Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

Причины возникновения аутизма и классификация диагноза

Причины аутизма у детей заключаются в генетическом сбое. Спровоцировать генетический сбой может:

  • Наследственность;
  • Отравление тяжелыми металлами и другими токсическими веществами;
  • Вирусная инфекция во время беременности (ветряная оспа, корь, краснуха).

Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

Современная классификация поставки диагноза «аутизм» делит симптомы на две группы:

  • Нарушение социальной коммуникации. Подавляющее большинство детей с аутизмом имеют нарушения речевого развития. К этим нарушениям могут относиться как задержка речевого развития, так и несоответствующее функционирование. К примеру, ребенок-аутист может наизусть цитировать огромные отрывки из книг или мультиков, но просто участвовать в диалоге и рассказывать о себе он не может.
  • Повторяющиеся формы стереотипного поведения. Достаточно часто аутизм сопровождается двигательными стереотипиями – повторяющимися движениями, не несущими в себе никакого смысла. Дети с аутизмом могут начинать крутиться на месте, махать руками, подпрыгивать на месте и выполнять прочие подобные действия.

Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

Кроме того, детям с аутизмом свойственна однотипность в пристрастиях. Такие дети любят одну и ту же еду, выбирают одни и те же маршруты и пр. Например, дети с ранним детским аутизмом могут испытывать негативные эмоции, если предметы в комнате будут расположены не так, как они привыкли.

Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

С какого возраста может проявиться аутизм

Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2 – 4 случаях на 100 000 детей. В комбинации с умственной отсталостью (атипический аутизм) цифра возрастает до 20 случаев на 100 000. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4 к 1.Аутизм может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет).По поводу стандартных классификаций аутизма споры не утихают до сих пор. Согласно международной статистической классификации болезней, в том числе и психических, различают детский аутизм, атипический аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В эти расстройства входит как ранний детский аутизм, так и атипический.Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Однако первые признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идет в садик, то есть при попытке интегрироваться в общество. Однако же если в семье есть уже ребенок, то, как правило, первые симптомы малыша-аутиста мама замечает еще в первые месяцы жизни. По сравнению со старшим братом или сестрой ребенок ведет себя иначе, что сразу бросается в глаза его родителям.Аутизм может проявляться и позже. Дебют аутизма может наблюдаться и после 5 лет. Коэффициент интеллекта в этом случае выше, чем у детей, у которых дебют аутизма пришелся на возраст до 3 лет. В этих случаях элементарные навыки общения сохраняются, но изолированность от мира все же доминирует. У таких детей когнитивные расстройства (ухудщение памяти, умственной активности и так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий коэффициент интеллекта.Элементы аутизма могут быть в кадре синдрома Ретта. Он диагностируется в возрасте от года до двух. Аутизм с сохранением когнитивных функций, который называется синдромом Аспергера (или же мягким аутизмом), встречается между 4 и 11 годами.Стоит отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения

Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее ребенком.Так, родители ребенка, который всегда был послушным и не создавал проблем, вспоминают, что в детстве ребенок практически не плакал, часами мог разглядывать пятно на стене и так далее. То есть определенные черты характера у ребенка существуют изначально. Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба»

Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту

Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба». Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.

Диагностика аутизма у детей 3-х лет

Для того, чтобы знать, когда обратиться за помощью, важно знать основные этапы, которые ребенок должен иметь в каждом возрасте. Педиатр или детский психиатр может поставить официальный диагноз

Эти специалисты будут наблюдать за поведением ребенка и отслеживать его развитие. Врачи также проверят слух и зрение ребенка и проведут дополнительные тесты, чтобы исключить другие основные состояния, которые могут быть причиной симптомов. Например, ребенок с проблемами слуха может иметь социальные трудности или не реагировать, когда к нему обращаются. Врач может диагностировать некоторые симптомы аутизма.

Раннее вмешательство имеет ключевое значение для улучшения результатов у аутичных детей.Детей могут научить полезным социальным, коммуникативным и поведенческим навыкам. Существует много вариантов поддержки детей с РАС, и они зависят от симптомов ребенка.

Терапия и другие формы поддержки, которые могут быть полезны для детей с аутизмом, включают:

  • поведенческую терапию;
  • обучение коммуникативным навыкам;
  • образовательную программу;
  • семейную терапию;
  • трудотерапию;
  • физическую терапию;
  • психологическое вмешательство;
  • логопедию;
  • применение препаратов;
  • изменения образа жизни, такие как создание и соблюдение определенной рутины.

Важно управлять любыми состояниями, которые возникают у детей, подростков и взрослых с аутизмом. Они могут включать:

  • СДВГ;
  • депрессию;
  • тревогу;
  • припадки.

Диагностика аутизма

Нельзя с полной уверенностью говорить о диагнозе, если у ребенка наблюдаются некоторые признаки этого нарушения. Подобные симптомы характерны и для других заболеваний нервной системы. Его необходимо показать врачам, которые проведут исследования, чтобы определить состояние его здоровья.

Важно  Способы обеззараживания иглы и шприца

Предварительно малыша осматривает педиатр, который на основании осмотра и жалоб родителей выпишет направление к необходимому врачу. Аутизм подозревают обычно при наличие более шести признаков. После врач поговорит с родителями и понаблюдает за ним, оценивая его действия по специальной шкале.

Причины аутизма

Увеличение количества детей, заболевших аутизмом, еще острее ставит вопрос о причинах этого расстройства. За годы исследований ученые определили, что заболевание провоцируется определенным набором факторов риска.

Возможными стимулами для развития аутизма являются:

  • модификации в структуре генов;
  • органические заболевания центральной нервной системы, например, энцефалиты;
  • патологии обмена веществ, нарушения гормонального фона;
  • влияние бактериальных и вирусных инфекций;
  • отравление ртутью (например, при введении вакцины);
  • длительное использование антибиотиков;
  • перинатальное воздействие химических веществ.

Немаловажную роль играет наследственная предрасположенность ребенка к аутизму. При ее наличии любой из вышеприведенных факторов способен спровоцировать развитие заболевания.

Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

  1. Ребенок крайне редко улыбается;
  2. Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
  3. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
  4. Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
  5. Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
  6. Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
  7. Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз.

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром

Как часто встречается аутизм

Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.

И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.

Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  1. Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  2. Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  3. Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

  • медикаментозное лечение;
  • безглютеновая диета;
  • иппотерапия;
  • поведенческая терапия;
  • музыкальная терапия;
  • игротерапия;
  • ЛФК;
  • дельфинотерапия;
  • массаж.

Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники. 

Характерные признаки

Первые симптомы аутизма начинают проявляться в возрасте одного года. Уже замечаются «странность» и «необычность» у такого малыша. Родители в поведении малыша могут заметить нежелание идти на контакт, монотонные однотипные действия (игра с одним и тем же предметом, постоянные раскачивание тела в положении сидя). Часто такие дети избегают зрительного контакта.

Насторожить родителей должны задержка речи, неравномерное психомоторное развитие, отсутствие звуков и избирательное внимание. Ребенок безразличен, отстранен, никак не реагирует на воздействия из вне и на обращение к нему

Стоит отметить, что признаки аутизма у каждого из детей могут отличаться. У одного начнется истерика от звука включенного пылесоса, а другой будет играть часами в своей кроватке, не проявляя интереса к окружающему. В старшем возрасте у аутичных детей могут возникнуть серьезные проблемы с налаживанием межличностных отношений. У них нередко возникают проблемы со сном, преданность к однообразию и четкому следованию распорядка дня. Нарушение привычного ритуала действий приводит к истерике у ребенка.

Аутизм у каждого ребенка проявляется по разному в зависимости возраста. Поэтому рассмотрим основные признаки этого нарушения согласно возрасту:

До 2 лет

Малыш не жестикулирует и не лепечет к 12 месяцам, не говорит простых слов к 1,5 годам, не произносит простых фраз к 2 годам. Ребенок не смотрит в глаза, редко улыбается. Он не привязан к родителям — не плачет, когда они уходят, оставляя его, например, бабушке. Не играет с другими детьми и не стремится к общению. Предпочитает играть только с определенной игрушкой, не проявляя интереса к другим. Может неадекватно реагировать на негромкий шум, свет.

Важно  Функции черного вещества головного мозга

От 2 до 11 лет

К 3-4 годам ребенок вообще не разговаривает либо знает лишь несколько слов; все время может повторять один и тот же звук или слово. Он не стремится общаться. В поведении можно заметить, что он придерживается определенных действий, а смена их вызывает гнев. Большинство детей не способны научиться писать и читать. Некоторые проявляют особый интерес к музыке, рисованию.

После 11 лет

К этому возрасту ребенок приобретает элементарные навыки общения, однако, по-прежнему стремится к одиночеству. Период полового развития у него может протекать сложнее, чем у обычного подростка.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Наблюдение за особенностями поведения ребенка позволяет раньше выявить аутизм

Обратить внимание на нетипичные проявления должны, в первую очередь, родители. При всем разнообразии форм заболевания можно выделить общие характерные симптомы:

  1. Речевые нарушения. Могут быть разной степени выраженности: от полного отсутствия слов и звуков до незначительного ограничения словарного запаса с трудностями формирования сложных высказываний. Чаще ребенок до года не гулит, к двум – владеет 10-15 словами, к трем – не способен их комбинировать. Из качественных изменений наблюдаются: эхолалии – эхообразное повторение услышанных слов, неологизмы – придуманные слова, обращение к себе в третьем лице. В речи отсутствуют обращения и личные местоимения, она не используется для контакта с другим человеком.
  2. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Дети-аутисты не смотрят в глаза, не просятся на руки, не обнимаются с близкими людьми, не улыбаются в ответ. При попытке родителей проявить чувства с помощью объятий, поцелуев или поглаживаний – сопротивляются. Поскольку привязанность не формируется, они редко выделяют маму и папу среди прочих людей. Не реагируют на обращения и просьбы окружающих.
  3. Трудности социализации. В присутствии других людей ребенок-аутист испытывает дискомфорт, тревогу, при чрезмерном приближении кого-либо часто убегает и прячется. Такие дети не принимают участия в играх, ни с кем не дружат, потому что не могут понять эмоции и принять правила. Наблюдается постоянное стремление к уединению, в котором они чувствуют себя спокойнее.
  4. Агрессия. Эмоция проявляется приступообразно, может быть спровоцирована незначительными трудностями или ограничениями. Гнев выплескивается истерикой, криками, физической атакой. Примерно у трети детей наблюдается аутоагрессия – нанесение вреда самому себе.
  5. Отсутствие интереса к игрушкам. Ребенок не понимает, как и зачем играть с предметами. Конкретность мышления не позволяет переносить реальную ситуацию в игровой план. Особую трудность представляют символические действия, при которых один предмет заменяет другой, чем-то на него похожий (например, использование карандаша как микрофона, палки как лошади). Часто игрушки используются для стереотипных движений, среди всего разнообразия выбирается одна, к которой ребенок становится чрезмерно привязанным и часами не выпускает ее из рук.
  6. Стереотипии. В поведении детей с аутизмом отмечается выраженная тенденция к совершению однообразных, как правило, бессмысленных действий в течение длительного времени. Они могут стучать предметом о стол, раскачиваться, бегать по определенной траектории. Компульсивность поведения проявляется приверженностью к четким правилам и распорядку. Это помогает ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно.

Зная, как проявляется аутизм у ребенка, родители могут выявить симптомы на ранней стадии и своевременно обратиться за медицинской и педагогической помощью. Чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз.

Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

Проблемы семьи, воспитывающей аутичного ребенка

Ключевая проблема, как правило, заключается в том, что понимание наличия аутизма у родного ребенка происходит очень внезапно. С малышом трудно идти на контакт и взаимодействовать, но родители успокаивают себя тем, что ребенку интересно наедине с самим собой и он проявляет хорошие навыки в чем-либо. Поэтому подтверждение диагноза обычно становится очень большим стрессом.

Еще бы: кажущаяся гениальность и одаренность малыша на практике оказывается отсутствием способности к обучаемости.

Специалист может предложить отправить ребенка на обучение в специальный интернат. Делать ли это – каждая семья решает самостоятельно.

С наибольшими трудностями обычно сталкиваются мамы детей-аутистов, т.к. с рождения малыша они не получают ожидаемой радости и положительных эмоций взамен на постоянные тревоги и хлопоты, как в нормальных семьях.

Ребенок отказывается смотреть людям в глаза, не идет на руки, не смеется и даже не проявляет любви и привязанности к родной маме.

В результате у женщины может сформироваться состояние эмоционального угнетения, раздражительности и сильной депрессии.

Наряду с этим, у аутичного ребенка может отмечаться сильная привязанность к кому-либо из близких. Отличать такую привязанность от обычной будет разве что невозможность подолгу смотреть в глаза собеседника и нежелание контактировать с другими людьми, не вошедшими в круг «избранных».

Отцы в большинстве своем проводят основную часть времени на службе, поэтому не настолько сильно поддаются воздействию стресса, характерного для воспитания больного ребенка. Наряду с этим, папы также чувствуют себя разочарованными и виноватыми, хотя и стараются скрывать эмоции.

Ситуация усугубляется тем фактом, что за «сложным» ребенком зачастую приходится ухаживать в течение всей жизни. В особой обстановке взрослеют сестры и братья аутистов: в быту им приходится испытывать некоторые сложности, т.к. родителям нередко приходится жертвовать их потребностями и интересами в пользу больного ребенка.

Возрастные признаки аутизма

С возрастом дети с аутизмом могут испытывать трудности в общении, социализации и поведении. Отчасти это связано с повышением социальных требований в школе и в обществе. Дети и подростки школьного возраста могут иметь некоторые признаки:

  • потребность в рутине;
  • предпочтение одиночества;
  • отсутствие дружеских отношений;
  • агрессия;
  • волнение или разочарование, когда нарушаются рутины;
  • тревога;
  • трудность ведения разговора;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение и слух;
  • зацикленность на конкретных темах или видах деятельности;
  • проблемы интерпретации невербальных и социальных сигналов;
  • не соблюдение правил в школе и спорте;
  • необычная поза или движения, такие как покусывание или щелканье пальцами;
  • необычные речевые образцы и тон.

Аутизм в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Исследования показывают, что аутичные девочки имеют более легкие симптомы. Это может привести к гиподиагностике или постановке неправильного диагноза и трудностям с лечением. Авторы исследования с участием более 800 детей с аутизмом сообщили, что девочки и мальчики имели различия в структуре мозга и поведения. У девочек, как правило, меньше встречается повторяющееся поведение.

Симптомы аутизма

Как показали исследования, это психическое заболевание бывает самых разных типов, поэтому симптомы аутизма одних форм могут немного отличаться от других. Среди всех подобных расстройств принято выделять синдромы Ретта, Каннера, Аспергера, аутистическое поведение и атипичный аутизм. При этом аутистическое поведение не совсем является аутизмом, а синдром Ретта психиатры вообще просят обособить как отдельное расстройство. Ниже приведены симптомы, характерные для каждой формы патологии отдельно. 

Важно  Как бороться с бессонницей в пожилом возрасте — советы по восстановлению сна

Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старшеСиндром Ретта начинает проявляться достаточно рано – в возрасте от 8 до 30 месяцев. Обычно признаки аутизма у детей в этом случае заключаются в утрате уже приобретенных навыков. К несчастью, ранний аутизм Ретта переносится детьми очень тяжело, ведь со временем появляются мышечные атрофии, дистония, сколиоз и кифоз. Кроме того, ребенок утрачивает способность удерживать даже легкие предметы, и у него наблюдаются непроизвольные «моющие» движения кистей. Как показала практика, аутизм Ретта не поддается коррекции, поэтому его считают самым тяжелым нарушением среди аутистических расстройств. 

Синдром Каннера проявляется, когда ребенку примерно 2–3 года. Его симптомы: 

  • тяга к нестереотипным играм с совершенно неигровыми предметами; 
  • полная отгороженность от всего происходящего вокруг до тех пор, пока раздражители среды не становятся болезненными; 
  • неспособность с самого начала жизни устанавливать с людьми полноценные отношения; 
  • панический страх перед всеми изменениями окружающей обстановки; 
  • недостаточность или же отсутствие зрительного контакта; 
  • многократное повторение одних и тех же фраз или повторение речи других людей; 
  • задержка развития личностных качеств. 

Синдром раннего детского аутизма по Аспергеру, как и синдром Каннера, определяется стереотипным кругом интересов, недооценкой реальности и импульсивностью поведения. У некоторых детей неплохо сохраняется логическое мышление, и иногда оно поражает своей необыкновенной развитостью. В отличие от других, больные аутизмом Аспергера дети совершают мало выразительных мимических движений и довольно редко жестикулируют. Речь их больше похожа на декламацию, ведь она звучит то тихо, то так, что начинает резать слух. Также у больных наблюдается привязанность к дому, а не к его обитателям, поэтому смена жительства аутистами переносится очень болезненно. 

Признаки атипичного аутизма схожи с признаками аутизма Каннера, но проявляются они чаще всего у взрослых. Для таких больных характерно стереотипное поведение. 

Про лечение

— Взаимодействует ли ваш ребенок с психотерапевтом (арт-терапевтом, психиатром, другим специалистом) в области ментального здоровья?

— Можно сказать, нет, в начале работы с сыном мы брали консультации поведенческого специалиста и психолога. Единственное, при посещении центра реабилитации нас ведет психиатр, но он скорее фиксирует состояние и дает общее направление работы.

— Есть мнение, что если аутизм диагностирован рано и ребенком активно занимаются, то к школьному возрасту симптомы могут нивелироваться. Это так?

— Отчасти. Если с ребенком работать, дефициты частично компенсируются, вплоть до того, что он сможет ходить в школу со сверстниками. Это малая часть.

Но это не значит, что у него не будет проблем с социализацией и коммуникацией. Да и вообще, задача вмешательства в первую очередь — это сократить разрыв от нормы, а стопроцентное компенсирование — это тот идеал, который недостижим, но является ориентиром.

— Насколько важны лекарства при лечении аутичного ребенка?

— Я придерживаюсь мнения, что медикаментозная поддержка вообще не нужна, если для этого нет оснований, связанных с безопасностью (например, при агрессии и аутоагрессии).

Ну и часто при аутизме бывают сопутствующие проблемы, такие как проблемы сна или судороги, которые требуют медикаментозного вмешательства. Возможно, когда ребенок будет старше, могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, но как это всё диагностировать, если у ребенка дефицит вербальных навыков, непонятно.

— Какие еще существуют методы?

— Популярна безглютеновая и бесказеиновая диета, но мне кажется, что, если нет непереносимости этих белков, смысл ее сомнителен.

Если есть ресурсы, нет ничего плохого в анимал-терапии: канис (взаимодействие с собаками), иппотерапия (с лошадьми). Это позитивно влияет на улучшение сенсорной интеграции. Хотя вот поездка к дельфинам — весьма сомнительное мероприятие: при большой стоимости это, по сути, потеря времени и денег.

Можно ли вылечить аутизм?

Средств, позволяющих со 100%-й гарантией избавиться от аутизма, на сегодняшний день не существует. Пациентам, вступающим в борьбу с рассматриваемым заболеванием, необходимо настроиться, что этот процесс будет длительным и сложным, как физически, так и психологически. При этом методы, направленные на нормализацию состояния ребенка, необязательно дадут положительный результат.

Применять лекарства для устранения непосредственно аутизма бессмысленно, но избавить ребенка от сопутствующих ему симптомов с помощью медикаментов можно. Главные направления в борьбе с недугом – психотерапия и социальная адаптация.

Родители, занимающиеся лечением аутиста, должны придерживаться целого ряда рекомендаций.

  1. Терапия должна продолжаться не только в больнице, но и за ее пределами. Родители будут вынуждены ходить на приемы к психотерапевту, сообща работая над состоянием пациента.
  2. Лечением должен заниматься квалифицированный врач с соответствующим опытом. Часто менять психотерапевтов нельзя – из-за этого состояние пациента неизбежно ухудшится.
  3. В процессе лечения нужно постоянно работать над закреплением результатов, ежедневно прорабатывая уже освоенные навыки, пока ребенок не научится делать требуемые вещи самостоятельно. Даже после освоения навыков, к ним придется время от времени возвращаться.
  4. Родителям надо помнить и о собственном отдыхе – хотя бы 1 раз в 1-2 года им рекомендуется ездить в отпуск без ребенка.
  5. Пациент должен придерживаться режима дня.
  6. Родителям аутиста следует общаться с другими родителями, ведущими аналогичную борьбу – так будет легче справляться с болезнью. При клиниках формируются специализированные группы, члены которых общаются и делятся радостным опытом.
  7. Необходимо работать над способностью привлечения внимания ребенка, относясь спокойно и с пониманием к отсутствию реакции с его стороны.
  8. Нужно исключить вероятность изменения привычной для ребенка обстановки.

Прогноз в отношении аутизма различается в зависимости от особенностей конкретного случая. Так, некоторые дети учатся контактировать с другими людьми уже спустя 2-3 месяца после начала терапии, у других же положительных сдвигов не отмечается в течение долгих лет.

При любых обстоятельствах, надеяться на быстрый эффект не стоит – над ребенком придется работать в течение всей жизни.

Не опускайте руки, запаситесь терпением и будьте здоровы!

Оцените статью
Добавить комментарий