Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Особенности диагностических мероприятий

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач

Во время поведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе. Специалист смотрит на следующие аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию во время беседы;
  • как ориентируется в окружающем мире;
  • как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях;
  • присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет;
  • насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации;
  • отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса. Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь. При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи. При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты:

  • уровень понимания речи;
  • может ли соотносить слово с предметом;
  • уровень понимания сложных грамматических конструкций.

Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Диагностика экспрессивной составляющей включает:

  • автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.;
  • эмоционально окрашенные автоматизмы;
  • сравнение количества произвольной и непроизвольной речи;
  • повторение заданного речевого материала;
  • оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи;
  • сохранность чтения и письма.

Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций. Данное речевое нарушение является не только логопедической проблемой, но и нейропсихологической, т. к. механизм нарушения затрагивает работу речевых областей головного мозга. Поэтому в восстановительной работе принимают участие логопеды, нейропсихологии, неврологи, дефектологи и физиотерапевты.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия – кинестетическое расстройство уже сформированной речи. Оно возникает на фоне поражения артикуляторной области постцентральной извилины.

Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Причины афферентной моторной афазии

Патологический процесс может иметь токсический, ишемический, воспалительный и посттравматический характер. Основные причины развития афферентной моторной афазии:

  1. Инсульт. Это одна из самых частых причин развития речевой дисфункции. Во время ишемического инсульта наблюдается гибель нейронов в пораженной области. Основная причина – нарушение нормального кровообращения, которое приводит к спазму питающей церебральной артерии. При геморрагическом типе инсульта наблюдается излияние крови и сдавливание тканей.
  2. Черепно-мозговые травмы. Ушиб головного мозга приводит к травмированию нейронов, которые необходимы для нормального восприятия афферентной информации от артикулярных органов. В результате формируется внутримозговая гематома, увеличивается посттравматический отек и сдавливаются нейроны.
  3. Опухолевый процесс в мозгу. Астроцитомы, глиомы и медуллобластомы в теменной зоне становятся причиной разрушения нейронов. По мере роста внутримозговой опухоли речевые нарушения будут становиться более выраженными.

Афферентная моторная афазия может возникать на фоне болезни Альцгеймера, болезни Пика и лейкодистрофии. При этих патологических процессах наблюдаются атрофические изменения в коре. Речевая дисфункция такого типа может наблюдаться при прогрессирующей деменции.

Симптомы афферентной моторной афазии

Пациент с афферентной моторной афазией имеет проблемы со звукопроизношением. Возможна частичная или полная их замена. В особо запущенных случаях пациент не могут произнести ни единого членораздельного звука.

При легкой патологии наблюдается замена звуков близкими артикуляциями. Часто возникают проблемы со чтением и письмом, так как больной не может проговаривать слова через себя. При афферентной моторной афазии больному становится проблематично облизать или надуть губы. Формируются литеральные парафазии.

Лечение афферентной моторной афазии

Изначально врач должен установить причину патологического процесса. Для устранения инфекционно-воспалительных процессов используется антибактериальные и противовирусные лекарственные препараты. В случае инсульта показано дифференцированное сосудистой лечение.

При травматических или опухолевых процессах необходимо обследование у нейрохирурга. При необходимости проводится нейрохирургическая терапия. Устранение афазии начинается на раннем восстановительном периоде. Оно предполагает проведение логопедических занятий и прием медикаментов.

Виды растормаживающих упражнений:

  • повторение стихов;
  • проговаривание фраз;
  • сопряженное и отраженное произнесение автоматизированных рядов.

Все занятия проводятся с мимическим сопровождением со стороны учителя. Он садится напротив пациента и в утрированном виде демонстрирует постановку губ, языка и щек.

Цель медикаментозного лечения – нормализация кровообращения и метаболических процессов в пораженных участков. Назначается прием ноотропных, вазоактивных и нейтопротекторынз лекарства. При необходимости проводится психотерапия или беседы с психологом.

Симптомы

Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:

  1. Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
  2. Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
  3. Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
  4. Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.
Важно  Что лучше Фенибут или его аналоги: сравниваем эффективность, безопасность, стоимость

Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):

  • Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
  • Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.

Симптомы

Для динамической афазии наиболее характерно нарушение построения развернутого высказывания. Отдельные звуки произносятся и воспринимаются правильно, артикуляция не нарушена. Больной может высказывать отдельные слова и короткие фразы.

Симптомы грубой дисфазии проявляются нарушением спонтанности и инициативности речи: больному трудно начать диалог, а если он и начался, то фразы состоят из шаблонных и стереотипных слов и словосочетаний. Грубая афазия также характеризуется наличием эхо-симптомов, в особенности эхолалии и эхопраксии. Эхолалия — это симптом, характеризующийся повторением одного и того же слова, эхопраксия – повтор одного и того же действия.

Характеристика динамической афазии состоит из двух фундаментальных структур:

  1. Состояние импрессивной речи.
  2. Состояние экспрессивной речи.

Импрессивная речь

Это – понимание устной и письменной речи. Очаг поражения при динамической афазии вовлекает не только развертывание высказывания, но и понимание.

При легкой дисфазии больной понимает разговор, если та выражена с интонациями, с присутствием пауз и произносится медленно. Если слова произносится быстро, или в диалоге нет акцентированной интонации, понимание устной речи затрудняется.

При тяжелой дисфазии нарушается понимание слов, утрачивается «чувство языка и речи». Недоступны для понимания сложные фразы, предложения с двумя «не», речевые обороты и словосочетания. Это нарушение обусловлено снижением внимания на отдельных словах, так как пациент пытается объять сразу все предложение или фразу, не придавая значению отдельным ее элементам.

Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Экспрессивная речь

Нарушение экспрессивной речи отражает затруднение в построении плана высказывания и программировании моторных действий. Краткое повествование отличается банальностью и шаблонностью словестных структур при сохранности грамматической составляющей. Патология обуславливается аспонтанностью и скупостью фразы. А.Р. Лурия приводит пример речи больного, которому он показывал сюжетные картинки: «Хозяин, у него курица, несет яйцо. Хозяин убил курицу».

Клиническая картина дополняется амнестическими признаками. Так, пациент забывает имена, наименования предметов, адрес дома и названия улиц. Однако этот симптом отличается от акустико-мнестической афазии, при которой человек пытается описать предмет или явление.

Присутствуют трудности обратного отсчета: больные не могут отсчитать, например, от 10 до 1.

Если локализация очага вовлекает большую часть лобной доли, то у пациента возникают нарушения мотивов и воли. Отмечается снижение побуждений, интереса к миру. Пациенты не интересуются у врача своим здоровьем и прогноз лечения, неохотно пьют лекарства.

Нарушается спонтанность речи. При тяжелой дисфазии больные произносят шаблоны и стереотипы, встречающиеся в повседневной жизни. Диалог изобилует преимущественно бытовыми и разговорными фразами. При попытке аспонтанной речи резко теряются интонации.

Разговор людей с афазией средней тяжести отличается однообразными высказываниями. Присутствует телеграфный стиль повествования, при котором произносятся только глаголы и существительные, также отсутствуют служебные элементы: союзы, прилагательные.

При легком варианте присутствует спонтанность, однако диалог состоит из бедных логических структур и изобилует стереотипными фразами. Часто слышны повторяющиеся словестные обороты и отсутствие интонаций. В разговоре отмечается малое количество служебных элементов, которые присутствуют в разговоре.

Диалог при тяжелой дисфазии наполнен элементарными разговорными конструкциями. Чаще всего это ответы «да» или «нет». При заинтересованности в разговоре больные произносят более сложно организованные структуры, но не сложнее словесных шаблонов. Афазия умеренной и легкой степени отличается сохранностью диалогической речи.

При тяжелой афазии пациенты не могут пересказать текст даже своими словами. При умеренной и легкой степени люди могут пересказать текст ответами на вопросы. По качеству ответов врачу ясно, понимает ли человек слова и их смысл, или нет.

Чтение не нарушается даже при тяжелой степени расстройства. Единственная трудность – при чтении пациенты застревают на определенном слове, однако быстро переключаются. Нарушения письма не наблюдаются.

Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Классификация

В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций афазий. В Российской Федерации чаще всего применяется классификация А.Р. Лурии, которая отражает все клинические типы афазий:

  • Эфферентная моторная афазия, такая форма возникает в случае повреждения нижних отделов коры – центра Брока. Характеризуется распадом грамматических конструкций в предложения и сложностью перестройки с одного слова на другое. Возникают серьёзные нарушения чтения и письма.
  • Афферентаня моторная афазия. Встречается при поражении участка теменной коры или заднего участка. Ключевым нарушением при данной афазии является отсутствие возможности обнаружить необходимую артикуляционную позицию губ, языка и речевых лицевых мышц для правильного произнесения слова.
  • Динамическая афазия – встречается при повреждении префронтальной или окололобной части коры больших полушарий. Проявляется отсутствием возможности адекватного построения внутренней речи и её реализации в слух.
  • Семантическая афазия – в её основе лежит дефект понимания сложных речевых конструкций и одновременного анализа информации. 
Важно  Структура и функции чечевицеобразного ядра

Диагностика

Диагностика проводится в стационарных условиях. На начальном этапе показан первичный осмотр невролога. Поскольку пациент не может ответить на вопросы, желательно присутствие родственника или человека, который способен ответить на некоторые вопросы за больного, однако это не обязательно. Типичные первичные признаки заметны и так: тревожность, возбудимость, непонимание речи, трудности с говорением.

В обязательном порядке показано проведение рутинного неврологического исследования. Проверяются простейшие базовые рефлексы.

В рамках оценки общего состояния, тяжести поражения церебральных структур, характера таковых назначается группа инструментальных мероприятий.

МРТ – основа и золотой стандарт диагностики. Направлена на визуализацию нервных тканей. Позволяет диагностировать все структурные нарушения. При необходимости назначается прицельная томография отдельных участков головного мозга. Особенно височных долей. Нередко прибегают к контрастному усилению гадолинием. Препарат копится в измененных тканях и усиливает рисунок. Без контраста не обойтись в рамках диагностики опухолей. Нечасто, но сенсорная афазия возможна и при рассеянном склерозе, который также будет хорошо виден на постконтрастных изображениях во всех деталях. Для качественной диагностики нужен высокопольный аппарат с мощностью в 1,5 Тл. По возможности. Низкопольные дадут меньше данных.

Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии
МРТ головного мозга

При обнаружении сосудистых новообразований дополнительно проводится ангиография, чтобы лучше визуализировать нарушение.

В обязательном порядке проводится допплерография сосудов шеи, дуплексное сканирование головного мозга, чтобы оценить степень кровотока в церебральных структурах. Это позволит обнаружить цереброваскулярную недостаточность, оценить степень тяжести таковой.

Профильные специалисты, чья помощь также потребуется — нейрохирург, сосудистый хирург. Характеристика сенсорной афазии в рамках конкретной истории болезни должна быть максимально подробной, чтобы определиться с типом патологического процесса и его особенностями. Без этого не может быть эффективного лечения.

Что это такое

Афазия – приобретенное нарушение речи, возникшие из-за органического поражения центра восприятия или формирования речи. Структура дефекта состоит из нарушения восприятия или нарушения формирования и воспроизведения речи при сохранности органов слуха и мышц, участвующих в акте разговора или письма. То есть основа дефекта локализуется в доминантном полушарии головного мозга (при левшестве – правое полушарие, у правшей – левое). Если больной не воспринимает речь потому, что плохо слышит – это не афазия, так как дефект не в коре мозга, а в органах слуха.

Данные Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что среди всех больных дисфазией 30% – люди трудоспособного возраста. Мужчины в трое больше страдают расстройством языка, чем женщины. 75% пациентов получают инвалидность и не могут дальше работать. Среди всех больных 1% – это дети.

Афазия – это не только медицинская проблема. Расстройство произношения влечет за собой социальную и психологическую дезадаптацию. Нарушение понимания или формирования речи затрудняет коммуникацию людей, снижают их трудоспособность, препятствует развитию потенциала. Психологическая сторона проблемы – развитие психических расстройств и неврозов. Больные афазией осознают свой дефект.

У зрелых личностей механизмы психологической защиты позволяют избежать болезней, однако у людей, механизмы защиты которых незрелы, от осознания собственного дефекта развивается депрессия и тревога. Такие люди замыкаются в себе, отгораживаются от остальных и пересекают социальные контакты, не выходят на работу приносят убыток экономике государства.

Дисфазия как нейропсихологический синдром пересекается с алалией. Отличие афазии от алалии заключается в том, первый синдром – это нарушение сформированной речи, алалия – это недоразвитие речи или ее отсутствие. В основном наблюдается у детей с нормальным интеллектом.

Характеристика, очаги поражения и локализация, коррекция динамической афазии

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны. 
Важно  Сказкотерапия как метод психологической коррекции: терапевтические сказки для детей и дошкольников

Причины развития сенсорной афазии

Факторы развития самые разные. В большинстве случаев речь идет о структурных нарушениях головного мозга, органических поражениях. Возможны немногие другие варианты. Среди причин можно назвать такие.

Инсульт

Острое нарушение мозгового кровообращения. Сопровождается отмиранием нервных тканей, целых областей коры. В зависимости от обширности поражения можно говорить о той или иной тяжести расстройства. Масштабные деструкции сопровождаются тотальными нарушениями высшей нервной деятельности. Как правило, афазией все не ограничивается. Развитие сенсорной афазии после инсульта едва ли не обязательный признак поражения височных долей. Обнаруживаются и прочие симптомы, вроде кратковременных эпилептических припадков. Возможна потеря слуха в той или иной мере. Реабилитация позволяет добиться удачного восстановления вербальных функций в 55-80% случаев и более.

Менингит, энцефалит

Нейроинфекции разной степени тяжести. Провоцируют воспалительные процессы в головном мозге, постепенное отмирание тканей. При длительном течении патологического процесса без должного лечения наблюдаются массивные структурные изменения головного мозга не поддающиеся коррекции и обратному развитию. Требуется срочное лечение.

Печеночная энцефалопатия

Расстройство работы головного мозга при нарушении работы печени, обычно остром гепатонекрозе или нарастающих явлениях цирроза. Во втором случае есть возможность повлиять на состояние пациента, если начать соответствующее лечение основного заболевания и скорректировать деструкцию нервных тканей.

Цереброваскулярная недостаточность без признаков инсульта

Хроническое нарушение трофики головного мозга. Сопровождается постепенным нарастанием явлений сенсорной афазии и то не всегда. Предотвратить расстройство не сложно, если начать своевременное лечение.

Цереброваскулярная преходящая недостаточность, транзиторная ишемическая атака

Она же микроинсульт. Сопровождается выраженными признаками классического инсульта. При поражении височных долей развивается нарушение речи, восприятия вербальной информации, возможна полная или частичная потеря слуха. Главное отличие от классического инсульта заключается в способности спонтанного регресса транзиторной ишемической атаки. То есть она проходит самостоятельно даже без медицинской помощи. К тому же не оставляет стойкого неврологического дефекта. Все возвращается в норму. Но микроинсульт признак тревожный. Он указывает, что скоро нагрянет полноценный некроз тканей головного мозга.

Травмы головного мозга

Различные. От банальных ушибов и сотрясений головного мозга до образования гематомы, которая компрессирует церебральные структуры. После проведение неотложной помощи, лечения возможно полное восстановление нормальных неврологических функций без потери их качества.

Сосудистые образования

Мальформации (патологические области сообщения артерий и вен), аневризмы. Имеют врожденное или приобретенное происхождение. Требуют оперативного лечения. Долгое время могут никак себя не проявлять. Сенсорная афазия нетипичный вариант течения отклонения, но вполне возможный. После оперативной коррекции есть все шансы на полное восстановление.

Опухоли церебральных структур

Обычно речь идет о менингиомах, которые компрессируют нервные ткани на уровне височных долей. Вторые по распространенности глиомы, они могут быть доброкачественными, но чаще злокачественные. На третьем — опухоли области третьего желудочка. В том числе банальные аденомы гипофиза, растущие нетипичным образом, которые также компрессируют височные доли. После удаления неоплазии, как правило, все приходит в норму спустя несколько дней или недель. Возможно, потребуется курс реабилитации.

Среди неорганических причин можно назвать истинную эпилепсию, не связанную с новообразованиями и прочими причинами. Когда фактором развития расстройства оказывается чрезмерная электрическая активность головного мозга. В данном случае развиваются нарушения памяти, тонико-клонические припадки с выраженными тяжелыми судорогами и потерей сознания. Сенсорная афазия присутствует перед приступом, в момент самого эпизода и некоторое время после него (до часа-двух), пока нервные функции не восстановятся в полной мере. Лечение направлено на коррекцию состояния, предотвращение дальнейших приступов. Специально и целенаправленно влиять на сенсорную афазию смысла нет.

Оцените статью
Добавить комментарий