Бульбарная дизартрия: характеристика, симптоматика и лечение

Диагностика мозжечковой дизартрии в Юсуповской больнице

В первую очередь специалисты Юсуповской больницы назначают исследования, позволяющие установить мозжечковый характер дизартрии и определить её этиологию. В случае необходимости пациентам назначаются консультации узких специалистов: нейрохирургов, инфекционистов, онкологов, травматологов.

Основная роль в диагностике мозжечковой дизартрии принадлежит следующим мероприятиям:

  • оценка неврологического статуса с определением симптомов мозжечковой атаксии: дисметрии, шаткости походки при широко поставленных ногах, дисдиадохокинеза, интенционного тремора, макрографии. Выявляется пониженный тонус мышц лица и конечностей на фоне сохранения объема движений;
  • диагностика устной речи: для определения ее замедленности, нечленораздельности, прерывистости, расстройства ритма, типичной скандированности. Обнаруживается гипотония мышц артикуляционного аппарата. Слухоречевая память и внутренняя речь у больных сохранены. Исследование письменной речи позволяет выявить макрографию;
  • МСКТ, МРТ головного мозга: методы нейровизуализации позволяют установить характер органических поражений, которые привели к развитию мозжечковой дизартрии. С помощью данных исследований можно выявить зону ишемию, гематому, опухоль мозжечка и смежных структур, воспалительные очаги и дегенеративные изменения;
  • анализ цереброспинальной жидкости: проводится в случае подозрения на инфекционно-воспалительную этиологию заболевания. Для проведения данного исследования предварительно проводят люмбальную пункцию, после чего исследуется клеточный состав взятого образца, что позволяет выявить наличие воспалительных изменений. Для выявления возбудителя проводится ПЦР-диагностика, ИФА;
  • консультация врача-генетика: назначается при наличии у специалистов подозрений на генетически детерминированную патологию. Для того чтобы определить характер наследования рекомендуется проведение генетического исследования.

В ходе обследования обязательно проводят дифференциальную диагностику, для того чтобы исключить другие расстройства речи: моторную афазию, бульбарную и корковую дизартрию.

При афферентной моторной афазии у больных нарушается артикуляция отдельных звуков, при мозжечковой дизартрии речевой поток становиться дисритмичным в целом.

У пациентов с корковой дизартрией расстраивается праксис, координация движений при этом сохранена, нередко на фоне заболевания гипертрофируются артикуляционные мышцы. При бульбарной дизартрии упрощается артикуляция, развиваются атрофические изменения языка, дисфония.

Особенности лечения

Лечение бульбарной дизартрии обязательно должно быть комплексным. Только правильный подход к решению проблемы позволит полностью от нее избавиться. Не нужно думать, что достаточно ребенку принять несколько таблеток или сделать укол, и симптомы недуга бесследно исчезнут. Будьте готовы к тому, что маленькому пациенту понадобится длительное и сложное лечение в течение нескольких месяцев.

Чем меньше ребенок, тем проще вылечить у него дизартрию. Иногда бывает достаточно простого посещения специальных занятий с логопедом и незначительной коррекции речи.

Комплексная терапия бульбарной дизартрии включает:

  • Медикаментозное лечение. Врачи, как правило, назначают больному прием ноотропных препаратов, которые значительно стимулируют умственную деятельность и работу головного мозга. К таким медикаментам можно отнести – Пирацетам, Луцетам и пр.
  • Прием таблеток для уменьшения слюноотделения. Это значительно облегчит состояние ребенка, ведь при бульбарной дизартрии у маленького пациента выделяется до 1 л. слюны в сутки.
  • Если патология развивается из-за опухоли или гнойника, проблему нужно срочно устранить.
  • Дополнительный прием витаминов и микроэлементов для укрепления организма и восстановления функций пораженного болезнью организма.
  • При необходимости проводится искусственная вентиляция легких, предназначенная для лечения нарушения дыхательной функции.
  • Уроки с логопедом.
  • Физиотерапия, иглоукалывание, лечебная физкультура.

Если больной будет использовать одновременно все методы терапии, недуг очень быстро отступит.

Как проходят занятия с логопедом?

Бульбарная дизартрия: характеристика, симптоматика и лечение

Одной из наиболее важных составляющих комплексного лечения бульбарной дизартрии является посещение специальных занятий у логопеда. Такой специалист точно знает, какие именно упражнения должен выполнять больной ребенок для качественной разработки органов артикуляции. Занятия с логопедом предназначены для:

  • Тренировки выразительной и четкой речи;
  • Правильной постановки голоса и речевого дыхания;
  • Разработки мышц артикуляционного аппарата;
  • Исправления грубых ошибок в произношении отдельных слов.

Кроме того, специалист может выполнить качественный массаж языка пациента, чтобы сделать его более подвижным.

Рассмотрим несколько простых примеров упражнений эффективных при бульбарной дизартрии.

  • Попросите ребенка запрокинуть голову как можно выше, и сделать вид, будто он что-то жует и глотает. Во время выполнения упражнения запрещено открывать рот.
  • Больной открывает широко рот, и удерживает язык прижатым к зубам. В такой позиции нужно задержаться на 5-15 сек.
  • Предложите ребенку поиграть в интересную игру. Вы будете давать ему простые предметы ( коктейльные трубочки, карандаши, бумагу), а он постарается как можно дольше удержать их губами.
  • Рот больного плотно закрыт. Обе щеки должны надуваться, а затем втягиваться.
Важно  Мозжечковый синдром, как симптом и следствие неврологических нарушений

Эти упражнения на первый взгляд очень простые, но тем не менее , очень эффективные. Если у вас нет возможности посещать логопеда регулярно, занимайтесь с больным ребенком самостоятельно в домашних условиях. Повторяйте этот комплекс 2-3 раза в день, и очень скоро заметите значительные улучшения произношения слов и артикуляции у малыша.

Дизартрия у детей

При данном заболевании у детей проявляются трудности с артикуляцией речи в целом, а не с произношением отдельных звуков. Также у них возникают и другие нарушения, связанные с расстройством мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием. Детям, больным дизартрией, довольно сложно, а под час и совсем невозможно, совершать прыжки на одной ноге, вырезать из бумаги при помощи ножниц, застегивать пуговицы, им довольно сложно овладеть письменной речью. Часто они пропускают звуки или их коверкают, при этом искажая слова. Больные дети в большинстве своем ошибаются при употреблении предлогов, пользуются неправильными синтаксическими связками слов в предложении. Дети с такими нарушениями должны обучаться в специализированных учреждениях.

Основные проявления дизартрии у детей лежат в нарушении артикуляции звуков, расстройстве голосообразования, изменениях ритма, интонации и темпа речи.

Перечисленные нарушения у малышей различаются степенью выраженности и различными комбинациями. Это зависит от места расположения очагового поражения в нервной системе, от времени возникновения такого поражения и тяжести нарушения.

Частично затрудняют или иногда полностью препятствуют членораздельной звуковой речи расстройства фонации и артикуляции, что является так называемым первичным дефектом, приводящим к появлению вторичных признаков, которые осложняют его структуру.

Проведенные исследования и изучения детей с таким заболеванием показывают, что данная категория детей довольно неоднородна с позиции речевых, двигательных и психических расстройств.

Классификация дизартрии и ее клинических форм основана на выделении различных очагов локализации мозгового поражения. Малыши, страдающие различными формами заболевания, отличаются друг от друга определенными дефектами в звукопроизношении, голоса, артикуляции, их расстройства разной степени могут поддаваться коррекции. Именно поэтому для профессиональной коррекции необходимо использовать различные методики и способы логопедического воздействия.

Часть 3. Дизартрии. Клинические формы дизартрии у взрослых.

   Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики.  Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет своевременно определить комплекс мероприятий  логопедической  помощи.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического исследования больного;
  • клинику нарушений речи при основных видах дизартрий;
  • особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов дизартрий;
  • провести дифференциальную диагностику дизартрии;
  • показания, противопоказания для различных видов коррекции при дизартриях;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

 Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления  заключения;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дизартриях;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить заключение при дизартрии;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
  • современной отечественной классификацией дизартрий;
  • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.
Важно  Синестезия — нейронарушение или божий дар?

Признаки патологии

Дефект речи при дизартрии имеет множество специфических симптомов, связанных с недостаточным количеством или патологиями нервных окончаний. К основным признакам патологии относятся:

  • недостаточная или неполная подвижность губных мышц;
  • ограниченный радиус движения языка;
  • отсутствие чувствительности мягкого неба;
  • патология голосовых связок;
  • недостаточно развитая дыхательная мускулатура;
  • патологии строения гортани;
  • невнятность речи.

Дизартрия у детей также сопровождается визуальными физическими дефектами. Проблемы с артикуляцией проявляются повышенной подвижностью либо практически полным отсутствием движений мимических мышц. При гипотонии артикуляционной моторики практически всегда наблюдается плотное смыкание губ и напряженность лица.

При мышечной дистонии язык ребенка неподвижен и вяло лежит в ротовой полости, губы разомкнуты. Одновременно с этим наблюдается слюнотечение, а голос приобретает носовой характер. При попытках заговорить мышечный тонус резко меняется с пониженного на повышенный.

Стертая дизартрия сопровождается небольшим искажением произносимых звуков. При более серьезных степенях патологии ребенок может говорить медленно и протяжно, заменяя при этом отдельные звуки и слоги либо пропуская их во время произношения слов. Из-за анартрии речевые мышцы полностью парализованы и ребенок физически не способен выговаривать слова и слоги.

Дизартрия у детей имеет такие особенности:

  • нарушена артикуляция всех звуков;
  • шипящие и свистящие звуки произносятся сквозь зубы или боковым произношением, при котором кончик языка не вибрирует, а одна его боковая сторона прижата к верхнему ряду зубов;
  • произносимые твердые согласные практически всегда смягчаются;
  • укороченный выдох, при котором речь часто прерывается;
  • глухой и тихий тембр голоса;
  • речь монотонная.

Часто ввиду недостатка общения у ребенка с таким диагнозом наблюдается торможение развития речи, маленький запас слов и дисграфия (нарушение письма).

Основные признаки

Если у человека наблюдается бульбарная дизартрия, тогда он сможет наблюдать у себя характерные симптомы заболевания. При их возникновении понадобится незамедлительно принять меры для улучшения самочувствия. Только в этом случае можно будет нормализовать состояние здоровья, и улучшить произношение слова.

Признаки патологии:

  • Ребёнок неожиданно для родителей начинает говорить невнятно, при этом даже мать и отец не могут понять, что именно он хочет сказать. Появляется ощущения, что рот набит едой, и именно из-за этого не удаётся правильно произносить звуки.
  • Голосовые связки утрачивают свою подвижность. По этой причине пациент начинает разговаривать значительно тише, чем было до этого.
  • Ребёнок говорит, будто в нос, при этом голос становится глуховатым, а в речи нет звонких звуков.
  • Значительно ухудшается артикуляция губ и языка, что тоже сказывается на произношении слова.

Бульбарная дизартрия: характеристика, симптоматика и лечение

Также у человека можно наблюдать неречевые признаки бульбарной дизартрии. К их числу можно отнести малую подвижность лицевых мышц, из-за чего человеку тяжело выражать свои эмоции. При этом дыхание приобретает поверхностный характер, оно становится аритмичным. Возникает непроизвольное отделение слюны, она накапливается в ротовой полости.

В некоторых случаях может появиться парез или паралич туловища, непосредственно рук и ног. Ребёнок утрачивает способность нормально двигаться, также он не может полноценно воспринимать пространство вокруг себя. Нередко наблюдаются эмоционально-волевые расстройства, что негативно сказывается на самочувствии. Следует отметить, что достаточно часто у ребёнка отсутствует возможность сосредоточить свой взгляд на конкретном предмете. Это происходит из-за того, что нарушается работа глазодвигательных мышц.

Бульбарная дизартрия: характеристика, симптоматика и лечение

Как можно понять, бульбарная дизартрия может проявляться по-разному. При этом нельзя точно сказать, какие симптомы возникнут у человека в конкретной ситуации. При наличии хотя бы одного из вышеописанных признаков рекомендуется обратиться к врачу и рассказать о своих жалобах, Вполне возможно, что придётся пройти диагностику, чтобы выявить или опровергнуть наличие заболевания.

Обследование пациентов с дизартрией

Признаки псевдобульбарной дизартрии можно установить на первом этапе появления младенца на свет: крик такого ребенка мало выражен или отсутствует в момент рождения. Ребенок не обладает сосательными рефлексом, голос плохо модулирован и содержит признаки носового.

Важно  Что делать при обмороке: знания, которые однажды спасут жизнь

Дальнейшее развитие ребенка подтверждает предполагаемый диагноз: он отказывается брать грудь или начинает захлебываться. Питание таких ребятишек часто проводится искусственно –через зонд. По мере взросления также наблюдается нарушения в речевом развитии: звуки у малыша тихие и однотонные, появляются гораздо позднее, чем у сверстников.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

Особое внимание в диагностике должно быть уделено артикуляции в состояния покоя и при движениях мимики. Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?

Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?

  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

Это объективные признаки, которые нельзя списать на формирование речи у ребенка, поход к врачу обязателен.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются:

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

Отличие между бульбарной и псевдобульбарной дизартрией

Данные виды патологий имеют немало общих симптомов, которые указывают на наличие заболевания. При этом они отличаются друг от друга, и людям следует знать разницу. В частности при бульбарной форме поражаются периферические нейроны, а при псевдобульбарной – центральные. Также есть отличия по симптомам, на которые врачи ориентируются во время диагностики.

Для псевдобульбарной дизартрии характерны следующие проявления:

Сильно ухудшается память, при этом ребёнок не может концентрировать своё внимание на одной конкретной мысли.
Ухудшается двигательная активность несовершеннолетнего.
Мышцы возле рта, а также на подбородке способны периодически сокращаться.
Наблюдаются проблемы с артикуляцией, а также с произношением различных звуков. При этом парез не развивается, это характерно только для бульбарной дизартрии.. Следует отметить, что встречаются и другие формы заболевания

В частности врачи выделяют подкорковую и мозжечковую корку. В первом случае мимические мышцы пациента начинают непроизвольно сокращаться. Его речь становится значительно медленнее, она словно тянется. Если наблюдается эмоциональная перегрузка, тогда человек может вообще утрачивать способность разговаривать. Если не осуществлять лечение заболевания, тогда ребёнок может со временем утратить слух

Следует отметить, что встречаются и другие формы заболевания. В частности врачи выделяют подкорковую и мозжечковую корку. В первом случае мимические мышцы пациента начинают непроизвольно сокращаться. Его речь становится значительно медленнее, она словно тянется. Если наблюдается эмоциональная перегрузка, тогда человек может вообще утрачивать способность разговаривать. Если не осуществлять лечение заболевания, тогда ребёнок может со временем утратить слух.

Бульбарная дизартрия: характеристика, симптоматика и лечение

Оцените статью
Добавить комментарий