Брадилалия: выявление и коррекция нарушения

Прогноз

При раннем выявлении заболевания и комплексной терапии – прогноз благоприятный. Используя современные методы коррекции нарушений речи, пациентам удается достичь нормального произношения и освоиться в обществе. После положительного эффекта лечения не стоит забывать о регулярных поддерживающих курсах и посещении логопеда, периодически обследоваться у лечащих врачей и контролировать речь.

При позднем обнаружении речевого дефекта справиться с брадилалией сложно. Однако, положительный эффект достигается в результате длительных занятий со специалистами и при использовании медикаментозных препаратов.

Что такое уремия?

Азотистые продукты распада белковых веществ скапливаются в крови, при попадании в кровоток, циркулируют во все органы и могут нанести значительный вред организму. А также возможен тяжелый ущерб мышцам, вызывание некрозов и сепсиса. В моче содержаться и другие токсические вещества, которые должны беспрепятственно выводиться из организма, но при длительном отравлении ими, вызывают дистрофию соединительных тканей и нарушение или прекращение работы эндокринной и других систем организма.

Виды заболевания

Уремию разделяют на хроническую и острую:

Нарушение почек происходит при хронической форме уремии.

  • Для острого вида характерно поражение всего организма, в этот момент происходят функции распада и всасывания в кровь токсических веществ. Аутоинтоксикация распространяется очень быстро, такая форма болезни сопровождается дисфункциями гормональной системы, что способствует диффузии. Сопровождается нарушениями осмотического гомеостаза, электролитного баланса.
  • Хроническая форма — это завершающая стадия уремии, развивается азотемическая уремия, что обозначает полное нарушение функций почек и надпочечников. Происходят критические выбросы ядовитых веществ, с повышением уровня калия и магния. В таком случае может быть летальный исход.

Стадии проявления уремии

Ученые определяют три стадии развития уремии, описанные в таблице:

Стадия Описание
Скрытая В мочеполовых органах начинают скапливаться токсины
Ядовитые вещества еще не проникают в кровоток
Терминальная Продукты белкового и азотного распада проникают в кровь
Нарушается работа органов и систем организма
Отмечается критический уровень магния, аммиака, креатина и других веществ;
Хлоргидропеническая Кома вследствие массовой аутоинтоксикации
Возможна смерть от уремии

Коррекция тахилалии

Коррекция тахилалии сопровождается комплексным медицинским, психотерапевтическим и логопедическим воздействием, а именно:

  • проведение бальнеотерапии;
  • ЛФК;
  • аутогенная тренировка;
  • речевые упражнения;
  • логопедическая ритмика;
  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • нейроседативный массаж;
  • бальнеотерапия;
  • сеансы у психолога.

При этом главной целью коррекционной работы по устранению тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи. В данном случае пациент посещает коллективные занятия, которые подразумевают соблюдение дисциплины и режима максимального ограничения речи. В логопедической работе используются вопросно-ответные беседы. Кроме того, на занятиях применяются различные речевые методики, зарядки, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. В завершении курса пациенты приступают к рассказам, пересказам, чтению про себя и, конечно же, публичным выступлениям, которые затем подвергается анализу.

Коррекция тахилалии у взрослых пациентов длится 3 месяца, а у детей — до года. На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. На первых порах может быть очень трудно с таким замедленным темпом речи. Для этой цели дети могут произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают сохранять заданный темп во время всего занятия.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления

Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения

Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

Важно  Причины и лечение менингиомы головного мозга — прогноз и последствия после удаления опухоли

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Причины

Причины брадилалии могут быть как биологическими, так и психологическими. Исследователи данного нарушения речи выделяют:

  • Наследственные причины нарушения. Многолетние наблюдения подтверждают семейный характер расстройства в некоторых случаях.
  • Влияние экзогенных факторов на формирование расстройства. Брадилалия может быть результатом интоксикации (встречается при алкогольном синдроме плода, отравлении марганцем, угарным газом и др.), резус-конфликта, родовой или черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита (в том числе и летаргического энцефалита) и т.д.
  • Психологические факторы, влияющие на формирование брадилалии. Основными причинами нарушений данного типа являются неправильное воспитание (включает недостаток общения со взрослыми и неправильную методику воспитания) и подражание окружающим, которые отличаются таким дефектом речи.

Медленный темп речи детей, которые страдают данным расстройством, раздражает и отталкивает окружающих. В результате страдающие брадилалией дети замыкаются и предпочитают молчать, а это способствует задержке речевого и умственного развития.

Симптомы брадилалии

При брадилалии наблюдается характерная речевая и неречевая симптоматика. Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).

Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений

Обращает внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица. У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия

Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

Характерные признаки

Брадилалия сопровождается вербальными и невербальными симптомами. Среди вербальных выделяют такие признаки:

  • замедленный темп внешней речи, внутреннего диалога, процесса чтения и письма;
  • при разговоре образуются длинные паузы не только между словами, но и между звуками, буквы, в частности, гласные, растягиваются, речь прерывистая;
  • голос становится монотонным, нечётким, в некоторых случаях отмечается произношение «в нос»;
  • интерпретация звуков и слогов сохраняется, произношение очень медленное, но правильное;
  • медлительность во время чтения и письма.
Важно  Причины, симптомы, лечение и последствия менингоэнцефалита

Невербальные признаки:

  • нарушения моторики и мимических проявлений;
  • некоторая заторможенность, рассеянность, неполноценная координация движений;
  • замедление познавательных процессов психической деятельности — мышления, памяти, восприятия, внимания;
  • трудности в переключении с одной сферы деятельности на другую, иными словами — застревание, иногда неосознанное повторение движений;
  • ребёнок с такой патологией замкнут, старается разговаривать как можно меньше, испытывает устойчивый психологический дискомфорт из-за невозможности полноценного общения.

Симптоматика

Чтобы своевременно выявить нарушения речевого развития, нужно знать основные симптомы брадилалии. Их подразделяют на две категории – неречевые симптомы, проявляющиеся в поведении ребенка, и речевые – характеризующие патологический говор.

Неречевые симптомы

Определить бралилалию как самостоятельно заболевание можно только при комплексном изучении возможных причин патологии, поведения и развития ребенка. Неречевая симптоматика брадилалии характерна и для других распространенных психических и неврологических заболеваний. К таким симптомам относятся:

  • отсутствие эмоциональной звуковой выраженности и мимики;
  • проблемы с развитием мелкой моторики, координаций движений в целом;
  • постоянная вялость, отсутствие физической активности, нежелание участвовать в подвижных играх.

Невозможно поставить диагноз «брадилалия» при наличии только неречевых симптомов, так как появление вялости, отсутствие желания общения с третьими лицами, может быть как причиной развития заболевания, так и особенностью характера ребенка. Более того, медленный разговорный темп характерен для флегматиков, а у народов Крайнего Севера затяжной темп разговора считается нормой.

Речевые симптомы

Характеристика голоса при брадилалии:

  • Монотонность произношения звуков, невыразительность;
  • Длинное произношение гласных звуков, непроизвольное растягивание окончаний слов “ма-ма-а-а”, “да-а-а”, “мо-о-ло-о-ко-о”;
  • неуместные паузы между словами, фразами;
  • медленный темп разговорной речи (в диалоге с третьим лицом, при пересказе сказки или какого-либо события).

Брадилалия: выявление и коррекция нарушения

У детей младшего дошкольного возраста (в тот период, когда малыш только учится говорить и выстраивать предложения), выявить речевую симптоматику брадилалии и ее причины особенно сложно, так как родители воспринимают такую речь как норму. В результате того, что близкие не замечают проблем в развитии своих детей в раннем детстве, при дальнейшем поступлении в дошкольное образовательное учреждение у ребят возникают серьезные проблемы со здоровьем. Дети, имеющие симптомы нарушения речи или другие патологии, часто замыкаются в себе, а сверстники избегают прямого контакта, так как все испытывают дискомфорт в общении. В коллективе ребенок с симптомами брадилалии сразу же выделяется – он стеснителен, редко отвечает на поставленные вопросы, не участвует в коллективных мероприятиях.

Из-за того, что малыш с брадилалией не получает нужного его коммуникативного общения, не может и не умеет полноценно излагать свои мысли, желания и требования, нередко появляются другие, более серьезные нейродинамические патологии (например, нарушение речи судорожного характера – заикание). Чтобы предотвратить появление осложнений необходимо своевременно, при появлении первых симптомов обратиться за помощью к логопеду. Эффективными являются занятия логоритмикой, игры с речевым сопровождением, школы ораторского искусства, театральные сценки. Для развития внутренней речи ребенка необходимы регулярные разнообразные занятия на сообразительность, логику и воображение.

Почему нужно корректировать, лечить брадилалию?

Проблемы с коммуникацией могут привести к психологической травме у ребенка. Низкая активность, замедленная речь могут мешать ему налаживать общение. В результате ребенок может начать стесняться, становится замкнутым и в итоге говорит все меньше.

Однако в данном случае дело заключается не только в коммуникациях, но и развитии. Низкая речевая активность снижает и формирование интеллекта. А значит страдает и рост психологических функций — внимания, памяти, мышления.

Развитая речь соответственно возрасту необходима для умственного развития

Именно по этой причине важно по возможности раньше начать работу с логопедом, чтобы ребенок мог развиваться и учиться

Важно  Инструкция по применению к лекарству Аминалон — отзывы и лучшие аналоги

Виды брадилалии и их характеристика

Как таковая классификация брадилалии не определена, но специалистами принято разделять 3 степени болезни: легкую, среднюю и тяжелую. Первые две могут быть даже не заметны окружающим. Третья – нарушает коммуникацию больного.

Характеристика тяжелой степени брадилалии

Такая брадилалия – патологически замедленный темп речи и ключевое слово в определении «патология». Это значит, что если остальные формы брадилалии требуют незначительной коррекционной работы, то для устранения тяжелого дефекта не обойтись без многостороннего лечения. Болезнь сопровождается множеством симптомов, проявляющихся не только в речевой, но и в двигательной сфере.

Речевые проявления Двигательные проявления
  • Замедление темпа внутренней и внешней речи
  • Низкая скорость чтения, письма
  • Гласные звуки произносятся более растянуто, чем это требуется
  • Длинные паузы во время проговаривания
  • Монотонность, слабая эмоциональность
  • Медленные, даже вялые движения
  • Слабая мимика
  • Неразвитая моторика и координация, из-за чего появляется неуклюжесть
  • Проблемы с мелкой моторикой
  • Застревание на одной деятельности, движениях

Базовые способы диагностики

Дифференциальная характеристика брадилалии и тахилалии, которая также относится к нарушениям темпа, составляется по результатам тщательной диагностики. Она позволяет дифференцировать заболевания от дизартрии, заикания и других логопедических проблем. При брадилалии механизм появления и развития нарушения гораздо сложнее, чем при многих других схожих проблемах, поэтому диагностическое обследование затрагивает 3 сферы: медицинскую, психолого-педагогическую и логопедическую. Стандартные способы исследования каждой сферы представлены на схеме.

Брадилалия: выявление и коррекция нарушения

Медицинская характеристика болезни составляется по результатам консультации невролога и психиатра. Они не только изучают анамнез обследуемого, но и назначают специальные обследования головного мозга. Психолого-педагогическую диагностику проводят психолог и дефектолог, преимущественно с помощью тестов и индивидуальной беседы.

Логопедическая характеристика составляется по стандартной схеме. Изучается состояние органов артикуляции, моторики, произношения. Для этого используется различный дидактический материал, личная беседа. По результатам всех обследований составляется письменная клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с брадилалией.

Какие делаются обследования

Для составления полной характеристики брадилалии и выявления ее причин проводится множество инструментальных медицинских исследований. Самые распространенные среди них:

  1. Магнитно-резонансная томография
  2. Электроэнцефалография
  3. Позитронно-эмиссионная томография
  4. Реоэнцефалография
  5. Люмбальная пункция

На их основе изучается органическая сторона болезни, продумывается лечение и коррекция.

Брадилалия: выявление и коррекция нарушения

Основные способы лечения и коррекции

Устранение дефекта также носит комплексный характер. Используются медицинские, психотерапевтические и логопедические методики. Их характеристики представлены в таблице.

Сфера воздействия Методики
Медицинская
  • Назначение лекарственных средств и витаминов
  • Лечебная физкультура
  • Физиотерапия
  • Бальнеотерапия
Психотерапевтическая
  • Психотерапевтические занятия
  • Аутогенные тренировки
Логопедическая
  • Логоритмические занятия
  • Логопедический массаж
  • Развитие моторики

Характеристика логопедической работы

Основная задача логопеда при проведении коррекционной работы ребенка с брадилалией: развитие быстрых и четких артикуляционных движений. Ускорение темпа речи проводится в несколько этапов:

  1. Специалист задает темп одной фразой, сопровождаемой дирижированием, хлопками, другими ритмичными движениями. Ребенок повторяет фразу, подстраиваясь под указанный темп.
  2. Далее предлагается упражнение со стихотворением, строчки из которого повторяются с максимально возможной скоростью.
  3. Затем темп закрепляется при рассказывании сказок, чтении, присоединяется выразительность, эмоциональность.
  4. На последнем этапе работу проводят с помощью скороговорок, чистоговорок.

Характеристика упражнений может в некоторой степени изменяться, подстраиваясь под возможности ребенка. Дополнительно проводятся упражнения, направленные на ускорение внутренней речи. При своевременной и качественной логопедической работе, прогноз для детей благоприятен, хотя еще долгие годы будет требоваться контроль со стороны родителей или самоконтроль.

Брадилалия: выявление и коррекция нарушения

Оцените статью
Добавить комментарий