фиксируются и всесторонне анализируются эрготерапевтом, чтобы своевременно скорректировать уровень сложности заданий, интенсивность нагрузок.

Пожилой человек видит:

  • Прогресс — пусть и медленные, но улучшения
  • Смысл и ценность выполняемых действий
  • Заинтересованное и позитивное к себе отношение

Все это помогает поверить, что случившийся инсульт – не тупик и не приговор. Увлеченность делом и учебой отвлекает от тяжелых мыслей, помогает справиться с нахлынувшей депрессией. Итогом становится полноценная реабилитация с возвращением физической, умственной и социальной активности – главная цель эрготерапевтических занятий.

Кондуктивная педагогика Петё

Возраст: с 2 лет

Во время Второй мировой войны он устроился врачом в дом Красного Креста, где были дети с разными формами церебрального паралича, недоношенные младенцы, сироты с функциональными расстройствами. 15 апреля 1945 года он организовал в разрушенном войной Будапеште Экспериментальный отдел лечения детей-инвалидов – лечебно-педагогическую организацию, которая начала ставить на ноги пациентов с ДЦП. В 1948 году по его идее и инициативе был создан Институт двигательной терапии, который он возглавил.

На чем основан метод: Петё – последователь Павлова и ученик Фрейда – не считал своих подопечных больными. «Чтобы говорить, нам мало только рта, а чтобы ходить – недостаточно только иметь ноги». У парализованных, по мнению Петё, пострадала сама способность учиться, и это отразилось на походке и общем развитии: «Отвлекитесь, наконец, от парализованных мышц и займитесь личностью в её целостности».

Независимо от поражения, наша нервная система имеет резервный потенциал, который может быть мобилизован в процессе обучения под непосредственным управлением. Поэтому метод получил название кондуктивного (от латинского konduktiv — наводящего, управляющего) обучения.

Кому подходит: Кондуктивная педагогика адресована в первую очередь детям и взрослым с церебральным параличом различных форм. Также применяется для улучшения состояния при болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, последствиях инсульта и черепно-мозговых травм. У пациентов со Spina Bifida, а также после травмы или операции на позвоночнике и спинном мозге, ставятся несколько иные цели для занятий, чем при ДЦП. Особое значение имеет обучение контролированию акта
мочеиспускания, формированию произвольного мочеиспускания (и дефекации).

Цель: ребенок с детским церебральным параличом, преодолев двигательную, речевую, психическую недостаточность, должен стать независимой, самостоятельной творческой, активной личностью и занять достойное место в обществе.

Задачи: повышение мотивации ребенка к движению и интеллектуальному развитию, укрепление веры самого ребенка и его родителей в возможности ребенка, развитие интереса к окружающему миру, формирование дружеских отношений с другими участниками, выработка самостоятельности и усидчивости, обучение самооценке и самоконтролю, улучшение крупной и мелкой моторики. Ребенка учат применять уже освоенные движения в повседневной жизни, учат достигать поставленную цель.

Что такое эрготерапия: принципы, обучение и применение

Суть метода: Кондуктивная педагогика представляет собой образовательную систему, которая комбинирует физическую терапию, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Подразумевает, с одной стороны, целостный подход к развитию ребенка с опорой на его собственную активность, а с другой — воздействие на него привычной окружающей среды. Требует большой степени участия не только самого ребенка, но и его семьи и всех, кто вовлечен в его жизнь.

Способ: Занятия состоят из блоков разнообразных физических упражнений и педагогических заданий, проводимых в игровой форме.

Принципы: Кондуктолог составляет индивидуальные программы для каждого ребенка, четко формулирует цели для занятий (текущую и глобальную для всего курса), следит за правильностью выполнения упражнений. Все события, которые происходят во время занятий (прием пищи, питье, игры, туалет, переодевание) являются частью занятий, носят обучающий, познавательный и игровой характер и проходят вместе с кондуктологом.

Формы работы: Занятия проходят в группах. «Чрезмерная индивидуализация коррекционной помощи создает вокруг ребенка искусственную среду, отдаляя его от повседневной жизни», — говорила Мария Хари, директор Института А.Петё в 1967 -1995 гг.  Именно группы создают условия для социализации. Здесь дети обретают социальное признание, проявляющееся во взаимной похвале, утешении и поддержке, могут сравнивать себя друг с другом. Дети, испытывающие дефицит общения, учатся здесь дружить.

Противопоказания: нет

Курс: Трехнедельные курсы, на протяжении которых дети занимаются по 3-6 часов в день по методу кондуктивного воспитания, являются стандартным протоколом, принятым как в Институте имени А.Петё, так и во многих европейских и американских центрах. Развитие (лечение) продолжается и по окончании курса — дома. Упражнения сохраняются не как упражнения, а как часть режима дня ребенка.

Традиционно (в Венгрии) дети имеют возможность заниматься по программе кондуктивной педагогики во время пребывания в детском саду или школе. Возможно, эта форма наиболее оптимальна для ребенка и его семьи, но пока остается самой сложной с точки зрения организации и привлечения специалистов (для России).

Какие преимущества у эрготерапии перед другими методами реабилитации детей?

— У каждого специалиста междисциплинарной команды есть свои преимущества. Я люблю свою профессию за то, что занятия проходят в очень творческой и теплой атмосфере, в игровой форме. Такие занятия-игры помогают детям становиться более самостоятельными, быстрее приобретать и закреплять новые навыки, а также вызывают у них положительные эмоции.

Важно  Что такое гипомнезия: причины, симптомы и лечение сбоя в памяти

Мы в центре используем компьютерные игры. У нас есть специальная перчатка Hand Tutor, которая предназначена для оценки и восстановления моторных, когнитивных и сенсорных функций.

Например, мальчик не мог раскрыть ладонь. Но во время компьютерной игры, когда требовалось с помощью перчатки строить пирамидки и собирать монетки, ему приходилось невольно раскрывать ладонь, чтобы что-то схватить на экране компьютера. Он незаметно для себя разрабатывал руку. В итоге ладонь расслабилась и раскрылась.

Уже на четвертом занятии ребенок с удивлением показывал, что у него получается раскрыть ладонь. У нас нет скучных занятий. Дети незаметно для себя, в игре, не чувствуя боли, добиваются хороших результатов.

Цены на услуги *

<?xml encoding=»UTF-8″>

Наименование услуги Стоимость
Консультация врача-невролога, д.м.н./профессора  8250 руб.
Прием, консультация врача-невролога, специалиста по когнитивным нарушениям 5150 руб.
Консультация врача ЛФК, первичная 3600 руб.
Консультация врача ЛФК, повторная 2900 руб.
Консультация врача ЛФК, к.м.н., первичная 5150 руб.
Консультация врача ЛФК, к.м.н., повторная 3600 руб.
Консультация врача-физиотерапевта, первичная 3600 руб.
Консультация врача-физиотерапевта, повторная 2900 руб.
Консультация логопеда-дефектолога, первичная (включая первичное логопедическое обследование и составление программы восстановительного обучения) 6700 руб.
Консультация врача-психотерапевта повторная 6000 руб.
Индивидуальное занятие с нейропсихологом-нейродефектологом в рамках комплексной программы 3410 руб.
Расширенное нейропсихологическое тестирование 5665 руб.
Нейропсихологическое тестирование 3960 руб.
Групповое клинико-психологическое консультирование (до 30 минут) 4000 руб.
Семейное клинико-психологическое консультирование (до 30 минут) 5000 руб.
Комплексное занятие логопеда с использованием аппаратных методик 5500 руб.
Групповое занятие с логопедом 2200 руб.
Индивидуальная психологическая коррекция (до 30 мин) 3400 руб.
Коррекционное занятие с логопедом-дефектологом (амбулаторно) 3800 руб.
Индивидуальное занятие по психологической социальной адаптации 4565 руб.
Индивидуальная психологическая коррекция 6820 руб.
Сеанс когнитивного тренинга (до 30 минут) 3410 руб.
Сеанс когнитивного тренинга (до 60 минут) 4950 руб.
Индивидуальное занятие по восстановлению речевых функций 4565 руб.
Коррекционное занятие с логопедом-дефектологом (30 мин) 3410 руб.
Логопедическое обследование 3410 руб.
Лимфодренажный ручной массаж 5500 руб.
Акупунктурно-баночный массаж 1705 руб.
Лечебный массаж в рамках комплексной программы 3410 руб.
Лечебный массаж одной анатомической области (до 15 минут) 2200 руб.
Сеанс иглорефлексотерапии 4290 руб.
Массаж одной зоны (20 мин) STAFF ONLY 1000 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии в рамках комплексной программы (до 30 минут) 2750 руб.
Роботизированная механотерапия в рамках комплексной программы (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальное занятие по восстановлению функции ходьбы с использованием экзоскелета 5390 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (амбулаторный) 3850 руб.
Индивидуальное занятие на подвесной системе Экзарта, 30 мин. 3850 руб.
Роботизированная механотерапия, в т.ч. с биологической обратной связью (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальный сеанс эрготерапии (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальное занятие на вертикализаторе с моделированием ходьбы (до 30 минут) 3850 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии с использованием подвесной разгрузочной системы Biodex Free Step 3300 руб.
Кинезиотейпирование одной зоны (со стоимостью тейпа) 1650 руб.
Комплексная программа реабилитации РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ, 10 дней 148390 руб.
Комплексная программа реабилитации РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ, 14 дней 181390 руб.
Комплексная программа реабилитации РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ, 30 дней 346390 руб.
Медицинское сопровождение при терапии ПИТРС в рамках дневного стационара 15000 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА, 10 дней 153890 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА, 14 дней 192390 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА, 30 дней 379390 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА, 10 дней 137390 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА, 14 дней 175890 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА, 30 дней 340890 руб.
Комплексная программа реабилитации ИНСУЛЬТ / ЧМТ, 10 дней 148390 руб.
Комплексная программа реабилитации ИНСУЛЬТ / ЧМТ, 14 дней 181390 руб.
Комплексная программа реабилитации ИНСУЛЬТ / ЧМТ, 30 дней 357390 руб.
Комплексная программа реабилитации СПИНАЛЬНАЯ ТРАВМА, 10 дней 159390 руб.
Комплексная программа реабилитации СПИНАЛЬНАЯ ТРАВМА, 14 дней 208890 руб.
Комплексная программа реабилитации СПИНАЛЬНАЯ ТРАВМА, 30 дней 401390 руб.

Эрготерапия в России и за рубежом

В наши дни эрготерапия получила большое распространение, ее принципы используются при реабилитации инвалидов во всем мире. В настоящее время эта специальность преподается в университетах и колледжах всех развитых стран, а также в странах Африки, Азии и Южной Америки. Более 50 лет назад была создана Всемирная Федерация Эрготерапевтов (WFOT), которая сейчас насчитывает около 60 стран-участников. С 2004 года в их число входит и Россия. А еще раньше, в 2001 году, была основана Русская Ассоциация Эрготерапевтов. Однако несмотря на эти факты, в нашей стране методы эрготерапии пока применяются не так широко, как могли бы. Как врачебная специальность, которой обучают в медицинских ВУЗах, эрготерапия в России существует лишь с 1999 года, хотя отдельные ее элементы использовались в реабилитации и раньше. Сегодня опытных, высококвалифицированных эрготерапевтов немного, однако это направление активно развивается. А пока реабилитационные центры и больницы, в которых применяется эрготерапия, можно пересчитать по пальцам на руках. Самые известные из них – многопрофильный центр реабилитации «Три сестры» и центр «Преодоление», где помогают больным с травмами позвоночника.

Бобат-терапия

Что такое эрготерапия: принципы, обучение и применение

Возраст: любой

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.

Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.

Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:

— ингибиция —  это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;

Важно  Многоликий синдром Толосы-Ханта: симптомы и лечение

— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;

— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.

В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.

Противопоказания:

Эпилепсия в период активных приступов

Выраженные психические расстройства

Острые воспаления и лихорадочные состояния

Особенности методики

Данный термин пришел в современную медицину от латинского слова «эргон», что в переводе означает — «работа, труд»; а терапия — лечение. Эрготерапия — это область медицины, которая нацелена на оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного человека.

Основная задача данной методики — лечение путем самосовершенствования себя. Эта область медицины изучает способы и методы, которые направлены на восстановление двигательной активности рук и ног при помощи целебных гимнастических упражнений и спорта.

Цель терапии — повседневными занятиям не только восстановить потерянную двигательную активность, но и вновь приспособить пациента к нормальной жизни, а также оказать поддержку для достижения самостоятельности и свободы.

Что такое эрготерапия: принципы, обучение и применение

Оккупациональная терапия — непросто особенная гимнастика, которая направлена на работу мелкой моторики и процесса согласования активности мышц, и другие невралгические грани. Эрготерапия включает в себя следующие научные разделы:

  • психология;
  • педагогика;
  • биомеханика;
  • физиотерапия.

При помощи оккупациональной терапии совершенствуются не только моторные (двигательные), но и когнитивные и эмоциональные способности.

Примечания

  1. ↑ Blesedell, E., Cohn, E. S., & Boyt, B. A. (2009). Willard & Spackman’s occupational therapy. Lippincott.
  2. Dunn, W. (2000a). Best practice in occupational therapy in community service with children and families. Thorofare, NJ: Slack.
  3. ↑ Roley, S. S., DeLany, J. V., Barrows, C. J., Brownrigg, S., Honaker, D., Sava, D. I., … & Youngstrom, M. J. (2008). Occupational therapy practice framework: domain & practice. The American journal of occupational therapy.: official publication of the American Occupational Therapy Association, 62(6), 625.
  4. Sackett, D. L., Rosenberg, W. M., Gray, J. A. M., Haynes, R. B., & Richardson, W. S. (1996). Evidence-based medicine: What it is and what it isn’t. British Medical Journal, 312.
  5. Mosey, A. C. (1996). Applied scientific inquiry in the health professions: An epistemological orientation (2nd ed.). Bethesda, MD: American Occupational Therapy Association.
  6. ↑ Parham, L. D., & Fazio, L. S. (Eds.). (1997). Play in occupational therapy for children. St. Louis, MO: Mosby.

Понятие эрготерапии

Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon — труд, занятие, и греческого therapia– лечение. Таким образом, эрготерапия – это исцеление через деятельность. Этот раздел медицины изучает методы и средства восстановления двигательной активности верхних конечностей при помощи различных тренажеров и игровых заданий.

Цель эрготерапии – не просто восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту.

Однако эрготерапия – это не просто специальная лечебная гимнастика, направленная на тренировку мелкой моторики и координации. Эрготерапия включает в себя знания по нескольким специальностям — психологии, педагогике, социологии, биомеханике и физической терапии. При помощи эрготерапии улучшаются не только двигательные, но и когнитивные и эмоциональные возможности.

По теме:

История основания и развитие метода

Для России эрготерапия – сравнительно новый метод реабилитации, однако на Западе она известна более 60 лет. Эта специальность начала формироваться в послевоенные годы, когда с фронта домой вернулись люди, которых война превратила в инвалидов. Все они нуждались в реабилитации. Их приходилось заново учить делать самые элементарные вещи, необходимые в повседневной жизни – самостоятельно умываться и одеваться, держать вилку, поддерживать чистоту в доме. Но, кроме того, эти люди нуждались и в социальной адаптации. Эрготерапия была разработана еще и для того, чтобы пробудить в них желание учиться чему-то новому, общаться на равных со своим окружением, развлекаться и даже заботиться о других. Ведь здоровый человек, сраженный внезапной болезнью, часто падает духом и начинает считать, что отныне жизнь для него закончена. Он становится пассивным и зависимым, а это не только отодвигает выздоровление на неопределенный срок, но и усложняет жизнь его близким, которым и так приходится непросто. Именно для того, чтобы изменить эту ситуацию, и были разработаны методы эрготерапии.

Литература

  • Камаева О. В., Буракова З. Ф., Зычкова О. Б. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Эрготерапия. — СПб: СПбГМУ, 2003. — 40 с.
  • Клочкова Е. В., Сара Бистон, Дидур М. Д., Антонова Л. В., Пирогова С. В. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальность. — СПб: Санкт-Питербургский институт раннего вмешательства, 2003. — 24 с. — ISBN 5-8049-0049-8.
  • Клочкова Е. В., Мальцев С. Б. Физическая терапия и эрготерапия как новые специальности для республики Таджикистан. — Душанбе, 2010. — 46 с.
  • Мальцев С. Б. Руководство по внедрению эрготерапии как нового вида деятельности в учреждениях, оказычвающих социальные услуги. — Oxford Policy Management, 2011. — 47 с.
  • Смоленко Е. Д., Дударев А. Н. Эрготерапия и физическая реабилитация в психиатрии. — Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. — 159 с. — ISBN 978-985-517-026-7.

Терапия трудом в психиатрии

Что такое эрготерапия: принципы, обучение и применение

Трудовая терапия применяется при таких видах психических расстройств, как: алкоголизм, депрессия, галлюциногенный синдром, умственная отсталость, РАС, синдром Дауна.

  1. Расстройство аутистического спектра, синдром Дауна, умственная отсталость – в большинстве случаев это врожденные заболевания и полностью излечиться от них не возможно. Трудотерапия — это обязательное условие адаптации в обществе людей с психическими отклонениями. Такие люди обычно отличаются своей добротой и способностью трудиться, поэтому благодаря трудотерапии у них появляется возможность жить полноценной жизнью и ни в коей мере не чувствовать себя хоть как-то ущемленными и изолированными от общества. Трудотерапия психически больных должна проводиться в обязательном порядке.
  2. В случае наркотической и алкогольной зависимости трудотерапия помогает больным забыть о своем недуге. Если правильно совмещать терапию трудом, медикаментозными препаратами и желанием самого пациента излечиться от пагубной привычки, то через некоторое время зависимость полностью пропадает, человек возвращается к нормальной жизни в обществе.
  3. Во время депрессивных состояний помимо медикаментозного лечения и работы с психотерапевтом необходимо проводить трудотерапию, когда больной может заняться тем видом деятельности, который ему наиболее интересен. Таким образом, каждый может найти свою нишу и полностью раствориться в работе. Да, некоторые люди довольны своей профессией, они занимаются любимым делом, но таковых очень мало. Большинство вынуждены заниматься той или иной деятельностью лишь для зарабатывания денег, а это не приносит должного самоудовлетворения. Вот и получается, что человек, проработав таким образом несколько лет, вдруг впадает в депрессию, с тоской размышляя о бренности существования. Бывает и так, что на работе все отлично, а вот на личном фронте сплошные неудачи. Чем чаще человек размышляет об этом, тем страшнее ему становится. Часто возникает депрессия. Трудотерапия поможет избавиться от лишних мыслей, на них попросту не будет времени. Депрессивное состояние поможет снять отдых на море или путешествие в горы. И даже не обязательно отправляться куда-нибудь на курорт, иногда достаточно просто выехать за город с палаткой.
  4. Двигательная заторможенность. Чтобы человек не чувствовал своей неполноценности, партнером по работе должен быть такой человек, который не намного превосходит его по своим возможностям, либо инструктор по труду. Метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает с больным, выделяет свойственный больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и другое.
Важно  Особенности применения средства Бупропион: инструкция, отзывы

При работе с пациентами с галлюциногенным синдромом важно следить за тем, чтобы больной был полностью вовлечен в трудовой процесс, так как только таким образом можно избежать возникновения галлюцинаций. Прекрасные результаты трудотерапия дает и при неврологических заболеваниях: она восстанавливает речь, устраняет остаточные явления после парезов и параличей

Прекрасные результаты трудотерапия дает и при неврологических заболеваниях: она восстанавливает речь, устраняет остаточные явления после парезов и параличей.

Программа трудотерапии больных, находящихся на лечении в условиях стационара, должна подбираться индивидуально лечащим врачом

При этом важно учитывать профессиональные навыки пациента, его возраст и предпочтения

Особенности и цели

Главной целью эрготерапии является дать возможность человеку с ограниченными возможностями жить обычной жизнью, не чувствуя себя ущемленным в обществе. Эрготерапия в неврологической практике помогает в следующих вопросах:

  • Мотивации и приучения пациента к повседневным заботам (самостоятельная уборка квартиры, приготовление пищи, выполнение правил личной гигиены, самостоятельное одевание, уход за домашними питомцами, обучение новым навыкам повседневного труда);
  • Успешной социализации в обществе, коллективе на работе, занятиях в школе и т.д.;
  • Возобновлении трудовой деятельности исходя из физических возможностей человека (выполнение необходимой работы, овладение новыми навыками, распределение бюджета);
  • Подборе досуга по личным требованиям и возможностям человека (спорт, развивающие занятия, развлечения на свежем воздухе).

Суть метода эрготерапии заключается в комплексном подходе, затрагивающем все аспекты жизни пациента, поскольку психологическое состояние наравне с физическим оказывает сильное влияние как на процесс реабилитации, так и на дальнейшие отношения с социумом. Команда квалифицированных врачей Юсуповской больницы помогут пациенту с любым диагнозом реабилитироваться в короткие сроки. Методика эрготерапии разрабатывается в индивидуальном порядке, сообразно возможностям и критериям самого пациента.

Эрготерапия: методы лечения

При оккупационной терапии применяют два основных подхода:

  • методика формирования навыков самообслуживания;
  • методика для повышения продуктивности пациента.

Первая методика применима для пациентов, живущих с:

  • гемипарезом (частичный паралич мышц тела);
  • парапарезом (неврологический симптом, который охватывает обе конечности);
  • атаксией (частичная либо полная потеря координации произвольных мышечных движений);
  • апраксией (нарушение целенаправленных движений);
  • гиперкинезом или дискинезией (непроизвольные движения в одной либо целой группе мышц).

Второй метод направлен на обучение пациента разным способам обращения с кухонной утварью, предметами личной гигиены. Методика используется при обучении инвалидов-колясочников, а также людей, которые страдают неврологическими и умственными нарушениями. Эрготерапия — это определенные физические и гимнастические упражнения, которая тренирует мелкую моторику и координацию. Медицинский специалист помогает решать конкретные трудности и проблемы, встающие на пути к исцелению. Для их выявления доктор просит выполнить простое задание (написать цифру, букву), наблюдая за движениями пациента, доктор делает выводы о характере нарушения и способов его коррекции.

Общие сведения о методе лечения

На первый взгляд может показаться, что трудотерапия – это очередная гимнастика для улучшения мелкой моторики. Но это не просто физическая реабилитация – человека обучают, как обслуживать себя, выполнять несложную работу и не ощущать себя ущербным. Этот способ адаптации к жизни применяют при различных состояниях:

  • после инсульта;
  • ДЦП;
  • врожденная или приобретенная инвалидность.

Роль трудотерапии в реабилитации людей с ограниченными возможностями сложно переоценить. Больные перестают считать себя обузой для окружающих и чувствуют себя увереннее. Позитивный настрой и вера в свои силы позволяет быстрее восстановиться пациентам после инсульта, а инвалидам открыть для себя новые возможности.

Обоснование нейроразвивающей терапии

Бобат-терапия ориентирована на сенсорные и двигательные последствия таких состояний, как церебральный паралич, нарушение развития, черепно-мозговая травма и инсульт (Mayston, 2008). Согласно исследованиям, лечение, основанное на принципах НРТ, улучшило качество жизни многих людей, живущих с функциональными ограничениями.  

Клиническое обоснование

Почему нужно работать с двух сторон туловища

Бобат-терапия включает в себя наблюдение, анализ и интерпретацию выполнения задач. В ходе лечения используются клинические рассуждения, а не ряд стандартизированных методов (Vaughan-Graham, 2009).

Например, если потеря постурального контроля связана с нарушением проприорецепции, то это сказывается на способности пациентов эффектно переносить вес тела и поддержать баланс. НРТ-техники позволяют пациентам осваивать навыки стабильности и мобильности через правильное позиционирование и повторяющиеся движения, что в конечном счете положительно влияет двигательную активность и производительность.

Берта и Карел Бобаты всегда считали, что их подход должен оставаться динамичным и развиваться по мере поступления новых данных.

Двигательный контроль

Нарушение двигательного контроля на стороне, противоположной очагу поражения в головном мозге, часто приводит к пренебрежению этой стороной тела и использованию одной стороны или односторонних компенсаторных движений, что еще больше снижает функцию в пораженной стороны.

НРТ позволяет избежать этого посредством работы с аномальными ощущениями, движениями и мышечным тонусом. Таким образом, восстанавливаются функциональные модели движения.

Рефлексы

Патологические рефлексы

Известно, что инсульт и травма головного мозга часто приводят к появлению примитивных рефлексов на стороне тела, противоположной очагу поражения. Эти рефлексы приводят к «непроизвольным, нефункциональным движениям на пораженной стороне при перемещении незатронутой стороны» (Cole и Tufano, 2008), что еще больше усугубляет дисфункциональность имеющейся модели движений.

Правильное позиционирование, выполнение упражнений и помощь специалиста позволяют пациенту улучшить качество движений.

Нарушение чувствительности 

Нарушение чувствительности также негативно сказывается на качестве движений и положении тела. Особенно значительными являются нарушение зрения, проприорецепции и равновесия.

  • Зрительный дефицит устраняется или корректируется с помощью мультисенсорных упражнений, которые обеспечивают ввод информации через другие органы чувств, «объясняя» головному мозгу то, что обычно воспринимается им через зрение; переобучение происходит через ассоциации.
  • Проприоцептивный вход улучшается посредством интенсивной физической активности и стимуляции рецепторов суставов.
  • Вестибулярный вход обеспечивается за счет регулярных постуральных изменений, обеспечиваемых за счет мануального контакта.
Оцените статью
Добавить комментарий