Постановка диагноза
Анартрия – достаточно сложное заболевание, требующее полноценной диагностики, консультации целого ряда специалистов. Должен быть составлен подробный анамнез больного, изучается наследственность, анализируются его жалобы, отмечаются другие перенесенные, а также текущие заболевания.
Затем производится неврологический осмотр. Неврологом исследуются особенности рефлексов, артикуляционного аппарата.
Отоларинголог исследует глотку, гортань, нос с целью исключения или, наоборот, выявления каких-либо патологических процессов,
Чтобы оценить нарушения речи и звукопроизношения, больной должен посетить логопеда.
Невролог, с целью выявления причин нарушений мозга, направит пациента на такие исследования, как КТ и МРТ. Благодаря полученным результатам, станет известно, какие неврологические причины повлияли на развитие недуга.
Нейропсихолог поможет справиться пациенту со стрессом, возникающим из-за переносимого заболевания, невозможностью полноценно общаться. Дополнительно, пациенту могут назначаться консультации других специалистов (генетика, онколога).
Симптомы дизартрии
Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту». Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.
Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица. Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса. Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.
Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае. В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски. Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.
Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово. Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена. Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.
Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.
Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза. Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная. При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.
Основные диагностические признаки
Болезнь Фацио-Лонде, как и другие спинальные мышечные атрофии, диагностируются различными методами. Однако, чтобы отличить эти заболевания от остальных патологий, которые могут иметь похожие симптомы, следует знать основные диагностические признаки:
- Аутосомно-рецессивный тип наследования.
- Первые признаки заболевания в раннем детстве.
- Слабость мышц и невозможность контролировать их действия.
- Характерные изменения при проведении электромиографии.
- Атрофия мышечных волокон.
- Полное здоровье тазовых органов.
- Положительный результат при молекулярно-генетическом исследовании.
Диагностика дизартрии
В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения. На первом году жизни можно оценить неречевые расстройства
Ранняя диагностика дизартрии, в первую очередь, опирается на оценку неречевых нарушений, среди которых важно отметить следующие:
- Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата (нарушение тонуса, подвижности артикуляционных мышц)
- В лицевой мускулатуре: асимметрия, сглаженность носогубных складок, перекос рта при улыбке и плаче, гипомимия, нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гиперкинезы лица.
- В губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ, недостаточность смыкания, затруднение при удержании рта в закрытом положении, отвисание нижней губы.
- В язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, патология строения языка, патология положения языка, гиперкинезы, тремор, ограничение подвижности, повышение или понижение глоточного рефлекса.
- Мягкое нёбо: провисание нёбной занавески, отклонение увулы от средней линии.
- Нарушение дыхания: учащенное, неглубокое дыхание, дискоординация вдоха/выдоха.
- Нарушение голосообразования: недостаточная сила голоса, отклонение тембра, нарушение голосовых модуляций.
- Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания, глотания, жевания, откусывания от куска и питья из чашки.
- Гиперсаливация.
- Оральные синкинезии.
- Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма, наличие патологических рефлексов орального автоматизма.
На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств большее значение приобретают речевые симптомы.
Важно помнить! Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование позволяет дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.
Логопедическое обследование ребенка с дизартрией включает в себя оценку как речевых, так и неречевых процессов. Логопедическое обследование детей с дизартрией включает в себя:
- Сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка;
- Анализ медицинской документации;
Важно помнить! Родители, предоставляющие достоверные анамнестические данные, результаты обследования и заключения невролога, действуют в интересах ребенка и нацелены на положительный результат коррекционной работы со стороны логопеда, психолога или дефектолога.
Обследование артикуляционного аппарата:
Строение органов речевого аппарата;
Состояние тонуса мышц речевого аппарата;
Состояние произвольной артикуляционной моторики;
Наличие/отсутствие синкинезий;
Оценка степени и границы глоточного рефлекса;
Особенности приема пищи;
Обследование понимания обращенной речи:
Понимание инструкций, просьб;
Определение объема пассивного предметного и глагольного словарей;
Понимание лексико-грамматических конструкций;
Понимание последовательности событий.
Обследование собственной речи:
Оценка сформированности лексической стороны речи;
Оценка сформированности грамматической стороны речи;
Особенности слоговой структуры слов
Изучение произносительной стороны речи (внятность, разборчивость)
Обследование фонетической стороны речи
Особое внимание уделяется умению ребенка произносить звуки:
Изолированно;
В слогах;
В словах;
В предложениях;
В собственной речи.
При обследовании фонетики отмечается характер недостатков звукопроизношения:
Искажения звуков;
Замены звуков;
Пропуски звуков.
Изучение фонематических процессов:
Фонематическое восприятие;
Звуковой анализ.
Исследование особенностей дыхания;
Оценка голосовых характеристик;
Изучение просодической организации речевого потока.
Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.. Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.
Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.
Что такое подкорковая дизартрия
Дизартрией называют проблемы с произношением, выражающиеся в нарушении нормальной работы мышц артикуляционной группы. Подкорковая разновидность непосредственно развивается на почве поражения определенных участков коры и нервных связей, их соединяющих. Другое название – экстрапирамидная (гиперкинетическая).
Данная система отвечает за тонкую координацию быстрых, высоко координированных движений, она же обеспечивает управление мышечными волокнами, включая точную последовательность и рефлекторность в сложных группах моторных действий.
Характерные признаки дизартрии проявляются в расстройстве тонуса мускулатуры:
- повышенном (гипер);
- пониженном (гипо);
- нестабильном (дистонический).
Пациентов с таким заболеванием легко диагностировать по гиперкинезным сбоям в мимике или артикуляции, что, в свою очередь, выражается в спазмических сокращениях, непроизвольной смене тембра (от баса до фальцета), а также громкости голоса (резкие перепады от шепота до крика). Зачастую возникает нестабильность в темпе речи, вплоть до симптомов, близких к заиканию.
Неконтролируемые сбои в лицевой и артикулярной мускулатуре способствуют специфичному выражению дисфункции нормального произношения: больной без особых трудностей проговаривает звуки, легко складывает из них слова, но при попытке построения коротких фраз тут же входит в ступор.
Подобная ситуация наблюдается даже в обстановке, не предвещающей срыва: в игровом процессе у детей, ходе общения с близкими, состоянии полного спокойствия. Возникающий спазм блокирует мускулатуру языка, речь может прерваться на полуслове, иногда пациенты издают специфичные горловые (фарингеальные) выкрики.
Диаметрально противоположное проявление недуга – заторможенность, некоторая монотонность речи, увеличенные разрывы между отдельными словами. Переключение артикуляции – резкое и рваное, страдают также тональность и сила голоса. Изредка развитие дизартрии сопровождает ухудшение слуха, что только усугубляет ситуацию.
Диагностика
Тщательное обследование и дальнейшая терапия производится врачом-неврологом и логопедом. В некоторых случаях могут потребоваться консультации других узкопрофильных специалистов. На начальном этапе врач собирает полную информацию — когда появились первые симптомы, есть ли какие-либо хронические болезни, есть ли у членов семьи подобные жалобы.
После сбора анамнеза невролог проводит визуальный осмотр глотки, проверяет нижнечелюстной и глоточный рефлекс. Роль логопеда на этапе диагностики — оценка речевых способностей (произношение звуков, изменение тембра во время разговора, нарушение темпа речи).
Если голос пациента гнусавый, то для исключения опасных патологий в полости носа назначается осмотр отоларинголога. После тщательного визуального обследования назначается ряд диагностических мероприятий:
-
Электромиография (ЭНМГ) — диагностический метод, при помощи которого проверяется активность мышц, функциональность нерва, иннервирующего поврежденную мышцу, область поражения, степень тяжести повреждения нервов и мускулатуры.
-
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) — методика основывается на активизации клеток головного мозга. Проводится обследование при помощи специального аппарата с переменной магнитной волной. Процедура помогает определить возбудимость корковых нейронов, функциональность коры и взаимодействие определенных отделов мозга друг с другом. На основании полученных результатов врач делает выводы о работе речевых центров, а также зрительного аппарата, когнитивных функций (восприятие информации) и прочего.
-
Компьютерная томография (КТ) — исследование, позволяющее детально рассмотреть внутренние органы, костную ткань и сосудистую систему в разных проекциях. Процедура занимает всего 10—15 минут для каждого обследуемого органа, после чего врач получает послойное рентгеновское изображение, по которому ставит диагноз.
-
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование жизнедеятельности головного мозга путем регистрации импульсов, которые исходят от его отдельных областей. Методика позволяет выявить патологические процессы, происходящие в головном мозге, а также оценить характер и степень тяжести нарушения.
-
Магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ) — сканирование органов с помощью магнитных волн, позволяющих получить высококачественное изображение. Диагностика рассчитана в первую очередь на выявление аномалий головного мозга и тщательное исследование сосудистой системы. Кроме этого, с помощью МРТ проверяются межпозвоночные диски, желчевыводящие пути и другие органы человека.
Диагностика — важнейший этап, позволяющий поставить достоверный диагноз и сделать правильное назначение. При неправильном определении вида патологии и степени ее тяжести сделать корректное назначение невозможно. Это грозит тем, что выписанные медикаменты не принесут нужного результата, а болезнь будет прогрессировать.
Для диагностики патологии можно в любое время суток обратиться в Юсуповскую больницу, где дипломированные специалисты проведут детальное исследование органов на новейшем оборудовании. Благодаря безопасным аппаратам последнего поколения врачи с точностью определят вид патологического процесса без вреда для здоровья пациента. Это позволит подобрать индивидуальный курс лечения и устранить опасную болезнь в короткие сроки.