Причины и коррекция речи у детей с дислалией

Формы функциональной дислалии

При обследовании логопед определяет наиболее выраженные признаки речевых нарушений. Это позволяет скоординировать работу логопеда и сделать ее более результативной. Специалисты выделяют такие виды функциональной дислалии:

1) акустическо-фонематическая;

2) артикуляторно-фонетическая;

3) артикуляторно-фонематическая.

В первом случае к проблемам приводит слабое развитие речевого слуха. Из-за этого звуки, близкие по акустическим признакам, смешиваются. Иногда неполноценность их восприятия становится причиной того, что ребенок пропускает их в речи.

Причины и коррекция речи у детей с дислалией

Артикуляторно-фонетическая дислалия у детей дошкольного возраста возникает при неверном усвоении артикуляционных позиций. При этом малыши начинают искажать произносимые звуки.

При артикуляторно-фонематической дислалии ребенок не усваивает правильного положения языка, которое должно быть при произношении того или иного звука. Это приводит к их смешению.

Вот такая она разная — дислалия у детей. И методы ее устранения, таким образом, тоже будут разниться. В зависимости от установленного диагноза, логопед должен вырабатывать тактику работы с ребенком.

Что такое дислалия

В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По характеру звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».Причины и коррекция речи у детей с дислалией

В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их

Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки

Лечение и коррекция сенсорной и моторной дислалии

Логопедическая работа в отношении нарушений начинается по-разному, но в итоге сводится к одинаковому воздействию. Пошаговая схема представлена ниже.

Причины и коррекция речи у детей с дислалией

Развитие моторики и кинестетики

На этом этапе больного обучают совершать правильные движения периферическими органами речи, задействованными в произношении звуков. В результате формируется надежная артикуляционная база, используемая в дальнейшей работе.

Развитие фонематического восприятия

Коррекционная работа строится в несколько последовательных этапов:

  1. Узнавание неречевых фонемов.
  2. Различение особенностей голоса (тембра, высоты и так далее).
  3. Различение слов, максимально похожих по фонетическому строю
  4. Дифференциация слогов и фонем.
  5. Развитие аналитических навыков.
Важно  Причины, диагностика и лечение токсической полинейропатии

В результате прохождения всех стадий ребенок обучается различать схожие звуки и использовать в своей речи правильные.

Дальнейшая коррекция

Остальные этапы неизменны для любой формы логопедического нарушения, в том числе сенсорной и моторной дислалии. Сначала ребенка обучают правильным артикуляционным позам на этапе постановки звука. Делать это могут с помощью подражания или механически воздействуя на периферические органы.

Затем полученный звук автоматизируют в речи: начиная со слогов, слов, предложений, постепенно переходя к сложным скороговоркам, стихам, рассказам. Параллельно отслеживается использование нового фонема в обычной речи вне занятий с логопедом.

Причины и коррекция речи у детей с дислалией

Далее ребенка обучают дифференцировать схожие звуки и выбирать нужную артикуляционную позу в тот или иной момент речи. Прогноз исправления дефекта в случае моторной и сенсорной дислалии при своевременной диагностике и коррекции благоприятен.

Этапы коррекционной работы при дислалии

После того, как установлена проблема и поставлен логопедический диагноз, специалист начинает проводить регулярные занятия по устранению дефекта: постановке отсутствующих или неправильно произносимых звуков. Коррекция и лечение проводится в 4 этапа, представленные ниже в таблице.

Этап Основная задача Направления работы
Подготовительный этап устранения Подготовить речевой аппарат к обучению новым артикуляционным базам и лечению.
  • Отработка речевого дыхания.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Отработка ключевых звуков.
Формирование речевых навыков Непосредственная постановка отсутствующих или неправильно произносимых фонемов в порядке очередности.
  • Процесс обучения правильной постановке артикуляционной позы.
  • Логопедический массаж и гимнастика.
Автоматизация Закрепление правильного произношения и применение его в обычной жизни после лечения.
  • Отработка нового звука в слогах, находящихся в разных положениях.
  • Отработка в сложных словах и предложениях
Дифференциация Обучение различию фонемов, схожих по произношению и артикуляционным базам.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие памяти и внимания.
  • Изолированное различение звуков

Все этапы работы над речью при устранении дислалии в своей основе содержат упражнения разного типа. Если на первой стадии коррекции – это преимущественно ознакомительный процесс и физическое воздействие на периферические органы речи, то на последующих для лечения в основном используются игры, чтение и другие педагогическое и психологические приемы.

Причины и коррекция речи у детей с дислалией

Виды дислалии

Известные виды дислалии у детей — это механическая и фонематическая дисфункция. При механической дислалии достаточно устранить её причину и речь ребенка полностью восстанавливается. При фонематической дислалии коррекция более сложная и требует длительных систематических занятий с логопедом. При этом перед врачом стоит задача научить ребенка заново воспринимать речевую информацию, соотносить её с предлагаемыми образами и воспроизводить должным образом.

Механическая дислалия

Механическая дислалия встречается исключительно в сочетании с врожденными нарушениями формирования органов речевого аппарата. В этом случае признаки нарушения речевой активности сопровождаются визуальными данными

Врач при первом осмотре обращает внимание на строение челюсти, наличие дефектов мягкого неба, губ, уздечки языка. В последнее время механическая дислалия у детей часто формируется при неправильном прикусе

Поэтому следует, как можно раньше отучать ребенка от пустышек и приучать его к приему пищи с помощью ложки, а жидкости с помощью кружки-поилки.

Фонематическая дислалия

Фонематическая дислалия у ребенка является полностью «заслугой» его взрослого окружения. Если в грудном периоде и во время формирования речевых навыков ребенок не слышит нормальной человеческой речи и с ним постоянно «сюсюкают», то у него нарушается связь между восприятием образом и анализом их речевого выражения. Когда такой малыш начинает говорить, то он повторят слова взрослых. Если его не поправлять, то данный навык закрепляется.

Профилактические меры

С целью профилактики нарушения необходимо заботиться о ребенке и обеспечивать ему нормальные условия развития с первых дней жизни

В первые месяцы после рождения важно делать массаж, разговаривать с малышом, читать ему сказки и петь песни. После, когда малыш подрастет, выполнять гимнастику, петь, танцевать

Все это положительно влияет на развитие ребенка и на постановление правильного звукопроизношения.

При этом важно всегда находить время общаться с малышом, даже когда он сам еще не разговаривает. Еще одним важным этапом профилактики дефекта является своевременное посещение стоматолога, который сможет оценить состояние ротовой полости, зубов, неба и указать на наличие или отсутствие дефекта у ребенка

Важно  Аграмматизмы в нашей речи: примеры и коррекция

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Артикуляционные упражнения для губ

Артикуляционная гимнастика – один из лучших способов развития дикции. Она способствует укреплению мышц языка и губ. При регулярном проведении гимнастика помогает справиться с особенностями звукопроизношения у детей с дислалией. Каждое упражнение следует повторять не менее 8 раз. К самым эффективным из них относят:

  1. Губы вытягиваются в трубочку. В таком положении совершаются вращательные движения по часовой стрелке. Двигаться должны только губы.
  2. Начальное положение – максимальное вытягивание губ вперед. По счету они растягиваются в улыбке так, чтобы было видно верхний ряд зубов. Челюсти при этом должны разомкнуться.
  3. Свернутые в трубочку губы (как для поцелуя) направляются вправо, а затем – налево. После небольшого перерыва упражнение повторяется.
  4. Нижними зубами необходимо помассировать верхние губы. Следующим шагом верхними зубами нужно «почесать» нижние губы. Упражнение выполняется интенсивно, с быстрой сменой позиций.
  5. Губы собираются в трубочку, не вытягиваясь вперед. Из такого положения их нужно тянуть к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Упражнение называется «шторки». Верхняя губа поднимается вверх, обнажая зубы. Затем она возвращается в исходное положение. Аналогичное действие совершается с нижней губой.
  7. Губы формируются в короткую трубочку. Их следует поднимать вверх, затем – вниз, влево и вправо.

Основные отличия функциональной дислалии

Функциональная и органическая дислалия отличаются друг от друга принципиально. В их основе лежат разные причины, период проявления проблемы, да и методы устранения недостатка разные. В некоторых случаях сравнивать болезнь приходится с другим логопедическим нарушением – легкой степенью дизартрии. Их симптомы с обширным проявлением дислалии действительно схожи, но работа над исправлением строится принципиально другим способом. Задача специалиста: поставить точный диагноз, определить направления коррекционной работы и назначить лечение. Отличительные особенности приведены ниже в таблице.

Важно  Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие
Отличительные особенности Функциональная дислалия Органическая дислалия Стертая дизартрия
Основа проблемы Задержка в созревании речевого аппарата. Нарушения строения речевого аппарата. Нарушения иннервации речевого аппарата из-за неврологических проблем.
Причины
  • Общая задержка психоречевого развития.
  • Соматическая ослабленность организма из-за частых болезней.
  • Неправильное речевое воспитание.
  • Двуязычная или многоязычная окружающая среда.
  • Педагогическая запущенность.
  • Аномалии зубов (слишком маленькие, редкие и так далее).
  • Неправильное строение неба.
  • Толстые губы.
  • Короткая уздечка языка.
  • Нестандартный размер языка.
  • Проблемы в развитии в гестационном периоде.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Патологические роды.
  • Повреждения ЦНС в младенчестве.
  • Тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни.
Как проявляется Искажение или замена согласных. В основном при произношении страдают звонкие/глухие согласные, твердые/мягкие, шипящие, сонорные звуки. Искажение, замена и отсутствие согласных, для которых требуется межзубное произношение. Фонетические дефекты шипящих и сонорных: отсутствие или замена, озвончение/оглушение, смягчение и так далее.
Методы работы над нарушением
  • Тренировка мышц речевого аппарата.
  • Уточнение артикуляционных поз.
  • Логопедический массаж.
  • Постановка звуков.
  • Развитие слухового внимания.
  • Стоматологическое лечение.
  • Физиотерапия.
  • Медицинский массаж.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Логопедический массаж.
  • Механическая звукопостановка.
  • Неврологическое лечение.
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
  • Логопедический массаж.
  • Звукопостановка.

Причины и коррекция речи у детей с дислалией

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  • Ротацизм и ламбдацизм
  • Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  • Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
  • Фонетико-фонематические нарушения
  • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  • Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  • Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Методы коррекции дислалии

Нарушение произношения требует незамедлительной помощи специалистов. Чем раньше родители обратятся к логопеду, тем успешней будет коррекция. Оптимальная периодичность занятий составляет 3-4 раза в неделю. Общий срок посещения логопеда – от 1 до 3 месяцев. В сложных ситуациях продолжительность лечения может достигать полугода. Коррекционная работа включает в себя четыре этапа:

  • подготовка;
  • этап создания первичных навыков звукопроизношения;
  • работа в отношении навыков общения;
  • дифференциация.

Подготовительный этап

На стадии подготовки устраняются анатомические недостатки артикуляционного аппарата. Оценивается, а затем исправляется длина уздечки языка, корректируется прикус. Принимаются меры по тренировке мелкой моторики. Также производится отработка опорных звуков.

Постановка

Следующий коррекционный этап подразумевает формирование навыков звукопроизношения. Практикуют три способа постановки изолированного звука: с применением логопедических зондов, путем подражания или смешанным способом. Проводятся упражнения с детьми, позволяющие запомнить правильное расположение артикуляционных органов во время произношения отдельных звуков.

На этом этапе нередко применяют логопедическую ритмику. Она представляет собой сочетание музыки, движений и воспроизведения звуков или слогов. Метод направлен на устранение речевых и неречевых функций. В результате занятий ребенок не только правильно произносит звуки, но и ритмично двигается.

Автоматизация

Под автоматизацией подразумевают доведение процесса воспроизведения звуков до автоматизма. Постановка речевого аппарата осуществляется постепенно. Большое значение в процессе автоматизации имеет то, насколько правильно и грамотно говорят родители. На данном этапе коррекции у ребенка хорошо развит навык подражания.

Дифференциация

Со временем малыш начинает беспроблемно распознавать звуки. Он чисто произносит отдельные слоги и фразы. Задача родителей и логопеда заключается в сохранении и улучшении навыков говорения. Немаловажную роль играет психологическая составляющая заключительного этапа коррекции. Принимаются меры, способствующие развитию коммуникабельности ребенка.

Оцените статью
Добавить комментарий