Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Симптомы и проявления

Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.

Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.

Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речиДизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.

Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.

Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.

Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.

Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.

  • Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
  • Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
  • Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
  • Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
  • Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.

Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Конспект логопедического занятия «Артикуляционная гимнастика для детей с дизартрией»

Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Валентина Огородникова Конспект логопедического занятия «Артикуляционная гимнастика для детей с дизартрией»

Конспект логопедического занятия

по теме «Артикуляционная гимнастика для детей с дизартрией»

Подготовила: Учитель – логопед Огородникова Валентина Александровна

Задачи:

1. Развитие двигательной активности и эмоциональной сферы детей.

2.Обучение видам массажа:

– самомассаж ушей;

– самомассаж пальцев рук;

– самомассаж щек, языка.

3. Продолжать обучать координированным движениям рук с движениями артикуляционного аппарата.

4. Продолжать учить детей делить слова на части, усложняя работу использованием прищепок (развитие мелкой моторики рук)

5. Воспитывать умение работать дружно, выполнять задания до конца.

Материал:

– карточки – символы упражнений артикуляционной гимнастики;

– медали – фигурки животных;

– прищепки;

– зеркала;

– фигурки животных.

Ход занятия

1. Логопед: У меня в руках волшебная палочка. Она умеет творить чудеса. Кручу, верчу, детей превратить хочу: в обезьянку, зайца, медведя (детям на шеи надеваются медали с фигурами животных)

Раз-два, раз-два, начинается игра.

(Дети идут друг за другом,подражая косолапому мишке)

– Мишка косолапый

Широко расставил лапы,

То двумя, то всеми вместе

Долго топчется на месте

Всех повел медведь по кругу.

Улыбаемся друг другу.

– Зайцы тоже любят заниматься зарядкой:

Важно  Лечение эпилепсии: современный подход к выбору методов и препаратов

То прыжок, то присядка –

Это заячья зарядка (3-4 раза)

– Обезьянки, как проснуться, любят долго потянуться (потягиваются)

И конечно, пошалить.

И в ладоши хлопают:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

И ногами топают:

Топ-топ, топ-топ.

Надувают щечки:

Чмок, чмок, чмок, чмок.

Втягивают щечки:

Пух, пух, пух, пух.

Язычки покажут,

Оттопырив ушки:

Бе-бе-бе.

Ушки на макушке:

Пе-пе-пе.

-Чтобы ушки не болели,

Разомнем их поскорее:

Вот сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем.

Козелок мы разомнем,

По уху пальчиком ведем.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

И ладошкой прижимаем,

Сильно-сильно растираем.

-Раз и два! Раз и два!

Продолжается игра!

(Потирают друг другу спинки,гладят животик, коленочки)

Гладим лапки и живот,

Греем грудочку и хвост,

Греем спинку, греем ножки,

Чтобы быстро бежали по дорожкам.

2. Лесная школа. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Упражнения: «Жмурки», «Бегемотик», «Шарики», «Футбол», «Улыбка», «Трубочка», «Окошко», «Дрессированный язычок» («Змейка», «Качели», «Часики»)

Массаж язычка: «Блинчик», «Месим тесто», «Расческа», «Индюк»

Массаж рук:

«Прижимающий»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево – вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно, очень мало сил (средний) правая рука

Я на зиму накопил», – (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки, (указательный)

Любят есть медок без спешки, (средний) левая рука

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

«Щелчки»

Поднял ушки бурундук, (мизинец)

Он в лесу услышал звук: (безымянный)

– Это что за громкий стук, (средний) правая рука

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

– А пойдем, – сказал барсук, – (большой)

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук (указательный)

И без крыльев, и без рук (средний) левая рука

Ищет он, где спрятан жук, – (безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец)

3. Деление слов на части с помощью прищепок.

Дети называют диких животных, выбирают картинки, делят слова на части, цепляя прищепки на картинки по количеству слогов.

Показания и противопоказания к массажу языка

Логопедическим массажем можно нормализовать произношение слов и тонус мышц, устранить нарушения голоса, улучшить секреторную функцию кожи, активизировать ток крови и лимфы для увеличения газообмена между кровью и всеми тканями.

Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказано проводить массаж языка при конных и инфекционных заболеваниях, включая ОРВИ и грипп, герпес на губе, стоматит и конъюнктивит

При наличии судорог (эписиндрома), беспокойного поведения ребенка: крике, истерике с посинением носогубного треугольника и тремором подбородка массаж выполняют с осторожностью и после того, как ребенок успокоится

Сравнительный анализ симптоматики дизартрии и дислалии

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Критерии сравнения

дислалия

дизартрия

1. Наличие отягощенности анамнеза

Отмечается отягощенный анамнез (патологии внутриутробного развития, затяжные роды, асфиксия)

2. Особенности раннего психомоторного и речевого развития

N

Возможно задержка сложных локомоторных функций (ходьба к 1г.2мес).

Характерна моторная неловкость: неумение бегать, прыгать, держать ложку и т. д. Возможна PHH (первые слова к 1,5-2г; фраза к 2,5-3г)

3. Наличие неврологической симптоматики

Возможно заключение невролога о наличии ПЭП, синдрома двигательных нарушений, церебро-астенического синдрома…

4. Состояние речевого дыхания

N

Речевое дыхание поверхностное. Отмечается короткий речевой выдох и речь на вдохе.

5. Особенности просодической стороны речи

N

Возможны нарушения темпа речи (чаще замедленный), голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, с назальным оттенком и т.п.)

6. Состояние артикуляционного аппарата:

  • Строение
  • Подвижность
  • Функционарование

Возможны отклонения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, перавильный прикус и т. д.)

Нарушения носят неврологический характер: вялость, ограничение движений органов артикуляции, быстрое утомление, потеря точности движений, тремор, отклонение в сторону или вглубь языка, гиперкинезы, синкинезии, артикуляционные диспраксии

7. Характеристика нарушений звукопроизношения:

Механизм нарушения

  • Полиморфность нарушения
  • Преобладающий вид нарушения

В первую очередь нарушаются сложные по артикуляции согласные звуки

Преобладают смешения и искажения звуков

Нарушаются как простые по артикуляции звуки, так и сложные

Большее число звуков, включая гласные

Преобладают искажения и пропуски (м/з и боковое произношение, озвончение и смягчении согласных

8. Структура дефекта

ФД, ФН, ФФН

ФД, ФН, ФФН, ОНР

9. Варианта логопедических заключений

ФФН

ОНР (III ур.р.р) у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами

10. Динамика преодоления дефекта

3-6 месяцев для коррекции ФД; 1 год — ФФН

Не менее 1 года коррекционной работы. Трудности постановки и автоматизации звуков, вероятность утраты навыков после прекращения занятий. Требуются комплексные мероприятия: логопедические занятия, медикаментозное лечение, ЛФК, логоритмика, занятия с психологом.

Варианты упражнений

Логопедическая гимнастика должна выполняться регулярно, даже в домашних условиях. В этой ситуации можно будет добиться действительно впечатляющих результатов. Следует запомнить полезные упражнения, которые улучшат состояние пациента.

Различные упражнения:

  • Нужно растягивать губы руками так, чтобы они приняли положение улыбки. При этом их следует зафиксировать на несколько секунд. Также понадобится сильно смыкать губы и воссоздавать положение, которое необходимо для произношения конкретных звуков, таких как «О», «У», «Э» и другие.
  • Следует выполнять покашливание с открытым ртом, при этом во время него необходимо высунуть язык. Также необходимо медленно проглатывать воду, а также удерживать её во рту и имитировать процесс полоскания. Следует постараться чётко и медленно произносить различные звуки, например, «К», «Г», «Т» и «Д». Это хорошие упражнения для разминки глотки и нёба.
  • Ребёнку будет полезно самостоятельно вытягивать губы в трубочку, а также удерживать открытым рот, чтобы были видны зубы. Помимо этого, малыш должен самостоятельно постараться растянуть губы в улыбку, при этом специалист будет минимально его в этом поддерживать. Это удачные статистические упражнения, которые позволят улучшить речь.
Важно  Что такое генерализованное тревожное расстройство и методы лечения нарушения

Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Точную схему гимнастики необходимо разрабатывать, основываясь на индивидуальные особенности ребёнка. В этом случае удастся добиться наилучшего результата, если регулярно выполнять упражнения. Безусловно, это не единственный метод терапии, который потребуется использовать. Только комплексная схема лечения позволит добиться максимально положительного результата.

Стертая дизартрия

Стертая форма довольно часто встречается в медицине. Основные симптомы этой формы заболевания заключаются в невнятности и невыразительности речи, плохой дикции, искаженности звуков, замене звуков в сложных словах.

Впервые термин «стертая» форма дизартрии был введен О. Токаревой. Она описывает симптомы этой формы как легкие проявления псевдобульбарной формы, которые довольно труднопреодолимы. Токарева считает, что больные дети данной формой заболевания множество изолированных звуков могут произносить так как нужно, однако в речи они недостаточно дифференцируют звуки и слабо их автоматизируют. Недостатки произношения могут носить совершенно разный характер. Однако их объединяют несколько общих признаков, таких как размытость, смазанность и нечеткость артикуляции, проявляющиеся особо резко в речевом потоке.

Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.

Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза. Терапия при стертой форме дизартрии должна быть комплексной, объединяющей в себе медикаментозное лечение, психолого-педагогическую помощь и логопедическую помощь.

Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа. Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.

Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.

Что такое пассивная артикуляционная гимнастика?

Следует понимать, для чего нужна гимнастика при дизартрии. Дело в том, что это заболевание характеризуется, прежде всего, малой подвижностью губ и языка, и, соответственно, их неразвитостью.

Для более четкого представления можно провести аналогию с мышцами рук и поднятием тяжестей. Если человек никогда не занимался спортом и его мышцы находятся в состоянии слабого развития, то поднять тяжелый предмет ему будет непросто (если вообще возможно), долго держать он его не сможет, прямо стоять при этом ему будет трудно. В то же время, если тот же предмет поднимет человек, чьи мышцы находятся в хорошей форме, то это действие дастся ему гораздо легче, и он вполне сможет долго удерживать тяжесть, при этом не испытывая сильного физического дискомфорта. Такая же ситуация может быть и с мышцами губ и языка: если человек не поддерживает их в тонусе и не разрабатывает упражнениями, то выполнять привычные для других людей действия ему будет сложно.

Конечно, разговаривать – это вполне естественное действие для человека, которое, казалось бы, должно быть заложено в нем самой природой. Но происходят различные ситуации, после которых эта способность нуждается в разработке. Несколько примеров (дизартрия не обязательно должна быть их следствием, но это вполне реальные варианты событий):

  • по причине социального неблагополучия семьи ребенок не научился вовремя разговаривать (в 2-3 года);
  • в ходе развития детские мышцы разрабатываются неравномерно, и для улучшения артикуляции нужна дополнительная работа;
  • мышцы лица плохо функционируют у человека после инсульта;
  • плохая речь и дикция – следствие серьезного заболевания вроде ДЦП.

Именно в том случае, когда по каким-либо причинам мышцы языка и лица нуждаются в разработке, и обращаются к логопеду. Тот, в свою очередь, рекомендует специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой. Она бывает трех видов, пояснение к каждому из которых приведено ниже.

  1. Пассивная артикуляционная гимнастика. Это упражнения, которые выполняют исключительно посредством дополнительного механического воздействия, т. е. самостоятельно управлять мышцами человек не может. Если даже у него есть такая возможность, то его мышцы движутся с малой силой или в неверной траектории, и ее нужно исправлять для дальнейшего правильного развития.
  2. Пассивно-активная артикуляционная гимнастика. Эти упражнения проводятся при совместной внутренней и внешней работе. Как правило, этот вид гимнастики применяется, когда лечение дизартрии уже находится не на начальной стадии, и идет процесс перехода мышц на полностью самостоятельные движения. На этом промежуточном периоде человек старается сам управлять своим языком и губами в соответствии с нужными упражнениями, а внешнее механическое воздействие только помогает ему (зачастую мышцы бывают еще недостаточно сильны для некоторых движений).
  3. Активная артикуляционная гимнастика. Применяется либо при слабых формах дизартрии (когда симптомами являются только незначительные нарушения дикции), либо на поздних стадиях лечения, когда человеку, для движения мышц губ и языка, уже не требуется помощь. Упражнения должны выполняться полностью самостоятельно и закреплять результат правильной работы мышц.
Важно  Что такое эпилептический синдром, его причины, симптомы и лечение

Самостоятельно начинать процесс восстановления ни в коем случае не стоит, ведь только квалифицированный врач может:

  • грамотно оценить ситуацию и степень развития мышц;
  • подобрать верные упражнения, способные помочь в каждом индивидуальном случае;
  • оказывать механическое воздействие на мышцы таким методом, чтобы не повредить их и способствовать равномерному развитию.

Активная гимнастика предусмотрена и для самостоятельного выполнения, но требует обязательного согласования и рекомендаций лечащего врача.

Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Этапы логопедической работы при коррекции дизартрии включают выполнение артикуляционной гимнастики, направленной на совершенствование звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика состоит из серий упражнений для развития и укрепления мышц речевого аппарата, улучшение движений органов, задействованных в речевом процессе. Сюда относятся определенные позиции губ, языка, мягкого нёба, при которых звукопроизношение корректируется.

Перед началом выполнения гимнастики рассмотрим следующие рекомендации:

  • артикуляционную гимнастику при дизартрии целесообразно начинать с простых упражнений губ постепенно их дополняют более сложными упражнениями;
  • гимнастику следует делать ежедневно по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут;
  • каждое упражнение рекомендовано делать 5-7 раз;
  • продолжительность упражнений с удерживанием артикуляционной позы составляет 10-15 секунд;
  • гимнастику следует выполнять сидя с прямой спиной перед зеркалом.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Лечение дизартрии лучше начинать с пассивной гимнастики, которая проводится после специального массажа. Постепенно можно будет приступать к активной гимнастике.

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии воздействует на язык и губы. Она предназначена для улучшения работы определенных мышц, которые ранее бездействовали. Также она увеличивает частоту работы некоторых уже активных мышц.

Упражнения должны выполняться сериями по 3-5 движений за серию.Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Упражнения с языком:

  • выдвигать и втягивать язык вперед-назад;
  • опускать и поднимать язык вниз-вверх;
  • отводить язык влево-вправо;
  • поднимать кончик языка к твёрдому нёбу и опускать его ко дну ротовой полости;
  • покачивать языком в стороны.

Упражнения губами:

  • указательные пальцы устанавливаются в уголки верхней губы и сводятся в центр;
  • идентичные движения пальцами с нижней губой;
  • формирование губ в трубочку движениями к средней линии;
  • устанавливая пальцы в углах рта следует растягивать губы в «улыбку»;
  • поднимать верхнюю губу;
  • опускать нижнюю губу;
  • закрывать рот и с усилием смыкать губы;
  • складывать губы для произношения букв (а, о, у, и, ы, э).

Описанная артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках представлена ниже.Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речиВсе упражнения следует выполнять под зрительным контролем логопеда.

Активная артикуляционная гимнастика

Далее следует переходить к выполнению активных артикуляционных упражнений для повышения правильности, равномерности и длительности движений мимической, губной и язычковой мышц. Значимым шагом в этом процессе является совершенствование тонких и дифференцированных движений языка, оживление его кончика, контроль за языком и нижней челюстью.

Сеанс выполняется перед зеркалом. Рассмотрим наиболее популярные упражнения. Сначала выполняется разминка:

  • Нужно выпучить глаза и приподнять надбровную зону вверх, показывая «удивление». При необходимости можно помочь выполнить эту гримасу приподнимая пальцами лоб.
  • Беглое моргание глазами.
  • Поочередное надувание левой и правой щёк, а после одновременно двух щек.

Поочередное вдувание воздуха под верхнюю и под нижнюю губу, а после одновременно надувание обеих губ.

Следующий этап – упражнения для проработки мышц рта:

  • Выдвинуть язык вперёд и расслабить его и сделать мягким.
  • Выдвинуть язык и сформировать из него «трубочку», приближая его стороны.
  • Дотянуться кончиком языка к верхней и нижней границе губ.
  • Потянуться и дотронуться языком к носу и к подбородку.
  • Клацать языком, изображая цоканье лошади.

Проработка нижней уздечки и нёба, выполняется поочередно:

Широко улыбнуться так, чтобы стали видны зубы.

Задание для жевательных мышц: отводить челюсть вперёд и назад, а потом влево и вправо.Дизартрия: полная классификация, современное лечение и коррекция речи

Отдельно следует отметить легкую форму дизартрии — она называется стертая. При ней происходит смешение, подмена и пропуск звуков при выговаривании длинных слов, расстройство артикуляционной и мелкой моторики пальцев и рук.

Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии направлена на постановку правильной речи и укрепление голосовых связок

Одновременно стоит проводить дыхательную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата, дополнительные занятия по повышению разговорного опыта, разрабатывать мелкую моторику, увеличение разговорной активности, тренировать память и внимание

Оцените статью
Добавить комментарий