Аграмматизмы в нашей речи: примеры и коррекция

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременностиАлексеев И.А., and Сырьева А.В.. «Возможность преодоления общего недоразвития речи III уровня посредством развития психомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста» Вестник Шадринского государственного педагогического университета, no. 3 (39), 2018, pp. 96-102..

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Правила исправления речи

Квалифицированный учитель логопед, изучив анамнез и заключение других специалистов, подбирает оптимальный ход занятий, соответствующий случаю лингвистический материал. Принципы работы основаны на:

  • личностном ориентировании;
  • создании благоприятной эмоциональной обстановки;
  • создании положительной мотивации;
  • взаимодействии с родителями.

Без последнего невозможна полноценная, эффективная коррекция произношения. Родители должны следовать рекомендациям логопеда, выполнять упражнения.

В некоторых случаях специалист просит опекунов ребенка присутствовать на занятиях, чтобы они смогли выполнять простые упражнения в домашних условиях. Поскольку двух занятий в неделю с логопедом может быть недостаточно.

Создание благоприятной обстановки и мотивации не менее важны. Проблемы могут быть вызваны психологическими проблемами, преодоление которых ложится на плечи логопеда.

Личностное ориентирование включает в себя:

  • признание самобытности ребенка;
  • создание ситуаций, в которых бы ребенок мог реализовывать свой собственный жизненный опыт;
  • обучение, построенное на ситуациях, в которых воспитанник хочет и может учиться.

Необходимое количество занятий в начале работы определить невозможно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и скорости усвоения навыков и умений.

Что такое аграмматизмы в речи у детей

При постановке диагноза ОНР, многие задаются вопросом, что такое аграмматизм в речи у детей.

Обратите внимание! Нарушения речи, проявляющиеся в проблематичности при построении и восприятии предложений, классифицируется как аграмматизм

Нарушение речевого развития у детей

Проблемы с речью в детском возрасте может привести к множеству неприятных последствий, так как речевая функция оказывает существенное влияние на процесс детского развития и формирование личности. В случае выявления нарушений необходимо как можно раньше начать занятия для устранения проблемы.

Примеры аграмматизма

В речи малыша заметить отклонения не сложно. В основном, человек начинает повторять некоторые слова, при это испытывает сложности при повторе предложений и допускает множественные грамматические ошибки. Кроме этого дефекты речи наиболее выражены во время разговора.

Самые распространенные примеры аграмматизма в речи:

  • вот…упал …и вот…пришел… вот проснулся;
  • мальчик пошел школа;
  • стереть стол;
  • гости пошли … я пошла гости.

Часто аграмматизмы в речи ребенка сопровождаются низким темпом речи. При появлении первых признаков расстройства рекомендуется незамедлительно обращаться за квалифицированной помощью.

Типы аграмматизмов

В медицинской практике выделяется два основных типа аграмматизмов:

  • импрессивный — характеризуется частичным или полным нарушением понимания смысла грамматических конструкций речи;
  • экспрессивный — это грамматическое нарушение оформления активной речи.

Обратите внимание! При экспрессивном аграмматизме человек неправильно использует предлоги, падежи, склонения

Аграмматизм: симптомы

Симптоматика патологии полностью зависит от степени проявления отклонений. К основным признакам относятся следующие:

  • ребенок начинает разговаривать намного позже положенного срока;
  • наблюдается затрудненное понимание речи с обращенными ролями;
  • затрудненное понимание предложений с переставленными в более сложную форму словами;
  • ребенок не составляет сложные фразы и предложения;
  • низкий темп речи;
  • опущение артиклей, предлогов или глаголов;
  • невозможность составления предложений с непривычным порядком слов.

Аграмматизмы в нашей речи: примеры и коррекция

Признаки аграмматизма

Что такое аграмматизмы в речи у детей

При постановке диагноза ОНР, многие задаются вопросом, что такое аграмматизм в речи у детей.

Обратите внимание! Нарушения речи, проявляющиеся в проблематичности при построении и восприятии предложений, классифицируется как аграмматизм

Нарушение речевого развития у детей

Проблемы с речью в детском возрасте может привести к множеству неприятных последствий, так как речевая функция оказывает существенное влияние на процесс детского развития и формирование личности. В случае выявления нарушений необходимо как можно раньше начать занятия для устранения проблемы.

Примеры аграмматизма

В речи малыша заметить отклонения не сложно. В основном, человек начинает повторять некоторые слова, при это испытывает сложности при повторе предложений и допускает множественные грамматические ошибки. Кроме этого дефекты речи наиболее выражены во время разговора.

Самые распространенные примеры аграмматизма в речи:

  • вот…упал …и вот…пришел… вот проснулся;
  • мальчик пошел школа;
  • стереть стол;
  • гости пошли … я пошла гости.

Часто аграмматизмы в речи ребенка сопровождаются низким темпом речи. При появлении первых признаков расстройства рекомендуется незамедлительно обращаться за квалифицированной помощью.

Типы аграмматизмов

В медицинской практике выделяется два основных типа аграмматизмов:

  • импрессивный — характеризуется частичным или полным нарушением понимания смысла грамматических конструкций речи;
  • экспрессивный — это грамматическое нарушение оформления активной речи.

Обратите внимание! При экспрессивном аграмматизме человек неправильно использует предлоги, падежи, склонения

Аграмматизм: симптомы

Симптоматика патологии полностью зависит от степени проявления отклонений. К основным признакам относятся следующие:

  • ребенок начинает разговаривать намного позже положенного срока;
  • наблюдается затрудненное понимание речи с обращенными ролями;
  • затрудненное понимание предложений с переставленными в более сложную форму словами;
  • ребенок не составляет сложные фразы и предложения;
  • низкий темп речи;
  • опущение артиклей, предлогов или глаголов;
  • невозможность составления предложений с непривычным порядком слов.

Аграмматизмы в нашей речи: примеры и коррекция

Признаки аграмматизма

Дислексия

Дислексией называют нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития либо нарушения функций определённых зон коры головного мозга. Параллельно с дислексией у ребёнка может проявляться дисграфия. Дисграфия является нарушением письма. Дислексия встречается редко, но, несмотря на это, она может затруднить процесс обучения ребёнка. Чтение положено в основу всей мировой системы образования, поэтому проблемы в процессе обучения могут иметь длительные последствия. Данное заболевание встречается в основном у мальчиков.

Важно  В каких условиях возможно вернуть речь при моторной афазии?

Дислексия у детей в большинстве случаев появляется в возрасте 7 лет, поэтому проблемы с чтением чаще всего наблюдаются у младших школьников. Различные нарушения чтения становятся более очевидными ко второму классу. В некоторых случаях дислексия со временем компенсируется, но иногда сохраняется и у более старших детей. Но при раннем выявлении и своевременном, комплексном лечении течение дислексии можно изменить в лучшую сторону. Лечение должно быть длительным, иметь интенсивный и систематический характер. Иногда ребёнок может быть предрасположен к данному заболеванию генетически, в этом случае дислексия наблюдается сразу у нескольких членов семьи.
Дети с данным нарушением делают много ошибок при чтении. Они читают медленно, при этом они могут неправильно произносить слова, пропускать некоторые звуки, прибавлять ненужные, переставлять буквы. Дети затрудняются в восприятии некоторых звуков на слух, это приводит к тому, что они не используют их в собственной устной и письменной речи, при чтении. Ребёнку с дислексией очень трудно различить близкие по акустическим признакам звуки: Б-П, Д-Т, К-Г, С-З, Ж-Ш. Именно поэтому дети, имеющие такие проблемы, не имеют интереса к чтению, пересказам, изложению разного рода текстов. По мере возможности данные формы работ им не дают.

Давайте разберём механизм развития дислексии, это поможет лучше понять суть данного заболевания. Человек имеет три вида слуха: физический (шуршание листвы, лай собаки, шум дождя), музыкальный (наслаждение от любимой песни, бессмертной музыки великих композиторов), речевой (понимание речи, отличие звуков друг от друга). Когда речевой слух развит недостаточно, человек не в состоянии различать схожие созвучия, не правильно воспринимает обращённую к нему речь.
При нарушенном речевом слухе возникают и затруднения в чтении и письме. Это естественный процесс, ведь ребёнок, неясно слышащий речь других людей не может правильно читать. У ребёнка при дислексии нарушено соотношение звука и буквы. Услышав звук, он не имеет возможности быстро представить его в виде знака. А ведь поток речи, которую он воспринимает, очень быстрый. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.

Но учить ребёнка необходимо, так как изменение одного или нескольких звуков влечёт за собой изменение смысла слова: палка-балка, дочка-точка. Ребёнок всего лишь заменяет глухой звук звонким, твёрдый звук мягким, но слово полностью изменяет свой смысл.
Для коррекции дислексии у ребёнка, родители должны не только заниматься с ним самостоятельно, но и обязательно привлечь специалиста. Все занятия направленные на исправление чтения у ребёнка, должны строиться в определённой системе. В процессе занятий ребёнок должен усвоить произношение отдельных звуков и научиться соотносить звук с буквой. Для лучшего результата логопед использует различный наглядный материал.
Нужно понимать, что дислексия это такое состояние, для выявления и коррекции которой, необходимо сотрудничество родителей и логопеда, только в этом случае можно добиться стойких положительных результатов.

Аграмматизм примеры

Аграмматизм типа телеграфный стиль — это синтаксическая афазия. Данный вид расстройства иногда протекает изолированно, зачастую оно происходит вместе с моторными трудностями. Для локализации характерно сосредоточение ближе к зоне Брока, отвечающей за воспроизведение речи. Данный участок коры гол. мозга, который управляет мышцами языка, лица, челюстей, глотки, расположен в лобной нижней доле мозга головы. Заболевшие с этой формой афазии практически не испытывают трудностей в актуализации автоматизированных рядов и назывании этих рядов. Больные способны повторять отдельные слова, но при повторе предложений совершают грамматические ошибки. Дефекты речи наиболее ярко отмечаются в самой речи больных.

Примеры наиболее выраженной формы аграмматизма включают серию номинаций: «вот… упал… и вот… хирургия… вот… наркоз… и вот… пустота… вот проснулся»… Менее выраженная форма характеризуется неадекватным построением предложений. При этом первым выступает имя одушевленное существительное, далее все существительные употребляются в случайных падежах или именительном падеже.

Примеры аграмматизма «Девочка пошел школа»; «Бабушка читают газету»; «Собака… курица… несла», «Я пошла гости… гости пошли». Последний пример отчетливо показывает порядок слов в различных семантических ролях. Это свидетельствует о построении высказывания правилами семантического синтаксиса.

Существуют следующие сложности при восприятии речи:

— затруднённое восприятие предложений. Например, «Кошка преследует собаку» воспринимается хуже, чем «Кошка пьёт молоко»;

— затруднённое восприятие предложений с базовым расположением слов, которые отклоняются от стандарта;

— затруднённое восприятие предложений, которые имеют сложную синтаксическую структуру в сравнении с более простыми предложениями.

Симптомы аграмматизма выявляются после проведения эксперимента, который связан с восприятием речи. В ходе эксперимента испытуемому демонстрируют рисунки, с соответствующими предложениями.

Аграмматизмы в речи отмечаются бедностью и простотой разнообразия синтаксических структур предложений, а также отсутствием полноценных предложений. Данное нарушение характеризуется опущением служебных слов, к которым относят предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, а также местоимения.

Аграмматизмы в речи сопровождаются низким темпом речи. Психологи объясняют это явление с точки зрения адаптации: попытки приспособления больного к собственной нарушенной речи, заключающейся в медленном процессе её обработки, а также затруднённостью создания предложений с несвойственным порядком слов.

Аграмматизмы у детей в речи объясняются различными подходами. Существует гипотеза удаления следов, предполагающая, что нарушение речи при аграмматизме включает их исчезновение, связанное с обработкой предложения. Гипотеза отображения отмечает нарушения механизма интерпретации синтаксических структур в самих терминах семантических ролей. Полагают также, что нарушения возникают с уменьшением доступной памяти.

Лечение включает специальные разработанные методики, позволяющие детям и взрослым восстановить способность применять грамматическое строение речи. Прогноз на будущее зависит от степени основного патологического процесса, а также от глубины нарушения речи и своевременного диагностирования заболевания.

Как лечить аграмматизм? Хороший эффект дает комплексное лечение, включающее логопедические занятия, логопедический массаж, микротоковую рефлексотерапию. Все схемы лечения назначаются индивидуально, учитывая особенности задержки развития каждого пациента. Курсы лечения включают не менее 15 сеансов.

Аграмматизм симптомы

Все симптомы напрямую зависят от степени проявления заболевания, которые проявляются в недостатках фонематического строя речи и лексики.

Важно  Гипоксия головного мозга — симптомы, лечение и последствия кислородного голодания

Симптомы аграмматизма проявляются в том, что дети начинают говорить гораздо позже положенного срока. Возникновение фразовой речи происходит после 2-3-х, или даже 4-х лет. Речь малышей зачастую наполнена аграмматизмами, характеризующимися неправильным применением грамматических форм.

Часто родители не обращают внимание на нарушения в речи малыша. Их успокаивает тот момент, что звукопроизношение в норме, и значит ребенок со временем, полагают они, научится правильно согласовывать словосочетания

Такой ребенок успешно может овладеть программой первого класса, включающую грамоту, а также усвоить звуковую структуру слов. Однако у ребенка возникают непреодолимые трудности в овладении морфологическими принципами письма. И только после этого, в состоянии недоумения, родители обращаются к специалистам (логопеду, неврологу). Учитель фактически сразу обнаруживает, что ребенку не под силу усвоить правила склонения слов по родам, падежам, числам. Это отмечается в неправильном согласовании слов, а также написании окончаний слов. Школьник пишет аграмматично (вопреки правилам грамматики). Например, «длинный лента», «на окну».

Согласно возрастным умениям, правильно согласовывать слова ребенок должен к 4-м годам. И к этому возрасту ошибки в речи не являются нормой. Если ваш ребенок допускает ошибки типа «около столу», «деревы», необходимо получить консультацию у специалистов.

Что касается правил словообразования с помощью приставок, а также суффиксов, то этими умениями ребенок овладевает гораздо позже, к 7-8-ми годам. В возрасте 7-8 лет школьник должен согласовать слова между собой, а также образовывать новые слова. В случае если этого не происходит, то диагностируют аграмматизмы у детей.

Аграмматизмы у детей-школьников обнаруживаются сразу при поступлении в учебное заведение. У детей отмечаются дефекты произношения, несформированный лексико-грамматический строй, фонематическое восприятие, а также связная речь.

Аграмматизмы у детей в 7-8 лет проявляются наиболее отчетливо. Именно в этот период дети уже овладевают грамотой, а также начинают изучать грамматические правила. Предпосылками к этому выступает бедность словарного запаса. И как показывают исследования, именно по причине бедности словарного запаса, а также неточностей в понимании лексического значения слов происходит это нарушение.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

    Начатки общеупотребительной речи.

Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:

  1. Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
  2. Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
  3. Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:

      -сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);

       -слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);

       -личные местоимения( я, мы);

      4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.

    5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.

 Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:

Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных

Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.. Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.

  Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.

Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:

  1. Довольно большой словарный запас.
  2. Наличие правильно построенных предложений.
  3. Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
  4. Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических  и лексико-грамматических нарушений.

 Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:

  1. Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
  2. Аграмматическое построение фраз:

         опускаются предлоги;

        -неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку»);

       3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.

      4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).

      5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).

      6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:

           -неправильное употребление глаголов;

            -неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);

           -нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);

          -неправильное употребление падежных окончаний;

           -дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.

       7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.

        8.Недостатки звукопроизношения: 

         -отсутствие звука или его замена;

         -неправильное произношение звуков( горловое , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):

         9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:

         -неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);

          -опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);

          -добавление  слогов(» тырава- трава»).

 Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Что лежит в основе развития нарушения?

Способность осознавать и воспроизводить речь у человека зависит от большого количества факторов:

  • возраста;
  • уровня общего развития;
  • образованности;
  • среды общения;
  • коммуникабельности;
  • психологического статуса;
  • физического состояния.

Спровоцировать появление заболевания могут анатомические особенности, органические изменения локальных участков головного мозга, например, сильвиевой борозды, коры лобной или височной долей доминирующего полушария.

Важно  Как своевременно диагностировать болезнь Меньера — симптомы, причины и лечение синдрома Меньера

Нормальное озвучивание слов, синтаксических конструкций возможно при безукоризненном функционировании всех нервных клеток мозга.

Тотальный аграмматизм у детей может также вызвать нарушенный, в период становления речи, слух. Если звуковые волны плохо воспринимаются слуховыми анализаторами, ребенок плохо слышит, ему трудно, даже невозможно правильно сформулировать предложения.

Речевые навыки могут быть сформированы только при многократном полноценном прослушивании словесных оборотов, погружении в аудио среду языка.

Появляющиеся речевые нарушения у взрослых людей, уже имеющих сформированные навыки произношения предложений, изменением работы слуховых анализаторов объяснить невозможно. В таких ситуациях велика вероятность расстройств неврологического характера.

Аграмматизм характерен для состояний алалии, афазии, речи людей без слуха или с плохим слухом, детей, имеющих отставание в развитии.

Причины аграмматизма

Родители, которые наблюдают аграмматизм у своего ребенка, наверняка задаются вопросом: каковы его причины? Здесь можно выделить несколько факторов.

Способность воспринимать и воспроизводить речь зависит от:

  • возраста;
  • образованности;
  • психологического статуса;
  • уровня развития;
  • среды общения;
  • физического состояния;
  • коммуникабельности.

Причинами аграмматизма могут стать:

  • Органические изменения в отделе головного мозга.
  • Анатомические патологии.
  • Повреждения в лобной доли, сильвиевой борозде, височной доле.
  • Нарушения в состоянии нервных клеток головного мозга.

Тотальный аграмматизм провоцируется недоразвитостью или неправильным функционированием слуховых рецепторов. Если они неправильно или недостаточно улавливают звуковые сигналы, тогда ребенку сложно понять речь окружающих и затем ее воспроизвести. Таким образом, полноценная речь может быть сформирована, когда человек хорошо слышит и воспринимает окружающие сигналы, погружен в них.

Если аграмматизм развился у взрослого человека, который уже обладает навыками общения, тогда расстройством звуковых рецепторов данную патологию не объяснить. Врачи связывают это с неврологическими расстройствами.

Аграмматизм присущ людям с:

  • плохим или полным отсутствием слуха;
  • алалией;
  • афазией;
  • отставанием в развитии.

Примеры аграмматизма

Читателям медицинского словаря slovmed.com будет интересно ознакомиться с различными примерами аграмматизма.

  • «Вот… хирургия… вот… пустота… очнулся…».
  • «Красивый девушка», «Кошка… курицу… несла», «Девочка пошел домой», «Я гости пошли».
  • «Кошка пьет молоко» воспринимается лучше, нежели «Кошка убегает от собаки».
  • «Аг… Агр… Агра… Аграмма… Аграмматизм».
  • «Девочка а улицу собилаеца гулять» («Девочка на улице собирается гулять»), «Девочка иглает собачким, а соник а скамейке» («Девочка играется с собачкой, а слоник на скамейке»), «Мальчик а лавочке сидит и балайку иглает» («Мальчик на лавочке сидит и на балалайке играет»).
  • «Ехать на лошадкаф», а не на «лошадках».
  • «Голубь сид дерево на» («Голубь сидит на дереве»).

Только после диагностики у врача можно назначить точное лечение. Здесь используются методы:

  1. Механические.
  2. Термические.
  3. Лучами лазера.
  4. Электромагнитными волнами.
  5. Электрическим разрядом.
  6. Медикаментами.
  7. Имплантацией элементов.
  8. Комбинирование методик.

Приведем список приемов профилактики и коррекции аграмматизма:

  • Вставить в предложения пропущенные союзы, предлоги.
  • Произношение слов по типу «большой-маленький».
  • Подбор большого количества прилагательных и глаголов к слову.
  • Обозначение пространственного расположения предмета.
  • Составить предложение, изменить порядок слов в предложении.

перейти

Нейропсихологическая диагностика

Для диагностики синтаксической афазии можно использовать следующие методики:

  1. Повторение предложений,
  2. Составление предложений из слов (даётся группа слов в начальной форме, задача пациента не просто расставить их в правильном порядке, но правильно согласовать грамматические показатели),
  3. Составление предложений по картинке,
  4. Составление рассказа на заданную тему,
  5. Составление рассказа по серии картинок,
  6. Пересказ рассказа,
  7. Понимание обратимых синтаксических конструкций.

При проведении диагностики нужно помнить, что нельзя делать выводы на основе результатов отдельных методик; необходимо комплексное обследование.

2 Виды и формы дисграфии

Психолингвисты и логопеды выделяют следующие виды дисграфии:

  1. 1. Акустическая — отсутствие дифференциации в слуховом восприятии звуков, что отражается и на письме заменой, смешением букв, сходных по звучанию.
  2. 2. Оптическая — нарушение в визуальном восприятии графических символов. Патология узнавания, соотношения звука и образа буквы в зрительном представлении. Символы смешиваются при письме. Часто пациенты путают следующие буквы: п-н, у-и, ц-щ; п-и, м-л, ш-и; п-т, б-д, н-к. Наблюдается зеркальное написание (у левшей). В тяжелых случаях ставят отдельные буквы, не соединяя их в слоги и слова.
  3. 3. Моторная — у ребенка возникают трудности в овладении двигательными навыками в написании. Также присутствует несоответствие зрительного образа буквы действиям во время письма.

Выделяют следующие формы дисграфии:

  1. 1. Артикуляторно-акустическая — связана с трудностями артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия. Ребенок пишет так, как говорит, поэтому первоначально корректируется устная речь, а затем письменная.
  2. 2. Акустическая — связана с заменой букв, сходных по звучанию. Произношение практически не страдает, смешиваются глухие, звонкие, шипящие, свистящие. Также неправильно оформляется твердость, мягкость — «лубит», «писмо», «ули», «Маръя» и т. д.
  3. 3. Нарушение языкового анализа и синтеза — подобная форма дисграфии проявляется в замене и пропуске, повторении, приписывании лишних букв в словах, контаминации, раздельном и слитном написании предлогов и приставок («пере ходит», «ненашелся»).
  4. 4. Аграмматическая — нарушается грамматика в предложениях, словосочетаниях («хороший кошка», «скромный девочка»). Школьники отлично владеют произношением и написанием слов, но наблюдаются ошибки в склонении и спряжении. Помимо этого присутствуют неточности в окончаниях, расстановке слов и словосочетаний.
  5. 5. Оптическая — проявляется при проблемах со зрительно-пространственной ориентацией. Ребенок не улавливает различий между визуальными образами букв, особенно тех, где присутствуют одинаковые элементы — палочки, овалы.

Наиболее часто у школьников младших классов (2-й, 4-й класс) встречаются аграмматическая форма дисграфии и нарушение письма, связанное с трудностями языкового анализа и синтеза. Могут быть и смешанные варианты расстройства.

У взрослых редко встречаются»чистые» формы дисграфии, состояние письма зависит от тяжести первичного дефекта. Можно наблюдать оптическую разновидность с аграмматизмами, что обусловлено нарушением моторики и зрительно-пространственной ориентации. Пациенты путают буквы, которые схожи по своему написанию: ь-в, ь-ъ, ш-щ, г-р, о-а и т. д.

Аграмматизмы в нашей речи: примеры и коррекция

Пример оптической и аграмматической дисграфии

Оцените статью
Добавить комментарий