Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Идиотия, возникшая из-за особенностей течения родов и раннего развития ребенка (до 3 лет)

Самыми частыми причинами возникновения глубокой УО при осложненных родах являются асфиксия плода (недостаточность кислорода), кровоизлияния в мозг, черепно-мозговая травма (использование вакуумной помпы или щипцов),  перенесенные  в раннем детском возрасте заболевания головного мозга (менингит, энцефалит).

Вообще, заболевания, при которых наблюдаются нарушения сознания, судороги, высокая температура существенно увеличивают риск возникновения УО даже глубокой формы. Причем если ребенок недоношенный или переношенный, то риск осложнений во время родов существенно возрастает, следовательно, и опасность травмы плода также пропорционально увеличивается.

Следует особенно отметить, что возраст ребенка имеет существенное значение, то есть чем младше ребенок, тем выше риск нарушения психического развития от перенесенных заболеваний.

Поэтому так важна ранняя диагностика и своевременное лечение возникших заболеваний у детей.

Классический аутизм (Синдром Каннера)

В 1943 году впервые было описано такое явление, которое носит название синдром Каннера или классический аутизм.

Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Спектр детей с классическим аутизмом включает триаду аутических расстройств, у них нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет. Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они, часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются тяжёлые сенсорные трудности. В пример приведено описание одного из больных аутизмом Каннера опубликованное в 1956 году:

Лео Каннер утверждал, что дети с аутизмом очень многого могут достичь в науке, они могут жить полноценной жизнью, если найдут свои интересы и увлечения.

Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

История показывает, что многие люди, у которых бы в наше время диагностировали аутизм, сделали огромный вклад в искусстве, математике, науке и литературе.

И помните – «Аутисты нуждаются в принятии, а не лечении»

В каком возрасте диагностируют аутизм

Средний возраст ребенка, когда родителей уведомляют о диагнозе, — от трех до четырех лет. На самом деле факт аутичности ребенка заметен гораздо раньше — уже в год можно с определенностью сказать о наличии либо отсутствии аутичных черт. Внимательные родители насторожены уже тем фактом, что в год малыш не произносит простейшие слова, хотя по неврологическим нормам развития должен уже произносить. Оптимально, если малыш попадет к психологу и начнет постоянные занятия с дефектологом в возрасте около двух лет.

Чем раньше родители обратятся за консультацией по тем аспектам, которые их беспокоят в поведении ребенка, тем лучше. Современные психологи используют при диагностике тест АТЕК, который поможет выявить степени аутичности и спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

Увы, почти все мамы с недоверием относятся к детской психиатрии, и им попросту страшно вести ребенка на прием. Они беспокоятся, что услышат неприятный диагноз, будут выписаны психотропные лекарственные средства. Такой подход к здоровью недопустим — каждый месяц просрочки диагностирования важен, так как ребенок не получает адекватной терапии и не посещает необходимые для него занятия.

Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

                                                  Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется

Симптоматика заболевания

Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.

Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.

Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:

  • постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
  • повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
  • задержка в развитии ребенка;
  • ускоренный рост головы;
  • отсутствие реакции на голоса родителей;
  • отказ от грудного вскармливания;
  • нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
  • неприятие материнских или отцовских прикосновений.
Важно  Таламус как преобразователь импульсов в информацию

Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:

  • отказ от визуального контакта с собеседником;
  • невосприимчивость к собственному имени;
  • нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
  • отказ от разговоров со старшими людьми;
  • панические состояния при смене привычной обстановки;
  • определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
  • проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
  • повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.

Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:

  • депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
  • нарушение речевой функции;
  • склонность к повторяющимся действиям;
  • коммуникации с вымышленными собеседниками;
  • отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
  • негативные проявления при любых переменах;
  • повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
  • сильная привязанность к определенным предметам;
  • патологические страхи и панические состояния;
  • систематическое следование придуманным ритуалам.

Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте. Обычно они имеют следующую симптоматику:

  • игнорирование общепринятых норм поведения;
  • скудность мимики, жестов и словарного запаса;
  • отсутствие эмоций и интонации;
  • невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.

Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.

Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.

Особенности, присущие атипичному аутизму:

  • проявление болезни в более позднем возрасте, после достижения ребенком трех лет;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • заторможенность развития;
  • стереотипность поведения, возникающая с определенной периодичностью.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:

  • отсутствие задержки речевого развития;
  • познавательные способности развиты выше нормы.

Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.

Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявления заболевания. Для него характерны следующие симптомы:

  • торможение развития речи;
  • потеря приобретенных навыков;
  • утрата мышечного тонуса;
  • серьезный прогрессирующий распад двигательной функции и моторных навыков;
  • приступы эпилептического характера.

Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.

Речевое развитие детей с аутизмом

Признаком аутизма также считается отставание в развитии речи или полное ее отсутствие. Здесь возможны две разные картины проявления. При синдроме Каннера, когда аутизм проявляется в классической форме, раннее развитие речи ничем не отличается от нормы, а порой и обгоняет темп ровесников. Где-то в 1,5-2 года происходит резкий регресс, и ребенок теряет все приобретенные речевые навыки и либо перестает говорить вообще (мутизм), заменяя словарь понятными только ему звуками и словами, либо говорит стереотипными фразами, набранными из рекламы, мультиков, речи окружающих.

Весь активный словарь он использует не всегда к месту, часто совмещает звукоподражания с нормально оформленными высказываниями. Процесс понимания речи окружающих не нарушен, но реакция на нее отсутствует, именно поэтому он не отзывается на свое имя. При утрате речи также наблюдается разговор во сне и с самим собою.

У атипичных аутистов и детей с синдромом Аспергера (эти же признаки могут быть при классике) речь может развиваться более или менее нормально, но с отставанием от возрастной нормы и некоторыми особенностями. Чаще всего наблюдаются:

  • косноязычие;
  • физиологические эхолалии (повторение фразы оппонента);
  • бедность лексического запаса;
  • задержанное становление «Я» (ребенок говорит о себе в 3-м лице);
  • растянутое или ускоренное произношение, скандирование, другие нарушения просодики;
  • неправильное употребление главных частей речи и их форм;
  • склонность к автономной речи (речь сама по себе) и неразвитость диалога.

У каждого ребенка с аутизмом может быть своя речевая «фишка». У кого-то речь изобилует аутокоммандом и аутодиалогами, без коммуникативной направленности излагаемого. У других могут наблюдаться жонглирования словами-отрицаниями, неологизмами, фразеологизмами без их понимания, разным словотворчеством в необычной форме и т.д. Особую страсть они питают к рифмованию. Примерно 90% детей с РАС не понимают поэтапных словесных инструкций и вообще плохо воспринимают обращенную речь, при полной сохранности слуха.

Практически все аутисты используют в речи телеграфный стиль изложения и речевые штампы. Чем аффективнее ситуация, тем ярче выражается корявость говорения. Естественно, нарушения речи зависят от степени тяжести заболевания.

Если говорить о совсем маленьких детишках-грудничках, то у них РДА (ранний детский аутизм) может проявляться в отсутствии гуления, лепета, звукоподражания

При их задержанном развитии явно отсутствует коммуникативная направленность – ребенок не пытается этим привлечь внимание взрослых. В случае, когда человеческая речь в ее привычном понимании не развивается совсем, чаще всего вырабатывается свой собственный язык – так называемый «птичий». Малыш постоянно что-то щебечет на своем «тарабарско-попугайном» и явно не собирается воспринимать обычные слова

Малыш постоянно что-то щебечет на своем «тарабарско-попугайном» и явно не собирается воспринимать обычные слова.

В легких случаях ребенок овладевает речью, но страдает обращенная и связная ее форма, выявляются множества аграмматизмов, нарушается звукопроизношение. Спонтанная речь в быту и по ситуации самостоятельно не развивается – этому нужно долго и упорно учить.

Физкультура для ребенка с аутизмом: что лучше?

Двигательная сфера при аутизме тоже развивается своеобразно. Ребёнок может производить впечатление моторно неловкого, со слишком напряжённой или расслабленной мускулатурой, с очень плохо развитой мелкой моторикой. Но при этом может проявлять чудеса ловкости в тех областях, которые интересны и важны ему самому: запросто забираться на высокий шкаф, если ему полюбилось прыгать с высоты или нужно достать оттуда игрушку; разворачивать туго завёрнутую в фантик конфету, которую хочет съесть, и т.д. Однако для того чтобы уравновесить уровень моторики и научить ребёнка произвольно владеть своим телом (как общей, так и мелкой моторикой), обычно нужны дополнительные занятия.

Подбирать «физкультуру» для ребёнка лучше исходя из его интересов и предпочтений: очень неплохо зарекомендовали себя иппотерапия, детская йога, плавание, ритмика. Но, возможно, вашему ребёнку лучше подойдут восточные единоборства или танцы — единого рецепта здесь нет.

Работа над физическим развитием ребёнка с аутизмом не должна становиться единственным средством коррекции, но, если использовать эту область как вспомогательную, результаты будут очень хорошими, так как совершенно очевидна тесная связь развития физического и умственного, особенно когда мы говорим о таком комплексном нарушении развития, как аутизм. Кроме того, физическая активность напрямую воздействует на область сенсорики, помогая нормализовать её.

Важно  Как теменная доля обрабатывает информацию о пространстве

Интерес к социальному миру, как правило, не возникает спонтанно и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребёнка, хотя любой, кто имеет более-менее продолжительный опыт общения с аутичными людьми, видит и знает, что такие дети и взрослые скорее не могут, чем не хотят общаться.

Атипичный аутизм: главная опасность

Основная опасность детского атипичного аутизма состоит в том, что он, как правило, дает о себе знать после трехлетнего возраста и не слишком заметен

В этом случае родители

Могут просто упустить из виду отклонения в развитии собственного ребенка
Затянуть с восстановлением организма ребенка
И, в результате, получить тяжелую и с трудом поддающуюся лечению форму

Нередко при атипичном расстройстве диагноз ставится только в подростковом возрасте – тогда, когда отклонения дают о себе знать уже слишком явно.

Поэтому на родителей возлагается особая ответственность – обнаружить малейшие отклонения от нормы в поведении и развитии своего ребенка
Вот признаки, по которым можно установить наличие неспецифического первазивного расстройства

Атипичный аутизм: симптомы Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Под термином «первазивное» понимается общее расстройство развития, которое выражается в искажении трех важных сфер человеческой жизни

Это

Социальное взаимодействие
Речевое развитие
Наличие творческого мышления

У ребенка нарушена связь с внешним миром
При этом у разных детей данный симптом может проявляться по-разному
Так некоторые маленькие аутисты не против общения, но не умеют коммуницировать, а другие намеренно ищут одиночества

При специфическом расстройстве страдает не только речь ребенка, как следствие неумения формулировать собственные мысли, но и понимание разговоров других людей
Аутичные дети понимают речь, обращенную к ним, буквально

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нарушена эмоциональная сфераИм сложно выражать эмоции, а потому они кажутся холодными, неучастливыми и даже безразличными
На самом деле, таким малышам часто действительно не свойственно переживать за других людей

Первазивное расстройство развития также нередко характеризуется ограниченностью сферы мышления
Это выражается в боязни любых перемен и приверженности к привычкам
Такие дети окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия
Все новое ввергает их в панику Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Маленькие аутисты при атипичном протекании заболевания могут вести себя раздражительно и даже порой агрессивно
Недуг затрагивает нервную систему, и больной ребенок становится очень чувствительным

Нередко атипичный аутизм сопровождается сенсорными нарушениями
То есть, такие дети воспринимают и обрабатывают поступающую из внешнего мира информацию не так, как здоровые люди
сенсорной интеграции вы можете прочитать на нашем сайте в отдельной статье

Перечисленные выше симптомы неспецифического первазивного расстройства развития у детей могут проявляться не полностью
Также варьируется степень сложности проблемы
Так, например, бывает, что маленький аутист вполне интеллектуально развит, но ему сложно общаться с другими людьми
А встречаются и такие, которые заметно отстают в развитии и с большим трудом понимают речь

При легких формах атипичного аутизма родителям бывает очень сложно выявить у своего ребенка такие отклонения
Более того, в ряде случаев с этим не могут справиться даже специалисты – настолько симптомы завуалированы

Атипичный аутизм, симптомы

Сегодня большинство врачей и ученых считают, что любая форма аутизма – это расстройство общего (всестороннего) развития, которое отражается на всех жизненно важных функциях. При атипичном аутизме у детей симптомы проявляются чуть позже, чаще после 3 лет, в то время как при синдроме Каннера отличие детей от нормотипичных бросается внимательным родителям в глаза уже на первом году жизни.

При атипичном аутизме вы можете наблюдать следующие признаки ненормального развития ребенка.

  • Нарушения социального взаимодействия и адаптации. Отмечается либо стандартная отстраненность от людей и общения с ними, либо необычный интерес. Ребенок при этом стремится к контактам, но не совсем привычными способами.
  • Расстройства речи. Они могут быть ярко выражены вплоть до неспособности к обучению родному языку. Чаще речь присутствует, но ее развитие идет по дефектному пути, как и у обычных аутистов. Многие дети застревают на этапе эхолалий.
  • Использует ли атипичный аутист жестовую речь и другие виды коммуникации в общении? Не всегда. Как ни странно, им сложнее дается обучение альтернативной коммуникации, нежели обычному аутисту.
  • Сенсорные отклонения. Они проявляются странностями в восприятии стимулов извне, например, дети могут негативно реагировать на прикосновения к коже, требовать однообразной еды, придерживаться привычных маршрутов, отказываться от новой одежды или нарядов из конкретных материалов, не использовать ремни безопасности в машине или не носить часы на руке и т.д. Отказ доходит до истерики, если взрослый настаивает на выполнении своих требований. Чувствительность может быть повышенной или пониженной. Тогда дети либо избегают каких-то ощущений, либо намеренно к ним стремятся.
  • Стимминг. Он присутствует при всех типах аутизма, и атипичная его форма не исключение. Маленькие аутятя совершают странные движения конечностями и телом, необычно стимулируют слуховой и зрительный анализаторы (предпочитают странные звуки, блики солнца, бегущие строки из рекламы, игру света и теней и т.д.). Стимминг может выражаться даже в игре.
  • Кстати, игра у детей с атипичным аутизмом тоже отличается. Она однообразна и нефункциональна. В ней просматривается отсутствие воображения и плоскость мышления.
  • Плоское, линейное мышление отмечается не только в игре, но и вообще по жизни. Детям не доступны абстракции, юмор, временные понятия и переносный смысл.
  • Познавательный интерес ограничен. Наблюдается узость интересов и их зацикленность на одной или нескольких темах.
  • Эмоционально-волевая сфера расшатана. Ребенок с атипичным аутизмом не обладает необходимой оценкой своего поведения, вследствие чего не может его контролировать. Случаются вспышки агрессии, поступки выглядят импульсивными. Поведение, как правило, достаточно шаблонно и предсказуемо в определенных ситуациях и совершенно непредсказуемо в новых. Управлять эмоциями ребенок не может. На этом фоне вполне возможна аутоагрессия, хотя в данном варианте она встречается реже. Остается необычная реакция на раздражители, которые у обычных детей не вызывают негативных эмоций.
  • Нарушения моторики и координации присутствуют, но меньше, чем при классическом аутизме.
  • Инициатива и самостоятельность могут находиться на сносном уровне, т.е. в быту малыш учится обслуживать себя сам и даже проявляет желание это делать.

Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

При отсутствии некоторых симптомов сложно диагностировать аутизм, потому врачи и педагоги часто путают атипичную его форму с шизофренией, алалией, умственной отсталостью, детским дезинтегративным расстройством, эпилептической энцефалопатией и другими патологиями органического и псевдоорганического характера.

Как правило, тремя основными диагностическими критериями аутизма считаются социализация, коммуникация, речь. При атипичном аутизме у детей в большинстве случаев отсутствует один из пунктов. Начало яркого проявления признаков болезни – 3-5 лет.

Важно  Нейроглия — строение и функции глиальных клеток

В школьном возрасте дети сложнее овладевают письмом, чтением, навыками счета. Чаще наблюдается любовь к какому-то одному предмету, виду деятельности (математика, музыка, рисование, история). При умственной отсталости даже основные навыки могут остаться несформированными.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью и без нее

Условно атипичный аутизм у детей можно поделить на патологию с умственной отсталостью и без нее. При атипичном аутизме вкупе с УО мы имеем менее положительную картину развития событий в дальнейшем. Обучение будет затруднено, как и интеграция в общество. Это слабо функциональная группа аутистов. Им свойственно более яркое проявление симптомов классического РАС.

Как правило, у таких детей наблюдается слабая тенденция к набору лексики, примитивность мышления, плохая имитация, слабая память, расстройство внимания, отсутствие навыков самообслуживания, сложности в контакте даже с близкими людьми, стереотипии, страхи, агрессия. Чем сильнее нарушения интеллекта, тем ярче симптоматика. По сути, именно ментальные отклонения здесь и выходят вперед. Динамика слабоположительная или отрицательная.

Атипичный аутизм без умственной отсталости отличается более высокой функциональностью. Речевые и когнитивные нарушения минимальны, как и поведенческие проблемы. Очень часто мышление нарушено не сильно или находится на границе нормы, но на первый план больше выступают эмоциональные реакции и слабая волевая регуляция. Не исключена негативная реакция на социум и общение.

Нередко при атипичном аутизме у детей наблюдается резкий переход от «нормального» состояния к необычному, т.е. до 3-4 лет ребенок вел себя достаточно адекватно, и странности были не столь явными, а после, буквально за месяц-два, происходят резкие перемены. Ребенок может истерить на ровном месте, отказываться от привычной еды и одежды, появляются замкнутость, агрессия, импульсивность, тревожность, портится сон. Он отказывается поддерживать привычные контакты, хуже ведет себя в саду. Многие мамы отмечали, что даже выражение лица менялось – оно становилось амимичным. Такая цепочка событий происходила у детей с атипичным аутизмом без УО.

Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

Особенности и симптомы заболевания

Заметные нарушения захватывают три сферы развития ребенка:

  • адаптация социального значения;
  • развитие речевых навыков;
  • воображение, творческое мышление.

Основной характерной чертой атипичного аутизма являются нарушения, связанные со сферой взаимодействия в социуме. Эти признаки выражаются в вариативной степени, и могут различаться между собой своеобразными чертами.

Например, одни пациенты проявляют абсолютное равнодушие к общению со своим окружением, а другие, напротив, стремятся всячески взаимодействовать с людьми, но не могут в силу своих психических особенностей должным образом успешно выстроить коммуникации.

При атипичном расстройстве психики у детей часто выявляются затруднения в овладении речевыми навыками, в частности, возникает непонимание речи со стороны окружающих. Об этом может говорить скудный словарный запас, несоответствующий возрастным критериям пациента. При этом любое слово, независимо от его переносного значения, воспринимается человеком исключительно в прямом смысле.

Нарушение эмоционального развития также является обязательным симптомом атипичного аутизма. Невербального способа общения для таких пациентов просто не существует — они не выражают каких-либо эмоций, в связи с чем окружающие вешают на них ярлык равнодушных, безучастных ко всему, личностей.

Также у детей следует отметить повышенную раздражительность, отсутствие гибкости мышления и восприятия окружающей действительности. Например, такие внешние раздражители, как чрезмерно громкий звук или яркий свет? могут вызвать у человека, страдающего атипичным расстройством психики, непредвиденную реакцию в виде бурного неприятия возникших изменений, сопровождающегося истинным эмоциональным взрывом.

Характеристика, симптомы и коррекция атипичного аутизма детей

К симптомам атипичного аутизма (нельзя забывать об их различных комбинациях и степени проявления) относятся:

  • проблемы с коммуникабельностью, например, отсутствие зрительного контакта во время диалога с пациентом;
  • устойчивое отсутствие потребности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях;
  • трудности в усвоении новых словесных элементов, выпадение из памяти прежних заученных фраз;
  • выраженные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми;
  • невозможность различить смысловые и переносные значения речи, буквальное восприятие получаемой информации;
  • абсолютное непонимание невербальной формы общения;
  • постоянное равнодушие к окружающей действительности, безразличие к людям, наряду с неумением выражать собственные эмоции;
  • стойкая привязанность к монотонному характеру жизни и определенным привычкам;
  • странности в поведении, связанные с особенностями времяпровождения: долгие часы человек может раскладывать какие-то предметы, при этом оставаться погруженным в самого себя и практически не реагировать на внешние раздражители;
  • реакция на новые звуки, запахи, цветовые оттенки и структуры может быть нестандартной.

Причины аутизма у детей

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны,
но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может
послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая
    предрасположенность;
  • мутации
    плода во время беременности;
  • последствия
    некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые
    травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство
    восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в
    работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения
    взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный
    обмен серотонина в организме;
  • хромосомные
    нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные
    дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.

Может ли проявиться аутизм у взрослых?

Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется
в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не
меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при
достижении аутистом зрелого возраста.

Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом
возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия,
которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга.
Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины
появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего
перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но
существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте.
Причиной может стать:

  • хроническая
    депрессия;
  • психические
    заболевания;
  • черепно-мозговые
    травмы.

Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском
возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в
зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния
больного и его психической неуравновешенности.

Оцените статью
Добавить комментарий