Классификация
В клинической практике используются различные классификации алалии, основанные на времени воздействия повреждающего фактора, выраженности клинических проявлений и пр. Наибольшее значение имеет подход В.А. Ковшикова, который выделил следующие формы:
- экспрессивная, характеризующаяся нарушением моторного компонента речи;
- импрессивная, связанная с изменениями в сенсорном восприятии;
- сенсомоторная, или смешанная.
Моторная алалия наблюдается у детей, имеющих раннее повреждение корковых отделов в лобной и теменной областях. Малыш хорошо понимает речь окружающих, однако, не может говорить самостоятельно. При этом возможны два варианта патологии: эфферентный и афферентный. При эфферентном подтипе наблюдается поражение центра Брока, ответственного за непосредственный процесс артикуляции. В случае афферентного варианта, поражение наблюдается в теменных отделах полушарий мозга.
Речевые центры головного мозга
Сенсорная алалия ассоциирована с повреждением центра Вернике, расположенного в области височной извилины. У ребенка в процессе обследования выявляют органическую зрелость и сохранение целостности слухового анализатора, однако, он не способен понимать речь окружающих.
Как использовать повторение слов и фраз ребенком для развития коммуникации
Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из других источников (например, из видео, песни или предыдущего разговора) повторяются как эхо. Иногда эхолалию ошибочно называют «бесцельным повторением», однако в действительности у нее всегда есть цель, и нужно лишь понять, в чем она заключается.
Эхолалия, как и перестановка местоимений, является нормальной стадией развития речи. В тот или иной момент жизни она проявляется у большинства детей, просто обычно она продолжается недолго и относится только к очень раннему возрасту. Аутичные дети могут обладать отличной памятью и способностью к механическому запоминанию, и, возможно, именно поэтому их эхолалия может стать такой сложной.
В этой статье я говорю только об эхолалии аутичных детей, но, конечно, такое поведение встречается не только у детей и не только при аутизме.
Существует два вида эхолалии — немедленная (повторение только что услышанного) и отсроченная (повторение того, что было услышано какое-то время назад). Функции каждого вида эхолалии могут быть различны, и они часто пересекаются.
Отсроченная эхолалия
Это повторение отдельных слов или целых предложений через какой-то период времени – несколько минут или же несколько лет. Причем эти фразы могут быть произнесены в любом месте и в любое время. Наиболее характерна для детей с расстройствами аутического спектра.
Самостимулирующее поведение
Дети повторяют фразы из печатных или видео изданий, с которыми у них ассоциируются какие-либо эмоции. Складывается впечатление, будто они просматривают или прочитывают эти фрагменты в голове, воспроизводя их через речь, но обычно не к месту и сугубо для себя.
Иными словами, эхолаличная особенность ребенка становится единоличным развлечением для него, и это может серьезно мешать общению с другими людьми. В этом случае рекомендуется делать следующее: взрослый должен аккуратно переключить ребенка на любое другое занятие (будь то рисование или какая-то игрушка) или диалог на иную тему.
Коммуникация настроения
Следующая причина является неким способом выражения своего настроения. Как и в первом случае, фраза у ребенка ассоциируется с какой-то эмоцией, положительной или отрицательной. Ребенок говорит: “Фруктового мороженого в магазине нет”, и это говорит о его расстройстве. То есть, таким образом он сообщает о своем чувстве разочарования. Тот же механизм и с положительными эмоциями. Правильным будет в данном случае признать его чувств, а именно: “да, ты тогда был очень расстроен, то чувство – такое же, какое ты испытываешь сейчас”.
Систематизация итогов дня
Отсроченная эхолалия может являться способом обработки информации, полученной за день, – всей или только той, что не дает покоя ребенку. Он может проговаривать услышанное в течение дня, упорядочивая это в своей голове и одновременно делиться этими переживаниями с родителями.
Очень многие родители задаются вопросом: “Сможет ли ребенок когда-нибудь разговаривать нормально”? Безусловно. Дети без РАС проходят вторую стадию эхолаличности в возрасте 3 лет и затем, приобретя основные навыки, строят предложения самостоятельно согласно языковым нормам. Обычно делать для этого ничего не нужно.
Аутичные дети могут и не избавиться полностью от эхолалии, но вероятность того, что она будет мешать ребенку, мала, скорее даже наоборот – повторение чужих фраз свидетельствует о способности обрабатывать полученную речевую информацию, пусть даже отличным от обычного способа. В этом случае эхолалия перестает быть “отклонением от нормы” и служит средством взаимодействия между аутичным ребенком и обществом.
Причины
Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле. Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет). Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.
Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:
- перинатальной патологии нервной системы;
- синдрома Туретта;
- шизофрении;
- аутизма (autism).
Подобные проявления у взрослых, как правило, рассматриваются как составляющая синдрома , причинами которой могут стать:
- цереброваскулярные заболевания;
- нейроинфекции;
- новообразования головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- энцефалопатия.
Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.
Классификация
Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.
Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями .
Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:
самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
- посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
- систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.
Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.
Диагностика
Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.
Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений. Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента. Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.
Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом
Что такое эхолалия, эхофразия? Определение
Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.
Эхолалия у взрослых
Эхолалия, причины у взрослых, которой могут заключаться в ряде патологических состояний, носит приобретенный характер. Появлению бесконтрольных повторений могут предшествовать травмы головного мозга, неврологические или психические нарушения. Люди с данным диагнозом в большинстве случаев не могут вести трудовую деятельность.
Эхолалия у взрослых при незначительной жестикуляции и слабой мимике формируется на фоне шизофрении. Правила и нормы, речевое поведение не осознаются больным. При эхолалии отмечается привязанность к определенному режиму дня и домашней обстановке, при незначительных изменениях которых человек испытывает стресс и демонстрирует истерические припадки.
В Юсуповской больнице работают высококвалифицированные психиатры, которые заинтересованы в оказании помощи каждому обратившемуся пациенту. Зачастую к специалистам обращаются родственники людей с эхолалией, в данном случае проводится комплексная работа, при которой близкие люди обучаются навыкам взаимодействия и исключения провоцирующих факторов, а тактика помощи большому направлена на лечение основной причины эхолалии и сопутствующих проблем.
Причины эхолалии
Эхолалия является не диагнозом, а симптомом и проявляется при следующих нарушениях:
- расстройства аутистического спектра (первазивное расстройство развития, дезинтегративное расстройство, синдромы Каннера, Ретта и Аспергера, псевдоаутизм, атипичный аутизм);
- шизофрения;
- синдром Туретта;
- умственная отсталость (УО);
- различные формы алалии (дисфазии);
- задержка развития;
- нарушения зрения;
- неврологические нарушения у взрослых (органическое поражение мозга после инсульта, вследствие опухоли или оперативного вмешательства);
- поражения лобных долей мозга и пр.
Эхолалия часто возникает вследствие нарушения работы речевых зон мозга в левом полушарии, а сами повторения чужой речи являются продуктом правого полушария. Поэтому в возрасте 2-2.5 лет, когда происходит так называемая латерализация функции речи между полушариями (то есть речь «переходит» именно в левое полушарие, это норма у 97% людей, даже для левшей), эхолалия у детей прекращается. Формирование речевых центров в левом полушарии происходит не мгновенно, поэтому эхолалии могут в норме сохраняться до 3 лет, постепенно исчезая. В том случае, когда речевые зоны левого полушария не развились должным образом, за речь продолжает отвечать правое полушарие, что проявляется в форме эхолалий.
Похожие процессы происходят и после инсульта, опухоли, при поражении левого полушария. Речевые центры были повреждены, поэтому коммуникативная продукция приобретает вид повторения слов. Также у таких больных сохраняются матерные слова – «эмболы», детские стишки, разученные до 2-летнего возраста. Также они воспроизводят другие ритмические речевые конструкции, так как ритм обеспечивается правой гемисферой мозга, которая не пострадала и частично взяла на себя функции пострадавшей гемисферы . В редких случаях возможен полный переход речи в правое полушарие без эхолалий, но это, скорее, исключение. Наука до сих пор полностью не может объяснить такие явления спонтанной перестройки мозга.
Выделяют разные формы эхолалий в зависимости от причин, спровоцировавших ее появление. Проявление немедленной эхолалии:
- способ коммуникации, поддержание разговора – повторением последнего слова или фразы человек будто демонстрирует, что он услышал другого (при этом человек не может сформулировать осмысленный ответ самостоятельно в силу имеющегося дефицита работы мозга);
- потребность в разговоре – детям, которые только начинают активно использовать речь для коммуникации, бывает сложно сразу включиться в общение, но при этом они пытаются выразить свою заинтересованность в беседе;
- попытка понять сказанное – при повторении слов человек таким образом глубже погружается в беседу, получает время на осознание, поэтому при обсуждении незнакомых тем у него может возникать эхолалия.
Причины отсроченной эхолалии:
- Самостимуляция – ребенок или взрослый получает удовольствие от того, что произносит фразы или слова, услышанные ранее.
- Передача настроения – человек произносит слова или фразы, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями, но не являются актуальными в конкретной беседе. Например, он говорит «Я съел вкусный торт». На самом деле он торт не ел, но по этой фразе можно понять, что он доволен, как и тогда, когда съел торт. Аналогичные фразы он произносит и для передачи других эмоций.
- Способ рефлексии и подведения дневных итогов – обычно в вечернее время человек начинает транслировать все услышанные за день ключевые фразы, будто вспоминая события и делая выводы.
Общей характеристикой для этих видов является то, что повторение слов или фраз оказывает успокоительное воздействие и стабилизирует настроение. Особенно ярко это проявляется у людей с аутистическими нарушениями, для которых в принципе характерны повторения действий, движений, фраз и пр.
Что нужно понимать родителям
Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли. В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка. Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.
Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:
не останавливать, не перебивать высказывания;
больше общаться, поддерживать любой разговор;
обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» − «Папа принес из магазина продукты»);
повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.
Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.
При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.
Понимание эхолалии
Люди с эхолалиями повторяют шумы и фразы, которые они слышат. Возможно, они не смогут эффективно общаться, потому что они изо всех сил пытаются выразить свои мысли. Например, кто-то с эхолалиями мог бы только повторить вопрос, а не ответить на него. Во многих случаях эхолалия — это попытка общения, изучения языка или практики языка.
Эхолалия отличается от синдрома Туретта, где оратор может внезапно орать или сказать случайные вещи как часть их тика. В этом случае они не имеют контроля над тем, что они говорят, или когда говорят об этом.
Повторяющаяся речь является чрезвычайно распространенной частью развития языка и обычно встречается у молодых малышей, которые учатся общаться. К 2 годам большинство детей начнут смешиваться в своих собственных высказываниях вместе с повторениями того, что они слышат. В возрасте 3 лет большинство детских эхолалий будет минимальным.
Для детей с аутизмом или задержками развития у детей есть эхолалия в детстве, особенно если они испытывают задержку развития речи. Определение того, почему и как ваш ребенок использует эхолалия, поможет вам разработать план лечения. Консультирование языкового патологоанатома может помочь.
3 Симптомы и виды
Симптомы нарушения напрямую связаны с видом эхолалии. Общим для разных видов нарушения является то, что ребенок повторяет чужие слова.
Выделяют два вида нарушения — это отсроченная эхолалия и немедленная. Первая форма характеризуется тремя видами специфического поведения, которые выступают проявлением чувств и мыслей ребенка:
- самостимуляция;
- передача настроения;
- подведение итогов дня.
Немедленная эхолалия проявляется сразу же после того, как ребенок услышит чужую речь и не только при разговоре с собеседником, но и при просмотре телевизора или прослушивании радио. Ребенок одинаково повторяет за родителями или диктором по телевизору.
Суть такой эхолалии объясняется просто — малыш дает понять окружающим, что их слова услышаны. Повторение чужой речи — это всего лишь попытка выиграть время на осмысление сказанного. Такая форма нарушения характерна и для здоровых детей, и для малышей с расстройствами психики. У здоровых детей на понимание сказанных слов уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, именно так и происходит становление коммуникативных навыков. При расстройстве аутистического характера понимание ранее бессмысленно повторяемых слов происходит через много лет.
При аутизме и расстройствах психики чаще всего речь идет об отсроченной эхолалии. Она характеризуется повторением ранее услышанных слов или фраз через некоторый промежуток времени — от нескольких минут до нескольких недель, месяцев и даже лет. Это объясняется тем, что ребенок повторяет ранее услышанное с определенной целью — продемонстрировать свое настроение или дать понять о своих намерениях.
Различают три вида отсроченной эхолалии по эмоциям и чувствам, которые ребенок вкладывает в повторение слов. Самостимуляция посредством воспроизведения чужой речи — это своеобразное развлечение для ребенка. Так он передает что-то, что его заинтересовало. Услышав что-то интересное в фильме, ребенок время от времени повторяет это, возвращаясь мыслями к сюжету. Это часто происходит не к месту и нарушает коммуникацию с другими людьми.
Передача настроения посредством эхолалии — одна из особенностей расстройств аутистического спектра. Чтобы понять особенности такого поведения, нужно рассмотреть пример. Заходя с родителями в магазин, малыш слышит, что шоколада в продаже нет. Это его расстраивает, поэтому в следующий раз, почувствовав грусть или разочарование, он произносит фразу «шоколада в продаже нет».
Подводя итоги дня, малыш повторяет обрывки фраз и отдельные слова, услышанные за день. Это тоже свидетельствует об отсроченной эхолалии.
Определение понятий
Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка. Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет. С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.
Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.
При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.
Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).
У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.
Общие рекомендации
- Не прерывайте эхолалию ребёнка грубо. Нужно понимать, что даже в относительно запоздалых случаях, возможность тренировать своё произношение и выражать эмоции бесценна.
- Но при этом не стоит игнорировать стереотипии. Лучше всего в форме игры попытаться понять, что же именно хочет ваш ребёнок сказать той или иной фразой. Может ему просто весело и приятно наблюдать за вашей реакцией, или же ему нравится звучание.
- Стремитесь к пониманию. У пациентов с расстройствами аутичного спектра отдельные слова играю роль «стимуляторов» и «транквилизаторов». Попытайтесь оценить, в каком состоянии сейчас находится ваш ребенок и найти конструктивный выход. Возможно, тут как нельзя кстати потребуется медикаментозное лечение.
- Эхолалия это весело! Как глухой телефон. Присоединяйтесь. Выучив основные стереотипии ребёнка, вы можете попытаться ответить ему в том же духе. И у вас получится занимательная игра, которая если и не излечит, то, как минимум снимет напряжение.
- Играя с эхолалиями, расширяйте словарный запас ребёнка, постепенно вводя новые слова с использованием тем же самых речевых оборотов. Если вы действительно поймёте причину эхолалии, вы всегда можете обратить её себе на пользу, чтобы научить малыша новым словам и их правильному употреблению.
- Аутичные дети очень часто повторяют последнее слово из предложенного списка, поэтому если вы предлагаете ему на выбор, скажем, что купить на обед, то наверняка будете крайне разочарованы, что он имел ввиду вовсе не это, механически повторяя последнее слово-раздражитель.
- Не запутайте друг друга. У пациентов с эхолалией может быть отменная память, и вы сами удивитесь, что, казалось бы, естественный тон вашей беседы является сценарием какого-то рекламного ролика. Было предостаточно подобных курьёзов.
- Дайте своему ребёнку побыть в одиночестве тогда, когда он явно этого желает.
- При наличии грубых психических расстройств рассмотрите лечение при помощи медикаментов. Иногда помогают средства от СДВГ.
Будьте настоящим родителем и старайтесь докопаться до корней проблемы.
К эхолалии можно относиться по-разному, и в иные моменты времени вам будет трудно сдерживать себя, но всё-таки не срывайтесь на своём ребёнке. Будьте здоровы!
Механизмы эхолалии:
- Нарушение/замедление обработки слуховой, слухоречевой информации (чаще при немедленных эхолалиях);
- Нарушение когнитивных механизмов речи (соотнесение слова с предметом/действием, которое оно обозначает, и грамматические связки);
- Несформированность образа «Я» как субъекта речи (часто у детей с эхолалией можно наблюдать проблемы с использованием местоимений) и соответствующие проблемы коммуникации;
- Нарушение/несформированность функции планирования речевого высказывания (артикуляция остается сохранной, а что и в какой последовательности говорить – с этим проблема);
- Нарушение/несформированность мышления;
- Нарушение «центрального связывания» — способности проанализировать и связать детали в общую картину (это можно и к мышлению отнести).
Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно отметить «проблемы» с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.
Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.
Профилактические мероприятия
Профилактика развития алалии включает в себя ряд общих рекомендаций:
Все семьи должны проходить надлежащую подготовку к беременности, позволяющую свести к минимуму риски развития негативных влияний на плод и осложненных родов.
Родители должны исключить вредные привычки — употребление спиртных напитков и табакокурение.
После рождения необходимо регулярно проходить все нужные медицинские исследования, в том числе, посещать невролога. Специалист поможет своевременно выявить отклонения в развитии и наличие неврологического дефицита.
При выставлении диагноза “минимальная мозговая дисфункция” необходимо соблюдать все назначения лечащего врача и не заниматься самолечением
Не следует использовать народные методы терапии, а также гомеопатические средства, не имеющие доказательств своей эффективности и безопасности.
С первого дня рождения особое внимание следует уделить общению с грудничком. Процессы формирования речедвигательного анализатора начинаются с первых месяцев жизни под влиянием слышимых звуков и речи
В связи с этим, с ребенком необходимо постоянно разговаривать.
Выход из моторной алалии и других вариантах заболевания происходит при адекватном и комплексном лечении. Прогноз для детей благоприятный при легкой и средней выраженности болезни. При тяжелой патологии терапия и профилактика вторичной интеллектуальной недостаточности не всегда позволяет сформировать полноценную речь
Важное значение в коррекции заболевания играет своевременность обращения за профессиональной помощью и приверженность родителей к назначенному лечению
1 Когда эхолалия считается нормой?
Становление речи и развитие коммуникативных навыков у человека происходит в два этапа. Первый период начинается у ребенка в полгода и длится примерно год. В это время малыш пытается воспроизводить звуки, слоги и слова, услышанные от окружающих, не понимая их смысла. В логопедии этот период считается очень важным для развития речи, так как в этом возрасте происходит становление фонетического строя речи.
Второй этап — это развитие коммуникативных навыков, он начинается в возрасте трех лет и заканчивается к четырем годам. В это время ребенок копирует речь окружающих взрослых, зачастую неосознанно и бесконтрольно. Он узнает значение новых слов, учится ими оперировать, то есть происходит развитие синтаксического строя речи.
Через эти два этапа проходит каждый человек, эхолалия в этот период абсолютно нормальна, не требует коррекции и не должна вызывать опасений.
Логопеды и детские психиатры утверждают, что эхолалия в той или иной степени может проявляться как с раннего детства и до 1,5 лет, так и с трех до четырех лет, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающими посредством слов. В период между этими этапами развития речи эхолалия может исчезать, то есть ребенок в возрасте от полутора до трех лет не всегда повторяет чужие слова. Это обусловлено тем, что в это время малыши начинают активно говорить и выражать свои чувства и эмоции. Они в большей мере сосредотачиваются на самом процессе правильного произношения слов, поэтому эхолалия может отсутствовать. Начиная с трех лет малыш уже уверенно говорит, но наступает время расширения словарного запаса, в связи с чем он начинает просто повторять чужие слова, не понимая их смысла.
У детей старшего возраста и у взрослых эхолалия выступает вторичным симптомом расстройства психики и неврологических патологий.
Признаки эхолалии у детей
Бесконтрольное повторение слов и фраз, услышанных по телевизору, при общении людей является элементом нормального развития детей в возрасте до трех лет, однако при сохранении данного речевого поведения после четырех лет, оно может рассматриваться в качестве патологии – эхолалии.
Эхолалия может проявляться в одной из форм: немедленной или отсроченной. При немедленной эхолалии ребенок услышанные звуки, слова, фразы или фрагменты прочитанного родителями текста сразу воспроизводит. В данном случае эхолалия может выступать как в качестве средства для выражения согласия в ответ на заданный вопрос, попыткой поддержки общения или осмысления услышанных фраз через проговаривание.
Повторение при отсроченной эхолалии может происходить через несколько минут или часов. Бесконтрольное повторение в данном случае выступает в качестве средства для систематизации полученной информации, выражения эмоций или метода ощущения положительных эмоций и подавления стресса.
Признаками эхолалии в детском возрасте являются:
- слова и фразы, которые автоматически повторяются ребенком;
- отсутствие мимики при проговаривании;
- громкая или тихая речь;
- искажение интонации;
- отсутствие реакции на собственное имя;
- взгляд не сконцентрирован на собеседнике, а направлен в сторону.
Если коррекция эхолалии не была проведена в детском возрасте, то в детстве ребенок испытывает проблемы при обучении в школе, не имеет друзей. Данные проблемы приводят к тому, что во взрослом возрасте у пациентов с эхолалией отмечаются трудности при налаживании отношений, при трудоустройстве.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы помогают пациентам осваивать способы выражения мыслей и чувств. Большое значение при лечении эхолалии имеет психологический настрой пациента и окружающая его обстановка. В Юсуповской больнице созданы комфортные условия пребывания, кроме этого, при посещении пациентом каких-либо мероприятий в рамках программы лечения его могут сопровождать близкие люди.