Виды и формы, причины и лечение дислалии

Причины и профилактика дислалии

Причин, приводящих к развитию дислалии у ребенка, достаточно много. Врачи разделяют их на две категории — органические и социально-биологические. В первую из них включают нарушения произношения, которые возникают из-за аномалии строения артикуляционного аппарата. Проблемы с выговариванием звуков могут возникнуть в результате патологий:

  • зубов;
  • челюсти;
  • нёба;
  • языка.

Проблемы могут иметь врожденный или приобретенный характер. Так, исказить речь могут отсутствие зубов, высокий свод нёба, присутствие неправильного прикуса или укороченной подъязычной связки. На речи ребенка отражается любая из вышеперечисленных аномалий.

Социально-биологические причины также достаточно часто приводят к развитию патологии. В процессе развития речи ребенок подражает взрослым. Современный ритм жизни приводит к тому, что многие родители недостаточно часто общаются со своим ребенком. Некоторые взрослые не уделяют должного внимания развитию произносительных навыков у детей. Всё это в дальнейшем способно привести к дислалии. Не стоит ожидать, что у ребёнка правильная речь разовьется спонтанно. Если наблюдается задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку ребёнка, в последующем это может стать причиной закрепления дефектного звукопроизношения.

Отдельно специалисты выделяют категорию причин, которые приводят к развитию дислалия у детей в связи с возрастом. В этом случае речевой дефект является физиологической нормой. Он не требует выполнения специфической коррекции и в последующем исчезнет самостоятельно, если родители будут уделять достаточное количество времени для занятий с ребёнком. Нужно учитывать, что именно в дошкольном возрасте происходит закладывание дальнейших коммуникационных возможностей. Именно они в последующем играют важную роль во взаимодействии с окружающим миром.

Дислалию можно предупредить при помощи выполнения профилактических мероприятий, предупреждающих развитие нарушения речи. Для этого необходимо:

  • контролировать состояние здоровья ребенка;
  • во время беременности нужно регулярно посещать акушера-гинеколога;
  • родители должны обеспечить ребёнка всесторонней заботой, а также предпринимать меры для его полноценного физического и умственного развития;
  • окружающие ребенка взрослые должны отличаться правильной, грамотной и полноценной речью;
  • необходимо проходить своевременное обследование, чтобы вовремя выявить присутствие анатомических нарушений со стороны строения или работы органов речи.

Функциональная дислалия (моторная и сенсорная)

При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В ее основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребенка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остается. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.

Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикулирования звуков и приблизительности их звучания. Это чисто фонетический дефект, поскольку полных замен одного звука речи другим здесь обычно не наблюдается.

Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически близких звуков (звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и свистящих и др.). В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, «сапка» вместо «шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер (ребенок не различает двух разных фонем), в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме, характерными для одного из видов дисграфии.

При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.

Все сказанное о функциональной дислалии не исключает, однако, и случаев чистого подражания, когда дефекты в произношении звуков у ребенка с совершенно нормальным речевым аппаратом бывают обусловлены только неблагоприятным социальным окружением.

Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.

Как ставится диагноз

Ребенка, а также родителей обследуют. Врач (логопед) задает вопросы, связанные с развитием, в том числе и внутриутробным, с прохождением родов, являлись ли они искусственными, естественными, наблюдались ли осложнения в речи у родителей.

После этого специалист берет для изучения медицинскую карту пациента.

Завершающим этапом обследования является проведение тестирования. Это нужно для того, чтобы определить уровень развития речи, слуха, зрения. Затем доктор начинает произносить слова, которые пациент должен повторить.

От правильности произношения слов будет зависеть оценка развития болезни. Пациенты с механическими нарушениями обследуются командой врачей (логопед, ортодонт, стоматолог, хирург, невролог).

Отличие дислалии от дизартрии

Дизартрия – это проблемы звукопроизношения из-за нарушений речевого аппарата. Отличий от дислалии немало:

Возникнуть может при ослабленном здоровье.
Расстройства вегетативной системы могут содействовать развитию болезни

К таким относятся: плохой сон, бессонница, бледность, повышенное потоотделение.
У пациентов, страдающих недугом моторика в плохом состоянии, ловкость отсутствует, нарушена координация движений.
Присутствует тремор пальцев, рук.
Невозможность держать тело в неподвижном вертикальном положении, оно покачивается.
Есть вероятность анемии некоторых, всех мимических мышц лица.
У больного не получается жевать пищу, глотать воду, еду маленькими порциями.
Мозговые процессы ухудшаются (снижается память, внимание, появляется утомляемость).
Такие дети легко возбудимые, обладают отрицательным поведением, неуравновешенны.
Речь отличается от нормы темпом, плавностью, смазывается звуковоспроизведение.

Патогенез дислалии

Причины у разных типов различные. Соответственно, коррекция необходима разная.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механический тип вызывается физиологическими и анатомическими дефектами. Они не дают возможность произносить звуки правильно звук, который были ими услышаны. Обычно это возникает вследствие стоматологических дефектов – прикус, неправильная форма и расположение резцов, недоразвитость челюстей. Медики считают основными причинами:

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype

Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда

  • уздечка языка слишком короткая;
  • особенности строения костей челюсти и лица;
  • дефекты нёба;
  • патологии верхней губы;

Для избавления от механической дислалии необходим стоматолог и ортодонт. Ребенку необходимо пройти специальный коррекционный курс. Наиболее лучшие результаты достигаются в возрасте 5-6 лет.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Важно  Контроль всех действий префронтальной корой

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка

Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Диагностика

Механическая дислалия является предметом изучения логопедов и специалистов медицинской направленности, поэтому диагностика всегда многоэтапна.

  1. Логопед анализирует строение и подвижность органов речи, диагностирует способности звукопроизношения и фонематического слуха. Далее формируется заключение, в котором указывается форма речевого нарушения, его разновидность и вид (сигматизм, ротацизм).
  2. В ходе медицинского обследования может потребоваться коррекция хирурга, стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.

В рамках медицинской диагностики могут быть назначены рентген, ОПТГ, телерентгенографии, а также показано изготовление контрольно-диагностических моделей.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Симптомы

Дефекты произношения при дислалии могут быть выражены заменами, пропусками, а также смешениями и искажениями звуков.

Пропуски звука – имеется в виду его полное отсутствие в начале слова, середине или конце.

Замена звука – один звук говорящий замещает другим, который есть в фонетической системе языка. Ребенок может заменять разные звуки по месту артикуляции либо способу образования, но при этом они будут отличаться по признаку твердости/мягкости или звонкости/глухости.

Смешение звуков – говорящий путает 2 звука, при этом произносит их корректно. Это может быть вызвано неполным усвоением системы фонем.

Искажение звуков – это использование в речи звуков, которых нет в фонетической системе языка (например, межзубное или боковое произнесение звука , велярное или увулярное произнесение и др.). Этот вид дефектов, как правило, встречается при механической дислалии.

В случае функциональной дислалии присутствует нарушенное произнесение одного или нескольких звуков, при механической – сходные по артикуляции группы звуков.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речи формируется в зависимости от возраста: не искажается слоговая структура слов, достаточно широко развит словарный запас, единственное и множественное число, падежные окончания используются корректно, достаточно высоко развита связная речь.

Кроме патологических форм дислалии, в логопедии также выделяют физиологическую форму, физиологические несовершенства речи, возрастное косноязычие или вызванные возрастной несформированностью органы артикуляции. Такого рода особенности произношения, как правило, исчезают сами к наступлению 5 лет.

Классификация

1. В соответствии с причинами нарушения звукопроизношения, можно выделить:

  • механическую (органическую) дислалию – вызвана дефектами строения речевого аппарата;
  • функциональную дислалию – ее причинами являются обратимые нейродинамические нарушения в коре головного мозга или социальные факторы.

Функциональная дислалия может быть:

  • моторной – если она вызвана нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. В этом случае появляются некоторые неточности в движениях губ и языка, которые становятся недифференцированными. Все это приводит к искажению артикуляции звуков (фонетический дефект);
  • сенсорной – вызвана нейродинамическими сдвигами в центре речеслухового анализатора. В данной ситуации затруднена слуховая дифференциация акустически сходных фонем (глухих и звонких, шипящих и свистящих, твердых и мягких). По этой причине заменяются и смешиваются звуки в устной речи (фонематический дефект), также проявляются однотипные замены букв во время письма.

В случае сочетания двух вышеуказанных разновидностей дефектов можно говорить о сенсомоторной дислалии.

В соответствии с несформированностью акустических или артикуляторных звуковых признаков, а также фонетического либо фонематического характера дефекта, выделяют следующие виды дислалии:

  • артикуляторно-фонематическую;
  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

3. В зависимости от количества нарушенных звуков существует 2 формы дислалии:

  • простая – ребенок неправильно произносит от 1 до 4 звуков;
  • сложная – ошибки в произношении более 4 звуков.

4. Также существует мономорфная дислалия – если ребенок некорректно произносит звуки из одной артикуляционной группы (шипящие, свистящие и т.д.), а также полиморфная – дефекты в звуках из разных артикуляционных групп.

Понятие дислалии и ее характеристика

Дислалия – это речевое нарушение, которое возникает у людей с нормальным слухом и в отсутствии неврологических проблем. Чаще всего встречается у детей и обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но некоторые виды характерны и для взрослых. Правда если у детей с возрастом дислалия стирается, то у старшего поколения она постепенно усугубляется, поскольку стареет и деформируется речевой аппарат.

Дислалии в МКБ-10 соответствует код F80, а значит и относиться к ней следует как к болезни. Говоря об общей ее характеристике, следует отметить, что она может встречаться в разных формах. В первую очередь к дислалии относятся дефектное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Несколько реже проявляются проблемы в звукопроизношении заднеязычной группы фонемов, а именно, мягких и твердых Г и К. Самой редко встречающейся можно считать дефект проговаривания звука Й.

Дислалия – нарушение речи, основанное не только на ошибочном произношении звуков, но и неправильном их восприятии. Собственно говоря, именно второе часто становится причиной первого, хотя эта взаимосвязь сложна и многостороння.

Виды и формы, причины и лечение дислалии

Коррекция дислалии

Виды и формы, причины и лечение дислалииДислалия — это такое нарушение речи, которое вполне поддается восстановлению. И если родители вовремя заметят проблему у своего ребенка и обратятся к логопеду — положительный результат будет гарантирован.

В первую очередь необходимо выяснить причину появления дислалии. Так, если причиной послужили имеющиеся проблемы с прикусом или зубным рядом — проводится стоматологическая коррекция. Кроме того, может потребоваться консультация невропатолога.

Если же у малыша физиологическая дислалия, значит, к делу приступает логопед. Процесс коррекции речи проходит в несколько этапов:

  • Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопед ставит перед собой такие задачи как развитие у малыша слухового внимания и памяти. Также логопед проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для усовершенствования речевой моторики.
  • Следующий этап — это формирование произносительных навыков. На этой стадии логопед работает уже непосредственно над устранением имеющихся дефектов. С помощью особых упражнений специалист развивает у малыша умение различать в произношении звуки, которые схожи по проговариванию и звучанию.
  • Когда эти задачи будут успешно выполнены, логопед займется формированием произносительных навыков в свободной речи малыша.

Коррекция дислалии проводится преимущественно в игровой форме. Логопед предлагает малышу выполнять особые упражнения, которые предназначены для формирования правильного произношения звуков.

Для достижения желаемого результата логопедические занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Ограничиваться сугубо занятиями со специалистом не стоит. Родителям можно попросить логопеда показать упражнения, которые затем необходимо делать с ребенком дома. Длительность лечения при простой дислалии обычно занимает от одного до трех месяцев, а при сложной дислалии несколько дольше — до полугода.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

3,852 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Новые технологии в коррекции дислалии

Связь между логопедией и ортодонтологией установлена давно, особенно актуально это для механической дислалии. В этой сфере есть современные решения проблем, которые приводят к подобным речевым нарушениям. Таким примером являются миофункциональные контейнеры, вестибулярные пластинки. Контейнеры появились не так давно, а о влиянии их на речь стало известно совсем недавно – около четырех лет назад. Механическая дислалия обусловлена неправильным прикусом, аномалиями с зубочелюстным аппаратом, логопед не может влиять и тем более устранить данную проблему.

В 2008 году были проведены исследования с использованием средств миофункциональной коррекции. Это трейнеры, изготовленные из силикона. Результаты показали что у 100% детей восстановилось дыхание через нос, а 99% нормализовали речевые нарушения. На основе этой работы были сформулированы вывод, что преортодонтический трейнер доказал на практике свою клиническую эффективность и может быть использован для коррекции дыхания и прикуса у ребенка.

Коррекция дислалии с упражнениями

Процесс борьбы с патологией состоит из нескольких этапов. Чтобы избавиться от дислалии, предстоит предпринять подготовительные меры, затем преодолеть фазу формирования первичных навыков произношения. Финалом работы с ребенком становится создание коммуникативных способностей. На подготовительном этапе осуществляются следующие действия:

  • ликвидируются нарушения, связанные со строением артикуляwbjyyjuj аппарата;
  • улучшение мелкой моторики;
  • происходит процесс развития обработки произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов, если имеет место быть функциональное нарушение речи;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, если у ребёнка выявлена моторная форма функциональной дислалии.

Во время фазы формирования первичных навыков произношения происходит постановка отдельно взятого звука, автоматизируется их произношение в слове. Ребёнок учится составлять правильное предложение и тексты. Специалист предпринимает меры для развития умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе осуществляется закрепление приобретенных навыков. Ребёнок учится безошибочно употреблять звуки вне зависимости от ситуации общения

Очень важно работать с логопедом регулярно. Занятия должны проходить минимум 3 раза в неделю

Параллельно проводится домашняя терапия. Суть состоит в выполнении особых упражнений и заданий, которые дает врач. Дополнительно проводится артикуляционная гимнастика. Продолжительность лечения составляет от 1 месяца до полугода. Точный период и результат лечения напрямую зависит от формы заболевания и степени запущенности патологии.

Упражнения, позволяющие устранить дислалию, достаточно разнообразны. Они во многом зависят от разновидности патологии. Так, если наблюдается механическая разновидность патологии, стоит проделывать следующие упражнения:

  • последовательно смыкать сначала зубы, а потом губы;
  • открывать и закрывать рот;
  • прикусывать верхнюю губу нижними зубами, а затем наоборот;
  • проводить верхними резцами по нижней губе, выполняя действие энергично.

Существуют упражнения и для улучшения артикуляции звука. В этом случае рекомендуется сложить губы в трубочку, вытягивать их вперёд и удерживать в таком состоянии 10 секунд. Другим упражнением является улыбка. Для его выполнения пациент должен улыбнуться и сжать зубы заборчиком. В таком положении необходимо пробыть от 10 секунд и более.

Еще одним методом выступает упражнение “пофыркивающая лошадь”. Пациент должен расслабить губы, а затем выдохнуть, попытавшись изобразить звук, который воспроизводят лошади. Действие рекомендуется выполнить минимум 10 раз.

Помочь при борьбе с патологией способно и упражнение “воронка”. Чтобы выполнить его, пациент должен разомкнуть зубы на счёт 1 и вытянуть губы трубочкой вперёд. На счёт 2 губы втягиваются внутрь и подворачиваются за зубы. Рекомендуется выполнять упражнение больше 10 раз.

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Важно  Желудочки головного мозга в регуляции образования ликвора

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Отличия механической дислалии от других нарушений

Этиология и симптоматика механической дислалии настолько специфичны, что подозрения о ее существовании у специалистов появляются еще до того, как ребенок поступает в детский сад. Часто они высказываются не логопедом, а стоматологом на ежегодном профилактическом осмотре. Это характерно только для данного нарушения. Существуют и другие особенности болезни, не свойственные другим формам. Они представлены ниже в таблице.

Отличительные особенности Механическая (органическая) дислалия Функциональная дислалия
Основа проблемы Органические недостатки костно-мышечной структуры периферических органов речи. Неправильное функционирование центрального речевого аппарата.
Причины
  • Дефекты зубо-челюстной системы.
  • Аномалии развития неба.
  • Дефекты языка, губ.
  • Биологические факторы, в том числе ЗПРР и нарушение общего развития.
  • Социальные факторы, в том числе ошибки речевого воспитания, педагогическая запущенность и другое.
Возраст обнаружения и начала коррекционной работы Нарушение может проявиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Коррекционная работа начинается сразу после обнаружения проблемы. Дошкольный возраст. Начало коррекции зависит от конкретных симптомов. Средний возраст 4-5 лет.
Методы лечения
  • Ортодонтическое и стоматологическое лечение, иногда хирургическое вмешательство.
  • Физиотерапия, медицинский массаж.
  • Логопедическая работа.
Логопедическая коррекция, основанная на развитии артикуляционных баз и фонематических процессов.

Виды и формы, причины и лечение дислалии

Общие сведения о механической дислалии

Механическая дислалия возникает на фоне анатомических аномалий строения речевого аппарата: отсутствие рубцов, неправильный прикус, серьезные патологии зубочелюстной системы, недоразвитость языка, губ или нижней челюсти и другие.

Впервые феномен дислалии был описан в начале XIX века в Европе, но со временем описание и определение менялось. Самое обширное описание речевой особенности встречается в работах отечественных специалистов второй половины XX столетия.

Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте. Обычно ее наличие не мешает человеку нормально жить и общаться, но в некоторых случаях произношение доставляет психологический дискомфорт и трудности в общении с людьми, поэтому коррекция необходимо в любом случае. В ней принимает участие хирург, ортодонт и логопед.

Симптоматика и клиническая картина в зависимости от типа нарушения

Клиника дислалии представлена идентичными в основе проявлениями, независимо от случая:

  1. Искажение при произнесении букв и звуков. Формально структура слова сохранена. Окружающие в большинстве случаев понимают, о чем говорит пациент.
  2. Замена букв и звуков на похожие. Звонкие на глухие («б» на «п») и так далее. Это существенно осложняет говорение и понимание речи человека с дислалией. В тяжелых случаях процесс коммуникации невозможен вообще.
  3. Наконец, встречается пропуск отдельных букв или звуков, там, где они не должны редуцироваться.

Наблюдается один из приведенных признаков или сразу несколько. Зависит от типа процесса.

Виды и формы, причины и лечение дислалии

Нарушения процесса говорения приводят к целой массе проблем в социально-психической сфере:

  1. Неуверенность в себе, как у детей, так и тем более у взрослых. Человек старается меньше говорить, не участвовать в играх, обсуждениях вопросов, беседе. А затем и вовсе замыкается в себе. Старается меньше выходить из дома. Социальная изоляция и недостаток контактов, вербальной деятельности приводит к усугублению ситуации. Потому одно из основных направлений лечения строится на постоянной коммуникации человека с окружающими.
  2. Формирование фобий. Классический вариант — социофобия. Боязнь общества в разных его ипостасях. От минимальных групп по интересам до группы в детском саду, классе в школе, коллективе на работе и пр.
  3. Раздражительность, апатичность и пр. признаки эмоциональной неудовлетворенности и постоянного стресса. Восстановление без взаимодействия с логопедом не приносит эффекта.

Если своевременно не помочь человеку с дислалией, возникают осложнения в прочих сферах речевой деятельности.

Возникают проблемы с употреблением падежей, числительных. Эти конструкции основываются на изменчивости окончаний и самой структуры произносимого слова. Также страдает письменная речь. Хотя и не всегда. Грамматический строй, словарный запас человека может быть в норме или даже за пределами средней нормы. Что указывает на сохранность интеллекта и прочих высших нервных функций.

Профилактика дислалии

Если родители не хотят в будущем искать материалы на тему «Дислалия у детей и методы ее устранения«, то им надо заранее узнать, как предотвратить развитие такого нарушения.

Виды и формы, причины и лечение дислалии

Профилактикой развития механической формы заболевания будет регулярный осмотр профильными врачами, которые смогут вовремя выявить анатомические нарушения развития речевых органов.

Важно также окружить ребенка людьми с правильной речью. Взрослые не должны «сюсюкать» с малышом, ведь это формирует у него стереотипы общения

У ребенка должно быть несколько примеров для подражания. Если у одного из родственников есть речевые проблемы, то его роль в воспитании чада не должна быть ведущей.

Дислалия нередко встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основной особенностью патологии является нарушение произношения слов при условии, что ребенок хорошо слышит и может полностью произносить все звуки в словах. Отклонение выражается искажением, смещением или замещением звуков. Иногда звуки могут полностью отсутствовать в устной речи малыша.

Оцените статью
Добавить комментарий