Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

Апраксия — причины, виды, симптомы, лечение

Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

Апраксия (бездействие, бездеятельность) – заболевание, при котором пациент не может выполнить какие-либо движения или жесты, хотяимеет физические способности и желание для их выполнения.

При этом заболевании поражаются большие полушария мозга, а также проводящие пути мозолистого тела.

Апраксия может развиваться после перенесенного инсульта, опухоли головного мозга, травмы мозга, инфекции, дегенеративных заболеваний мозга (болезни Альцгеймера, лобно-височной деменции, болезни Хантингтона, кортикобазальной ганглиозной дегенерации).

Виды апраксии

Различают одностороннюю апраксию, при которой нарушения движений проявляются лишь с одной стороны лица или тела, и двустороннюю. Данную болезнь классифицируют по симптоматическим проявлениям, а также по локализации поражения полушарий мозга.

По расположению в мозге выделяют лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию. При лобной апраксии нарушается последовательность двигательных актов в результате поражения префронтальной области полушарий мозга.

Билатеральная апраксия возникает при двухстороннем поражении нижней теменной доли полушарий мозга.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия бывает акинестической, амнестической, идеаторной, идеокинетической, артикуляционной, кинестетической, конструктивной, оральной, пространственной и афферентной. Наиболее сложным видом заболевания является артикуляционная апраксия.

Артикуляционная апраксия характеризуется неспособностью пациента членораздельно произносить слова, несмотря на отсутствие парезов и параличей органов артикуляции. Акинестическая апраксия обусловлена недостаточным побуждением к движению. Амнестический вид болезни характеризуется нарушением произвольных движений.

Идеаторная – невозможность обозначить последовательность действий для осуществления ложных движений. Кинестетический вид заболевания характеризуется нарушением произвольных двигательных актов. При конструктивном виде болезни пациент не способен составить целый предмет из отдельных частей.

Пространственная апраксия – нарушение ориентировки в пространстве.

Виды моторной апраксии

При моторной апраксии происходит нарушение и спонтанных действий, и действий по подражанию. Данный вид заболевания чаще всего бывает односторонним. Моторная апраксия делится на два вида – мелокинетическую и идеокинетическую. При идеокинетической апраксии пациент не способен осознанно выполнять простые движения, но при этом может выполнить их случайно.

Простые действия он выполняет правильно, но не по заданию. Пациент обычно путает движения (дотрагивается до носа вместо уха и. т. д.).

Мелокинетическая апраксия проявляется в искажении структуры движений, составляющих определенное действие и замене их неопределенными движениями в виде передвигания и раздвигания пальцев вместо того, чтобы сжать руку в кулак либо погрозить пальцем.

Афферентная апраксия

Афферентная апраксия обычно развивается на фоне поражения постцентральной (теменной) коры головного мозга. Данная болезньхарактеризуется неспособностью пациента воспроизвести единичные позы (пальцевые и кистевые, оральные и артикуляционные). Однако, подобные позы при данном виде заболевания легко воспроизводятся вместе с привычными непроизвольными действиями – одеванием, приемом пищи.

Конструктивная апраксия

Конструктивная апраксия считается особым и наиболее часто встречающимся видом заболевания. Она развивается при поражении теменной доли, как правого, так и левого полушария.

При данном заболевании пациент затрудняется или не может изобразить, срисовать по памяти фигуры животных и человека, геометрические фигуры. При этом пациент искажает контуры объекта, не дорисовывает отдельные его элементы и детали.

Копируя лицо человека, он может нарисовать один глаз над другим, не нарисовать некоторые части лица. При конструктивной апраксии возникают трудности с выбором места для рисования на бумаге.

Лечение апраксии

Лечением апраксии занимаются психиатры и неврологи, все зависит от вида и причины нарушений. Чаще всего назначаются индивидуальные схемы лечения с применением физиотерапии, логопедии и трудового обучения. Пациентам с подобными нарушениями требуется психолог, сиделка и соцработник.

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Симптомы диспраксии

Диспраксия — вид задержки развития, при котором у ребенка есть проблемы с координацией и выполнением сложных действий, но при этом нет нарушений мышечного тонуса и параличей. Физических патологий у диспраксии нет, поэтому в раннем возрасте диспраксию выявить невозможно. По мере развития ребенка появляются следующие симптомы:

  • Неловкость, неуклюжесть;
  • Неаккуратность во время еды: еда падает со столового прибора, напитки проливаются во время питья;
  • Плохая осанка;
  • Падения на ровном месте;
  • Проблемы с моторикой;
  • Частые спотыкания во время ходьбе;
  • Повышенная утомляемость из-за того, что приходится прилагать много усилий для выполнения повседневных действий;
  • Проблемы с активными играми: ребенок не может словить и бросить мяч, прокатиться на велосипеде, ему трудно прыгать и бегать;
  • Плохая память: ребенок забывает за день выученный материал.

Ребенок с диспраксией даже в младшем школьном возрасте часто не может самостоятельно одеться: путает перед и зад, левые и правые ботинки. Не может застегнуть пуговицу и завязать шнурки. Каждый раз задумывается, какой рукой держать ложку и карандаш. Иногда у таких детей нет чувства направления движения: ребенок может хаотично перемещаться, если взрослый не ведет его куда-то целенаправленно. Такое поведение характерно только для детей 2-3 лет.

Важно  Уколы и таблетки Толперил: показания, инструкция, отзывы

Диспраксия не проходит сама по себе. Для подростков и взрослых характерны плохой, непоставленный «детский» почерк, проблемы с рисованием (человек не может вывести ровную линию). Неловкость с годами также усиливается: у людей с диспраксией неуклюжая походка и все «валится с рук». На выполнение бытовых действий нужно в несколько раз больше времени, чем для обычных людей. Люди невнимательны и рассеянны, часто забывают о важных вещах.

Если вы заметили у своего ребенка эти симптомы, обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Одна из основных проблем для людей с диспраксией — одиночество. Дети игнорируют сверстников с «особенностями», из-за чего люди с детства растут обособленными и нелюдимыми, не могут работать в команде, страдают от депрессивных и тревожных расстройств.

Разновидности

Кинестетическая апраксия подразделена на три основных разновидности:

  • кинетическая апраксия конечностей или мелокинетическая апраксия;
  • идеомоторная;
  • идеаторная.

Идеаторная кинестетическая апраксия понимается как нарушение экстракинетических энграмм памяти, в которой содержится пространственно-временной идеаторный план, определяющий путь, которому будут следовать двигательные функции, каким образом будут действовать конечности и их части, последовательность, ритм и скорость движений.

Данное расстройство провоцирует нарушения непривычных и сложных действий, в то время как обычные, самые простые действия сохраняются. Формулы действий, которые хранятся в экстракинетической памяти, направляют такие комплексные движения, применяя кинетические, тактильные и первичные визуальные способности, чтобы осуществлять эти движения. Повреждения экстракинетических энграмм либо препятствие, которое возникает в процессе их формирования, способствует разрыву и ошибкам в идеаторной концепции, а иногда и к абсолютной неспособности их реализации.

Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

Полагается, что артикуляционная кинестетическая апраксия является следствием разрыва связи между экстракинетическим хранилищем и хранилищем кинетических энграмм, так же, как и разрыв связи с новыми тактильными, оптическими и акустическими стимулами, что способствует развитию апраксии одиночных простых моторных действий.

Основные проявления

Патологию обнаруживают у 3-6 % всех детей. Она может проявляться в той или иной мере. Болезнь присуща больше мальчикам, чем девочкам.

Многие малыши бывают неуклюжими, но диспраксия – это то заболевание, которое остается на всю жизнь.

Самые яркие и часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается ребенок:

  1. Нарушения артикуляционной функции, часто сопровождается дыхательной дисфункцией. Малышу тяжело скоординировать работу речевых мышц.
  2. Проблемы при удержании ручки или карандаша. Такие детки долго осваивают навыки письма, рисования. Даже научившись писать, делают это очень медленно.
  3. Проблемы с чтением. Ребенку тяжело концентрироваться на одной строке и следить взглядом по ней.
  4. Проблемы с выполнением самых обычных задач: ходьба, бег, удержание равновесия. Также ребенку тяжело запомнить, а тем более позднее воспроизвести последовательные движения, тяжело поддаются игры высокой сложности.

Профилактика, лечение апраксии — симптомы, причины, диагностика

Апраксия — заболевание, характеризующееся потерей способности совершать целенаправленные движения.

В настоящее время выделяются виды апраксии:

  • кинестетическая апраксия – проявляется в невозможности принять какие-то позы (пальцы, кисти, губы, язык);
  • врожденная апраксия – диагностируется чаще у мальчиков;
  • конструктивная апраксия – определяется невозможностью составлять целое из частей (слова, фигуры);
  • вербальная апраксия – нарушения речи;
  • моторная апраксия – потеря координации движений отдельными конечностями или всем телом.

Причины

Заболевание возникает в результате повреждений отделов головного мозга (опухоли, травмы, инсульты, осложнения инфекционных заболеваний).

Апраксия развивается в результате дегенеративных процессов, локализующихся в теменных долях, где хранятся все программы действий, усвоенных в течение жизни.

Также к заболеванию могут приводить повреждения мозолистого тела, лобных долей, премоторной коры мозга.

Симптомы апраксии

Характерные для апраксии симптомы зависят от вида заболевания и выглядят следующим образом:

  • неспособность управлять мимикой лица;
  • невозможность рисовать простые фигуры;
  • затруднения с выбором и использованием инструментов;
  • проблемы с выполнением комплекса скоординированных движений (завязывание шнурков);
  • неспособность выполнять точные движения руками или пальцами;
  • неспособность одеться;
  • шаркающая походка;
  • сутулость;
  • неспособность перешагнуть через препятствие.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лечение апраксии

Лечения апраксии в настоящее время не существует. Для смягчения симптомов назначаются:

  • трудотерапия;
  • физиотерапия;
  • когнитивная реабилитация;
  • лечение у логопеда.

Некоторые улучшения отмечаются при адекватном лечении после инсульта.

Опасность

Заболевание может привести к ухудшению уровня жизни и неспособности выполнять повседневные действия без помощи других людей.

Группа риска

В группе риска находятся:

  • люди с наследственной предрасположенностью;
  • лица мужского пола;
  • люди старше 60 лет;
  • люди, страдающие высоким кровяным давлением;
  • люди, перенесшие инсульт;
  • люди, имеющие в анамнезе сердечнососудистые заболевания.

Профилактика

Для профилактики заболевания пациентам рекомендуется:

  • вести активный образ жизни;
  • придерживаться рационального питания;
  • избегать повреждений головы;
  • проходить профилактический осмотр у врача-кардиолога.

Прогноз

Прогноз при диспраксии благоприятный. Заболевание хорошо поддается коррекции и не приводит к инвалидности. Эффективность терапии зависит от своевременности выявления нарушений. Если ребенок длительное время растет с нарушениями речи, это негативно влияет на его способность к обучению. Больные плохо осваивают чтение, письмо и отличаются низкой успеваемостью в школе

При выявлении болезни, важно определить, где учить детей с диагнозом диспраксия. Если у пациента наблюдается значительное отставание в навыках от сверстников, он может быть направлен в специализированное образовательное учреждение

Диспраксия — заболевание, характеризующееся медленным освоением моторных навыков и речи. Патология нуждается в раннем выявлении и начале комплексного лечения с применением лекарственных препаратов, немедикаментозных методов и упражнений для коррекции нарушений. Говоря о том, в чем различия между апраксией и диспраксией, специалисты отмечают, что в первом случае двигательные навыки осваиваются крайне медленно и не в полной форме, что приводит к существенному снижению качества жизни пациента.

Важно  Антидепрессант Феварин: инструкция, показания и противопоказания, отзывы

: Дислексия

,Церебрально-сосудистая деменция — это психическое нарушение дефицитарного плана, развивающееся как результат длительного существенного снижения,Среди заболеваний нервной системы эпилепсия является одной из распространенных патологий. Она связана с появлением,Нарушения речи встречаются у 1% детей в дошкольном возрасте. Как правило, при осмотре у

Что такое диспраксия – особенности и виды

Диспраксия – это расстройство, которое касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями.

Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) диспраксия находится в категории расстройств развития двигательной функции, в то время как DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual Of Mental Disorders – IV) относит её к расстройствам развития координации движений.

Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

В целом, мы можем утверждать, что диспраксия – это заболевание, которое вызывает трудности в выполнении повседневных действий, таких как одевание или произнесение слов, что приводит нарушениям развития в школьные годы, в частности, к проблемам с обучением письму или чтению, и которые не следует путать с апраксией.

Диспраксия поражает обычно «детское население», в частности, 3-6% детей (в том числе между 5 и 11 годами), и возникает чаще всего у мальчиков, по сравнению с девочками.

Существует несколько типы в диспраксии, отличающихся в зависимости от причин, клинической формы и типа действия, которое не удается осуществлять в автоматическом режиме.

В зависимости от причины мы можем выделить следующие типы диспраксии:

  • Первичная: этот тип диспраксии не связан с неврологическими проблемами или другими заболеваниями, и возникает по причинам, до сих пор не совсем понятным.
  • Вторичная: развивается в результате влияния патологии, например, при синдроме Дауна, аутизме или синдроме Вильямса, а также как следствие неврологических проблема, таких как ДЦП, черепно-мозговой травмы.

В зависимости от типа действия, которое ребенку трудно выполнять автоматически, можно выделить следующие типы диспраксии:

  • Вербальная: относится к снижению способности обрабатывать фразы, расставлять слова в правильном порядке, чтобы четко выразить мысль и, в целом, отличается проблемами выполнением движений, участвующих в образовании звука.
  • Моторная: включает в себя нарушения, связанные с движением, например, хождение, письмо, одевание, завязывание шнурков и другие ежедневные действия, связанные с выполнение автоматизированных движений.
  • Офтальмологическая: также называется глазодвигательная диспраксия, связана с меньшей способностью контролировать движения глаз и взгляд. Например, неспособностью во время чтения следовать взглядом вдоль строки, двигая только глазами, чтобы выполнить это действие ребенок, страдающий от диспраксии, должен двигать всей головой.

Также производят деление типов диспраксии на основе более конкретных двигательных нарушений:

  • Кинетическая: этот тип относится к снижению способности выполнять движения в быстром темпе, например, ходьба, прыжки, бег.
  • Идеативная: в этом случае нарушается способность осмысливать действие и в дальнейшем применять его на практике. Больной испытывает трудности как с обдумыванием возможного действия, так и с его реализацией.
  • Выразительная: в этом случае субъект имеет низкую способность выражать эмоции с помощью мимики. Не может, следовательно, соотнести эмоциональное состояние (страх, гнев, печаль, счастье) с соответствующими движения мышц лица, которые служат для выражения эмоций.
  • Деамбулаторная: больной не в состоянии изменить способ ходьбы в зависимости от того, что будет предложено. Например, возникают трудности в том, чтобы чередовать ходьбу в быстром темпе, ходьбу на цыпочках или ходьбу на пятках.
  • Конструктивная: трудность в этом случае заключается в пространственной организации движения, субъект не может воспринимать пространство адекватно, как двухмерное или трехмерное.
  • Одевательная: в этом случае сложность пациента заключается в одевании различных предметов одежды на различные части тела, что ведет к снижению возможности самостоятельно одеться, завязать шнурки и т.п. Например, неспособность одевать одежду в нормальном порядке (вместо того, чтобы начать с нижнего белья и заканчивать обувью, ребенок может выполнять все действия в обратном порядке).

Диспраксия у взрослого населения

На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента.

Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом.

Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет.

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

Важно  Пальценосовая проба для оценки координации движений и их нарушений

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

Апраксия речи считается моторным нарушением речи

На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Способы самостоятельной диагностики

Чтобы диагностировать апраксию, врач-невролог подробно изучит историю болезни человека и изучит все симптомы, чтобы определить основные причины. Невролог также постарается исключить подобные состояния, такие как двигательная слабость, афазия или диспраксия.

Врач может провести тесты для оценки:

  • вербальной и невербальной коммуникации
  • как люди участвуют и функционируют в определенных видах деятельности
  • координации
  • слуха и способности слушать

Диагностические тесты могут включать как физические тесты для измерения навыков координации движений, так и языковые тесты для проверки способности понимать команды.

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии

Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии. Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест

Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Оцените статью
Добавить комментарий